Актуальность применения различных форм обучения
Оценка 4.8

Актуальность применения различных форм обучения

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
английский язык
Взрослым
28.12.2023
Актуальность применения различных форм обучения
Обзор инновационных приемов обучения
различные формы обучения.docx

               Актуальность применения различных  форм  обучения  английскому языку.

    Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность - способность и готовность осуществлять иноязычное, межличностное, межкультурное общение с носителями языка. Готовность спонтанно общаться, осуществлять межличностное, межкультурное общение – одна из целей. Спонтанное общение предполагает продуктивное владение языком

 ( т.е. когда учащийся умеет принимать решения, заниматься исследовательской деятельностью, проектной деятельностью; умеет действовать в рамках и за её пределами).

       Применение техник развития личной креативности, критического мышления  в обучении английскому языку  актуально.

 Обучаемость является способностью к приобретению знаний,  креативность – способность к преобразованию знаний, критическое мышление – способность анализировать, формулировать, сопоставлять факты, контролировать свои эмоции и убеждения, то есть проактивное стремление к пониманию происходящего путем осмысления информации о событиях или явлениях целостно и полно в целях принятия обоснованных решений.

   В школе  навыки убеждения, мыслить креативно и критически очень  важны.  Можно использовать различные креативные техники, позволяющие активизировать творческое мышление, воображение. Эйнштейн сказал: «Логика нас может привести из пункта А в пункт В, а воображение – куда угодно». Воображение – самое главное, поскольку оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь».

   Человеческий мозг содержит порядка 100-150 млрд нейронов и генерирует за день огромное количество электрических импульсов. В головном мозге человека за 1 с Происходит 100000 химических реакций. Нервные импульсы путешествуют по мозгу со скоростью 273 км в час. 

    Любая новая деятельность заставляет мозг генерировать новые нейронные связи: например, выученное слово в иностранном языке.

  Мы крайне редко запускаем наше воображение и наш мозг работает на автоматизме и мы видим то, о чем думаем. У человека в день прокручивается порядка 60-70 тыс. мыслей  в голове. 80-90 % - это вчерашние мысли и повторяющиеся, крайне мало продуктивных мыслей.

    Креативность – компетенция:

- умение решать проблемы, не имеющие подходящего стандартного решения;

- нахождение лучшего/нового решения проблемы;

-изобретение нового метода;

- упрощение процессов, процедур;

- адекватная реакция на происходящие изменения;

- освоение новых моделей поведения и деятельности.

  В основе любого креативного процесса лежит два последовательных этапа: анализ и синтез. На этапе  анализа  собирается огромное количество информации, идей, а затем  необходимо синтезировать эту информацию, идеи. То есть сужать информацию. В основе любой креативной методики лежат эти два этапа.

   Техники, помогающие активизировать  творческое и критическое мышление, помогающие управлять мышлением:

- ментальные карты ( интеллект –карты),

- «шесть шляп де  Боно» - техника латерального мышления.

    Ментальные карты ( интеллект – карты, mindmap) – метода организации  идей, задач,  концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступлений или составить учебный план.

   В центре всех ментальных карт – главная  идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор пока вы не структуируете всю информацию.

  Интеллект – карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Эти клетки мозга, которые  принимают, отрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра – ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам. Согласно исследованию Дэвида Боули из университета Джонса Хопкинса, оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.

  Ментальные карты помогают в учебе,  например, учить языки.

- придумать идеи,

- учиться,

- планировать,

- собрать информацию,

- принять решение.

 Преимущества интеллект- карт:

Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. Изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации. Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты экономят время  восприятия (эффективно)- схему мы считываем быстрее. Чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.

Как составить интеллект – карты:

Записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему.

- Распечатайте лист горизонтально.

- Всегда начинайте с центра.

- Рисуйте ветви от центра в стороны.

- Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.

- показывайте иерархию и связь разными цветами.

- Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.

- пишите печатными буквами. Если работаете на бумаге.

В обучении иностранному языку ( английскому) они также актуальны. Пример использования интеллекткарт в иностранном языке:  

    Speaking:

Find out about an interesting cultural event in your country. Make notes under the headings. Use your notes to write  a short article about it for the school magazine (60-90 words).

Выполнить  данное  задание помогут  интеллект- карты: организуют информацию  компактно и ярко. 

 

 

 

 

 

             Пример использования интеллект-карт:

 

Water  Bodies Land forms
Earth Inside and Out
Living Planet,External Forces
Internal Forces
 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.     Why is water a critical element on the earth?

2.     How do internal and external forces shape the earth?

 

 

    Метод шести шляп де  Боно:

Дю Боно выделил 6 типов мышления и назвал их «шесть шляп». Система организации мышления описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных щляп. Этот метод обеспечил средства планирования подробного последовательного и в результате более эффективного группового мыслительного процесса.  Кратковременная память человека ограничена, поэтому мозг описывает 80%  поступающей информации, но его можно настроить на восприятие определенного вида данных.

