Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"
Оценка 4.7

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
23.04.2017
Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"
Актуальность темы «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии» бесспорна, поскольку в настоящее время в школьном образовании на первое место ставится развивающее обучение, а где же, как не на уроках с элементами самостоятельной познавательной деятельности чётко и ярко прослеживается данная проблема. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии.docx
Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии Цель: развитие   познавательного   интереса   и   творческих   способностей учащихся на уроках географии. Задачи:            создание комфортных условий для проявления познавательной активности учащихся; 1) учебной деятельности на разных этапах урока; 2) индивидуальных особенностей личности; 3) гуманистического, экологического воспитания на уроках географии.   формирование   нравственного,   эстетического,   патриотического, использование   разнообразных   форм   и   методов   организации организация   самостоятельной   работы   учащихся   с   учётом   поставленных   перед   учителем,                Актуальность   темы «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках   географии»   бесспорна,   поскольку   в   настоящее   время   в   школьном образовании на первое место ставится развивающее обучение, а где же, как не на уроках с элементами  самостоятельной познавательной деятельности чётко и  ярко  прослеживается   данная  проблема.  Невозможно  добиться  успехов  в решении   задач,   без   активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.            Новые   знания   лучше   воспринимаются   тогда,  когда   учащиеся   хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких  потребностей,   то   учащиеся   с   интересом   включаются   в   работу. Если   учащиеся   не   вовлечены   в   активную   деятельность,   то   любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.          Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов   и   приёмов,   что   позволяют   повысить   эффективность   усвоения географических   знаний,   помогают   распознать   в   каждом   школьнике   его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.  В связи с этим закономерно пришла к изучению и применению технологии личностно­ориентированного развивающего обучения И.С.   Якиманской,   так   как   она   создает   условия   для   активизации   учебно­ познавательной деятельности учащихся. Эта система отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу развития  индивидуальных способностей каждого ребёнка, в помощи личности познания   самого   себя,   самоопределения   и   самореализации.   Развивающее обучение   учитывает   и   использует   закономерности   развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.      Развитие познавательного интереса ­ сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников.  Установлено, что интерес   проявляется   как   к   содержанию   учебного   материала,   так   и   к организации   познавательной   деятельности.   Как   утверждают   психологи, активизация   познавательной   деятельности   способствует   развитию познавательного интереса.     Аспекты методики познавательного интереса включают три момента: 4) привлечение учащихся к целям и задачам урока; 5) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; 6) включение учащихся в интересную для них форму работы.     Для мотивации учебной деятельности использую следующие методы:    эмоциональные:  поощрение, порицание,  учебно­познавательная  игра, создание ярких наглядно­образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание;  познавательные:  познавательный   интерес, опора  на жизненный  опыт, создание   проблемной   ситуации,   выполнение   творческих   заданий, мозговая атака;     волевые:   предъявление   учебных   требований,   информирование   об обязательных   результатах   обучения,   формирование   ответственного отношения к учебе, самооценка деятельности;  социальные:   создание   ситуации   взаимопомощи,   заинтересованность   в результатах  коллективной работы, взаимопроверка, работа группами.       