Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловский областной медицинский колледж Кафедра гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин |
Сборник выступлений на областных методических семинарах |
|
|
|
Автор-разработчик: преподаватель английского языка высшей квалификационной категории Мирошникова Надежда Юрьевна |
Екатеринбург,2018 |
Для специальностей:
34.02.01 Сестринское дело Базовый уровень среднего образования
31.02.03 Лабораторная диагностика Базовый уровень среднего профессионального образования
31.02.02 Акушерское дело Базовый уровень среднего профессионального образования
Содержание.
I. Использование мнемонических приемов запоминания на уроках английского языка.
II. Применение поэтических приемов в организации самостоятельной работы студентов как условии формирования ключевых компетенций.
I. Использование мнемонических приемов запоминания на уроках английского языка.
Мнемонические системы (или просто мнемоника) – это вспомогательные средства, облегчающие вспоминание, которые является наиболее трудным процессом из трех основанных операций памяти: записи, хранения и извлечения информации. Мнемонические системы предупреждают возможность забывания и благодаря совместной работе чувств, эмоций и интеллекта, способствуют лучшей работе памяти. Будучи построенными на принципах ассоциации образов и вербальной проработки, мнемонические системы подразумевают работу одновременно и визуальной, и вербальной памяти. Мнемонические приемы разделяют на три категории: коды, подсказки и стратегии. Все эти организационные системы следует использовать во время записи информации.
Например, в географии слово ОВАЛ – подсказка для запоминания четырех самых крупных рек России – Обь, Волга, Амур, Лена. Мнемонические приемы с успехом используются на других уроках. Всем известна фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая является кодом для запоминания светового спектра в физике, (к – красный, о – оранжевый, ж – желтый, з – зеленый, г – голубой, с – синий, ф – фиолетовый).
На уроках английской грамматики мы ввели слова – звуковые коды: «дудка» -вспомогательный глагол do, «дидка»-глагол did, «вилка»-will и зрительные коды рисунки-для простого неопределенного времени-спираль, обозначающая обычное, повторяющееся действие, для продолжительного времени – пунктир в значении длящегося, незаконченного действия и часы-будильник, обозначающее, что это действие происходит в определенный момент с предлогом времени at. Совершенные времена имеют картинку-символ «кофе» (Я уже сделал кофе) с предлогом «by».
Основным принципом использования мнемотехники является ассоциация образов, которая необычайно эффективна при запоминании лиц и имен, списков и чисел. Ассоциация- это средство вызова воспоминаний в область сознания. Работа памяти осуществляется с помощью спонтанных ассоциаций, таким образом, выстраивается логическая цепочка, ведущая к нужному следу в памяти. И в нашей повседневной жизни мы также нередко пользуемся принципом ассоциаций (вспомним про узелок на носовом платке или нитку, накрученную на палец). Это ассоциация нелогические, без использования чувств и логики. Мнемонические системы, основанные на ассоциациях нелогичного типа, применялись с древних времен для запоминания лиц, имен, чисел, иностранных слов и научных терминов. Ассоциации такого типа формируются в момент записи информации и призываются на помощь в момент ее извлечения из памяти. Часто они бессмысленны, смешны, несуразны, но необычайно действенны и эффективны. Кроме того, они напоминают увлекательную игру как для детей, так и для взрослых. В методике изучения иностранных слов широко используется этот мнемонический приём, основанный на ассоциации образов. Так, при предъявлении слова необходимо несколько раз произнести его, вслушиваясь в его звучание или анализируя первые 2-3 звука. Затем нужно попытаться найти в этом слове некое значения, которое можно мысленно воспроизвести в виде зрительного образа. Можно даже нарисовать этот образ в простой картинке. После этого обязательно совместить мысленно первое и второе, построив ассоциацию образов. Так, например, при изучении цветов возникают такие ассоциации: белый (white) ассоциируется со словом «вата», сходным по звучанию первых двух звуков и по семантике. Green ассоциируется с грязью зеленого винограда, yellow-с желтим лимоном, который ты ел за завтраком.
Красный - это редиска, коричневый - это пистолет «браунинг», синий ассоциируется с синей блузкой и так далее. Важно. Чтобы после предъявления все «цветные слова» были объединены в одно зрительное поле с цветными картинками - символами. Создание «крупно плановых» мысленных или еще лучше нарисованных картин помогает запомнить очень важную информацию (особенно исключения из правил) и одновременно развивает воображение. При запоминании существительных, употребляемых только в единственном числе, мы рисуем такую картину:в школе нам дают знания, информацию, совет при любой погоде. Родители за все это платят такие деньги, от которых волосы становятся дыбом. Но все это приводит в конечном итоге к прогрессу. Таким образом, мы тренируем существительные, употребляемые только в единственном числе: knowledge, information,advice,weather,money,hair, progress.
