Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Оценка 4.9
Игры
docx
воспитательная работа +1
Детсад
31.03.2017
Целью данной технологии является - сформировать словообразовательные навыки у старших дошкольников.
Данная технология в первую очередь руководствуется научными принципами теории и методики дошкольного образования, логопедии, специальной психологии, лингвистики.
Своевременное формирование словообразовательной компетенции ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Весь материал представлен в форме игровых заданий, направленных на формирование словообразовательных навыков у дошкольников. Упражнения проводятся в логической связи с тематикой недели и перспективным планированием. Каждый еженедельный новый лексический материал ориентирован на тему.
Практическая значимость технологии определяется возможностью использования дидактического материала в работе психолога ДОУ, логопеда, воспитателя. Данная технология была апробирована в работе воспитателей старших и подготовительных групп МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надыма».
авторская технология словообразование.docx
Педагогическая технология.
Формирование словообразовательных навыков
у старших дошкольников.
Данная педагогическая технология соответствует основным методологическим
требованиям критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Первым методологическим требованием является:
концептуальность (опора на научную концепцию, актуальность).
Данная технология в первую очередь руководствуется научными принципами
теории и методики дошкольного образования, логопедии, специальной психологии,
лингвистики.
Своевременное формирование словообразовательной компетенции ребенка
является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического
развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии
мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности
ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и
речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов –
памяти, восприятия, эмоций.
Обогащение речи ребенка дошкольного возраста сложными грамматическими
конструкциями (словообразовательными, синтаксическими) важно по двум
причинам. Вопервых, богатство индивидуальной речи дошкольника – это залог
развития интеллекта, его мыслительного компонента. Вовторых, разнообразие
грамматических конструкций одновременно предусматривает правильность речи, а
правильность – это первое условие культуры речи, поскольку только через
1 правильность речи,
целесообразность коммуникации.
Проблемы формирования словообразовательных навыков у дошкольников
можно совершенствовать точность,
уместность,
рассматривались в исследованиях А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой,
Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Г.И. Жаренковой, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой
и др.
В логопедии практически все исследователи, изучавшие проблему общего
недоразвития речи (ОНР), так или иначе, отмечали недостаточные возможности
детей в образовании новых слов (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др.). Эти сведения носили, как правило,
характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР
при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе
были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию
словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного
возраста (Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то
же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого
характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на
всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с
недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании
этих процессов.
Таким образом, актуальность работы определяется тем, что в последние
десятилетия в психолингвистических и лингвистических исследованиях
подчеркивается особая роль усвоения процессов словообразования для
нормального развития устной речи детей дошкольного возраста. Доказано, что от
полноценного овладения способами словообразования зависит не только состояние
лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции детей и их
речевой коммуникации в целом.
Вторым методологическим требованием педагогической
технологии
является:
системность (логика, взаимосвязь частей, целостность).
2 Весь комплекс упражнений систематизирован (в соответствии с методикой
формирования способов словообразования у дошкольников – система закрепления
в использовании грамматических средств).
Упражнения проводятся в логической связи с тематикой недели и
перспективным планированием. Каждый еженедельный новый лексический
материал ориентирован на тему.
Следующим методологическим требованием педагогической
является:
управляемость (поэтапная диагностика, планирование, варьирование
технологии
средств и методов), предполагающая цели, задачи, методы, способы.
Целью данной технологии является сформировать словообразовательные
навыки у старших дошкольников.
Задачи:
1.
2.
3.
4.
Изучить особенности словообразования
Диагностика (сентябрь 2014; май 2015; сентябрь 2015; май 2016)
у дошкольников.
Разработать комплекс логопедических упражнений, направленный
на формирование словообразования у дошкольников.
Апробировать технологию.
Выявить эффективность проведенной работы.
Методы технологии:
1.
теоретический:
анализ
лингвистической,
психологической,
психолингвистической, педагогической, методической литературы по теме;
2. организационные: а) сравнительный, б) комплексный;
3. эмпирические: а) наблюдение, б) метод диагностических заданий (тестирование,
формирующий,
беседа);
в) психологопедагогический (констатирующий,
контрольный эксперимент);
3 4. методы количественно – качественного анализа полученных данных: а)
математический, б) описательный.
Поэтапная диагностика.
Сравнительные данные по результатам
диагностики: норма и результативность в усвоении словообразовательных
конструкций у старших дошкольников двух групп: «А» и «Б» МДОУ «Детский
сад «Огонек»г. Надыма».
I период. Сентябрь – май. (Старшая группа «А», старшая группа «А»).
Сентябрь 2014 год.
Старшая группа «А». Формирование способов словообразования.
100
80
60
40
20
0
%
100
100
100
85
норма
старшая группа
5
1
высокий
10
2
средний
уровень
3
низкий
Рис 1. Результаты исследования. Сентябрь 2014 года. Старшая
группа «А».
Сентябрь 2014 год. Старшая группа «Б». Формирование
способов словообразования.
4 100
80
60
40
20
0
%
100
100
100
85
норма
5
1
высокий
старшая группа
10
2
средний
уровень
3
низкий
Рис.2. Результаты исследования. Сентябрь 2014 года. Старшая
группа «Б».
Уровень сформированности способов словообразования у старших
дошкольников составляет 15 % в сентябре 2014 года.
Май 2015 год. Старшая группа «А». Формирование способов
словообразования.
100
100
100
100
80
60
%
40
норма
20
0
старшая группа
25
2
15
1
60
3
высокий
средний
низкий
уровень
Рис. 3. Результаты исследования. Май 2015 год. Старшая группа «А».
Май 2015 год. Старшая группа «Б». Формирование способов
словообразования.
5 100
100
100
100
80
60
40
20
0
%
норма
15
1
старшая группа
25
2
60
3
высокий
средний
низкий
уровень
Рис. 4. Результаты исследования. Май 2014 год. Старшая группа «Б».
Уровень сформированности способов словообразования у старших дошкольников
составляет 40 % в мае 2015 года.
II период. Сентябрь 2015 год – май 2016 год. (Подготовительная группа «А»,
подготовительная группа «Б»).
Сентябрь 2015 год. Подготовительная группа «А». Формирование способов
словообразования.
100
80
60
%
40
норма
20
0
100
100
100
60
подготовительная группа
25
15
1
2
3
высокий
средний
уровень
низкий
6 Рис. 5. Результаты исследования. Сентябрь 2015 год. Подготовительная
группа «А».
Сентябрь 2015 год. Подготовительная группа «Б». Формирование способов
словообразования.