Важное значение для организации познавательной деятельности учащихся на уроке имеет учебник – основной и наиболее доступный  источник знаний. В последние годы у многих учащихся снижен интерес к  чтению,   ребята   мало   читают,   не   умеют   выразить   свою   мысль,   составить рассказ, логично изложить прочитанное. В связи с этим, на уроках стараюсь научить   работать   с   учебником:   правильно   пользоваться   его   текстом, заданиями, иллюстрациями. Важно уметь анализировать содержание текста, выделять в нем самое существенное, устанавливать связи с картами, схемами, рисунками.  При   работе   с  учебником   во   время   изучения   нового   материала выдвигаются вопросы, на которые учащиеся пытаются найти ответ с помощью текста.   Рубрика   «Проверь   себя»   позволит   убедиться,   насколько   хорошо учащиеся   усвоили   раздел   или   тему.   Вопросы   и   задания,   помещенные   в учебнике,   помогают   лучше   усвоить   материал   курса.       Примеры   работ   с текстом учебника, которые могут быть проведены при изучении новой темы: составление   развёрнутого   плана   текста   (цель:   научить   выделять   главное   в содержании текста, уметь кратко сформулировать свою мысль); ответы на вопросы   (Приложение   №1),   установление   причинно­следственных   связей, составление   схем   и   таблиц   на   основе   текста   учебника.     При   повторении изученного материала обращаюсь к вопросам, которые даются в конце темы. Даю индивидуальные задания для самостоятельной работы дома, например ­ подготовить сообщение о путешественниках и мореплавателях (в 6 классе: тема «Путешествия и географические открытия», в 7 классе: тема «Как люди открывали и изучали Землю», в 8 класса: тема: «Как осваивали и изучали Россию»).   При   работе   с   учебником   используется   иллюстративный   аппарaт учебника,   который   создаёт   возможности   для   выполнения   зaданий, направленных на работу c картoй, дополнительнoй литературой и другими источниками   знаний.   Работая   с   текстом,   дети   составляют     по   параграфу несколько вопросов, затем, работая в парах, с удовольствием  задают друг другу   придуманные   вопросы   и   отвечают   на   них.   Некоторые   вопросы повторяются,   но   ответы   на   них   повторно   лучше   запоминаются   особенно слабым учащимся.       Провожу с учениками уроки – исследования, где для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного. Ученики во   время   урока   сами   накапливают   факты,   выдвигают   гипотезу,     создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке   становятся   выводы,   самостоятельно   полученные   школьниками,   как ответ   на   проблемный   вопрос   учителя.   Например,   конкурс   «почемучек». (Приложение №2)       Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что­то   доказать.   Например,   при   изучении   темы   «Климат   России»,   задаю сложный и, в то же время, интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучение этой темы?». После этого ученики самостоятельно (индивидуально или   в   парах)   пытаются   найти   ответ   на   поставленный   вопрос,   а   потом начинают доказывать, что изучаемый материал имеет большую ценность.   Ученики начинают осознавать значимость изучаемого материала.    Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, развития интереса   к   учению,  провожу   уроки­соревнования.  Такие   уроки,  бесспорно, способствуют повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать дополнительной литературы по предмету,  а также чаще работать с атласом. (Приложение №3) Во всех классах провожу географические диктанты при проверке знаний и при первичном закреплении  изученного.  Диктанты вносят в урок элементы занимательности,   способствуют   формированию   у   учащихся   грамотной   и точной   речи.   В   6,7   классах   часто   даю   задание   на   соответствие   (термин­ понятие).   В   конце   урока   дети   сами   проверяют   работы,   выставляя   оценки соседу   по   парте.   Такая   работа   особенно   нравится   детям,   так   как   они выступают в роли учителя. (Приложение №4)   Использование творческих заданий в процессе обучения ведёт к активизации познавательной   деятельности   на   уроках,   обогащает,   систематизирует   и закрепляет   знания.   Школьник   становится   активным,   заинтересованным, равноправным   участником   обучения.   