Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"
Оценка 5

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
23.04.2017
Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"
В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. С появлением Интернета ученики получили возможность находить информацию в сети.
Применение ИКТ на уроках географии.doc
МКОУ Иткульская СОШ ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. Учитель Патрахина С.В. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название   информатизации,   использование   которой   повышает   положительную мотивацию   к   учению,   активизирует   познавательную   деятельность,   развивает мышление   и   творческие   способности   ребенка,   формирует   активную   жизненную позицию в современном информатизированном обществе. В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ:  Учебные  Тренажеры  Контролирующие  Демонстрационные  Имитационные  Справочно­информационные  Мультимедиа учебники 1.Учебные программы ­ ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. 2. Программы­тренажеры ­ предназначены для формирования и закрепления умений   и   навыков,   а   также   для   самоподготовки   учащихся.   Использование   этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемых уже усвоен. 3. Контролирующие программы  ­ предназначены для контроля определенного уровня   знаний   и   умений.   Этот   тип   программ   представлен   разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме. 4. Демонстрационные программы ­ предназначены для наглядной демонстрации учебного   материала   описательного   характера,   разнообразных   наглядных   пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).   К этому типу  можно отнести также и презентационные программы. 5.   Имитационные   и   моделирующие   программы   ­   эти   программы   особенно важны   для   географии,   когда   изучаемый   материал   труден   для   показа   или   носит абстрактный характер. 6.   Информационно­справочные   программы   –   предназначены   для   вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. 7.   Мультимедиа­учебники   ­   комплексные   программы,   сочетающие   в   себе большинство элементов перечисленных видов программ. Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления « диалога» с источниками знаний. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. При этом значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей   (настенные   карты,   картины,     слайды,   видеофрагменты,   анимационные схемы)   можно   хранить   в   цифровом   варианте   (для   экономии   места,   времени   на подготовку учителя к уроку) и при  необходимости выводить на большой экран. Несмотря   на   то,   что   процесс   компьютеризации   обучения   географии начался не так давно,  разработана целая серия мультимедийных учебников по всем школьным курсам географии:  6 класс – учебник по курсу «Начальный курс географии» (Н.Н. Петрова)  7   класс   –   учебник   по   курсу   «География   материков   и   океанов»   (Авторы учебного материала И.В. Душина, В.Б. Пятунин, А.А. Летягин);  8   класс   ­   «География   России.   Природа   и   население»   (В.П.   Дронов,   Л.Е. Савельева, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня).  9   класс   –   «География   России.   Хозяйство   и   регионы».   (   В.П.   Дронов,   В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, Н.Н. Роготень).  10   класс   –   «Экономическая   и   социальная   география   мира»   (В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя, С.А. Горохов).       Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в самых разнообразных формах, что делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся. Как показывает опыт, применение мультимедийных средств в обучении   способствует   повышению   эффективности   учебного   процесса, оптимизации деятельности учебного процесса и учащихся. Очень важно понять, что применение ИКТ не ломает традиционной методики обучения, а является  ее существенной составной частью. Таким   образом,   возможности   компьютерных   технологий   в географическом образовании позволяют: 1. интенсифицировать учебный процесс; 2. активизировать   аналитическую,   познавательную   деятельность учащихся; 3. демократизировать методику преподавания; 4. повышать мотивацию учащихся; 5. организовывать самостоятельное обучение учащихся; 6. формировать целостную картину мира; 7. демонстрировать   информационные   объекты   (слайды,   рисунки, видеофрагменты, звуковые фрагменты и тд.) 8. разрабатывать презентации, мультимедийные лекции, использовать электронные таблицы  Excel  для организации практических работ, использовать   