Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"
Оценка 4.7

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
23.04.2017
Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"
«Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Социализация.docx
Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного  руководителя в социализации учащихся.  Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может,  как прекрасна была бы земля наша! А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель,  сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал  коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной  среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и,  возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире». Цели данной миссии ­ содействие максимальному индивидуальному развитию  личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную  жизнь. Важно не только учить детей русскому языку, математике и др., но и  помогать им решать их индивидуальные  проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем, с общением, успешным продвижением в обучении и,  наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Отношения со своим классом я строю на основе сотрудничества  преподавателей, учащихся и родителей.  На разных этапах нашей совместной деятельности менялись задачи, стоящие  перед нашим классным коллективом. Например, в самом начале работы в центре нашего внимания были изучение  психологических особенностей личности, создание коллектива,  развитие  творческой активности каждого ученика, укрепление связи семьи и школы. Затем определились задачи: создание в классе позитивных межличностных  отношений, сплочение класса, воспитание  сознательного отношения к  учению, повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся. На сегодняшнем этапе в центре внимания стоят вопросы самоопределения  учащегося и формирования активной жизненной позиции взрослеющего  человека, помощи в социализации. в центр своей системы воспитания я поставила ребенка и определила для себя такие способы влияния на его личность, которые помогли бы ему действовать  в следующих направлениях: «Учение» Личность обучается в течение всей жизни. Я развиваюсь, пока мне всё  интересно.  Деятельность направлена на координацию работы всех педагогов с учащимися класса, поскольку на процесс социализации влияет целостный  образовательный процесс. Учитывая вышесказанное, индивидуальные  особенности учащихся в классе создаются условия для развития  индивидуальных способностей, их самоопределения и самоутверждения в  социокультурном пространстве, что способствует социализации  подрастающего поколения. При этом я как классный руководитель принимаю  на себя социальные роли контролера, обеспечивающего включение  учащихся  в учебно­воспитательный процесс (контроль за посещением уроков,  наблюдение за поведением детей, за их питанием; индивидуальная работа с учащимися) и проводника – педагога, создающего условия для развития у  учащихся  познавательного интереса (информирование учащихся и родителей  об особенностях школы и ее требованиях; организация учебно­ воспитательных мероприятий; помощь учащимся в самообразовании;  объединение и координация усилий всех учителей, работающих в классе). Учащиеся со своей стороны получают возможность реализовать свои  способности, участвуя в проведении предметных недель, в школьных и  районных предметных олимпиадах, в предметных турнирах и чемпионатах.  Так как мои учащиеся ­ восьмиклассники, восьмерым психологической  службой гимназии предложено сдать промежуточную аттестацию в форме  защиты реферата. Пак Владислав занял первое место с исследовательской  работой по математике на республиканском конкурсе «СИГМА».  «Я – гражданин» Одним из методов формирования социальной компетенции является  социальный проект. В основе проектной технологии лежит развитие  познавательных навыков учащихся через умения самостоятельно  конструировать свое знание. А умения ориентироваться в информационном  пространстве позволяют развивать критическое мышление, творчество,  самостоятельность, активность.  Участие в субботниках, различных акциях не только сплачивает детей, но и  формирует их гражданскую позицию. «Досуг»  То, как человек организует своё свободное время, определяет одно из  ведущих направлений социализации школьников.  Изучение потребностей, склонностей и интересов детей шло в процессе  общения, при анкетировании и участии детей в общих творческих делах  (творческие конкурсы, совместные экскурсии, поездки, посещение музеев). В  классе есть свои традиции: поздравление именинников, классные праздники, в подготовке которых каждый может проявить свои организаторские  способности, классные часы «Расскажите мне обо мне», «Мой вклад в  классную копилку». «Мои нравственные ориентиры» Высоконравственные личности – признак высоко духовной социальной среды,  сложившегося общества.  Сотрудничая с библиотекарем, я расширяю круг чтения каждого  обучающегося, формирую соответствующее отношение к нравственным  идеалам, этическим нормам, к осознанию собственной личности. Мы  участвуем в акциях Добрых дел. Очень нравятся моим учащимся классные  часы­притчи, которые предполагают обмен мнением (хочется отметить  свободу в высказывании своего мнения, открытость, умение выслушать  другого, прислушаться к чужому мнению).  «Здоровье»  В современном обществе на первое место выходит физическое здоровье  человека. Забота о своём здоровье – признак сознательной личности.  Преодоление этой ступеньки социализации в большей степени зависит от  самой личности. Освоение знаний в массовой школе нередко дается немалой ценой – ценой  здоровья подрастающего поколения. Особое место в моей работе занимает  сохранение физического, психического, нравственного здоровья учащихся.  Пропаганде здорового образа жизни способствуют индивидуальные беседы с  учащимися, классные часы, лекции о здоровом образе жизни (с привлечением  родителей), участие моих учеников в традиционных спортивных  соревнованиях и победы в них. Второй год мы участвуем в Президентских  спортивных состязаниях. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Первый опыт социализации учащиеся получают в семье. Я считаю, что мне с  родителями класса повезло, так как наша работа строится на принципах  сотрудничества. Сотрудничество в интересах ребенка, формирование общих  подходов к его воспитанию, совместное изучение личности ребенка, помощь  ему в обучении, физическом и духовном развитии – главные составляющие  моей работы с родителями. Они посещают  родительские собрания,  проводимые в классе и в школе, встречаются с психологами, медиками.  Родители – мои надежные партнеры в работе по социализации школьников. Целенаправленная воспитательная работа с учащимися дает им возможность  приобрести физическое и нравственное здоровье, получить полноценные  знания, реализовать свои возможности. И, конечно, главную и безошибочную  оценку школьной программе социализации учащихся даст степень социальной  адаптации моих учеников во взрослой жизни.  