100
90
80
70
60
50
%
40
норма
30
20
10
0
100
100
100
60
подготовительная группа
25
15
1
2
3
высокий средний
низкий
уровень
Рис. 5. Результаты исследования. Сентябрь 2015 год. Подготовительная
группа «Б».
Уровень сформированности способов словообразования у детей
подготовительных групп составляет 40 % в сентябре 2015 года.
Май 2016г. Подготовительная группа «А». Формирование способов
словообразования.
7 100
80
60
%
40
норма
35
100
100
100
50
подготовительная группа
1
2
15
3
низкий
высокий
средний
уровень
20
0
20
0
Май 2016. Подготовительная группа «Б». Формирование способов
словообразования.
100
100
100
100
80
60
%
40
норма
35
50
подготовительная группа
1
2
15
3
низкий
высокий
средний
уровень
Уровень сформированности способов словообразования у старших дошкольников
составляет 65% в мае 2016 года.
Сравнительные данные: сентябрь 2014 – май 2016.
8 100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
100
100
100
85
50
35
5
1
1
1
10
2
2
2
3
3
3
15
Высокий
Средний
Низкий
Старшая
Норма
Подготовительная
Таким образом, количество детей с высоким уровнем сформированности
процессов словообразования увеличился на 30%, количество детей со средним
уровнем увеличилось на 40%;
показатель с низким уровнем усвоения
словообразовательных конструкций снизился на 70%.
эффективности сформировался в результате последовательной, запланированной и
Высокий показатель
систематической работы. Способы выполнения упражнений изменялись в
зависимости от ситуации общения ( дидактическая игра, дидактическая игрушка,
театрализованное действие, подвижная игра, элементы сюжетноролевой игры,
режиссерской игры). Для повышения познавательного интереса к дидактической
задаче были рекомендованы и использовались различные педагогические приемы:
1) создание воображаемой ситуации (например,
Представьте, что вы строители и вам нужно построить дом из кирпича. Какой вы
построите дом? кирпичный и т.д.);
2) создание игровой ситуации (например, поможем маме назвать детенышей
Ушастик, Пушистик, Бегунок и т.д.);
3) использование художественного слова для закрепления
словообразовательных навыков ("Найди словародственники"):
Перелётные птицы прилетают весной,
Их прилёт предвещает лето.
Улетев от нас осенью, перед зимой,
Они долго зимуют гдето. [34, с.65];
9 4) прием хорового проговаривания правильной языковой формы;
5) прием использования игрового оборудования (мяч, кегли, дидактическая
кукла, конструктор и т.д.);
6) прием имитации движений (например, при образовании приставочных
глаголов);
7) использование интонации и выразительности, звучности речи логопеда
как образец для подражания;
8) сюрпризный момент (например, если назвать правильно детеныша
животного, то появится малыш (картинка или игрушка) корова теленок);
9) использование ситуации преодоления препятствия ( прошагай, дойди до
цели с помощью прыжков, следов и т.д. правильно называя, например,
причастия приносящий, лежащий, захватывающий и т.д.;
10) введение игрового персонажа (кукла, игрушка, бибабо и т.п);
11) театрализованная игра, этюд (от лица героев, диалог)
Использование данной технологии предполагает творческую свободу в
выборе средств при подаче дидактического материала.
Важнейшим методологическим требованием педагогической
технологии
является:
воспроизводимость (воспроизведение педагогической технологии в
других однотипных образовательных учреждениях).
Практическая значимость технологии определяется возможностью
использования полученных в исследовании данных в практической деятельности
психолога, логопеда. Использование предложенных рекомендаций в
логопедической практике и в педагогической деятельности воспитателя. Даная
технология была использована в работе воспитателей старших и подготовительных
групп МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надыма». Дидактический материал
публиковался в СМИ (http
упражнения по лексическому планированию получили призовые награды в
интернет конкурсах:
I место V Всероссийский конкурс «Таланты России» (май 2014 ),
III место – XI Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» (январь 2015,
T11RU – 4298, www
III место – Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» (апрель, 2015,
RASS 72520,rassudariki.ru),
. ru, www
. ru). Игры и
:// www
. maaam
. kids
. covenok
. talantoha
. ru),
10 II место – Всероссийский конкурс для педагогов «Россыпь жизни и добра»
(январь 2015, ПД №001884, Российское сетевое издание «Талант с колыбели» (tal
skol.ru),
II место – Всероссийский конкурс «Медалинград – апрель 2015» (апрель 2015,
MO415RU – 188, www
III место – Международный конкурс для детей и педагогов «Интербриг» (март
2016, ИБ 13308, interbrig.ru),
статус победителя в конкурсах публикаций на сайте МААМ.RU
(http
Весь дидактический материал был презентован (в разных формах – защита
проекта, мастеркласс, НОД) на районном конкурсе педагогического мастерства
г. Надыма 2014 (результат – «Победитель» конкурса).
. maaam
:// www
. medalingrad
. ru),
. ru).
Приложение.
11 Сентябрь 2014 год. Старшая группа.
Формирование способов словообразования.
12 100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
%
100
100
100
85
3
низкий
норма
старшая группа
5
1
высокий
10
2
средний
уровень
Май 2014. Подготовительная группа.
Формирование способов словообразования.
13 %
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
100
100
100
50
норма
35
подготовительная группа
1
высокий
2
средний
уровень
15
3
низкий
Сравнительные данные
14 сентябрь 2014 – май 2016.
100
100
100
85
50
35
Старшая
Норма
Подготовительная
5
1
1
1
10
2
2
2
3
3
3
Высокий
Средний
Низкий
15
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Перспективное планирование в детском саду.
Сентябрь
Первая неделя. Детский сад встречает друзей. (Мониторинг.)
Вторая неделя, третья неделя. Надым – город моего детства. (Мониторинг.)
Четвертая неделя. Осень - щедрая хозяйка. (Сад. Фрукты. Ягоды.)
Октябрь.
Первая неделя. Осень – щедрая хозяйка. Овощи. Фрукты. Урожай.
Вторая неделя. От зерна до каравая. (Труд на селе. Откуда хлеб пришел?)
Третья неделя. Домашние животные. Домашние птицы.
Четвертая неделя. Лес - точно терем расписной. (Ягоды. Грибы.)
Ноябрь.
Первая неделя. Моя страна. Моя столица.
Вторая неделя. Птичьи столовые. (Перелетные птицы.)
Третья неделя. В мире животных. (Животные наших лесов, подготовка к
зиме.)