II. Применение поэтических приемов в организации самостоятельной работ студентов как условии формирования ключевых компетенций
Общеизвестно, что при изучении иностранного языка наиболее трудоемкий процессом является изучении слов. 70% времени и усилий уходит на это. Чтобы облегчить и укорить овладение словами английского языка необходимо выбрать общие темы для общения, вводить слова по темам, категориям и тематическими подгруппам (блокам). Этиназвания и являются кодами, позволяющими быстро найти нужное слово в памяти.
Так, в структуре глаголов можно выделить глаголы движения, стадии , бытовые глаголы, глаголы можно выделить глаголы чувств и мышления, глаголы борьбы, общения, работы. При презентации новой лексики целесообразно использовать принцип «избыточности», когда вводится не 5-9 новых слов, а гораздо больше -10-20 новых лексических единиц, объеденный лексической структурой и тренируемых более продолжительное время систематически с применением мнемонических приемов запоминания. Хорошие результаты на практике дает изготовления лексических лото или карточек с учебным материалом. На одной стороне карточки пишутся слова блока на английском языке, а на другой- на русском. Карточки лучше читать по нескольку раз в день, а вечером обязательно подводить итоги выученного. Повтор выученного материала требует значительно меньших усилий по сравнению с первичным заучиванием. Чтение, решение кроссвордов, чайнвордов, игры в слова, поиск антонимов и синонимов, комментарии по поводу словаря, выявление нескольких значений одного слова(работа по его полисемии – многозначимости).Такая осознанная работа со словом несомненно приведет к расширению лексического запаса и свободному общению на иностранном языке.
Для запоминания графического образа слова необходима его визуализация и звуковое проигрывание. (Английские слова, как мы помним, читаются по-английски, а пишутся по-латыни). Как шутят сами англичане: «Написано Ливерпуль-читай Манчестер». Произнесите новое слово вслух, обращая внимание на чёткую артикуляцию, и напишите это слово большими печатными красными буквами на белом листе бумаги или пропечатайте в воздухе пальчиком. Сделайте комментарии, выделите трудную часть слова, чётко произнесите каждый звук. Чаще обращайте внимание на слова в процессе чтения и письма, и вы надёжно запомните графическое и фонетическое обозначение слова. Успех объясняется тем, что в данном случае включается в работу зрительная память. Вместо механической деятельности в мнемонике используя стратегия мышления, которая заставляет работать разные уровни памяти и задействует разнообразные анализаторы при записи, хранении и извлечении информации. Между процессом извлечении информации. Между процессом извлечения информации и эмоциями существует тесная связь. Депрессия ,плохое настроение, усталость-враги памяти. Поэтому на уроках английского языка должна быть создана тёплая, дружественная, игровая атмосфера сотрудничества. Для этой цели применяются различные игры, игровые моменты, ролевые игры, разучивание песен и стихов, скороговорок и считалочек. Так, даже в старших классах мы спрягаем глагол «быть» на мотив новогодней песенки, глаголы прошедшего времени учим и анализируем по песне «Yesterday» ансамбля Beatles. Придаточное условия запоминаем по стишку про гризли-медведя. (If you ever, ever, ever meet a grizzly bear…»)
В заключении хочется отметить, что память-это то основание, на котором возводится задание человеческой личности. Память определяется, в основном, стратегией мышления .Этому нужно специально обучать, начиная с первых уроков иностранного языка, пробуждая любопытство, развивая внимание и формируя интерес.
«Человеческий ум руководствуется скорее интуицией, чем логикой, и понимает больше вещей, чем он в состоянии между собой связать».
(Вовнарг)
Анатомия (Anatomy) в стихах- это просто «ох» и «ах»!
Я по – английский I. Тело свое body знай!
Внутри у меня сердце heart.
И желудку stomach своему я очень рад.
Ухо ear слышит всё,
По – английский face – лицо.
Nose–нос вдыхает запах роз.
Череп skull демонстрирует оскал.
Кости bones крепкие нужны
Зубы teeth здоровые важны.
Мышцы muscles движут всем,
Я белка protein побольше съем!
Сердце heart качает blood.
Буду body я качать и девчонок удивлять!
Соус «Uncle Bents» cоздан золотыми hands
Мои hands так и тянутся к пакету с «Uncle Bents».
Мои nails – ногти- острые, как когти!
Глаза eyes холодны как ice-лёд.
Ears ушки слушают частушки.
Санта Клаус имеет белозубый mouth.
Губки lips любят kiss
Губки lips любят фруктовый mix
Череп scull кто-то скалою сломал
Череп scull от удара пострадал!
Челюсть jaw мясо жует хорошо.
Intestine проходит testing.
Печень liver от жирного страдает,
А от алкоголя умирает!
Почки kidneys береги, в холод их не застуди!
