Педагогическая статья: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»
Оценка 4.6

Педагогическая статья: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
23.04.2017
Педагогическая статья: «Современное образование:  новые требования, новые возможности,  новая ответственность»
Современное образование.doc
Тема педсовета: « Современное образование:  новые требования, новые возможности,  новая ответственность». Модель   современной   школы   должна   соответствовать   целям   опережающего инновационного   развития   экономики   и   социальной   сферы,   обеспечивать   рост благосостояния   страны   и   способствовать   формированию   человеческого потенциала. Сегодня   образ   успешного   выпускника   школы   становится   ориентиром   для проектирования   процессов   и   условий   получения   образовательных   результатов, главным инструментом развития школы и педагога. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность   творчески   мыслить,   находить   нестандартные   решения,   проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Школьное   образование   сегодня   представляет   собой   самый   длительный   этап формального   обучения   каждого   человека   и   является   одним     из   решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Каким же должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач. Какая модель школы нам нужна в будущем, и каковы должны быть требования к этой школе? Ключевые   направления   развития   общего   образования   определены   бывшим Президентом   России   Дмитрием   Анатольевичем   Медведевым   в   национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». (СЛАЙД) Обновление стандартов  – одно из основных положений президентской инициативы «Наша новая школа». (СЛАЙД) Действительно новые стандарты нужны школе, ребенку и родителю, учителю и администратору,   чтобы   четко   знать   к   какому   результату   должны   подойти   к окончанию начальной основной, старшей школы все участники образовательного процесса. Стандарты   должны   меняться,   уже,   хотя   потому,   что   с   бешеной   скоростью меняется общество, появляются новые вызовы уровням образования. И дети тоже меняются.   Сегодня   совсем   другие   и   первоклассники,   и   выпускники   чем   те, которые были даже 10 лет назад. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехническом конкурентном мире.   Этой   задаче   соответствуют   обновленные   образовательные   стандарты, включающие три группы требований: ­ требования к структуре образовательных программ; ­ требования к условиям реализации образовательных программ; ­ требования к результатам их освоения. Требования к результатам (СЛАЙД) должны включать не только знания, но и умения их применять. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных 2 результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные (т.е. способы деятельности   усвоенные,   полученные   на   базе   нескольких   учебных   предметов, основанные   на   самостоятельной   интерпретации   полученной   информации)   и   на личностные   результаты   (т.е.   приобретенных   в образовательном   процессе,   в   сущностные   черты   характера,   в   мировоззрение,   в нравственные принципы).   превращение   знаний, А   эти   результаты   (предметные,   метапредметные,   личностные)   могут   быть достигнуты   (особенно   в   гуманитарных   предметах)   при   освоении   достаточно разного,   Нужен   определенный   «регулятор», определенный ориентир при выстраивании содержания образования. Как известно, свято   место   пусто   не   бывает,   и   место   ориентира   построения   содержания образования может занять только ЕГЭ.   вариативного   содержания. В   этих   условиях   и   возникла   идея   фундаментального   ядра   содержания школьного образования (СЛАЙД)  – того минимально необходимого содержания, без   освоения   которого   выпускнику   школы   невозможно   ни   продолжить образование, ни полноценно реализовать себя в современном обществе. Методологической   основой   ФГОСа   второго   поколения  (СЛАЙД)  является системно­деятельностный   (компетентностный)   подход.   Это   переход   к   самым современным образовательным технологиям. Кроме этого деятельностный подход требует   соотношения   теоретической   и   практической   долей   содержания   новых стандартов   в   пользу   практической   составляющей,   конечно   без   ущерба фундаментального знания.  Деятельностный   подход   определяет   требования   к   содержанию   учебных программ. Учебные программы предусматривают такую систему задач и средств решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету,   формирование   универсальных   учебных   действий   и   как   следствие   – усвоение системы знаний и формирование компетентности.        В течение двух прошедших лет многие педагоги прошли курсы повышения квалификации по овладению стандартов второго поколения. (СЛАЙД) В основе стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между   личностью,   семьей,   школой,   обществом   и   государством.   Этот   тип взаимоотношений   основан   на   принципе   взаимного   согласия   всех   участников образовательного процесса. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Таким образом, стандарт – средство обеспечения планируемого уровня качества образования. (СЛАЙД) Первые робкие шаги были сделаны во всех школах по освоению и внедрению в педагогический процесс элементов деятельностного подхода. Педагоги получили мощный стимул к профессиональному саморазвитию, при применении в своей работе, например, проектной деятельности. Учащиеся этих педагогов   выступают   активными   участниками   в   учебном   процессе,   становятся субъектом познавательной деятельности.  