Четвертая неделя. При солнышке тепло, при матери - добро.
15 Декабрь.
Первая неделя. Здравствуй, гостья зима! (Зима, приметы зимы в природе,
жизни людей, животных.)
Вторая неделя. Одежда.
Третья неделя. Головные уборы. Обувь.
Четвертая неделя. Новый год шагает по планете. (Игрушки.)
Январь.
Третья неделя. Русские обычаи. Народные праздники Руси. (Мониторинг.)
Четвертая неделя. Зимние забавы. (Мониторинг.)
Февраль.
Первая неделя. Зимующие птицы.
Вторая неделя. Правила движения дорожного знать каждому положено.
Третья неделя. Защитники Отечества.
Четвертая неделя. Посуда. Продукты питания, профессия повар.
Март.
Первая неделя. Мамин праздник в день весенний. (Весна. Праздник мам.)
Вторая неделя. В краю полярного сияния. (Мой край. Животные холодных
стран.)
Третья неделя. Животные жарких стран.
Четвертая неделя. Что нам стоит дом построить? (Мебель, профессии на
стройке.)
Апрель.
Первая неделя. Здоровым быть здорово. (Я, моё тело, мое здоровье.)
Вторая неделя. Космос.
Третья неделя. Весна . (Изменения весной в природе, жизни людей,
животных. Первоцветы.)
Четвертая неделя. Игрушки.
Май.
Первая неделя. День Победы. Наша Родина – Россия.
Вторая неделя. Жалобная книга природы. Цветы и насекомые.
Третья неделя. Обитатели водоемов.
Четвертая неделя. В гости к лету.
Дидактический материал. Игры и упражнения.
Сентябрь. Первая неделя. Детский сад встречает друзей.
«Назови ласково». (Словообразование существительных с помощью
1.
уменьшительноласкательных суффиксов). (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.
Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим
недоразвитием речи. СанктПетербург, «Союз», 2001, с.137)
а) с использованием суффиксов –очк, ечк
16 «В городе детства». Назови все слова так, словно они «живут» в
Таня – Танечка
Оля Олечка
Валя – Валечка
Соня – Сонечка
Аня – Анечка
Алла – Аллочка
Вова – Вовочка
Глеб – Глебушка
Дима – Димочка
Женя – Женечка
б) словообразование без изменения звуковой структуры корня слов имен
собственных женского и мужского рода на –а, я:
Катя Катенька
Коля –Коленька
Петя – Петенька
Маша – Машенька
Надя – Наденька
Даша Дашенька
2.
маленькой стране. (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт
Петербург, «Союз», 2001, с.135)
Образование уменьшительноласкательных существительных:
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом – домик
нос – носик
хвост – хвостик
карандаш – карандашик
куст – кустик
халат – халатик
лист – листик
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
таз – тазик
сад – садик
клюв – клювик
гвоздь – гвоздик
лоб – лобик
3.
прилагательных)
«Назови ласково». (Образование уменьшительноласкательных
17 Красный – красненький
синий – синенький
желтый – желтенький
зеленый – зелененький
черный – черненький
светлый – светленький
темный – темненький
белый – беленький
4.
маленькой стране. (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт
«В городе детства». Назови все слова так, словно они «живут» в
Петербург, «Союз», 2001, с.135)
Словообразование с использованием суффикса –чик ( с существительными
мужского рода):
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
забор – заборчик
шкаф – шкафчик
стакан – стаканчик
блин – блинчик
трамвай – трамвайчик
костюм – костюмчик
стул – стульчик
вагон – вагончик
суп – супчик
диван – диванчик
б ) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав – рукавчик.
5.
слова).
Дети, детишки, мальчишки, детский, детство,
Малыши, маленький, малышка, мальчишка.
Мальчик, мальчишка, малышка, мальчишник.
Девочка, девчонка, деревушка, девчушка.
«Назови лишнее слово». ( Морфемное словообразование. Однокоренные
Сентябрь. Вторая неделя, третья неделя. Надым – город моего детства.
«Назови – какой, какое, какая?» (Словообразование прилагательных от
(Мониторинг.)
1.
существительных).
Город – парк (какой?) городской
Улица – проезд (какой?) уличный
18 «Закончи предложение, ответив на вопрос как?» (Образование
«Назови, какой дом, если он из …» (Образование относительных
«Назови дом, в которой 1,2,3,4,5 и много этажей». (Образование
Вокзал – площадь (какая?) вокзальная
Река – трамвайчик (какой?) речной
Библиотека – книга (какая?) библиотечная
Парк переулок (какой?) парковый
Бульвар – кольцо (какое? ) бульварное
Музей экспонат (какой?) музейный
2.
сравнительной степени прилагательных).
Эта улица широкая, а другая ещё … (шире).
Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).
Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).
Этот дом просторный, а другой ещё …(просторнее).
Эта площадь большая, а рядом ещё …( больше).
Этот памятник старый, а другой ещё … (старее).
3.
прилагательных).
Дом из кирпича – кирпичный дом
дом из стекла – стеклянный дом
дом из бетона – бетонный дом
дом из мрамора – мраморный дом
дом из соломы – соломенный дом
дом из камня – каменный дом
дом из дерева – деревянный дом
дом из песка – песчаный дом.
4.
Жители Надыма – надымчане
жители Москвы – москвичи
жители Тюмени – тюменцы
жители Уфы – уфимцы
жители Салехарда – салехардцы
жители Петербурга – петербуржцы
жители Новгорода – новгородцы
жители Челябинска – челябинцы.
5.
сложных прилагательных).
Дом с одним этажом – какой? одноэтажный дом
дом с двумя этажами какой? двухэтажный дом
дом с тремя этажами – какой? трехэтажный дом
дом с четырьмя этажами – какой? четырехэтажный дом
дом с пятью этажами – какой? пятиэтажный дом
19
«Назови жителей города». (Образование существительных). «Придумай название». (Образование прилагательных от
дом со многими этажами – какой? – многоэтажный дом.
6.
существительных).
В нашем городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют
названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их
сразу же запомнили и никогда не путали.
На этой улице стоит завод. Назовем ее …(Заводская).
На этой улице много цветов. Назовем ее …(Цветочная).
На этой улице есть фонтан. Назовем ее …(Фонтанная).
На этой улице много кедров. Назовем ее …(Кедровая).
На этой много берез. Назовем ее …(Березовая).
На этой улице много садов. Назовем ее …(Садовая).
На этой улице находится аптека. Назовем ее …(Аптечная).
На этой улице находится библиотека. Назовем ее …(Библиотечная).
