«Эффективные практики работы с одарёнными и высокомотивированными детьми ( подготовка к ВОШ, научно-практическим конференциям по иностранному языку)»
Оценка 5

«Эффективные практики работы с одарёнными и высокомотивированными детьми ( подготовка к ВОШ, научно-практическим конференциям по иностранному языку)»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +2
docx
английский язык
2 кл—9 кл
28.03.2024
«Эффективные практики работы с одарёнными и высокомотивированными детьми ( подготовка к ВОШ, научно-практическим конференциям по иностранному языку)»
«Эффективные практики работы с одарёнными и высокомотивированными детьми ( подготовка к ВОШ, научно-практическим конференциям по иностранному языку)»
Эффективные практики работы с одарёнными детьми_ С.А. Сиделевой_ 2024.docx

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

«Эффективные практики работы с одарёнными и высокомотивированными детьми ( подготовка к ВОШ, научно-практическим конференциям по иностранному языку)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Приготовила:

                                                                                    учитель английского языка

                                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                                    МАОУ «Гимназия№1»

                                                                                    Сиделева Светлана Александровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-2024


С каждым годом система образования совершенствуется. Появляются новые методы и подходы к обучению детей. Особенно, это касается изучения языков, так как погружение ребенка в чужой язык требует больших усилий по увеличению продуктивности данного процесса. Однако, современные дети находятся среди такого большого потока информации, что некоторые из них учатся воспринимать иностранные языки с младшего возраста и считаются одаренными, имея большие успехи по данному предмету в школе. Это значит, что к ним нужен особенный подход, чтобы не уничтожить стремление изучать язык.

Актуальность данной темы в том, что при увеличении количества детей, одаренных способностями к языку, разработка подходов к их обучению в условиях общеобразовательной школы остается недостаточной.

Объектом является процесс обучения иностранному языку.

Предметом являются особенности работы с лингвистически одаренными детьми при обучении английскому языку.

 Цель - изучить особенности работы с лингвистически одаренными детьми, разработать комплекс упражнений.

Практическая значимость данного материала в том, что разработанные материалы можно будет использовать для работы в общеобразовательных учебных заведениях, на внеурочных занятиях по иностранным языкам.

Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на иностранном языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».  Составляющими лингвистической одаренности являются  «чувство языка», «языковая догадка или интуиция», «языковые и коммуникативные способности», «иноязычные способности».

1. Чувство языка – это эмоциональное чувство согласованности/несогласованности, гармонии в языке, понимание системных свойств языка, сопровождающее процесс порождения и восприятия речи. Данный процесс возникает как результат подсознательного обобщения многочисленных речевых актов [Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, 1999, 472с.];

2. Чувство языка - феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций [Ю.Д.Бабаева, 2000, 323с.];

 3. Языковая догадка или интуиция  –  непосредственное понимание слов и речевых структур, которые еще не встречались в речевом опыте реципиента. Происходит сопоставление встречаемой единицы с некоторым набором эталонов в долговременной памяти;

4. Языковые способности – индивидуально-психологические особенности, выражающиеся в быстроте и легкости приобретения лингвистических знаний, правил анализа и синтеза единиц языка, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для решения коммуникативных задач [М. К. Кабардов, 2001, 354с.];

5. Коммуникативные способности - способности, свойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности [Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, 1999, 472с.];

 6. Иноязычные способности  - способности к использованию различных систем символических форм, осуществляющих функцию общения.

В настоящее время корректируются цели и задачи школьного образования в средних школах, гимназиях и т.п. В наши дни, все больше ценятся люди с нестандартным мышлением, имеющие находить новые пути решение тех или иных проблем и задач, а также  умеющие находить выход из самых сложных ситуаций. Формулируя определение одаренности, психолог В.Штерн приводил в пример именно такой тип людей: «Умственная одарённость есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, … есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни».

Признаками лингвистической одарённости являются:  1) обладание хорошей слуховой дифференциальной чувствительностью, т. е. умение различать звуки и их оттенки, узнавать их в потоке речи и имитировать их;  2) достаточный объем памяти;  3) словесно-логическое мышление. В то же время было бы неправильно сводить лингвистические способности лишь к наличию памяти, слуха и логического мышления. Лингвистические способности – это очень сложное комплексное образование.

Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми при обучении иностранному языку являются:

 - олимпиады различного уровня;

конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов); 

- организация языковых лагерей;

 - создание профильных групп и классов;

 - сотрудничество с вузами;

- творческие мастерские; 

- кружковая работа;

- интеллектуальный марафон;

- научно-практические конференции;

- работа по индивидуальным планам;

- региональные конкурсы.

 В школах проводятся предметные недели иностранных языков, выпускаются тематические электронные и стенные газеты, викторины. Это способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей. На уроках используются различные виды работ и заданий с одаренными детьми:работа с лексико-грамматическим аспектом (отбор материала, задания на устранение допущенных ошибок и т.д.); задания для развития творческого начала, дивергентного мышления;             задания для развития критического, аналитического мышления; задания, провоцирующие на поиск выхода из ситуации; умение пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. В работе с одаренными детьми необходимо использовать интерактивную методику. Творческие задания, проекты составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Таким образом, в работе лингвистически одарённым детям необходимо разнообразить учебную деятельность, чтобы у них возникал особенный интерес к той сфере деятельности, в которой у них преобладают способности, задатки; использовать нетрадиционные методы работы.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь: разнообразить учебную деятельность, стимулировать познавательные способности учащихся; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; принимать взвешенные психолого-педагогические решения; отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Формы работы с лингвистически – одарёнными детьми:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),

- разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- дискуссия;

 - игры.

Задания по видам деятельности:

Чтение (Reading) Учитель раздает листы с текстом по предложенной теме, объясняет детям, как нужно работать с текстом и после этого дает задание «В данном блоке вам нужно прочитать текст и ответить на предложенные вопросы». Оценивается правильное понимание текста, а также связная и правильная речь. После того, как дети выполнили данное задание, учитель собирает работы и выставляет оценки.

Говорение (Speaking) Учитель выдает детям листы с готовым диалогом, читает вместе с детьми данный диалог, после просит детей прочитать его по ролям. Учитель внимательно слушает каждого ребенка и исправляет речевые ошибки. Затем учитель просит детей составить по парам их собственный диалог по предложенной теме, выйти перед классом и рассказать его по ролям. После того, как дети выполнили данное задания, учитель выставляет оценки, учитывая оригинальность, правильное произношение.

Письмо (Letter) Учитель выдает детям листы с готовым письмом, читает вместе с детьми данное письмо, объясняет, как писать подобные письма, после чего просит написать их собственное письмо другу по парте. Объем письма должен быть не менее 50 слов. После того, как дети выполнили данное задание, учитель собирает работы на проверку и выставляет оценки. При оценивании, учитель смотрит на грамотность письменной речи.

Игра (Games) Учитель объясняет детям правила игры, раздает им необходимые материалы, если потребуются, и начинает проводить игру. В конце урока учитель оценивает каждого ребенка. Учитывается активность ребенка.

Задание на логическое мышление Учитель готовит раздаточный материал (картинки). Объясняет детям, что задания требуют логического мышления и на них не просто ответить. Помогает детям справиться с заданием для дальнейших упражнений такого типа. В конце урока учитель оценивает учеников. При оценивании учитель смотрит на работу ребенка.  

Примеры заданий:

Тема:  Моя школа (“My school”)

Чтение (Reading)

 Вам нужно прочитать текст и ответить на вопросы после текста.

Mike likes his school. He goes to school 5 days a week. Mike has a lot of lessons on his timetable. He has Belorussian, Russian, English, Math, Russian reading, Belorussian reading, PE, Technology, Art, Man and the World and music. His favourite day is Monday. He has four lessons on Monday – English, Math, Music and PE. The first lesson is English. Mikes speaks English, reads stories, writes and learns new words. He wants to go to Britain.  The second lesson is Math. Pupils solve problems and do sums.  The third lesson is Music. Mike likes his teacher. They sing songsand listen to music together.  The fourth lesson is PE. Mile plays sports games in the gym. When the weather is fine pupils go outside to so sports.

Questions: 1. Does Mike like his school?

                   2. How many lessons has Mike got on Monday?

                   3. What is the second lesson on Monday?  

                             4. Where does Mike want to go?

                             5. What Mike do on the lesson PE?

Говорение (Speaking)

Вам нужно прочитать представленный диалог и составить, по образцу, свой собственный. Задание выполняется в парах.

 - Hi, Jane! Haven’t seen you for ages!