текстовый   редактор  Word    для   разработки   тестов, подготовки раздаточного материала. Применение ИКТ на уроках географии   Использование на уроках мультимедиа­учебников. Мультимедиа­учебники   –   это   средство   обучения   нового   поколения, сочетающие   в   себе   элементы   разных   видов   компьютерных   программ   и, соответственно целый ряд функций. Во­первых, как и традиционный учебник, он осуществляет   информационную   функцию,   обеспечивает   усвоение   школьниками содержания учебного предмета. Благодаря  мультимедиа­технологиям   учебный  материал  представлен   ярко  и увлекательно   в   виде   различных   носителей   информации:   иллюстраций, видеофрагментов,   компьютерной   анимации,   слайдов,   текстов,   сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.  Кроме базового учебного материала в мультимедиа­учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углубленного или межпредметного характера, выход в Интернет. Другая важная функция мультимедиа­учебника ­ организация самостоятельной учебной деятельности школьников. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного   вида   (обучающие,   тренировочные,   итоговые)   и   тестовых   заданий,   вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника  Мультимедиа­ технологии позволяют не только  выстраивать материал в виде последовательного   изложения,   но   и   создают   возможность   нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать   материал   в   необходимой   для   них   последовательности,   устанавливать индивидуальный   темп   усвоения   материала.   Все   эти   возможности   способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к географии. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа­ учебников   даже   «   слабые   ученики»   работают   более   активно,   не   отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Еще   одна   функция   мультимедиа­учебника   ­   контролирующая.   В   разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок. Благодаря   сводной   результирующей   таблице   выполняется   корректирующая функция.   Учитель   имеет   возможность   отслеживать   достигнутые   учащимися результаты, осуществлять « обратную связь», корректировать свою деятельность  с учетом   индивидуальных   особенностей   учащихся.   В   каждой   теме   присутствуют практические   работы,   выполнение   которых   обеспечивает   мониторинг   решения задач. В ходе работы при возникновении ситуации затруднения учащийся получает подсказку в виде разъяснения термина, ссылки на конкретный учебный материал, выбор   варианта   решения,   набора   пропущенных   в   шаблоне   элементов.   Таким образом,     деятельность   учащегося   корректируется   и   направляется   в   нужном направлении.   Благодаря   возможности   выхода   в   Интернет   школьники   не   только могут   получить   дополнительную   информацию   по   курсу,   но   и   работать   в перспективе в режиме дистанционного обучения. Методическое   построение   учебника   обеспечивает   возможности   как   для самостоятельного изучения учащимися представленного учебного материала, так и для широкого применения мультимедиа­учебника в учебном процессе в комплексе с другими средствами обучения. Таким   образом,   благодаря   разнообразию   выполняемых   мультимедиа­ учебниками функций я применяю их по нескольким направлениям: 1. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке:  мотивация обучения;  передача учебной информации;  демонстрация наглядных материалов;  показ, сопоставление процессов и явлений. 2. Организация самостоятельной деятельности учащихся:  самостоятельное приобретение знаний и умений;  подготовка докладов, сообщений,  рефератов;  осуществление дифференцированного подхода;  углубленное изучение географии. 3. Проверка результатов обучения:  практика;  тесты. Возможности применения мультимедиа­учебников   в нашей   школе невелики, но имеется  локальная сеть, принтер, сканер, мультимедиа проектор; 1. Выход в Интернет; 2. Наличие мультимедиа­учебников. 3. Небольшая наполняемость классов. 4. Возможность использования кабинета во внеурочное время. Используемые мультимедиа­учебники в учебном процессе. 1.«Начальный  курс  географии» 6 класс 2.«География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны» 7 класс 3.География  России 8 класс 4.«Экономическая и социальная география мира» 10 класс 5.Библиотека наглядных «География 6­ электронных пособий 10 класс» Примеры использования мультимедиа­учебников в учебном процессе. 1.  По учебнику Петровой Н.Н. использую как дополнительный материал, т.к. основной   учебник   по   которому   занимаются   учащиеся   это   Герасимова   Т.