Подбородок chin не болит без причин.
Мышцы muscles подкачай, фитнес-зал почаще посещай!
Если нервы (nerves) ты бережешь, значит долго проживешь!
Vocal cods(голосовые связки) ты
Береги, на морозе не кричи!
Нервная система (nervous system) похожа на компьютерную схему.
Скелетик скелетику (skeletons) шлет приветики.
Spinal cord(спинной мозг) имеет секретный код (secret code)
Желудочек сердца (ventricle) сокращается, и кровь (blood) в аорту (aorta) вливается.
Если в суставе (joint) есть артрит, то суставчик заболит .
Голова head–всему глава.
Не нужна ей борода!
По утрам и вечерам
Зубы teeth я чищу сам.
Зубы teeth ты береги.
No smoking. Не кури!
Кости bones укрепляй. Витамины (vitamins) принимай!
Use your brains! Дружи с мозгами и со старыми друзьями!
Свое сердце береги. Сигареты не кури! Don’t smoke!
Сердце heart не любит стрессы, неприятные компрессы.
Stomach сигналы подает, что в тебе гастрит живет.
Не засоряй желудок (stomach) пищей, и кишечник (intestine) будет чище!
Печень liver не любит пиво!
Если skin твоя желта, значит liver (печень) всерьез больна!
Ушки ears не студи, шапки теплые носи!
Красный нос (nose)- это дедушка Мороз!
Кальций нужен для детей и для роста их костей (bones)
Кожа skin – как жирный блин.
Волосы hair опускаются по шею (neck)
Сердце heart по артериям (arteries) гонит blood.
Наша кровь blood – важных элементов клад.
У Володи body одето по погоде.
У рыбы хек нет шеи (neck)!
Не ешь чипсы «Lays» и хвастать будешь талией waist.
Ступня –foot, а ступны feet.
Пол под ними заскрипит.
Не забудь бахилы надеть на свои хилы! Heels – пятки
Я хиппую от бедра и гуляю до утра. Бедро– hip
Rhymes – proverbs, nonsense rhymes, riddle rhymes, game rhymes, nurserhymes
How do you do?
How do you do?
I am glad to meet you.
I am glad to meet you too.
See you later, alligator.
For a while, crocodile.
Good morning, good morning.
Good morning to you.
Good morning, dear students (dear teacher)
I am glad to see you ( We are glad to see you too)
Good, better, best
LET US NEVER REST.
Till our good is better
And our better is best
I wish I had, I wish I had,
The same good hobby and a new friend.
Tell me, tell me, please,
What your favorite colour is.
Don’t worry, dear,
All you things are here.
Noting’s missing, nothing’s lost.
Don’t worry. Count first.
I am lucky, you are lucky. She is lucky,
We are lucky, you are lucky, they are lucky, all are lucky.
On Monday, Tuesday, Wednesday,
On Thursday, Friday and
On Saturday and Sunday
I’d like to see my friend.
And how about you? Would you like to go?
To meet, to see, to know?
To visit and to stay?
To dance, to sing, to play?
Oh, what a lovely sight!
Fantastic! Completely white!
It is snowing so!
The ground is covered with snow!
WHO IS BY EVERYBODY LOVED?
When you are loved
It’s very good!
It’s very good,very good!
Look at this photo, my deer.
You can see my relatives here;
Grandparents, parents, my elder brothers,
Their wives and children and some others;
Uncle and aunt, their daughter and son,
My cousins loved by everyone,
My parents’ niece and nephew near.
And myself in the center, here!
BETWEEN MY GRANNY AND MY BROTHER.
We all love dearly one another.
You are looking smart,
You are really smart.
Because you have
A tender heart.
Peter likes apple-pie. So do I, so do I.
Peter doesn’t like app-pie. Neither do I, neither do I.
Peter liked apple- pie. So did I, so did I.
Peter didn’t liked apple- pie. Neither did I, neither did I.
Peter will like apple- pie. So shall I, so shall I. Peter won’t like apple-pie. Neither shall I, neither shall I.
Список рекомендуемой литературы:
1. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5
2. Как развить суперпамять /В.Поссин; Пер. с нем. Е.Банзелюка. - М.: ООО"Издательство Астрель": ООО "Издательство ACT", 2004,
3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115 6. Чиндилова О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников / Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. №3. - С.119-124
4. Розова, Юлия Евгеньевна Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе / РозоваЮлия Евгеньевна. - М.: Форум, 2016.-228 с
5. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.
Электронные ресурсы:
1. https://orechi.ru/razvitie-rechi/mnemotablitsy
2. http: //mnemonikon.ru
3. http://4brain.ru
4. https://www.ignatovka.ru/index.php/2014-02-24-12-45-38/2014-02-24-12-47- 16/253-2011-11-27-08-29-57
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.