На этой улице находится больница. Назовем ее …(Больничная) .
На этой улице находится театр. Назовем ее …(Театральная).
Придумай ещё несколько названий улиц сам.
Предметный словарь: парк, липы, клёны, ели, музей, стройка, река, озеро,
берег.
Сентябрь. Четвертая неделя. Осень щедрая хозяйка. (Сад. Фрукты. )
«Угости зайку соком». (Образование относительных прилагательных)
1.
Яблоко - яблочный сок, слива – сливовый сок, вишня – вишневый
сок, персик – персиковый сок, абрикос – абрикосовый сок, груша
– грушевый сок, виноград – виноградный сок, фрукты –
фруктовый сок, мандарин – мандариновый сок, апельсин –
апельсиновый сок, банан - банановый сок.
«Приготовь блюдо из фруктов» (Образование относительных
2.
прилагательных). Салат из фруктов – фруктовый салат, йогурт с
персиком – персиковый йогурт, компот из вишен – вишневый компот, пирог с
абрикосами – абрикосовый пирог, мороженое с фруктами – фруктовое мороженое,
желе из слив – сливовое желе, кисель с яблоками – яблочный кисель, варенье из
апельсинов – апельсиновое.
20 «Что лишнее?» (Выделение однокоренных слов).
3.
Яблоко, облако, яблонька, яблоневый.
Слива, сливочный, сливовый, сливка.
Вишня, вишневый, вишенка, башенка.
Персик, Барсик, персиковый.
Абрикос, кокос, абрикосовый.
Груша, грушовка, Гриша, грушевый.
«Продолжи предложение». (Сравнительная степень прилагательного).
Виноград, виноградный, виноградник, огородник.
4.
Этот персик вкусный, а другой ещё вкуснее.
Эта груша душистая, а другая ещё душистее.
Это яблоко ароматное, а то ещё ароматнее.
Эта слива аппетитная, а другая ещё аппетитнее.
Это яблоко большое, а другое ещё больше.
Этот виноград чистый, а тот ещё чище.
Эта груша сладкая, а другая ещё слаще.
Этот лимон кислый, а тот ещё кислее.
Это яблоко жесткое, а то ещё жестче.
Это яблоко румяное, а другое ещё румянее.
Это мандарин мягкий, а другой ещё мягче.
Этот банан зеленый, а другой еще зеленее.
Этот персик спелый, а другой спелее.
«Угадай слово» (Морфемное словообразование).
5.
Фруктовый сахар, содержащийся в плодах фруктоза
Сад с яблонями – яблоневый сад
Сад , в котором растут груши – грушевый сад
Бабочка яркожелтого цвета, как лимон – бабочка – лимонница
Ваза , похожая на грушу – грушевидная ваза
Фрукты, которые сушат на зиму – сушеные фрукты (сухофрукты), сушка
Дерево, которое приносит плоды – плодоносное дерево
Вишневый сад – вишенник
Октябрь.
Октябрь. Первая неделя. Осень – щедрая хозяйка. Овощи. Урожай.
21 1.
«Угости зайку соком». (Образование относительных прилагательных)
Капуста – капустный сок, огурец – огуречный сок, тыква –
тыквенный сок, морковь – морковный сок, картофель –
картофельный сок, свекла – свекольный сок, помидор – томатный
сок.
«Приготовь блюдо из овощей» (Образование относительных
2.
прилагательных).
Рагу с овощами – овощное рагу,
икра из кабачков – кабачковая икра,
суп с горохом – гороховый суп,
салат с фасолью – фасолевый салат,
каша из кукурузы– кукурузная каша,
пирожки с морковью – морковные пирожки,
пюре из картофеля – картофельное пюре,
салат из свеклы – свекольный салат,
суп с луком – луковый суп,
соус с чесноком – чесночный соус.
3.
«Что лишнее?» (Выделение однокоренных слов).
Огурец, огуречный, человечный, огурчик.
Помидор, помидорка, поговорка, помидорина.
Овощи, овощевод, огород, овощехранилище.
Картофель, картофелечистка, портфель, картофельный.
4.
«Назови одним словом». (Образование сложных слов).
Картофель чистит – картофелечистка
Картофель копает – картофелекопалка
Картофель сажает – картофелесажалка
Картофель убирает – картофелеуборочный ( комбайн)
Свеклу убирает – свеклоуборочный (комбайн)
«Угадай слово» (Морфемное словообразование).
5.
Бабочка, которая по цвету похожа на капусту – капустница
Пирог, приготовленный из капусты – капустник
22 Суп, приготовленный из свеклы – свекольник
Кушанье из моркови – морковник
Зерно гороха – горошина
Маленькое зерно гороха – горошинка
Место, где растет много огурцов – огуречник
Октябрь. Вторая неделя. От зерна до каравая.
(Труд на селе. Откуда хлеб пришел?)
«Объясни словечко». (Словообразование сложных слов).
«Назови словародственники». (Образование родственных слов).
1.
Хлебозавод (завод с механизированной выпечкой хлеба)
хлебопек ( то же, что пекарь)
хлеборез (рабочий по резке хлеба)
хлебопекарня (то же, что пекарня)
хлебороб (земледелец)
хлебоуборочный ( относящийся к уборке хлеба).
2.
Ласково хлеб – хлебушек
крошки хлеба – хлебные
квас из хлеба – хлебный квас
посуда для хлеба – хлебница
человек, который выращивает хлеб – хлебороб.
человек, который печет хлеб – хлебопек.
прибор для резания хлеба – хлеборезка.
завод, где выпекают хлеб – хлебозавод.
3.
(Образование относительных прилагательных).
Поле, на котором выращивают рожь – ржаное поле
поле, на котором выращивают пшеницу – пшеничное поле
колос пшеницы – пшеничный колос
мука из пшеницы – пшеничная мука
мука из ржи – ржаная мука
хлеб их пшеницы – пшеничный хлеб
хлеб из ржи – ржаной хлеб.
4.
«Назови профессию»
(Образование существительных по роду занятий).
Человек работает на тракторе – тракторист.
Человек работает на комбайне – комбайнер.
Человек пашет землю – пахарь, землепашец.
Человек выращивает овощи – овощевод.
Человек выращивает хлеб – хлебороб.
«Назови какой? Какое? Какая?»
23 «Расскажи, что будет завтра»
5.
( Словообразование глаголов совершенного и несовершенного вида).
Сегодня хлеб печется, а завтра хлеб будет (что сделан?)…испечен.