- Hello, John! I’m so glad to meet you! You see, we moved to a new flat last month so now I go to another school.

 - Oh, I see. And how is new school? Do you like it?

- Yes, very much. It’s situated right behind our house. It’s newly built three-stored building with large classrooms and wide windows. The classrooms are light with comfortable desks and chairs.

- And what about the gym?

 - There are even two gyms – a big one for the senior pupils and a small one for juniors. They have all the necessary sport equipment. There we can play basketball, volleyball and football. And also there is a stadium near the school.

- That’s great, Jane!      

Письмо (Writing)

Вам нужно прочитать предложенное ниже письмо и написать своё, по образцу. 

Dear Ashley,        

Thank you for your letter. It was great to hear about your new house. 

As for my new school it's very big! It has three computer rooms and wonderful sport facilities. Actually, it seems a nice place and I enjoy studying there. The kids in my class are very friendly. I've already made some new friends and often meet after classes.

I've got only one new subject this year. It's Economics and I'm beginning to think that it's not difficult, after all! By the way, what music styles do you enjoy? Have you got any favorite bands? Would you like to go to their concert? As for me, I prefer The Beatles. They are cool!

I'd better go now. Lots of love,

Samantha

Игра (Game) 

“Simon says”

Один ребенок принимает роль кота Саймона и становится лицом к своим одноклассникам. Затем Саймон говорит предложение на английском языке, а остальные выполняют задания. К примеру: Simon says put your pen on your textbook. Чтобы подловить своих одноклассников иногда следует упускать фразу “Simon says”. В этом случае, кто совершает действие, выбывает их игры. Побеждает последний оставшийся. Чтобы усложнить детям задачу, можно ускорять темп и давать более сложные задачи. 

Задание на логическое мышление (Tasks for logical thinking)

Вам нужно логически подумать и отгадать, какая «крылатая» фраза подразумевается под этими картинками.  

Фактор лингвистической одарённости является нераспространенным, но набирающим популярность тенденцией среди учащихся общеобразовательных школ. Языковые навыки, которые дети имеют в следствие наличии лингвистической одарённости требуют такого же развития и поддержания, как и навыки детей, не обладающих повышенными способностями к изучению иностранных языков. В условиях общеобразовательных учреждений бывает трудно создать нужные условия для работы с детьми, чей языковой навык развит больше, чем у остальных учащихся. Однако, это необходимо. Во-первых, для того, чтобы интерес и способности к освоению языков у таких детей не пропали. Вовторых, чтобы в будущем иметь развитию и успешно функционирующую программу для поддержания лингвистической одарённости у детей, имеющих ее.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.

 2. Бабаева Ю.Д. Одаренность детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Матюрина.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 323 с.

3. Воронова, Н. Г. Языковая способность в контексте психологии способностей [Текст] / Н. Г. Воронова // Вестник АлтГПА. – 2014. Т. 19. №4. – С. 1407-1412. Юркевич, В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» М.: Просвещение, 2014. -  136с.

4. Кабардов М. К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход): дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 354 c.

5. Способности к иностранным языкам (foreign language aptitude) // Психология человека. URL: http://www.psibook.com/20/17/96


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

С каждым годом система образования совершенствуется

С каждым годом система образования совершенствуется

Чувство языка – это эмоциональное чувство согласованности/несогласованности, гармонии в языке, понимание системных свойств языка, сопровождающее процесс порождения и восприятия речи

Чувство языка – это эмоциональное чувство согласованности/несогласованности, гармонии в языке, понимание системных свойств языка, сопровождающее процесс порождения и восприятия речи

Иноязычные способности - способности к использованию различных систем символических форм, осуществляющих функцию общения

Иноязычные способности - способности к использованию различных систем символических форм, осуществляющих функцию общения

В школах проводятся предметные недели иностранных языков, выпускаются тематические электронные и стенные газеты, викторины

В школах проводятся предметные недели иностранных языков, выпускаются тематические электронные и стенные газеты, викторины

Задания по видам деятельности:

Задания по видам деятельности:

Учитывается активность ребенка

Учитывается активность ребенка

Hello, John! I’m so glad to meet you!

Hello, John! I’m so glad to meet you!

К примеру : Simon says put your pen on your textbook

К примеру : Simon says put your pen on your textbook

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азимов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азимов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024