ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ»: «Социокультурное развитие личности ребенка дошкольника в едином образовательном пространстве».
Оценка 4.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ»: «Социокультурное развитие личности ребенка дошкольника в едином образовательном пространстве».

Оценка 4.6
docx
04.02.2023
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ЧТЕНИЯ  «ЗОЛОТЫЕ  РОССЫПИ»:   «Социокультурное развитие личности ребенка дошкольника в едином образовательном пространстве».
Педагогические чтения.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ЦРР «ДЕТСКИЙ  САД №3 «ЛУЧИК»

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ЧТЕНИЯ  «ЗОЛОТЫЕ  РОССЫПИ»:

 

«Социокультурное развитие личности ребенка дошкольника в едином образовательном пространстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ

КИРИЯК АЛЛА МИХАЙЛОВНА

 

 

 

 

 

 

 

Г. СЛОБОДЗЕЯ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………….….

 

1.     Особенности  социокультурного развития дошкольников……………..

2.     Использование краеведческих дидактических игр в социокультурном развитии младших дошкольников………………………………………..

 

Заключение………………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………...…..

Приложение………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности, которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так воспитатель должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.

В. А. Сухомлинский

 

 

Дошкольное детство – это один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. В период дошкольного возраста ребенок активно взаимодействует с окружающей социальной средой. Через различные виды деятельности: изобразительную, игровую, учебную, конструктивную,  и т. д., ребенок приобретает первый социокультурный опыт.  Он  становится личностью.

      Личность – это социальное понятие, оно подразумевает все, что есть в человеке надприродного и исторического. Когда ребенок появляется на свет, его нельзя назвать личностью, потому как личность не врожденна, личность возникает в результате социокультурного развития.

 Дошкольный возраст является самоценным этапом социокультурного становления личности ребенка. Социокультурное развитие ребенка определяется его положением в обществе, системой межличностных отношений  с  взрослыми и сверстниками, в целом культурой социума.

Ребенок изначально включен в социокультурные, общественные и межличностные отношения более того, чем он младше, тем более социальным существом является. Ведь представить жизнь младенца без ухода за ним невозможно.

В условиях, когда перед каждым новым поколением встает проблема освоения и присвоения всего накопленного человечеством духовного опыта, становиться важным нахождение новых путей познания окружающего мира.

Согласно ГОС ДО  познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и  Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,

об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира. Ребенок в дошкольном возрасте, очень чувствителен,  к социокультурному развитию, ведь перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений.

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать  в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка,

а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Приобщение к народной культуре особенно значимо в дошкольные годы. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Ребёнок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Таким образом, для успешного осуществления социокультурного развития детей дошкольного возраста необходимо вовлекать детей в социально-культурную деятельность, так как этот вид деятельности управляется системой, при этом компоненты социально-культурной деятельности приемлемы к использованию в процессе социально-культурного развития

детей.

1.    Особенности  социокультурного развития дошкольников

Термин социокультурный   состоит из двух основ: социо и культурный

Социо значит «общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутри него, его развитию».

 Культурный - «относящийся к культуре». Таким образом, понятие

социокультурный предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры. Это особенно важно учитывать при ознакомлении детей с ближайшим окружающим миром – родным краем, и прежде всего с культурным обликом города, его достопримечательностями, историческим прошлым, т.е. культурой в широком смысле слова.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладения элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», основанная на знании культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умений понимать и правильно использовать их  в процессе общения.

 Я.А. Коменский в своей «Материнской школе»  указывал: до шести лет ребёнок должен познать «место, где он родился и где живёт: деревню, город, крепость или замок» и овладеть «началом какого-либо ремесла или труда». Прогрессивные деятели того времени К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой считали,

 что воспитание ребенка должно быть насыщено глубоким содержанием жизни взрослых людей и что необходимо как можно раньше приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введение ребёнка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать ребёнку ощущение полного слияния со своим народом.

Современная педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Воспитание в социальном смысле понимается как уникальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства.

Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.

Л. Ф. Фатихова, И. С. Чуканова указывают, что у детей дошкольного возраста еще отсутствует субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. В результате этого дети еще не способных выделять ценности, которые привлекательны для них в других людях, у них не сформировано отношение к детскому коллективу. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих взаимоотношений. Термин «социокультурное развитие», по мнению Н. Я. Большуновой, означает процесс формирования у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития происходит усвоение социального опыта, знаний, умений и навыков, социальных норм, опыта взаимодействия с другими людьми.  Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова считают, что социокультурное развитие в дошкольном возрасте связано с воспроизводством норм и правил общества, благодаря чему обеспечивается сохранение традиций народа. Традиция представляет собой социокультурную коммуникацию между поколениями людей, которая определяет последующее развитие культуры. Множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступают важным регулятором общественных отношений.

 Выступая смысловыми основаниями жизнедеятельности, социокультурные ценности раскрывают главные стороны общественных отношений, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют оценочные действия, поведение. Успешная реализация этого направления позволит обогатить детей яркими выразительными образами, питающими их духовное и нравственное развитие, возможность самостоятельной творческой самореализации в разных видах деятельности привнести в жизнь ребенка индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношения к нему.