Сегодня хлеб готовится, а завтра хлеб будет ( что сделан?) … приготовлен.
Сегодня булочки стряпаются, а завтра булочки будут (что сделаны?) ….
состряпаны.
Октябрь. Третья неделя. Домашние животные. Домашние птицы.
«Назови детеныша животного».
1.
(Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова или с
чередованием звуков в корне слова).
Гусь – гусенок
индюк – индюшонок
утка – утенок
кролик – крольчонок
кошка – котенок
коза – козленок
2.
«Назови детеныша животного». (Словообразование, при котором
происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма).
(Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя
у дошкольников с общим недоразвитием речи. СанктПетербург, «Союз», 2001,
с.140)
Овца – ягненок
свинья – поросенок
корова – теленок
собака – щенок
лошадь – жеребенок
курица – цыпленок.
3.
«Один – много» (Морфемное словообразование. Суффиксальный
способ).
Один гусенок – много гусят,
один утенок – много утят,
один индюшонок – много индюшат,
один кролик – много крольчат,
один котенок – много котят,
24 один козленок – много козлят,
один ягненок – много ягнят,
один поросенок – много поросят,
один теленок – много телят,
один щенок – много щенят,
один жеребенок – много жеребят,
один цыпленок – много цыплят.
4.
Профессия человека, который ухаживает за конями – конюх
Женщина, которая выращивает телят – телятница.
Профессия человека, который доит коров доярка.
Профессия человека, который пасет коров – пастух.
Женщина, которая ухаживает за домашними птицами – птичница.
5.
«Угадай слово» (Морфемное словообразование).
«Назови жилище домашнего животного». Закончи предложение и
повтори предложение полностью.
(Морфемное словообразование. Суффиксальный способ).
Корова живет в …. (коровнике).
Свинья живет в … (свинарнике).
Кролик живет в …. (крольчатнике).
Овцы живут в …(овчарне , кошаре).
Птицы живут в … (птичнике).
Телята живут в … (телятнике).
6.
«Назови – чей, чья, чье».
(Образование притяжательных прилагательных).
Хвост собаки – собачий
голова кошки – кошачья
рога коровы – коровьи
ухо быка – бычье ухо
шерсть козы – козья шерсть
рог барана – бараний рог
детеныш овцы – овечий детеныш
7. «Назови слово и составь с ним предложение».
(Образование прилагательных).
Из мяса – мясной
из молока – молочный
из творога – творожный
из пуха – пуховый
из меха – меховой
25 из пера – перьевой.
8. «Назови новые слова».
(Словообразование существительных).
Свинья – свинина
баран – баранина
кролик – крольчатина
теленок – телятина
олень – оленина
конь конина.
9. «Назови котенка».
(Образование существительных от разных частей речи).
У кошки родились маленькие котята. Павлуша решил назвать их. Помоги
подобрать котятам имена.
Этот котенок пушистый. Назовем его Пушистик.
Этот котенок белый как снег. Назовем его… (Снежок)
Этот котенок серый как дым. Назовем его… (Дымок).
Этот котенок часто шалит. Назовем его … (Шалун).
Этот котенок высоко прыгает. Назовем его … (Прыгунок).
Этот котенок самый маленький. Назовем его … (Малыш).
Этот котенок самый глупый. Назовем его… (Глупыш).
Постарайся придумать ещё имена для котят.
Слова для справок: Соня, Обжорка, Рыжик,Тихоня, Царапун, Хитрец,
Смельчак.
Октябрь. Четвертая неделя. Лес точно терем расписной. (Ягоды. Грибы.)
1.
«Назови словародственники».
(Образование однокоренных слов).
Отгадай загадку. Стоит Антошка на одной ножке (гриб).
Назови ласково гриб (грибок, грибочек).
26 Человек, который любит собирать грибы (грибник).
Как называется теплый дождь в конце лет (грибной дождь).
Как называются тоненькие ниточки под землей, которые помогают расти грибам
«Назови ласково».
(грибница).
Суп из грибов (грибной суп).
2.
(Образование существительных при помощи суффиксов).
Гриб – грибочек
опенок – опеночек
подберезовик – подберезовичек
боровик – боровичок
сыроежка – сыроежечка
волнушка – волнушечка
подосиновик – подосиновичек
шампиньон – шампиньончик
масленок – масленочек
моховик – моховичок
клюква – клюковка
брусника – брусничка
малина – малинка
земляника – земляничка
черника – черничка
голубика – голубичка
ежевика – ежевичка.
3.
(Образование отглагольных прилагательных )
Грибы, сваренные в кастрюле – вареные.
Грибы, жареные на сковородке – жареные.
Грибы, которые заморозили – замороженные.
Грибы, которые сушили – сушеные.
Грибы, которые засолили – соленые.
Грибы, которые замариновали – маринованные.
4.
«Приготовим блюда из ягод и грибов»
(Образование относительных прилагательных).
Суп с грибами – грибной суп
Компот с брусникой – брусничный компот
Варенье с черникой – черничное варенье
Рагу с грибами – грибное рагу.
Желе с голубикой – голубичное желе.
Кисель с клюквой – клюквенный кисель.
Икра из грибов – грибная икра.
«Назови, какие грибы, если…»
27 «Закончи предложение, назови действие. Повтори всё предложение».
Мороженое со вкусом земляники – земляничное мороженое.
Пирог с грибами – грибной пирог.
Йогурт с ежевикой – ежевичный йогурт.
Начинка из грибов – грибная начинка.
5.
(Образование глаголов совершенного и несовершенного вида).
Дима грибы ещё собирает, а Коля уже …. (собрал).
Мама подберезовик срезает, а бабушка уже … (срезала).
Дедушка малину ещё выращивает, а папа уже ….. (вырастил).
Света грибы чистит, а Наташа уже … (почистила).
Тётя Надя брусничное варенье варит, а тётя Галя уже ….(сварила).
Дима грибы ещё сушит, а Ваня уже …(высушил).
Соня ежевику ещё моет, а Маша уже …(вымыла).
Дядя Серёжа чернику продает, а дядя Юра уже …(продал).
Вика смородину покупает, а Настя уже …. (купила).
Вова грибы ещё жарит, а Лиля уже …(пожарила).
Марина грибы ещё маринует, а Катя уже … (замариновала).
Света грибы ещё солит, а Ксюша уже …(засолила).
Варя клюкву ещё морозит, а Даша уже…(заморозила).
Ноябрь.
Ноябрь. Первая неделя. Моя страна. Моя столица.
«Назови словародственники».
1.