  Иногда бывает так, что вы видите ситуацию с одной стороны, принимая при этом однобокое решение. Метод исправит эту ситуацию. Техника мышления шести шляп поможет рассмотреть ситуацию с разных сторон и после принять необычное, но эффективное решение.

   В основе методики лежит утверждение о том, что с течением времени мышление каждого человека обрастает стереотипами и шаблонами, становится однобоким. На этот процесс влияют многие факторы, в частности, культура, социальная среда, религия, уровень образования, моральные принципы.

  Эдвард де Боно предложил вариант «оживления» мышления, изменения привычного направления. Метод называют ролевой игрой. Как только человек берет шляпу какого- либо цвета, он включает соответствующий тип мышления. Благодаря этому он видит задачу под разными углами.

  В целом, процесс мышления таков: решения появляются в процессе полемики, рассуждений. Чаще всего остается то мнение, которое смогли отстоять. Те же решения, которые основаны на интересах всей группы,  остаются в тени. Метод шести шляп предлагает параллельный подход: во время принятия решения не происходит выбор сильного варианта, все предложенные идеи по поводу того или иного вопроса оцениваются отдельно друг от друга, а иногда объединяются в единое целое.  Идеи не сталкиваются между собой. Они рассматриваются параллельно.

  Метод 6 шляп помогает смотреть на возникшие проблемы с разных сторон, видеть общую картину. А это – прямой путь к принятию эффективных решений.

  Метод способствует формированию личности: учащийся умеет сформировать свою позицию, привести аргументы, умеет выслушать противоположную позицию уважительно и не должен быть закостенелым.

   Метод эффективен в обучении английскому языку, например, в таких заданиях как:

 

-         When you discuss some problems,

-         When you write an opinion essays: comment on the following statement: All teenagers should have a part- time job.

                

      На сегодняшний день необходимость  использования   разнообразных  форм обучения неоспорима.

Также   актуальной темой является  «Проектирование учебных занятий с использованием интерактивных форм обучения: перевернутый класс».

   Начнем с того, что исследования в области долговременной памяти,  проводимые профессором Венди Сузуки, привели к следующим выводам:

- Мозг пластичен

- Ключевую роль играют эмоции

- Важно социальное взаимодействие

- Важна физическая активность

  Пластичность мозга заключена в изменении цепочек нейронных связей (паттернов). Чтобы сформировать нейроцепочки нам нужно много энергии или эмоций, которые являются источником энергии или инструментом для создания устойчивой связи, цепочки, контакта, который формирует нам навык.

  Эмоции на биологическом уровне выделяют нейромедиаторы. Нейромедиаторы – это химическое закрепление поведенческого образца (программы или паттерна «pattern»).

 Урок запомнится, если будут эмоции и будет   хорошо сформирована связь нейронов.

  Профессор Татьяна Владимировна Черниговская – руководитель лаборатории когнитивных исследований, биолог, нейролингвист говорит о том, что «Знание становится твоим, если ты это прожил сам и ты пропустил это через себя. Ты должен принять решение, исходя из новых  знаний.  Навык -  это всегда принятие решения на основе тех знаний, которые в тебя вложили».

  Обратимся к этапам формирования навыка.

        Этапы формирования навыка:

Этап №1:  Презентация. На этом этапе необходимо вовлечь, поднять уровень энергии.

Этап №2:  Хорошо организованная, контролируемая практика. 

Этап №3: Создание своего собственного продукта, интересного учащемуся и аутентичного миру. Это может быть видео, аудио, эссе, отчет,  конференция и т.д.

  С точки зрения биохимии этапы выглядят следующим образом:

Этап №1: эмоции, вовлеченность. Здесь не надо забывать о развитии произвольного внимания  ( префронтальная кора)  и непроизвольном внимании. 

Этап №2: персонификация или индивидуализация. Вследствие чего повышается  эффективность обучения.

Этап №3: продукт. И если дети испытывают чувство достижения – это и есть навык.

    Наша задача – создать питательную среду для обучения. Дети, которые эмоционально не раскрепощены, тяжело обучаются, то есть эмоционально раскрепостить детей. Также контроль должен быть, но не уничтожающий ЭГО ребенка.

  С точки зрения биохимии, когда мы узнаем что- то новое и учим узнавать наш мозг – мы получаем серотонин, дофамин - гормоны счастья. Также инструменты развития мозга – нейронные связи. Нейронные связи – это порталы передачи сигнала между нейронами. Порталы виртуальны, мы, наши знания там живут. Наша задача – дать максимально энергии, а эмоции генерируют энергию. Нейромедиаторы эмоций активизируют процесс обмена.

  Биология обучения заключена во времени и энергии. Время – это практика, насколько интенсивно и регулярно мы заставляем заниматься, практиковаться, а энергия – это эмоции.