У   него   происходит   отход   от стандартного   мышления,   стереотипа   действий,   что   позволяет   развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке имеет   большое   образовательное,   воспитательное,   а   также   развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей   развивается   образное,   систематическое   и   логическое   мышление. Творческие задания обычно даются учащимся следующим образом: в начале изучения каждого раздела или темы сообщаю учащимся название творческой работы,   и   они   на   протяжении   всей   темы   работают   над   ней.   Эта   работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих работ, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Например, написание географического сочинения «По дороге в школу» с использованием топографических знаков. В 6 классе, изучая тему «План местности», даю задание составить рассказ из 8­ 10 предложений с использованием условных знаков вместо слов. (Приложение №5) Для того  чтобы проверить и скорректировать знания учащихся по какой­ либо   теме,   работаем   с   карточками­тестами.   Они   позволяют   мне   увидеть степень обученности учащихся, их уровневую подготовку. Кроме того, ставлю перед детьми задачу в самостоятельном составлении теста по определённой теме,   после   чего   учащиеся   либо   обмениваются   своими   заданиями,   либо выбираю более грамотно составленный тест и прорешиваем его совместно с детьми.   Также   провожу  электронное     тестирование   учеников,     используя готовые электронные тесты. (Приложение №6)           Лекцию   провожу   с   учетом   возрастных   возможностей,   уровня   знаний учащихся. На начальном этапе проведения лекции  обучаю их умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко  формулировать   их   и   записывать,   составлять   конспект;   объясняю,   что   эти умения   будут   необходимы   им   в   их   дальнейшей   жизни.   При   изложении материала слежу за темпом, ритмом своей речи, заранее объясняю учащимся, что если я говорю медленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная   мысль,   т.е.   это   нужно   записать.   Развитие   познавательной самостоятельности   учащихся   я  считаю   важной   задачей   на   любом   уроке  и, особенно,   при   проведении   лекции   в   старших   классах.   Ведь   выпускники должны   владеть   навыками   аналитического   подхода   к   текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Эти Например, лекции должны вызывать у учащихся,  прежде всего, познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем. В своих лекциях использую элементы занимательности ­ одно из средств   формирования   устойчивого   познавательного   интереса.   Это     и интересные   факты   из   художественной,   научно­популярной   литературы   и других   источников.   Чтение   лекции   сопровождаю   необходимыми   записями опорных   конспектов,   рисунками,   схемами,   знакомлю   учащихся   с противоречиями  в науке, жизнью и деятельностью ученых. Как правило, в ходе лекции я создаю проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный   вопрос   ­   это   прием,   при   помощи   которого   мне   удается организовать   творческое   применение   предшествующей   и   усвоение последующей   информации,   правильно   сделать   важные   выводы,   закрепить необходимые знания, умения, навыки. Такие рубрики «Внимание! Проблема!» удачно освещены в 9 классе географии. Ребята решают эти проблемы иногда на   примере   собственного   села.   при   изучении   темы «Агропромышленный   комплекс»   ставлю   перед   ребятами   проблему   по возрождению сельского хозяйства в селе. Каждый из ребят старается принять участие   в   дискуссии,   невольно   становясь   директором     акционерного общества.   Они   предлагают   наладить   дисциплину   работников,   берут   ссуду, выплачивают ежемесячную зарплату и премиальные за перевыполнение плана, восстанавливают   животноводческие   фермы,   разводят   кроликов, крупнорогатый   скот,   птицу,   строят   швейные   и   ремонтно­тракторные мастерские, чтобы предотвратить отток молодёжи из села. А на уроках по охране природы ребята составляют свой «кодекс туриста» с последующей защитой   своих   проектов,   где   представляют   лозунги,   стихи,   рисунки. (Приложение №7)          Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности   учащихся   –   общественный   смотр   знаний,   который   является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их   главном   труде   ­   учении,   способствует   созданию   в   детском   коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников.   