        Применительно к дошкольному возрасту процесс приобщения детей к социокультурным ценностям имеет ограничения, обусловленные особенностями возраста. Во-первых, ребенок-дошкольник постигает весьма ограниченное количество ценностей. В их число входит Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. Основаниями для их отбора являются: доступность для восприятия и понимания, ориентировка на духовные традиции общества, опора на общечеловеческую культуру, историю социума и конкретного народа, гуманистическая направленность, ограниченность в количественном отношении и обобщенный характер постижения, обеспечивающий гармонизацию отношений человек – природа – общество. Во-вторых, для дошкольников характерен образный характер постижения социокультурных ценностей, на уровне наглядно-образного мышления и представлений о них. В-третьих, образное постижение ценностей должно включать в себя, как обязательный элемент содержания, эмоциональные переживания, возможность проявления отношения ребенка к ценностному образу. Ценностные представления в отличие от представлений восприятия включают в себя субъективно-личное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к явлениям окружающей действительности.

Таким образом, проблема приобщения дошкольников к социокультурным ценностям на данный момент является актуальной. Несмотря на то, что данная проблема в последние годы рассматривалась в контексте разных научных знаний, вместе с тем многие ее аспекты требуют научной разработки и конкретизации. На наш взгляд нуждается в дальнейшем исследовании вопрос приобщения дошкольников к социокультурным ценностям через обогащение их ценностными представлениями образного содержания.

2.Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми  младшего дошкольного возраста.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем

не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его

культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символикой. Родное село, родной город, родная республика. Надо показать ребенку, что малая Родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

В число важнейших целевых социально-политических ориентиров ПМР входит преумножение приднестровского народа в его численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие

национальной культуры. Дошкольное образование – первооснова общей системы образования и первичная составная часть системы непрерывного образования. В современных условиях развитие системы дошкольного

образования направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Это означает, что дошкольное образование призвано обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Краеведение в дошкольном учреждении с ранних лет формирует первые представления об окружающем мире, нравственные понятия и чувства; воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости к родному краю, любовь к малой Родине, толерантное отношение к людям других национальностей.

А также, помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве; знакомит с обычаями и культурными традициями региона; расширяет кругозор детей, развивает интеллектуальный потенциал.

Многие ученые (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) считают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного материальных и духовных ценностях и осваивается в активной созидательной деятельности.

Академик  Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение педагогов, родителей к изучению прошлого и настоящего нашего края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это участники истории родного края. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи с историей «малой родины».

В данной работе предложены, краеведческие игры, в содержание которых вошли знакомство с образом жизни представителей разных народов Приднестровья с яркой самобытностью культур, а также   элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.

Знакомя дошкольников с бытом и  традициями приднестровского народа, мы уделяем большое внимание созданию атмосферы национального быта  в нашей группе. Окружающие предметы, картинки, игры,  характерные для приднестровского народного быта, оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью своего народа. Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах, оборудованные в доступном для детей месте в соответствии с их возрастными особенностями.

С помощью национальных уголков ребята в течение дня интересуются символикой ПМР, национальными костюмами, игрушками, народными промыслами народов Приднестровья, элементами национального орнамента (карточки с рисунками узоров), произведениями народного декоративного творчества; знакомятся с природными богатствами родного края  и другими явлениями и знаменательными событиями в ходе существования своей малой Родины.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы рассматриваем с детьми репродукции картин  художников  ПМР  Игоря  Мосийчука, Ивана Антонюка, Сергея Панова, Олеси Ивановой.

В свободном для детей доступе находятся альбомы «Города Приднестровья», «Народы Приднестровья», «Народные промыслы», «Мир национальной одежды моего народа».  В нашей группе имеются куклы в национальной одежде. Был собран фонд фотографий о родном городе и проведена виртуальная экскурсия по Слободзейскому району «Мой край родной, частица родины великой!»

Сформировать у детей интерес и уважение  к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, помогает и национальный фольклор: сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.д..

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, песенками, закличками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

В играх применяем считалки, читаем детям народные сказки.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Необходимо, чтобы ребенок в процессе игры ощутил удовольствие и от общения с взрослым, и от совместной деятельности, чтобы он пережил радости, самостоятельно решил новую задачу или нашел выход из трудного положения.

В последние годы дети испытывают дефицит общения с взрослыми, поэтому много внимания необходимо уделять беседам и разговорам с детьми, во время которых воспитатель, не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Большое значение такая работа имеет и для развития связной речи; разговор со взрослым учит ребенка связно рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями, грамматически правильно строя их, согласуя в них слова.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо

выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведческие игры в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

Использование дидактических игр при знакомстве  дошкольников

с историей родного города способствует формированию у детей стремления

познавать прошлое родного города, уважительного отношения к событиям

истории, к свершениям наших предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему. Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесс. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона. Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.

Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.

Предоставляю вашему вниманию подборку дидактических игр с краеведческой направленностью.