    Использование таких форм обучения как перевернутый класс – это возможность эффективного  привлечения и использования многочисленных информационных ресурсов современности.  Ценнность  современного учителя  в навигации учащихся, персонификации.

  Перевернутый класс – это когда учитель (преподаватель) предлагает учащемуся ознакомиться с новым  материалом (контентом) заранее, так называемое предзадание. Оно должно быть интересным, ярким, громким, быстрым и должно «зацепить» учащегося, заинтересовать его, чтобы он был заинтригован, заинтересован, любопытен в том материале, который вы ему дадите. Далее он приходит к вам в класс уже «готовый»: например, в изучении иностранных языков  у него уже будет лексика по теме, он будет погружен в тему, у него будет собственное мнение.

     Варианты предзаданий:

1.      Лекция (эксперт)

2.      Статья (актуальная)

3.      Фильм

4.      Опрос

5.      Анализ статистики

6.      Подкасты

7.      Профессиональные сообщества

8.      Аналитический отчет                    

 

      В классе вы выстраиваете материал в том контексте, который вы построили для решения учебной  задачи. Материал идет опосредованно для принятия выбора, составления плана,  для проведения дебатов, т.е. происходит актуализация  работы в классе, чтобы их первоначальный интерес в практику направить.  Это также развитие самостоятельной работы – они из класса ушли и самостоятельно работают  над  заданием, т.е. они должны от вас уйти уже «другими» - умеют создавать свой собственный контент, т.е. если до вас они читали чужой контент, то сейчас они стали задумываться о своем собственном контенте – будь это обзор ( review) с выражением мнения, план, свой текст для поста в сеть, план-интервью. Что вы считаете нужным (здесь важна ваша экспертность), то есть должен быть максимально актуализирован ваш опыт. Вы ставите целью не прочитать главы и не отвечаете на вопросы, а что- то большее, чем это – принятие решения об этом. Например, сделали они свой контент, разработали, прислали  вам – вы посмотрели, что- то оценили, комментарии дали, далее вы работаете как считаете нужным – это ваш контроль.

                                   Способы  контроля предзадания:        

1.      Отзыв ( текста, видео, аудио)

2.      Диаграмма, схема

3.      Mind map

4.      Эссе

5.      Тест

6.      Интервью

     И финальная точка  будет, по-старому это оценка и контроль, а по-новому – презентация своего продукта, то есть социальная проявленность ( я принимаю свое решение и я готов выступить). Это самый непростой этап независимо от возраста, но он самый нужный для всех. Это может быть их выступление, дебаты, бизнес-план, презентация, обзор. В зависимости от содержания вашего обучения.

    Мы прошли все этапы классического занятия: презентация материала, практика и контроль, но здесь мы это связываем и актуализируем с реальным опытом – так называемая  «персонификация», где будут проявлены техники социального общения, soft skills, что им понадобится в будущем.

    Перевернутость ( flip class) в том,  что учащиеся ( студенты) знакомятся с материалом до того, как они придут к вам в класс и в классе вам не нужно выполнять роль преподавателя ( преподавателя  они могут посмотреть по вашей рекомендации), а принесут вам результаты – и  уже работают  с материалами, они уже подготовлены.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                     Использованные источники:

 Эдвард де Боно Шесть шляп мышления. Москва, 2006г.

Эдвард де Боно. Искусство думать. Москва, 2015г.

Чатфилд Т. Критическое мышление. Москва: Альпина паблишер, 2019г.

 Материалы  Нечаевой Ирины Васильевны – преподавателя, бизнес-консультанта.

  

 

 

 

 

 

                                                                                                        


 

Актуальность применения различных форм обучения английскому языку

Актуальность применения различных форм обучения английскому языку

В основе любого креативного процесса лежит два последовательных этапа: анализ и синтез

В основе любого креативного процесса лежит два последовательных этапа: анализ и синтез

Преимущества интеллект- карт:

Преимущества интеллект- карт:

Пример использования интеллект-карт: 1

Пример использования интеллект-карт: 1

Эдвард де Боно предложил вариант «оживления» мышления, изменения привычного направления

Эдвард де Боно предложил вариант «оживления» мышления, изменения привычного направления

Пластичность мозга заключена в изменении цепочек нейронных связей (паттернов)

Пластичность мозга заключена в изменении цепочек нейронных связей (паттернов)

С точки зрения биохимии, когда мы узнаем что- то новое и учим узнавать наш мозг – мы получаем серотонин, дофамин - гормоны счастья

С точки зрения биохимии, когда мы узнаем что- то новое и учим узнавать наш мозг – мы получаем серотонин, дофамин - гормоны счастья

Это также развитие самостоятельной работы – они из класса ушли и самостоятельно работают над заданием, т

Это также развитие самостоятельной работы – они из класса ушли и самостоятельно работают над заданием, т

Использованные источники: Эдвард де

Использованные источники: Эдвард де
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023