Школьники свободны в выборе способов 3 и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает, как   и   что   делать.   С   самого   начала   проекта   ученик   оказывается   в   ситуации неопределенности, что именно стимулирует его познавательную активность. Эффективное   внедрение   новых   образовательных   стандартов   невозможно   без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. (СЛАЙД)     Следующее ключевое направление развития общего образования. Совершенствование системы поддержки талантливых детей. Одновременно   с   реализацией   стандарта   общего   образования   должна   быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их   сопровождения   в   течение   всего   периода   становления   личности,   вовлечение таких детей в олимпиады, конкурсы, турниры. Вовлечение учащихся в поисковую исследовательскую   деятельность   решает   задачу   развития   самостоятельного мышления,   творчества,   воображения,   способности   в   диалоге   активно   познавать мир, видеть проблемы и искать пути их решения. Участие в исследовательской деятельности способствует самопознанию и самоактуализации личности учащихся. К сожалению, наши обучающиеся часто  не имеют элементарных сформированных навыков исследовательской деятельности и ограничиваются зачастую скачиванием с Интернета различных рефератов, презентаций, сообщений.   Одаренный ребенок   требует индивидуальной работы, серьезного внимания, заботы, поддержки со стороны школы. Все чаще одаренность противопоставляется «предметному знанию». Значительным механизмом поддержки мотивации может быть дополнительное образование.  Реально можно создать стимулы для тех, кто может быть успешен не в интеллектуальном   труде, а в других сферах – спорте, искусстве, прикладном творчестве, востребованных школьниками. Третье направление президентской инициативы  – развитие учительского потенциала.  Современная   школа   может   развиваться   и   быть   востребованной   только   при хорошем   учителе,   от   деятельности   которого   зависят   и   предметные,   и метапредметные, и личностные результаты школьников.  Учитель   –   ключевая   фигура   в   образовании.   Его   работа   не   ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и образовательных стандартов. Безупречное   владение   своим   ремеслом   –   это   только   первая   ступень профессионализма. Учитель – Мастер, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми   проживает   и   переживает   все,   что   происходит   каждый   день   в   школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам и внеклассную   работу   по   предметам,   и   всю   многообразную   многостороннюю 4 деятельность   в   сотрудничестве   с   учащимися.   Это   профессионалы   с   большой буквы, целеустремленные, творчески мыслящие и работающие педагоги. Это и учителя – лингвисты, которые показывают стабильно высокие результаты на ЕГЭ и в ходе контрольных срезов. Это   учителя   естественно   научного   цикла,   которые   формируют   у   учащихся метапредметные   и   личностные   компетентности,   т.е.   способность   ученика анализировать информацию, ставить и решать задачи, работать в информационном поле на основе полученных знаний.  Это   обществоведы,   которые   успешно   учат   своих   воспитанников ориентироваться   в   ключевых   проблемах   современной   жизни,   в   мире   духовных ценностей,   учат   решать   проблемы,   связанные   с   реализацией   определенных социальных   ролей   (избирателя,   гражданина,   потребителя,   члена   семьи   и   т.д.), видят в каждом ребенке – личность. Это учителя начальной школы, которые с 1­х дней пребывания детей в школе формируют   умение   сотрудничать   и   работать   в   группе,   быть   толерантным   к разнообразным мнениям, умение слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему и отстаивать ее. Сегодня   существенно   поменялись   педагогические   приоритеты,   они ориентированы исключительно на индивидуальный подход к ученику. Массовая   школа   уходит   в   прошлое,   она   не   удовлетворяет   требования нынешнего   цивилизационного   витка.   Соответственно   меняются   и  требования   к учителю. (СЛАЙД) Следующее   приоритетное   направление   развития   образования  совершенствование школьной инфраструктуры. – Облик   школ,   как   по   форме,   так   и   по   содержанию,   должен   значительно измениться.   Мы   получим   больший   социальный   эффект,   если   учиться   в   школе будет   и   увлекательно,   и   интересно,   если   она   станет   центром   не   только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. В образовательных стандартах 2 поколения впервые определены требования к условиям   и   ресурсному   обеспечению   реализации   образовательных   программ. Государство берет на себя ответственность за создание этих условий.   На   протяжении   многих   лет   приоритетной   средой   обитания   для   детей школьного   возраста   являются   ОУ,   в   которых   должны   быть   созданы   не   только необходимые,   но   и   безопасные   условия   для   успешной   образовательной деятельности детей. Организм ребенка может существовать, успешно развиваться и овладевать программами обучения и воспитания только, находясь в единстве с окружающей средой. В   связи   с   этим,   образовательная   среда,   под   которой   мы   понимаем   всю совокупность   факторов,   формируемую   укладом   жизнедеятельности   школы: материальные   ресурсы   школы,   организация   учебного   процесса,   питания, медицинского   обеспечения,   психологический   климат,   определяет   не   только 5 успешность   обучения   и   воспитания   детей,   но   и   соматическое,   психическое, моральное состояние ребенка.  