Это своего рода  мини­проект, такая работа требует комплексного  обоснования, привлекаются знания  из физической и экономической  географии. Географическое образование является надежной основой для  социализации и воспитания хозяина своей страны и земли как общего дома  человечества. Воспитывать у учащихся таких качеств помогает постановка  проблемных ситуаций.   Интересным уроком считаю деловую игру по продаже  отечественных  автомобилей, где нужно показать качество различных марок, обосновать цену. Одна группа учащихся представляет  различные регионы страны, другая –  представляет компании разных стран. Другая деловая игра по  инвестированию капитала в различные производства. Одна группа учащихся  При изучении экономико­географического положения РФ особенно  останавливаюсь на значении для нашей страны Северного морского пути и  провожу деловую игру в виде заседания круглого стола «Арктика близкая и  далекая». Исследовательская деятельность учащихся может быть прослежена и на  уроке­дискуссии.  Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать   игровые технологии, а именно технологию деловой игры и различные ее модификации. Деловая игра как форма проведения урока географии и формы организации учебной   деятельности   (коллективная,   групповая,   индивидуальная   и   т.д.) вызывают   интерес   школьников,   активизируют   их   получению   социально значимых знаний. Игровая деятельность выполняет такие функции: ­функцию   коррекции:   внесение   позитивных   изменений   в   структуру ­коммуникативную: освоение диалектики общения; ­саморегуляции в игре как полигоне человеческой практики; ­диагностическую:   выявление   от   нормативного   поведения,   самопознания   в процессе игры;   личностных показателей; ­межнациональной   коммуникацией:   усвоение   единых   для   всех   людей социально –культурных ценностей; ­социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Следовательно я считаю использование деловых игр способствует получению учащимися   всех   навыков   необходимых   для   формирования   социальной компетенции. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой­либо организации, предприятия или   его   подразделения.   Имитироваться   могут   события,   конкретная деятельность людей. Например:   Северный   Кавказ.   Природные   комплексы,   хозяйственную деятельность человека.8 класс.  Цель:   Способствовать   формированию   самостоятельности   школьников при решении познавательных и профессиональных задач. 1.Подготовительный этап. Класс делится на группы по 4­5 человек. Каждый становится специалистом определенного   профиля:   картограф,   геолог,   климатолог,   биолог­почвовед, эколог. Группы   изучают   общие   сведения   о   Кавказе   и   какой­то   один   природный комплекс, отвечают на вопросы, предложенные в конверте с заданиями. .   Данная   модификация   способствует   эмоциональной   приподнятости, деятельности, соперничеству, конкуренции, учащиеся вовлекаются в некую жизненную   ситуацию.   Удовлетворяет   потребности   в   самоутверждении самореализации. Усвоению некоторых профессиональных навыков.   Операционные игры. Например: Урок­ игра по теме : Глобальный энергетический кризис.11 класс. Цель:   Анализ   проблем   человечества   в   сфере   энергетики.   Формирование   у учащихся в процессе дискуссии умения полемизировать, отстаивать или при необходимости   оспаривать   положения,   составляющие   суть   энергетической проблемы. Исполнение ролей «Деловой театр». Например:  Урок – игра. Экспертиза водных ресурсов Украины. 9класс.   их   влияние   на   жизнь   и   суждений Цель:   Выяснить основные причины недоставка водных ресурсов   Украины. Формирование у учащихся объективной оценки событий. В   своей   практике   я   использую       приемы,   которые   позволяют   мне провести ребенка к формированию социально значимых качеств, что является основой   социальной   компетенции.   Объяснительно­иллюстративный, репродуктивный,   частично   поисковый,   исследовательский   (по   характеру познавательной   деятельности).   Словесный,   наглядный,   практический   (по источнику знаний). Специфика  деловых игр  представлена мною в таблице. Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта.  Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте при различных модификациях деловой игры, позволяет  мне создать условия для   развития   социальной   компетентности   учащихся   на   разных   уровнях: репродуктивном, частично­поисковом и исследовательском. Например,  репродуктивный   уровень  предполагает   проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи на карте   какой­либо   географический   объект»,   «Определи   географическое положение объекта» и т.д. Отличие частично­поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте» и т.д. И, наконец, третий ­  исследовательский  уровень состоит из заданий типа: «На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком­либо географическом явлении или процессе». Планируя уроки, я стараюсь, чтобы используемые   формы обучения сочетались со всеми остальными компонентами образовательного процесса. Именно это сочетание позволяет мне добиваться  положительных результатов при   развитии   социальной   компетентности   учащихся.   Деловая   игра предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет: ­ обеспечивать   режим   наибольшего   благоприятствования   для   проявления индивидуальных   качеств   каждого   учащегося   в   системе   межличностных отношений; ­ исключить пассивную позицию ребенка на уроке; ­ самостоятельно   добывать   теоретические   знания   и   формировать практические навыки; ­ получать опыт определенного социального поведения . Следующим   компонентом   представленной   системы   работы   является социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих уроках,  поскольку   межличностное   общение,   построенное   по   определенным принципам, позволяет  мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует   проявлению   индивидуальности   каждого   ученика.   Основными принцами, которыми я руководствуюсь, являются:  ­ принятие ребенка таким, какой он уже есть ­ ­ справедливость,тактичность, уважение к личности ученика;  естественное и свободное поведение учеников и учителя; ­ ­ ­ ­ -  выдержанность учителя;   снятие   по   возможности   всех   стрессообразующих   факторов   учебного процесса, снижение уровня тревожности учащихся;  спокойное отношение к ошибкам детей;  стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям; создание ситуации успеха.

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"

Педагогическая статья: "Социализация учащихся в классном коллективе. Роль классного руководителя в социализации учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017