П. Неклюкова. Начальный курс географии 6 класс, Дрофа, Москва, 2002.Использую так же тесты для проверки материала. 2.  Использую ММУ для 7 и 8 класса. Материал используется на различных типах уроков Материал   по   открытию   и   исследованию   территорий   позволяет   ученикам познакомиться   с   именами   путешественников,   маршрутами   их   путешествий, значением их открытий, ответить на проблемные вопросы. Большим интересом у учащихся пользуются виртуальные экскурсии, например « Африканские саванны», «Амазония». Незабываемое впечатление оставляют у детей   видеофрагменты,   например   «Вулканы   и   горячие   источники». Продемонстрированная   таблица,   может   быть,   и   останется   в   памяти,   но видеофрагмент останется надолго. В   зависимости   от   темы   урока,   его   типа   используются   активные   кнопки «Географическое положение», «Открытия и исследования», «Рельеф»,  «Климат», «Внутренние   воды»,   «Население»,   «Страны»,   причем   их   использование многогранно; на уроках изучения нового материала, повторения, обобщения. При закреплении и обобщении темы при выполнении теста ученик имеет возможность при желании и  необходимости вернуться к материалу, посмотреть , повторить и попробовать выполнить тест снова. Практика также используется многократно;  При изучении нового материала для закрепления;  При повторении на следующем уроке;  На уроках обобщающего повторения. Тесты обычно начинаю использовать при окончании изучения темы за 3­4 урока до обобщающего урока, к последнему уроку дети обычно уже готовы отвечать на вопросы тестов, которые охватывают всю тему. 3. ММУ 9 класса использую для изучения нового материала и повторения. 4. ММУ 10 использую как дополнительный материал в 7 классе. 5.  Электронное   пособие   по   географии   использую   как   иллюстрационный материал при изучении нового материала. Слайды позволяют иллюстрировать новый материал, видеофрагменты понять учащимся сущность явлений, работу приборов   (например   работу   сейсмографа).   Также   это   электронное   пособие позволяет дать дополнительную работу ученикам, которые быстрее осваивают материал   и   дать   им   возможность   получить   дополнительные   сведения, приготовить небольшое сообщение прямо на уроке или к следующему уроку.  Использование ИКТ для разработки учебных  материалов. 1. Работа в программе Power Point. Программа   презентаций   позволяет   создавать   наглядные   пособия   для изучения   тем.   Мною   разработаны   презентации   по   многим   темам   курса географии.   Презентации   позволяют   последовательно   изучать   тему,   в   ней содержится   необходимая   номенклатура,   схемы.   Ее   использовать   можно   на каждом уроке через мультимедиа проектор при изучении нового материала, повторении, также индивидуально каждым учеником. В качестве иллюстраций я использую фотографии географических объектов: возвышенностей, холмов, рек,   родников   и   т.д.   Почти   каждая   презентация   заканчивается   тестом   или заданиями, которые должны выполнить все.  Помогают составлять различные презентации ученики, которые делают их по предложенному шаблону или по собственной задумке. Программа презентаций, сканер, позволяют делать мини презентации для иллюстрации   рассказов,   например   «Северная   Америка»,  «Русская   равнина», «Урал».   Демострация   их   через   мультимедиа   проектор   позволяет   создать   у учащихся образ изучаемой территории. 2. Текстовый редактор Word. С   помощью   текстового   редактора   набираются   тексты   раздаточных материалов,   например   списки   географической   номенклатуры,   шаблоны характеристики   географического   положения,   планы   характеристики географических объектов. Учащиеся набирают тексты сообщений, печатают рефераты. Разработан и использован материал по истории села «Любимый сердцу   фотографий, материалов уголок: гордость, надежда и боль» (с презентацией  по природе, истории села, топонимике, истории школы. 3. Использование Интернет ресурсов. С   появлением   Интернета   ученики   получили   возможность   находить информацию в сети.  Информацию дети находят последовательно, используя главные страницы и ссылки, выполняют задания. На уроках географии материков изучая материки ведется поиск информации по различным географическим объектам. Например «Водопад Анхель», «Река Нил». Широкополосный   Интернет   дает   возможность   находить   информацию непосредственно   на   уроке,   составлять   небольшие   сообщения,   дифференцировать работу.

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"

Педагогическая статья: "Применение ИКТ на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017