Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"
Оценка 5

Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
23.04.2017
Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"
В мире каждый год проводится множество олимпиад по предметам, от школьных до международных. Многие учителя, познакомившись с олимпиадными заданиями (а задания содержат не только программный материал, но еще изобилуют научной терминологией), задают себе вопросы. Зачем проводить такие сложные олимпиады? Почему, чтобы стать победителями и призерами, наши ученики должны готовиться по вузовским учебникам?
Подготовка к олимпиаде.doc
Подготовка школьников к олимпиадам  В мире каждый год проводится множество олимпиад по предметам, от школьных до международных. Многие учителя, познакомившись с олимпиадными  заданиями (а задания содержат не только программный материал, но еще изобилуют научной терминологией), задают себе вопросы. Зачем проводить такие сложные олимпиады? Почему, чтобы стать победителями и призерами, наши ученики должны готовиться по вузовским учебникам?    Олимпиады  проводятся, для того чтобы: 1.   Выявить   талантливых   учеников   и   способствовать   развитию   их   творческого потенциала; 2.  Выяснить, соответствуют ли знания лучших учеников по предмету требованиям, предъявляемым государственным стандартом; 3.  Определить,   выработаны   ли   навыки   самостоятельной   работы  у   школьников,   а также   посмотреть,   есть   ли   у   них   вообще   стремление   к   получению   новых   знаний самостоятельно; 4.  Расширить кругозор и углубить знания по предмету; 5. Помочь выпускникам средних учебных заведений в выборе будущей профессии и определить соответствует ли уровень знаний, умений и навыков требованиям вузов.  В школах  часто одни и те же ученики участвуют в олимпиадах по всем предметам. Это травмирует  детей­олимпийцев,  для которых олимпиада  становится  не событием, к которому   тщательно   готовился,   а   будничной   повинностью.   Травмирует   это   и   ребят, которые любят и действительно отлично знают только один предмет. Поэтому в школьной олимпиаде   должны   участвовать   все   желающие,   а   не   только   «отобранные»   учителем школьники. Из   чего   же   складывается   подготовка   учащихся   к   олимпиаде?   Состоит   она   из нескольких этапов. На   начальном   этапе   необходимо   среди   учащихся     отобрать   тех,   кто   проявляет интерес   к   предмету   и   желает   участвовать   в   олимпиаде.   В   олимпиаде   по   географии   и биологии на муниципальном уровне учащиеся впервые принимают участие в 7 классе, по химии – в 9. Нужно подобрать  учебный материал так, чтобы заинтересовать учащихся.  Следующий этап подготовки   к олимпиаде – теоретический. При выборе заданий учитываю знания и способности учащихся. Широко использую в работе тестовые задания. Необходимость   применения   тестов   обусловлена   тем,   что   задания   олимпиад   часто   в последнее   время   составляются   в   форме   тестов.   Поэтому   использую   их   и   в   качестве контроля   знаний   на   уроках,   и   в   системе   индивидуальной   работы   с     детьми,   и   при подготовке к олимпиадам. Очень   важным   моментом   при   подготовке   к   олимпиаде   является   управление   со стороны учителя процессом самообразования школьника. Без организационной помощи со стороны   учителя   даже   самый   одарённый   ученик   не   всегда   сможет     добиться   высоких результатов   в   олимпиадах.   Поэтому   для   развития   его   личности   создаю   на   уроках исследовательскую   работу,   а   также   широко   использую,   особенно   в   10­   11   классах, создание проблемных ситуаций. Всё это способствует укреплению теоретических знаний. Важным   моментом   при   подготовке   к   олимпиаде   считаю   участие   школьников   в конкурсах, викторинах. И   каждый   учитель,   конечно   же,   пользуется   своей   копилкой,   в   которой   есть олимпиадные   задания   прошлых   лет   разного   уровня.   Они   дают   возможность   ученику увидеть те изменения, которые происходят в мире, заглянуть в прошлое, увидеть динамику процесса, спрогнозировать будущее. Например,     при   подготовке   к   олимпиаде     по   географии,   развиваю   у   учащихся образное видение карты. Для этого на уроках провожу игры. Например, «Воображаемое путешествие вокруг Африки» (1 учащийся по памяти, стоя спиной к карте, рассказывает, какие   географические   объекты   он   будет   встречать,   огибая   Африку.   Путешествие начинается от Гибралтарского пролива по часовой стрелке). Такие задания необходимы, т.к.   в   последнее   время   на   олимпиадах   разного   уровня,   а   также   на   ЕГЭ   запрещается пользоваться географическими картами. Уровень заданий должен быть особенным, но так, чтобы большую часть олимпиады смогли   выполнить   все   ученики,   а   несколько   вопросов   посильны   лишь   самым   сильным. Обязательно   должны   присутствовать   вопросы,   на  которые   ответит   даже   самый   слабый ученик. Допускается, чтобы количество заданий превышало то число, которое сильный ученик сможет решить за отведенное время.  Важным  моментом является  процесс  подведения   итогов  олимпиады.  