Материально   –   технические   и   иные   условия   реализации   образовательных программ   включают   архитектурно   –   планировочные   решения   ОУ,   их оборудование,   обеспечение   достаточных   уровней   освещения,   оптимального микроклимата,     организацию   учебных   мест   с   использованием   соответствующей мебели,   технических   средств   обучения.   Важнейшей   составляющей   условий обучения   является   организация   учебного   процесса,   включая   объемы   учебных нагрузок.   Эти   требования   подлежат   регулированию   государственными образовательными стандартами. Школа  получила доступ к информационным ресурсам. Подготовлена почва для решения задач нового уровня сложности, в основе которых главная – повышение качества образования, качества подготовки учащихся. Кроме всех перечисленных выше условий получения качественного образования особую   значимость   имеет   полноценная,   насыщенная,   морально   здоровая   среда общения со сверстниками. В советской старшей школе всегда были классы «А», «Б», «В», «Г», было с кем соревноваться, дружить, общаться. Мы развивались в полноценной, насыщенной среде общения. Сегодня в большинстве школ (особенно после ЕГЭ) в старшей школе остается по одному классу в параллели и в некоторых из   них   по2­3   человека.   В   результате   среда   общения   искусственно   заужена   и обеднена. Архиважное   направление   развития   современного   образования   – укрепление и сохранение здоровья школьников. Ведь   именно   в   школьный   период   формируется   здоровье   человека   на   всю последующую   жизнь.   Многое   зависит   от   семейного   воспитания,   генетической предрасположенности, неблагоприятных социальных, экономических условий, но учитывая,   что   дети   проводят   в   школе   значительную   часть   дня,   заниматься здоровьем школьников должны, в том числе и педагоги. Главная   наша   задача   –   снизить   школьные   факторы   риска.  (СЛАЙД)   и (СЛАЙД)   Серьезной   причиной   ухудшения   состояния   здоровья   школьников   является широкое распространение деструктивных форм поведения подростков: курение, алкоголь, наркотики. Одними   из   важнейших   показателей,   характеризующих   организацию   учебного процесса, его адекватность и эффективность, являются показатели режима дня, общей и учебной нагрузки школьников. Негативное   влияние   на   рост,   развитие   и   состояние   школьников   оказывает большой объем домашних заданий, недостаточный объем двигательной активности и пребывание на воздухе. (СЛАЙД) 6 Значительные   по   объему   информационные   нагрузки   и   постоянный   дефицит времени   являются     ведущими   факторами   невротизации,   особенно   в   начальной школе. Большое внимание в последнее время уделяется вопросам совершенствования организации   питания.  И  это  закономерно, ибо  их  решение  напрямую  связано  с задачами сохранения и укрепления здоровья. Одна   из   наиболее   острых   проблем   в   создании   психологически   комфортной школы – проблема школьных стрессов.  (СЛАЙД).  Можно указать ряд причин, которые порождают стрессы у детей в условиях школьного обучения. С поступлением ребенка в школу его общая  двигательная активность падает во много раз, и дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35 – 40 %, среди старшеклассников – 75 – 80 %.  Реализовать   главную   цель   образования   –   формирование   жизнеспособной успешной личности  ­ невозможно без воспитания. (СЛАЙД) Во   все   времена   значимость   воспитания   для   судеб   государства   оценивалась чрезвычайно высоко. Для того чтобы осознать, казалось бы, простую истину российскому обществу потребовалось более 10 лет, в течение которых реформирование отечественного образования   осуществлялось   таким   образом,   что   воспитание   «выдавливалось», «вымывалось» из школы. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась.  Две основные социальные структуры (СЛАЙД), формирующие и развивающие ценностно­нормативную   основу   национального   самосознания   –   Конституция страны и система образования, прежде всего общеобразовательная школа.  Свободной   и   законопослушной   может   быть   только   нравственная   личность. Нравственность не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Итак, для формирования у молодого поколения чувства включенности в общее дело создания новой России, в сохранении, развитие и консолидацию российского народа, становления его гражданского самосознания в каждой школе должны быть реализованы необходимые требования. (СЛАЙД)

Педагогическая статья: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование:  новые требования, новые возможности,  новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование:  новые требования, новые возможности,  новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование:  новые требования, новые возможности,  новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование:  новые требования, новые возможности,  новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование:  новые требования, новые возможности,  новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Педагогическая статья: «Современное образование:  новые требования, новые возможности,  новая ответственность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017