(Образование однокоренных слов).
Город – городок, городишко, городище, городской, горожанин, загородный,
пригород.
Россия – российский, россиянин.
Москва – московский, москвичи, москвичка, Подмосковье, Замоскворечье, по
московски.
Родина – род, родной, родитель, родственник, родимый, родничок, народ.
2.
Игра «Подбери нужное слово».
( Словообразование прилагательных).
Из чего был построен первый Кремль? (Из дерева) Какой он был? (Деревянный)
Какое дерево использовали для постройки крепостной стены? (Сосну, дуб)
Какой была стена? (Сосновой, дубовой).
28 Каким Кремль стал потом? (Белокаменным – был построен из белого камня).
Из чего возведен современный Кремль? (Из красного кирпича. Значит он
краснокирпичный).
3.
«Ответь на вопрос как?». Составь предложение со словами, которые
отвечают на вопрос как?
(Словообразование наречий).
Храбрый – храбро ( Защитники Москвы сражались храбро.)
трусливый – трусливо (Трусливо отступали враги от границ Москвы.)
праздничный – празднично (Столица в День независимости выглядит
празднично.)
будничный – буднично (В непраздничные дни Москва выглядит буднично, по
рабочему.)
вежливый – вежливо (Москвичи отвечают на вопросы гостей вежливо и
приветливо.)
грубый – грубо (Враги нападали на Москву грубо, без предупреждения.)
широкий – широко (Москварека течет широко, привольно.)
4.
«Закончи предложение, повтори всё предложение».
(Образование глаголов совершенного и несовершенного вида).
Эти стены начинают укреплять, а рядом уже … (укрепили).
Защиту городских ворот ослабляют, а защиту городских стен уже… (ослабили).
Гости города начинают любить Москву, а москвичи уже …(полюбили) свой город.
Враги начинают ненавидеть защитников Москвы, а жители города врагов уже …
(возненавидели).
Маша с соседями здоровается, а Сережа уже… (поздоровался).
Миша с Наташей прощаются с Москвой, а Дима и Катей уже ....( попрощались).
Дети входят в метро, а взрослые уже … (вошли).
Взрослые выходят из метро, а дети уже ...( вышли).
Данила начинает мастерить шкатулку, а дед уже … ( смастерил).
Строители начинают сооружать собор, на Красной площади уже …(соорудили).
Архитекторы начинают создавать новый район Москвы, а строители уже ….
(создали).
5. «Ответь на вопрос как?» Составь словосочетания со словами.
(Образование сравнительной степени прилагательного).
Храбрый – храбрее (защитник)
трусливый – трусливее (враг, неприятель)
широкий – шире (улица, проспект, переулок, площадь)
29 новый – новее (район, перекресток)
сильный – сильнее (горожане, россияне, москвичи)
мощный – мощнее (армия, страна, держава)
прекрасный – прекраснее (город, Родина, столица, Москва)
огромный – огромнее (район, переулок, город, улица)
громадный – громаднее (район, переулок, город, улица)
красивый – красивее (улица, проспект, переулок, площадь)
роскошный – роскошнее (район, переулок, город, улица)
восхитительный – восхитительнее (район, переулок, город, улица)
гостеприимный – гостеприимнее ( москвичи, город, столица, страна)
радушный – радушнее (москвичи, город, столица, страна)
чудесный – чудеснее ( город, район, улица, страна)
удивительный – удивительнее ( столица, Москва, город, страна, держава, народ,
люди)
Ноябрь. Вторая неделя. Птичьи столовые. (Перелетные птицы.)
«Выучи стихотворение».
1.
(Образование однокоренных слов).(Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи.
СанктПетербург, 1998, с. 190)
Перелётные птицы прилетают весной,
Их прилёт предвещает лето.
Улетев от нас осенью, перед зимой,
Они долго зимуют гдето.
«Назови чей? чья? чьё?»
2.
(Образование притяжательных прилагательных).
Косяк журавлей – журавлиный косяк
верность лебедя – лебединая верность
голова стрижа – стрижиная голова
хвост утки – утиный хвост
перья гуся – гусиные перья
3.
«Назови птенцов».
(Словообразование существительных).
У утки – утята
30 Назови, что сделали птицы?
у гуся – гусята
у скворца – скворчата
у стрижа – стрижата
у журавля – журавлята
у грача – грачата
у жаворонка – жаворонята
у кукушки кукушата
4.
(Словообразование глаголов с помощью приставок).
Аист из гнезда что сделал?… (вылетел).
Кукушка над гнездом что сделала?…. (пролетела).
Журавли в теплые страны что сделали?… (улетели).
Скворец в скворечник что сделал? …. (залетел).
Лебедь через озеро что сделал? … (перелетел).
Птенец с подоконника что сделал? … (слетел).
Грачи на вспаханное поле что сделали?... (налетели).
5.
(Образование сложных слов).
Насекомоядный стриж
водоплавающие птицы
быстрокрылые ласточки
длинноногие цапли
длинноклювый аист
венценосный журавль
длиннохвостая ласточка
«Объясни словечко»
Ноябрь. Третья неделя. В мире животных.
(Животные наших лесов, подготовка к зиме.)
«Назови детеныша животного».
1.
(Словообразование существительных с чередованием звуков в корне слова и
без изменения звуковой структуры корня слова). (Лалаева Р.И., Серебрякова
Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим
недоразвитием речи. СанктПетербург, «Союз», 2001, с.140)
Волк – волчонок
еж – ежонок
лось – лосенок
лиса – лисенок
медведь – медвежонок
31 белка – бельчонок
заяц – зайчонок
олень – олененок
бобер – бобренок
рысь рысенок
«Один – много»
2.
(Морфемное словообразование существительных. Суффиксальный способ).
Один волчонок – много волчат,
один ежонок – много ежат,
один лосенок – много лосят,
один лисенок – много лисят,
один медвежонок– много медвежат,
один бельчонок – много бельчат,
один зайчонок – много зайчат,
один бобренок – много бобрят,
один олененок – много оленят,
один рысенок – много рысят.
3.
«Эхо». (Образование причастий).
Пасется – пасущийся,
лежит – лежащий,
прячется – прячущийся,
жует – жующий,
бежит – бегущий,
спускается – спускающийся,
поднимается – поднимающийся,
спасается – спасающийся,
сбрасывает – сбрасывающий,
растет – растущий,
пьет – пьющий,
плывет – плывущий,
защищается – защищающийся,
32 кричит – кричащий,
пугается – пугающийся.
4. «Подбери словародственники».