Кроме   того,   смотры   знаний   углубляют   знания   ребят   по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса  географии.   Надо отметить, что я взяла себе за правило не начинать опрос   учащихся   без   предварительного   3­х   минутного   повторения.   Это позволяет учащимся настроиться на урок и задать учителю вопросы.      Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения,   которые   расширяют   и   углубляют   обязательный   материал, увеличивают   объем   сведений,   в   итоге   получают   общую   картину   природы Земли.   Предлагаю детям такое задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Африка». Работа оформляется в виде таблицы. (Приложение №8)           Активизировать   познавательную   деятельность   обучающихся   на   уроке позволяет   использование   игровых   моментов   на   уроках.   Они   требуют минимальных затрат времени и сил учителя, но их использование позволяет решить   целый   ряд   задач,   направленных   на   развитие   памяти,   внимания. Использование   игр   в   обучении   географии   решает   множество   задач.   Они развивают   познавательный   интерес   к   предмету,   активизируют   учебную деятельность   учащихся   на   уроках,   способствуют   становлению   творческой личности ученика, так как многие  из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути   решения   не   ясны.   Вот   некоторые   примеры   игровых   моментов, применяемых на уроке:  1. «Третий ­ лишний». Смысл задания состоит в том, что в перечень трёх понятий включается одно лишнее, не подходящее по смыслу. Его и нужно убрать. Наиболее эффективно применение в 6, 7 классах. (Приложение №9) 2. «Узнай силуэт». Для этой игры необходимо изготовить силуэты материков, островов,   полуостровов,   морей   и   т.д.   По   ним   школьники   определяют географический объект. 3.   «Географическая   мозаика».   Контуры   материков   разрезаются   на   части. Задача:   собрать   правильно.   Задание   применяется   при   проведении   КВН, конкурсов. 4.   «Географическая   цепочка».   Игра   способствует   усвоению   названий географических объектов. Можно провести перед окончанием урока, когда осталось немного свободного времени. Учащиеся друг за другом называют географические названия, начинающиеся на последнюю букву предыдущего. Например,   Африка   –   Австралия   –   Ямайка   –     Алжир   –   Рим   –   Милан   – Норвегия – Ямал и  т.д.   5. «Вопрос – ответ». Целью является изучение нового материала, усвоение новых терминов и понятий, географических закономерностей. При изучении новой   темы   учащиеся   прочитывают   текст   учебника,   составляют   по   нему вопросы,   по   очереди   задают   их   друг   другу.   Тот   ученик,   которому   задали вопрос, даёт ответ.  6. «Путешествие капельки». (Приложение №9) 7. «Путешествие спиной к карте». Учащийся становится спиной к карте и  проговаривает маршрут путешествия. Например, путешествие вокруг Африки начинает с Гвинейского залива и называет объекты, которые будут ему  поочерёдно встречаться на пути. 8.   «Почта».   Из   бумаги   изготавливаются   пять   конвертов   с   надписями материков.   Участникам   игры   раздаётся   равное   количество   карточек   с очертаниями   материков,   островов,   рек,   озер,   заливов.   Учащиеся   должны положить в конверт те объекты, которые соответствуют данному материку и не ошибиться адресом. 9. «Кто, где живёт?». Суть игры заключается в правильном распределении животных по материкам или по природным зонам. Для этого ученик на карту, висящую   на   доске,   с   помощью   магнитиков   прикрепляет   рисунки   и фотографии животных. 10. «Найди ошибки в тексте». Учитель зачитывает краткие описания объектов с географическими ошибками. Участники игры должны указать на ошибки. 11.   «Что   такое,   кто   такой?».   Называются   географические   объекты   или животные, учащиеся должны назвать, что это (река, гора, водопад, вулкан, озеро и т.д.). 12. «Кроссворды, ребусы». (Приложение №10). 13. «Реклама». Предварительно, за несколько уроков, учащимся (по группам) дается одинаковое задание: создать рекламу для материка, государства, вида продукции  и представить его на «суд мировой общественности» класса.   14. «Доскажи словечко». (Приложение №11) 15. «Загадки», «Стихотворения» и  т.д.            