Педагогическая статья «Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования»
Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании обучающихся; в развитии конкретного педагога, учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений.
Высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании воспитанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность педагога не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.
Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества образования. Актуальный педагогический опыт может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования. Усвоение идей этого опыта и его внедрение в массовую практику и есть цель обобщения и распространения опыта [4]. Обобщение опыта — неотъемлемая часть педагогической деятельности, структура профессиональной компетенции каждого педагога. Таким образом, актуальный педагогический опыт — это опыт, который направлен на решение актуальных задач не только образовательной организации, но и образования в целом, обеспечение высоких результатов обучения, воспитания, доступен для воспроизведения другими педагогами. Для педагогической профессии характерно особое отношение к педагогическому опыту, как к некоему «золотому ключику», который помогает открыть тайны педагогического труда. Педагогический опыт может рассматриваться как одно из высших проявлений педагогической культуры, если он рождается в процессе преодоления профессиональных затруднений. Процесс обобщения актуального педагогического опыта начинается с выявления проблемы. характерной для конкретной образовательной ситуации и определяет способы и средства ее решения [2].
Для осуществления технологизации педагогического опыта педагогу необходимо: — системное видение своей педагогической деятельности; — четкое представление целей и результатов каждого этапа технологии опыта; — овладение методом педагогической рефлексии как основным способом выявления противоречий и проблем профессиональной деятельности; — наличие теоретических знаний, обеспечивающих процесс концептуализации педагогической идеи. Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Выявленный актуальный педагогический опыт становится основой для пополнения научно-методических ресурсов развития регионального образования. Сочетание положительного опыта педагога с творческим применением новых технологий обучения или их элементов является важным условием обобщения актуального педагогического опыта. Опыт педагогической практики описывается как авторский взгляд на собственную деятельность. Обобщение опыта — это стратегия методической работы, методический продукт. Высокие результаты в обучении и воспитании — главный показатель актуального опыта. Обобщение актуального педагогического опыта имеет большое значение, потому что: — важно знать находки педагогов, способствующие решению актуальных задач образовательной организации; — это конкретный и действенный путь повышения профессионального мастерства. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога. Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.
Педагогический опыт — это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. Часто используется понимание педагогического опыта как совокупности знаний, умений и навыков, которыми педагог овладевает в процессе своей педагогической деятельности. Практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов преподавания и воспитания, широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствуют росту их профессионального мастерства и повышению качества образования. Поэтому совершенно очевидно, что работа по изучению и обобщению актуального педагогического опыта — обязательный элемент повседневной деятельности как педагогов, так и руководителей образовательных организаций. Опыт практической деятельности педагога обладает широким спектром функциональных возможностей, главная из которых — выступать основанием для профессионального совершенствования. Актуальный педагогический опыт в региональной системе образования — это результативная педагогическая практика педагогов, обеспечивающая реальное повышение эффективности системы образования.
Литература:
1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болтов, В. В. Сериков // Педагогика. — № 10. — 2019. — С. 8–14.
2. Запятая, О. В. Технология описания педагогического опыта / О. В. Запятая, Т. Ф. Илларионова, Д. И. Карпович, В. Б. Лебединцев // Методист. — 2020. — № 7. — С. 2–6.
3. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. — 2023. — № 4. — С. 136–144.
4. Лаптева, И. Д. К вопросу о педагогической компетентности / И. Д. Лаптева // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 4. — С. 35–38.
5. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. — 2020. — № 2. — С. 29–33.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.