Игра «Назови ласково».
(Образование однокоренных слов)
Олень – олений, олененок, по – оленьи, олениха, оленина.
Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, по – заячьи, зайчатина.
Рысь – рысиха, рысенок, рысий, порысьи.
Медведь – медведица, медвежата, медвежонок, медвежьи, медвежатина.
Лиса – лисица, лисенок, лисята, лисий, лис, лисичка, лисонька.
Белка – бельчонок, бельчата, беличий, белочка.
Ёж – ежонок, ежата, ежиная, ежиха, ежик, съёжиться.
Лось – лосенок, лосята, лосиха, лосятина, лосиный.
Бобр – бобрята, бобренок, бобер, бобриха, бобровый.
5.
(Образование существительных с помощью уменьшительноласкательных
суффиксов).
Медведь – мишка, мишенька,
лапа – лапка,
морда – мордочка,
шкура – шкурка,
ухо – ушко,
след – следок,
хвост – хвостик,
зуб – зубик,
язык – язычок,
голова – головка, головушка.
6.
(Образование притяжательных прилагательных).
Хвост волка – волчий хвост
голова ежа – ежиная голова
рога лося – лосиные рога
нос лисы – лисий нос
шерсть медведя– медвежья шерсть
хвост белки – беличий хвост
«Назови – чей, чья, чье».
33 детеныш зайца – заячий детеныш
копыта оленя – оленьи копыта
7. «Продолжи предложение».
(Образование сравнительной степени прилагательных)
Этот медведь сильный, а другой медведь еще …сильнее.
Этот лиса красивая, а другая еще …красивее.
Этот лось крупный, а другой еще …крупнее.
Этот олень умный, а другой еще … умнее.
Эта рысь осторожная, а другая еще … осторожнее.
Этот волк страшный, а другой еще …страшнее.
Этот медвежонок забавный, а другой еще … забавнее.
8.
(Образование возвратных глаголов).
Ежиха играет с ежатами, а ежата что делают?….играются.
Лисица кормит лисят, а лисята что делают?….кормятся.
Волчица прячет волчат, а волчата что делают? …прячутся.
Белка балует бельчат, а бельчата что делают? …балуются.
Лиса устраивает нору, а лисята что делают? …устраиваются.
«Закончи предложение. Повтори всё предложение.»
Медведица воспитывает медвежат, а медвежата что делают? …воспитываются.
Зайчиха спасает зайчат, а зайчата что делают? … спасаются.
«Эхо» (Образование существительных от прилагательных).
Мама зайчиха учит зайчонка, а малыш что делает? …учится.
Мама зайчиха чешет малыша, а зайчонок что делает?…чешется.
Мама волчица облизывает малыша, а волчонок что делает?…облизывается.
9.
Беличья – белка,
меховой – мех,
лисий лиса,
кожаный – кожа,
шерстяной – шерсть,
жировой – жир,
волчья – волк,
ежиная – еж,
олений – олень,
медвежий – медведь,
34 заячий – заяц, ,
холодный – холод,
теплый – тепло,
семейный – семья.
10.
(Образование притяжательных прилагательных).
Зимой (чей?)… наряд выглядит серым (беличий).
Мягкие (чьи?)… рога принуждают оленей жить в редком лесу, чтобы не задевать
«Добавь словечко».
рогами за сучья (оленьи).
(Чей?)… вой слышен зимой далеко в лесу (волчий).
(Чья?)… шубка спасает ежей от врагов (ежиная).
(Чья?)… хитрость хорошо всем известна из русских народных сказок (лисья).
Отличительным признаком зайцев служат (чьи?)… уши, благодаря которым у него
отличный слух (заячьи).
(Чья?)… шерсть очень густая и плотная, чтобы зимой в берлоге медведю было
«Закончи предложение»
тепло (медвежья).
11.
(Образование глаголов совершенного вида).
Этот заяц бежал, а другой уже прибежал.
Этот еж ел, а другой уже съел.
Этот лось прятался, а другой уже спрятался.
Этот олень жевал траву, а другой уже прожевал.
Эта белка отдыхала, а другая уже отдохнула.
Этот лосенок вырастал, а другой уже вырос.
Этот бобер плыл, а другой уже приплыл.
Эта лиса защищалась, а другая уже защитилась.
Этот медведь кричал, а другой уже прокричал.
Этот олень сбрасывал рога, а другой уже сбросил.
12.
(Образование глаголов с помощью приставок).
Олень бежит – прибежит, забежит, убежит, выбежит, перебежит, отбежит,
добежит.
Рысь поедает (добычу), выедает, съедает, объедает (у добычи только лакомые
кусочки, редко питается падалью), недоедает.
«Назови действия».
35 Когда хлеб начинает наливаться, медведь появляется на полях, садится на землю и
в таком положении ползает туда и сюда, чтобы с большим удобством подносить
ко рту колосья.
Ползать, уползать, приползать, отползать, переползать, выползать, заползать,
сползать.
Лось (ходит быстро и подолгу) ходит – уходит, переходит, выходит, заходит,
сходит, проходит, отходит.
Бобр строит (плотину) – отстроит, построит, перестроит, выстроит, достроит,
надстроит, застроит, простроит.
13.
(Образование существительных с помощью суффиксов).
«Большой и самый большой»
заяц – зайчище
лапа – лапища
ухо – ушище
хвост – хвостище
нос – носище
глаз – глазище
сила – силища
Ноябрь. Четвертая неделя. При солнышке тепло, при матери добро.
«Найди лишнее слово»
1.
(Образование родственных слов).
Семья, семейка, семейный, семьянин, гражданин.
Мама, мамочка, лапочка, материнский, мамуля.
Папа, папка, лапка, папочка, папин.
Дочка, почка, доченька, дочурка.
Бабушка, бабочка, бабуля, бабушкин.
2.
(Образование сравнительной степени прилагательного).
Я уже взрослая, а моя сестра ещё …. (взрослее).
Моя мама заботливая, а бабушка ещё … (заботливее).
Брат маленький, а сестричка ещё … (меньше).
Моя сестра ласковая, а мама ещё … (ласковее).
Закончи предложение.
36 «Назови ласково»
Моя мама добрая, а бабушка ещё … (добрее).
Мой брат трудолюбивый, а сестра ещё … (трудолюбивее).
Мой папа строгий, а дедушка ещё …(строже).
Моя сестра вежливая, а брат ещё …(вежливее).
Моя сестра послушная, а братик ещё …(послушнее).
3.
(Образование существительных с помощью уменьшительноласкательных
суффиксов).