Немыслим интерес к науке без творчества самих учащихся: они пишут рефераты,   стихи,   рисуют,   работают   с   дополнительной   литературой,   со справочным материалом, создают проекты. (Приложение №12)        Следующей моей ступенькой стали уроки с использованием ИКТ (каждый второй урок):  уроки с использованием электронных учебников, презентаций (создала множество своих), электронных тестов, виртуального эксперимента. (Приложение   №13).   Остановлюсь   на   теме   создания   школьниками мультимедиа­проектов, как самом эффективном методе проявления уровня самостоятельности   учащихся   ­   творческом!   Создание   электронной презентации   учащимися   развивает   мотивацию   учебной   деятельности, способствующей   развитию   мотивационного   компонента   познавательной самостоятельности. Учащиеся при этом ощущают себя  активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют,   сопоставляют,   находятся   в   постоянном   поиске.     Дети   уже имеют свои электронные папки. Нужно отметить, что мультимедиа­проектные работы   учащихся   могут   быть   успешно   использованы   учителем   на   своих уроках.   Очень   важно,   что   при   создании   презентаций   учащимся   отводится главная роль в проведении работы, а педагог выступает преимущественно в роли научного руководителя и консультанта. Из проделанной мною работы можно сделать следующие общие выводы: само содержание курса географии  заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика   преподавания.   А   правильная   организация   работы   по   данной проблеме   поможет   созданию   эмоционального   настроения   учащихся   по решению   учебно­воспитательных   задач   урока,   и   тем   самым,   обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.       Познавательный   интерес   к   предмету   развивается   и   во   внеурочной деятельности. Традиционно в нашей школе проводится предметная неделя, основная   форма   которой   ­   интеллектуальная   игра.   Ребята   принимают активное участие в этих играх. Кроме того ведётся кружок «Занимательная география», где дети учатся создавать презентации, работают с электронными учебниками, используют Интернет­ресурсы для создания проектов, готовятся к экзаменам.       Перспективы  дальнейшей работы  вижу в продолжение   использования информационных   технологий,   работе   над   стандартами   образования, расширении   ситуативных   умений,   разработке   элективных   курсов   для старшеклассников.  Приложение №1      7 класс.  Обобщающий  урок    по теме:  «Африка». Задание:  Используя текст учебника, ответьте на вопросы: 1. Самый большой остров. 2. Самый большой полуостров. 3. Самая высокая вершина. 4. Самая длинная река. 5. Самая полноводная река. 6. Самый крупный водопад. 7. Самое длинное из пресноводных озёр. 8. Самое большое озеро по площади. 9. Самый большой диаметр ствола у  дерева. 10. Самое крупное наземное млекопитающее. 11. Самое высокое животное. 12. Самая крупная птица. 13. Самая большая и самая жаркая пустыня. 14. Самая большая по площади страна. 15. Самая многонаселённая страна.                                             Приложение №2 Конкурс «Почемучек».   Почему летом днём у поверхности Земли воздух теплее?   Почему грязный снег тает быстрее?   Почему происходит движение воздуха?   Почему образуются облака?   Почему начинает идти дождь?   Почему на Земле происходит смена дня и ночи?   Почему происходит смена времени года?   Почему белый медведь не замерзает в Антарктиде?  Почему лягушки в пустыне охотятся ночью?  Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках, удалённых друг от друга на большие расстояния?   Почему   у   птиц,   которые   живут   в   ледяной   зоне   и   не   вьют   гнёзд,   а откладывают яйца на голые скалы,  яйца не скатываются? Приложение №3      8 класс.  Обобщающий урок по теме: «Климат».  Соревнуются три команды («Ветер», «Циклон», «Синоптики»).  Задания следующего содержания: 1. Климатообразующие факторы 2. Работа с климатической картой 3. «Термин­понятие» 4. Узнавание по описанию типа климата 5. Анализ графиков и диаграмм 6. Тесты           Задания  оцениваются  по   быстроте  и правильности. Капитан   команды предварительно   выставляет   оценки   своей   команде   за   работу   в   группе. Учитель выставляет общий балл.          6 класс. Тема: «План местности и географическая карта».  