Особенности организации урока в условиях новой образовательной политики в Республике.
Чертами образования XXI века являются: динамизм, мобильность, инновационность, практическая направленность, вариативность, открытость, сотворчество.
Донецкая Народная Республика провозглашает сферу образования приоритетной.
Государственная политика в сфере образования – совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью, а именно стабильным и последовательным развитием республиканского образования.
В связи с широким внедрением ИКТ во все сферы жизни и с государственным заказом на повышение качества образования; ориентацию на рабочие профессии, патриотическое воспитание; повышение грамотности, формируется новая цель образования в Республике: воспитание высоконравственного, ответственного, креативного, инициативного, компетентного гражданина-патриота; достижение нового качества образования, отвечающего новым социально-экономическим условиям и стратегическим направлениям развития ДНР.
Планируемые результаты государственной политики в сфере развития образования:
1) Обеспечение доступности дошкольного, общего и дополнительного образования.
2) Повышение качества результатов образования на разных уровнях.
3) Развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.
4) Модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих адресатов (получателей) образовательных услуг, создание современной системы оценки качества образования.
5) Укрепление единства образовательного пространства ДНР.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Урок – это фундаментальная составляющая системы обучения. Основой для построения урока является совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам учащегося, быть ориентированным на их практическую деятельность (нынешнюю и будущую), развивать мышление и практические навыки учащегося.
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:
в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности учащегося. Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:
ü Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
ü Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока).
ü Информационный блок (система информационного наполнения).
ü Контрольный блок (система тестирования и контроля).
ü Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Требования к обучаемым, непосредственным участникам дистанционного урока – иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться электронной почтой, программой - просмотрщиком веб-страниц, технологиями гостевой книги и беседы (chat). В случае неподготовленности непосредственных участников дистанционного урока по перечисленным параметрам большая часть работы ложится на локального координатора.
Активность учащихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться учащимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности.
Характер урока должен носить
частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а
также исследовательские методы, позволяющими учащимся самостоятельно решать
новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач,
доказательств теорем и т.д. Порожденные проблемной ситуацией противоречия с
необходимостью порождают процесс мышления.
Контроль и оценка знаний должна производиться на каждом уроке. Отечественный и
зарубежный опыт применения дистанционного обучения свидетельствует об
эффективности жесткой отчетности за каждый изученный учебный элемент.
Рефлексия, предусматривающая общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления. Устная или письменная рецензия на выполненную работу.
Использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной практике учителя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.