Победители обязательно получают грамоты и может быть  дополнительные оценки. Но самой главной является работа над ошибками, ведь она очень помогает заполнить пробелы в знаниях. Как же заинтересовать ребят, «заманить» их в свой предмет настолько, чтобы они захотели   изучать   биологию   на   более   высоком   уровне?   Ведь   не   секрет,   что   успеха добиваются, как правило, ученики, которые и по другим предметам показывают хорошие результаты. Иногда   олимпиадные   задания   провожу   в   заочной   форме   (на   дом).   Эта   форма проведения олимпиады имеет свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, ученики имеют время и возможность найти верное решение. Более того, участник олимпиады в поиске ответов на вопросы задания знакомится с дополнительной информацией, которая в данный момент ему не понадобится, но этой информацией   он может воспользоваться в другой жизненной ситуации. С другой стороны в заочной олимпиаде есть вероятность подтасовки результата, когда задание выполняется не самим учеником, а с помощью посторонних лиц – одноклассников, учителей, родителей и т.д. При   подготовке   к   олимпиадам   в   последнее   время   очень   часто   школьники пользуются интерактивными источниками информации. Многие из предлагаемых компакт дисков   со   всевозможными   репетиторами   ,  например,   по   биологии,   к  сожалению,   несут только  материал  школьной   программы,   и  только  по  этим  источникам  информации  нет возможности   подготовиться   на   высоком     уровне     к   олимпиаде.   Но   использовать, интерактивны необходимо в любых их видах, т.к. с их помощью можно удалить пробелы во вроде бы легких темах.           Конечно, на сегодняшний день немаловажно и использование компьютерных  технологий. Такой тип подготовки позволяем в концентрированной форме изучать и  повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в  соответствии с индивидуальными особенностями. Такие консультации на компьютерах  создают у учащихся положительный эмоциональный настрой, обеспечивают их большую информированность. Причем, можно поработать с ребенком сначала на базовом уровне, а  затем перейти на углубление. Для  педагогов, большой плюс  состоит в том, что  компьютерное тестирование избавляет от подсчета правильных и неправильных ответов  (программа даст подсказку, если это необходимо ученику). Проблемы, с которыми сталкивается учитель при подготовке к олимпиаде:   1.   Сложность   наших   олимпиад   состоит     в   подборе   необходимого   тестового материала. Уровень заданий должен отличаться, но так, чтобы часть их могли решить все ученики, а одно­два – лишь самые сильные ученики. 2. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся при подготовке к проведению олимпиады.  3.   Скорость   мыслительных   процессов   у   детей   не   одинакова.   Одни   могут сконцентрироваться   и   быстро   соображать   в   экстремальных   условиях   лимита   времени, другие   ориентированы   на   процесс   длительного   обдумывания   и   стрессовая   ситуация, вызванная ограничением времени может ввести их в ступор. 4.   Многие   школьники   не   приучены   читать.   Они   с   удовольствием   будут   искать материалы в Интернете, но в то же время с огромным трудом прочитают дополнительный материал   из   книг.   Для   преодоления   этой   проблемы   огромным   подспорьем   служит художественная   литература,   особенно   приключенческого   и   историко­географического характера.  Одним из способов приучения школьников к чтению может быть опережающее задание всему классу: выступить с сообщением, какие прегрешения против географической истины допущены автором той или иной книги, почему они сделаны.  Рекомендации по подготовке к проведению олимпиад:  —  Формировать   умение   школьников   работать   с   различными   источниками информации. —  Тренировать   школьников   умению   быстро   ориентироваться   в   олимпиадных заданиях и с этой целью предлагать в рамках самостоятельных работ на уроках систему выбора заданий. Например, из 7 предложенных выбрать любые 5 заданий — те, справиться с которыми представляется реальным.  — Обучать школьников грамотно распределять время при выполнении всего объема заданий. Олимпиадные   задания   готовы,   после   каникул   проведу   по   географии   с   7   по   11 классы,  по биологии  и химии    – с 9 по 11 классы.  Задания для старшеклассников  по биологии и географии в форме тестов (ГИА и ЕГЭ), тем более эти предметы учащиеся настроены сдавать в этом году. С химией сложнее, как правило этот предмет практически никто для сдачи не выбирает   ввиду сложности предмета. На районных олимпиадах по биологии   и   географии   задания   часто   в   форме   тестов,   либо   на   решение   проблемных вопросов (предложите пути решения проблемы, разрешить ситуацию). А по химии – это контрольные   работы,   решение   задач   повышенной   сложности,   трёхэтажные   реакции   – нерешаемые.

Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"

Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"

Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"

Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"

Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"

Педагогическая статья: "Подготовка школьников к олимпиадам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017