Задание: соотнесите термин и определение. Приложение №4 1. Географическая карта 2. Азимут 3. Меридиан 4. План местности 5. Географическая долгота 6. Рельеф 7. Параллели 8. Ориентирование 9. Географическая широта 10. Абсолютная высота 11. Масштаб 12. Горизонтали А) чертёж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде; Б) степень уменьшения длин линий местности на карте; В) определение своего местоположения относительно сторон горизонта; Г) угол между направлением на север или на какой­нибудь предмет; Д) все неровности земной поверхности; Е) превышение высоты точки земной поверхности над уровнем моря; Ж) условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой; З)   плоское,   сильно   уменьшенное   изображение   больших   участков   земной поверхности; И) кратчайшие условные линии, соединяющие полюса Земли; К) линии, условно проведённые параллельно экватору; Л) величина дуги в градусах от экватора; М) величина дуги в градусах от начального меридиана.           После   написания   работы   с   помощью   мультимедиа   высвечиваются правильные   ответы.   Дети,   работая   в   парах,   меняются   своими   работами   и проверяют их сами, а также выставляют оценки по шкале. 1. З ;      2.  Г;    3.  И;    4.  А;    5.  М;    6.  Д                            7.  К ;     8.  В;   9.  Л;     10. Е;   11. Б;    12. Ж  Оценка «5» ­ 12 правильных ответов; Оценка «4» ­ 8­11 правильных ответов; Оценка «3» ­ 6­7 правильных ответов; Оценка «2» ­ меньше 6 правильных ответов.       Приложение №5     6 класс. Тема: «Что такое план местности». Задание:   Замените слова в приведённом ниже рассказе условными знаками, используя атлас. От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его, и пошли   по   шоссе   вдоль   железной   дороги.   Скоро   начался   смешанный   лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго.   Наконец   лес   расступился,   и   мы   вышли   к   озеру,   берега   которого местами оказались заболоченными. Вскоре мы подошли к дому лесника – цели нашего пути. Приложение № 6 8 класс.  Тест на тему: «Озеро Байкал – жемчужина Сибири». 1. Ураганный ветер на Байкале? A. Сарма B. Баргузин C. Верховик D. Култук 2. Единственная река, вытекающая из озера Байкал? A. B. C. D. Селенга Ангара Енисей Лена 3. Максимальная глубина Байкала? A. 1240 м B. 1460 м C. 1620 м  D. 1840 м 4. Эндемики Байкала? A. Голомянка B. Хариус C. Сиг D. Байкальская нерпа 5. Ученые, изучающие озера? A. Геоморфологи B. Лимнологи C. Климатологи D. Геологи 6. Ученые, которые внесли вклад в изучение озера? A. Курбат Иванов B. И. М. Губкин C. Жак Ив Кусто D. Л. С. Берг 7. Какой климат господствует на территории озера Байкал? A. Умеренный B. Континентальный C. Резко континентальный 8. Баргузин это … A. Ураганный ветер на Байкале B. Северо­восточный ветер на Байкале C. Ураганный ветер, дующий с северо­запада с гор поперек озера 9. Самый большой остров на Байкале? A. Круглый B. Ольхон C. Долгий 10. Экологические проблемы озера Байкал? A. Молевой сплав B. ГРЭС C. Целлюлозно­бумажные комбинаты D. Туризм Приложение №7          9 класс. Тема: «Население России» 1. Сделайте прогноз, как изменится численность России или вашего  региона  к  2015 году? Прогноз обоснуйте. 2. Сопоставьте «плюсы» и «минусы» городского и сельского образов  жизни. Исходя из этого, обоснуйте свой прогноз приоритета одного из  них в следующем столетии в России и в вашем регионе. 3. Иногда утверждают, что необходимо возродить к жизни все  заброшенные деревни – в том числе для того, чтобы увеличить  производство сельскохозяйственной продукции. Проведите дискуссию,  обсудите доводы «за»  и  «против» такой точки зрения. Приложение №8   7 класс. Тема: «Евразия» № страницы Название карты Информация о материке         10 класс. Работа с контурной картой.  Задание: нанести по памяти страны: 1. Мексика 2. Япония 3. США 4. Чили 5. Франция 6. Монголия 7. Египет                            8. Приложение №9       7 класс. Тема урока: Гренландия».   Деловая игра   «Экспедиция в Гренландию» (литература дается накануне)   а) «Штурман» прокладывает курс кораблю, обговаривает условия, в которых будет проходить экспедиция, доказывает с какой стороны и почему удобнее  плыть к острову;   б) «Биолог» экспедиции подбирает материал о флоре и фауне острова;   в) «Этнограф» – о коренном населении, его быте, обычаях;  есть здесь: капитан, матросы, географы т. д. – всем им даются поручения и  задания.      