Подарок – подарочек
цветок – цветочек
мама – мамочка
бабушка – бабулечка
папа – папочка
сын – сыночек
дочь – доченька
внук – внучок
«Закончи предложение. Повтори всё предложение».
брат – братик
сестра – сестричка
дядя – дяденька
тётя – тётенька
4.
(Образование глаголов совершенного вида).
Дочка моет посуду, а сын уже … что сделал? (вымыл).
Папа ещё работает, а мама уже … что сделала? ( поработала).
Света протирает пыль на полке, а Катя уже …что сделала? (протерла).
Мама растит сына и дочку, а бабушка уже … что сделала? ( вырастила).
Папа в комнате убирает, а дочка уже … что сделала? (убрала).
Лена бельё стирает , а Марина уже … что сделала? (постирала).
Бабушка одежду гладит, а мама уже … что сделала? (выгладила).
Витя старается помочь маме, а Лариса уже …что сделала? (постаралась).
Мама заботится о своих детях, а бабушка уже …что сделала? ( позаботилась).
5.
(Образование глаголов от прилагательных и существительных).
Любимая – любить
заботливая – заботиться
взрослая взрослеть
ласковая – ласкать
добрая – добреть
старательная – стараться
уборка – убирать
«Эхо». Назови слова, которые отвечают на вопрос – что делать?
37 стирка – стирать
глажка – гладить
мытье – мыть
работа – работать
Декабрь.
Декабрь. Первая неделя. Здравствуй, гостья зима!
(Зима, приметы зимы в природе, жизни людей, животных.)
1. «Подбери словародственники».
(Морфемное словообразование однокоренных слов).
Снег – снеговик, снежинка, подснежник, снежок, снежок, снеговой, снежный.
Зима – зимовать, зимующие, зимушка, зимний, зимовье.
Лед – льдина, ледяной, ледок, льдинка, ледышка.
Мороз – морозец, морозный, заморозить, морозяка, Морозко, морозище.
2. «Почему так назвали».
(Образование сложных существительных).
Снегоход автомобиль для передвижения по глубоким снегам
снегопад выпадение снега
снегоочиститель – машина для расчистки улиц от снега
снегоход – автомобиль для передвижения по глубоким снегам
снегозащита – защита от замерзания железнодорожных путей
снегозадержание – задержание снега на полях для сохранения влаги.
3. «Расскажи, что может делать снег с помощью маленьких частей слова за,
про, от ».
(Словообразование глаголов).
За блестеть, сиять, сверкать, блистать, искриться, светиться.
Про блестеть, сиять, сверкать, блистать, искриться, светиться.
От блестеть, сиять, сверкать, блистать, искриться, светиться.
За – кружиться, виться, крутиться, вертеться, вращаться.
Про кружиться, виться, крутиться, вертеться, вращаться.
4. «Назови новое слово по образцу».
(Словообразование наречий).
Глубокий – глубоко
мелкий – мелко
38 солнечный – солнечно
пасмурный – пасмурно
ясный – ясно
ненастный – ненастно
холодный – холодно
морозный – морозно
легкий – легко
удивительный – удивительно
поразительный – поразительно
изумительный – изумительно.
5. «Ответить на вопрос «Как?».
(Словообразование сравнительной степени прилагательных).
Утром светло, а днем ещё светлее.
Вечером темно, а ночью ещё… (темнее).
Осенью холодно, а зимой ещё … (холоднее).
В пальто тепло, а в шубе ещё …(теплее).
В холодильнике вода замерзает быстро, а на морозе ещё … (быстрее).
Снег днем белый, а на солнце ещё…. (белее).
Декабрь. Вторая неделя. Одежда.
«Назови виды одежды»
1.
(Словообразование относительных прилагательных).
Одежда для лета – летняя одежда
одежда для осени – осенняя
одежда для весны – весенняя
одежда для зимы – зимняя
одежда для детей – детская
одежда для женщин – женская
одежда для мужчин – мужская одежда
одежда для дома домашняя
2.
(Образование существительных от глаголов).
Завязать – завязка
развязать – развязка
застегивать – застежка
стирать – стирка
гладить – глажка
«Измени слово по образцу».
39 одевать – одежка
сушить – сушка
покупать – покупка
продавать продажа
3.
«Назови одним словом».
(Образование сложных слов).
Прясть шерсть – шерстопрядение
изготовление пряжи из хлопка – хлопкопрядение
изготовление пряжи из шелка – шелкопрядение
прядение льняного волокна – льнопрядильный станок
уборка хлопка на полях – хлопкоуборочная пора
специалист по хлопководству – хлопковод
специалист по шелководству – шелковод
специалист по льноводству – льновод.
4.
(Образование относительных прилагательных).
Юбка из кожи кожаная юбка
«Назови, какая одежда»
футболка из хлопка – хлопковая футболка
платье из шерсти – шерстяное платье
халат из шелка – шелковый халат
сарафан из льна – льняной сарафан
рубашка из фланели – фланелевая рубашка
куртка из велюра – велюровая куртка
штаны из сатина – сатиновые штаны
«Измени слово по образцу»
блузка из трикотажа – трикотажная блузка
шапка из меха – меховая шапка
5.
(Образование наречий).
Красивая – красиво
дешевая – дешево
скромная – скромно
теплая – тепло
удобная – удобно
свободная свободно
модная – модно
нарядная нарядно
яркая – ярко
40 ветхая – ветхо.
Декабрь. Третья неделя. Головные уборы. Обувь.
«Назови ласково»
1.
(Образование существительных с помощью уменьшительноласкательных
суффиксов).
Пилотка – пилоточка
шапка – шапочка
панама – панамка
шляпа – шляпка
берет – беретик, беретка
косынка – косыночка
платок – платочек
фуражка – фуражечка
кепка – кепочка
«Назови один маленький предмет»
бескозырка – бескозырочка.
2.
(Словообразование существительных с помощью уменьшительно
ласкательных суффиксов)
Сапоги – сапожок
туфли – туфелька
ботинки – ботиночек
валенки – валеночек
тапочки – тапочек
3.
изменилось значение слова?»
(Словообразование глаголов).
Вы – чистить, гладить, стирать
По – чистить, гладить, стирать
Пере – чистить, гладить, стирать.
На – чистить, гладить, стирать.
За – чистить, гладить, стирать.
4.
(Словообразование от лексического значения и назначения предмета).
Бескозырка
«Назови слово с помощью новой маленькой части слова. Как
«Объясни, почему так называется».
41
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогическая технология. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.