Данные материалы могут быть использованы  воспитателями при работе по ознакомлению детей с родным краем, символикой, национальной одеждой и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры.

 

«Изобрази явление природы».

Дидактическая задача: закрепить знания о явлениях природы, характерных для Приднестровского края (радуга, разлив реки, листопад, дождь, снег, туман, гроза,  и др.)

Материалы: картинки с изображением явлений природы.

Ход игры: Ребенок изображает с помощью пантомимы явление природы, остальные — угадывают. После угадывания воспитатель показывает картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается, когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.

 

 «Как избежать неприятностей на природе».

Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах.

Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.

 

«Знакомьтесь, родной край».

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.

Материалы: фотографии с видами  г. Слободзея, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.

Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.

 

«Красный огонек».

Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных Приднестровья, занесенных в Красную книгу.

Материалы: картинки растений и животных.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

 

«Герб символ города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.

Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

 

«Я по городу шагаю»

Цель: обобщить знания детей о городе, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

 

Игра «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к традициям своего народа, учить узнавать и отличать различные промыслы.

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

 

«Птицы  Приднестровья».

Цель: знакомить детей с птицами  Приднестровья.

Материал: карточки с изображениями птиц

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

 

«Даша и её 65 нарядов».

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, одежде.

 

 Игра «Рыбы – птицы – звери».

Материал: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог бросает мяч ребенку и называет слово, например, «рыба». Ребенок, поймав мяч, должен назвать видовое понятие, например, «карась». Постепенно дети усваивают этапы игры и самостоятельно могут быть ведущими в этой игре.

 Игра «Кто где живет».

Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора, дупло, луг, поле, озеро)

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.

 

Игра "Малыш потерялся"

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

 

Игра «Кому что нужно для работы»

Задачи: формировать представления детей о профессиях людей. Учить детей находить орудия труда, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и связную речь детей.

Игра включает в себя картинки с изображением людей (дворник, парикмахер, врач, повар и т.д.) и картинки с изображением орудий труда, расположенные на верхнем подвижном круге.

 

Игра «Все профессии нужны, все профессии важны»

Задачи: уточнить представления детей о профессиях людей, о том, как называется их  рабочее место.

Игра включает в себя картинки с изображением профессий, места их работы, кубик, на гранях которого изображены символы, относящиеся к той или иной профессии.

 

Игра «Найди названный предмет»

Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о предметах быта.

Материалы: предметные картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек.

 

Игра «Угадай, откуда я приехал»

Дидактическая задача: закрепить и расширить знания детей о разных

народах.

Игровая задача: угадать, откуда приехали гости.

Игровое действие: появление  кукол в народных костюмах, их рассказы о местах, где они «живут», о главных достопримечательностях, о национальных героях; ответы на вопросы детей, принимающих гостей. Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения.

 

Игра «Музей народных игрушек»

Дидактическая задача: систематизировать знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.

Игровые действия: исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившейся народной игрушке, поясняя, чем именно она ему понравилась.

 

«Чей орнамент?»

Дидактическая задача: назвать элементы национального орнамента.

Игровое действие: соотнести изображение фрагмента орнамента на маленькой карточке с его полным изображением на большой карточке.

Игровое правило: по указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.

Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………

Введение “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель…

Введение “Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель…

Ребенок в дошкольном возрасте, очень чувствителен, к социокультурному развитию, ведь перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений

Ребенок в дошкольном возрасте, очень чувствителен, к социокультурному развитию, ведь перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений

Особенности социокультурного развития дошкольников

Особенности социокультурного развития дошкольников

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства

Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства

Семья, Труд, Знание, Родина, Красота,

Семья, Труд, Знание, Родина, Красота,

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь

Краеведение в дошкольном учреждении с ранних лет формирует первые представления об окружающем мире, нравственные понятия и чувства; воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости к родному…

Краеведение в дошкольном учреждении с ранних лет формирует первые представления об окружающем мире, нравственные понятия и чувства; воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости к родному…

Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах, оборудованные в доступном для детей месте в соответствии с их возрастными особенностями

Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах, оборудованные в доступном для детей месте в соответствии с их возрастными особенностями

Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников

Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников

Заключение В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни

Заключение В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни

Предоставляю вашему вниманию подборку дидактических игр с краеведческой направленностью

Предоставляю вашему вниманию подборку дидактических игр с краеведческой направленностью

Дидактические игры. «Изобрази явление природы»

Дидактические игры. «Изобрази явление природы»

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны

Игра «Кто где живет». Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора, дупло, луг, поле,…

Игра «Кто где живет». Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора, дупло, луг, поле,…

Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения

Игровое правило: высказывать свои догадки только после выступления гостя, не перебивать его, вежливо и чётко задавать вопросы для уточнения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ»: «Социокультурное развитие личности ребенка дошкольника в едином образовательном пространстве».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ЧТЕНИЯ  «ЗОЛОТЫЕ  РОССЫПИ»:   «Социокультурное развитие личности ребенка дошкольника в едином образовательном пространстве».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023