Педагогические приёмы организации обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивном образовательном пространстве.
Оценка 4.6

Педагогические приёмы организации обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивном образовательном пространстве.

Оценка 4.6
docx
14.10.2024
Педагогические приёмы организации обучения детей  с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивном образовательном пространстве.
Статья ЭЖ УО НМР, февр. 2023.docx

Педагогические приёмы организации обучения детей
с ОВЗ (ЗПР) в инклюзивном образовательном пространстве.

IMG-20190130-WA0002

Фомина Светлана Николаевна

учитель – дефектолог

МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ

высшая квалификационная категория

 

Григорьева Людмила Сергеевна

учитель – дефектолог

МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ

высшая квалификационная категория

Инклюзивное образовательное пространство подразумевает совместное обучение нормативных детей и детей с особыми образовательными потребностями и разными индивидуальными возможностями в обычных образовательных организациях. Особенно ярко данный вопрос проявляется в инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).

Данная категория обучающихся испытывает значительные затруднения в усвоении образовательной программы, обусловленные специфическими недостатками их психологического развития:

- недостаточная сформированность познавательной и учебной деятельности,

- недостаточная сформированность пространственно-временных понятий и ориентировки,

- недостаточная концентрация и неустойчивость внимания и восприятия,

- низкая способность к приёму и переработке информации, сложности с прочностью запоминания,

- низкий уровень развития мышления (операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), трудности в установлении причинно-следственных связей, сложности с абстрактными понятиями,

- недостаточный объём знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира,

- трудности в речевом развитии (бедность словаря, недостаточный уровень развития лексико-грамматического строя, связной речи),

- быстрая утомляемость, низкая переключаемость и работоспособность.

Для успешного обучения необходим высокий уровень сформированности познавательной деятельности, тесно взаимосвязанный с учебной и являющийся её основой. У обучающихся с ЗПР наблюдается недостаточный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов, речи и моторики, требующий индивидуальной помощи учителя. Эффективными приемами обучения детей с ОВЗ (ЗПР) являются:

- обязательная вербализация любой деятельности, сочетание инструкции с показом, вопросы должны быть сформулированы четко и ясно,

- учебный материал лучше объяснять по частям, а его объем и характер значительно детализировать,

- использовать схемы, таблицы, чертежи, алгоритмы, сигнальные карточки вместо сложных инструкций,

- предлагать «пошаговые» инструкции, поэтапность выполнения задания, давать меньший объем задания,

- использовать индивидуальные карточки-опоры, схемы, графические модели для закрепления и проверки знаний,

- давать выполнять аналогичные задания самостоятельно (следуя от простого к сложному), увеличивать время выполнения,

- применять карточки с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач; предлагать образцы решения задач,

- совместно «включать» в работу различные анализаторы,

- использовать разнообразные игровые моменты, дидактические игры, физкультминутки, чередование видов деятельности,

- учебный материал должен «опираться» на жизненный опыт ребёнка, оценивать исходя из его личных успехов и затраченных усилий.

Специфика в работе с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) – акцент на игровых методах обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность, значительно облегчающий процесс восприятия и понимания учебного материала. Регулярное применение данных заданий позволяют повысить познавательную активность детей, скорректировать недостатки психических процессов, улучшить их работу на уроках.

Задания для корректировки неустойчивого навыка счета.

Описание: C:\Users\User\Desktop\16.JPG

1

Задания для корректировки сравнения числовых множеств.

5

Задания для преодоления трудностей при решении арифметических примеров.

Задания для преодоления трудностей при решении арифметических задач.

Задания для коррекции ориентировки в тетради.

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима адаптация объема и характера учебного материала к их познавательным возможностям, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Дифференцированные задания с учетом их особенностей помогут им преодолеть недостатки развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего обучения.

При обучении математике детям, у которых с трудом формируется навык написания цифр, необходимы дополнительные пособия (цифры для обводки, лекала с прорезями, шаблоны цифр, выкладывание цифр из палочек, лепка их из пластилина).

При формировании вычислительных навыков используются различные опорные схемы, предлагаются карточки с развернутым образцом способа вычисления.

 

12   +   9   =                           12 –  5  =

          8    1                                             2    3                                          

 

Эффективным приемом нормализации учебной деятельности детей с ЗПР является алгоритмизация. Различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки помогают детям правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.

        3           1          2

12 – (5 + 3) : 2 =

 

Стойкие затруднения у детей с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач, требующих умения выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Необходимо уделять особое внимание этапу пропедевтики, выделяя наиболее трудное звено и проводить подготовительные упражнения, уточнять понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и других), использовать чертежи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись промежуточных вопросов, помогающих им подобрать нужное действие и выполнить решение задачи.

У   Пети   было 35 рублей, а у Вити на 10 рублей меньше. Сколько денег было у мальчиков?

1) Узнай, сколько денег было у Вити.

        …..  - ….. = …... (руб.) – было у Вити.

2) Узнай, сколько денег было у мальчиков вместе.

        …..  +  …..  = …… (руб.) – было у мальчиков.

3) Запиши ответ.

Ответ: …… рублей было у мальчиков.

Данные педагогические приёмы способствуют активизации познавательной деятельности, повышению интереса к учёбе обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Благодаря систематической индивидуальной помощи дети приобретают самостоятельность и позитивный опыт преодоления трудностей, становятся в состоянии усвоить образовательную программу.

 

Литература:

В.В. Волина «Занимательная математика для детей». Санкт-Петербург, 1996 год.

Е.Н. Плешакова «Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» 1-4 класс. Волгоград, 2009 год.

С.Н. Костромина «Учиться на пятерки по математике. Как?». Санкт-Петербург, 2009 год.


 

Педагогические приёмы организации обучения детей с

Педагогические приёмы организации обучения детей с

Специфика в работе с обучающимися с

Специфика в работе с обучающимися с

Задания для преодоления трудностей при решении арифметических примеров

Задания для преодоления трудностей при решении арифметических примеров

Для успешного усвоения учебного материала детьми с

Для успешного усвоения учебного материала детьми с

У Пети было 35 рублей, а у

У Пети было 35 рублей, а у
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2024