6 класс. Тема урока: «Гидросфера». Игра «Путешествие капельки».  По классу развешаны конверты с названиями «Океан», «Озеро», «Болото»,  «Ледник», «Облака» и т.д. В конвертах лежат вопросы, например, с таким  содержанием – Вы попали в болото, отправляйтесь на ледник. Вы попали в  болото, полетайте в облаках. Дети подходят к любому из конвертов,  вытягивают вопрос, читают, вкладывают обратно самым последним (чтобы  вопросы не повторялись) и идут к следующему конверту (при этом каждый  свой маршрут помечают в своей тетради с помощью определённой схемы).  Детям очень нравится эта игра. В конце урока при обобщении схемы они  делают выводы.       Приложение №10      7 класс.  Кроссворд «Евразия» 6 5 4 1 2 3 7 13 8 9 1 11 12 По горизонтали:  2.Крайняя     южная   точка   Евразии. 4.Сухие   русла   рек. 7.Самая   глубокая впадина   на   Земле.   8.Высочайшая   вершина   мира.   10.   Горы   в   Европе. 11.Ураган огромной силы. 12.Остров в Европе. По вертикали:  1.Самые   высокие   горы   в   Европе.   3.Полюс   холода   в   Евразии.   5.Море, отделяющее   Евразию   от   Африки.   6.Пустыня   в   Азии.   8.Крупная   река   в Европе. 9.Вулкан в Европе. 13.Вулкан в Японии.      7 класс. Тема: «Внутренние воды Евразии».  Приложение №11 «Доскажи словечко» 1. К морю Каспию она       Течет довольно долго.       Источником была река,      Ну, а зовется... (Волга).      2. Я гордость России,       Ее исполин.      Я остров Востока –       Большой... (Сахалин). 3. Имя женское ношу.     В устье бьется пена.      С морем Лаптевых дружу,      А зовусь я... (Лена). 4. Я река­граница,     Не пролетит и птица,      Я ­ бунтарь и балагур,       Страстный, яростный... (Амур). 5. Вдаль бегу, к Оби родной,      Нрав удалый и крутой.     Камни в пыль грызу! Крепыш!      Имя мне, друзья,... (Иртыш). 6. Нас предки звали просто ­ Камень.       Шагнешь ­ подъем, шагнешь ­     провал.       Нам не страшны дожди и пламень,       Мы горы старые ­... (Урал). 7. Сосед  мой ­ Эльбрус     В шапке снежной.      Я Тереку даю разбег,     Стою я в дымке безмятежной,      Гора России ­ я... (Казбек). 8. Зовут меня морем не зря!     Прославили в песнях меня!      Любил Ангару, но из рук отпускал,     Мне громкое имя ­ могучий...  (Байкал). Приложение №12   Живи и процветай,  во всём преображайся   И трудности дерзай, и бедам не сдавайся.   Не умирай, не плачь, с проблемами справляйся.   Народ ведь не палач, ты в нём не сомневайся.   Я знаю, сможешь ты, не рухнуть на колени   И воплотить мечты, я верю, без сомнений.   Подставишь ты плечо, когда нуждаться буду,   Клянусь, моё село, тебя я не забуду.   Верь в будущее ты, тебя беречь мы будем.   Дыши село, дыши, живи на радость людям! Приложение №13      Обобщающий урок по теме: «Африка». Цель:  выявить уровень знаний и умений учащихся по теме «Африка». Задачи: 1) вспомнить уже известные данные о природе материка; 2)   показать необходимость знания основных сведений материка; 3)  продолжить  навыки работы с тестами, таблицами, схемами,  контурной картой; 4)   прививать любовь к природе материка. Оборудование:  компьютеры, экран, мультимедиа.  Этапы урока Деятельность учителя 1.  Организационны й момент. 2. Актуализация  знаний. 3. Обобщение  изученного  материала. Установочная беседа. Знакомство учащихся с  целью урока. 1. Визитная карточка  материка (приложение­1). 2.Самое, самое в природе  материка (приложение­2). 3. Знаешь ли ты?  (приложение­3). 4. Презентация по теме  «Африка». Деятельность учащихся Слушают учителя,  психологический настрой. Слушают учителя. На рабочем месте, ученики  за компьютером. Беседа (с комментарием  учителя) Слушают учителя.  Просматривают слайды,  отвечают на вопросы. 4. Закрепление. 5. Контроль. 6. Домашнее  задание. 1. Работа с приложениями  по плану характеристики  материка. 2. Работа с атласом по  нахождению основных   объектов материка. 3. Объяснение приёмов  работы с тестом. Консультации по работе с  кроссвордом. Объяснение учителя. Работают по карточкам,  пользуясь планом описания (приложение­4). Работают в парах с  использованием контурных  карт (приложение­5). Тестирование.   Решение кроссворда.   Творческое по выбору:  составить кроссворд;  сообщение «Африка в моём сердце»; создание  собственной презентации.

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"

Педагогическая статья: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017