Педагогическая статья «Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования»
Оценка 4.7

Педагогическая статья «Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
04.01.2025
Педагогическая статья «Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования»
Педагогическая статья «Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования»
Педагогическая статья.docx

Педагогическая статья «Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования»

 

Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании обучающихся; в развитии конкретного педагога, учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений.

Высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании воспитанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность педагога не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества образования. Актуальный педагогический опыт может рассматриваться в качестве потенциального ресурса развития образования. Усвоение идей этого опыта и его внедрение в массовую практику и есть цель обобщения и распространения опыта [4]. Обобщение опыта — неотъемлемая часть педагогической деятельности, структура профессиональной компетенции каждого педагога. Таким образом, актуальный педагогический опыт — это опыт, который направлен на решение актуальных задач не только образовательной организации, но и образования в целом, обеспечение высоких результатов обучения, воспитания, доступен для воспроизведения другими педагогами. Для педагогической профессии характерно особое отношение к педагогическому опыту, как к некоему «золотому ключику», который помогает открыть тайны педагогического труда. Педагогический опыт может рассматриваться как одно из высших проявлений педагогической культуры, если он рождается в процессе преодоления профессиональных затруднений. Процесс обобщения актуального педагогического опыта начинается с выявления проблемы. характерной для конкретной образовательной ситуации и определяет способы и средства ее решения [2].

Для осуществления технологизации педагогического опыта педагогу необходимо: — системное видение своей педагогической деятельности; — четкое представление целей и результатов каждого этапа технологии опыта; — овладение методом педагогической рефлексии как основным способом выявления противоречий и проблем профессиональной деятельности; — наличие теоретических знаний, обеспечивающих процесс концептуализации педагогической идеи. Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Выявленный актуальный педагогический опыт становится основой для пополнения научно-методических ресурсов развития регионального образования. Сочетание положительного опыта педагога с творческим применением новых технологий обучения или их элементов является важным условием обобщения актуального педагогического опыта. Опыт педагогической практики описывается как авторский взгляд на собственную деятельность. Обобщение опыта — это стратегия методической работы, методический продукт. Высокие результаты в обучении и воспитании — главный показатель актуального опыта. Обобщение актуального педагогического опыта имеет большое значение, потому что: — важно знать находки педагогов, способствующие решению актуальных задач образовательной организации; — это конкретный и действенный путь повышения профессионального мастерства. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога. Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Педагогический опыт — это средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. Часто используется понимание педагогического опыта как совокупности знаний, умений и навыков, которыми педагог овладевает в процессе своей педагогической деятельности. Практика постоянного анализа результатов своей профессиональной деятельности, поиск причин собственной успешности, обсуждение с коллегами практических вопросов преподавания и воспитания, широкое вовлечение самих педагогов в обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, несомненно, способствуют росту их профессионального мастерства и повышению качества образования. Поэтому совершенно очевидно, что работа по изучению и обобщению актуального педагогического опыта — обязательный элемент повседневной деятельности как педагогов, так и руководителей образовательных организаций. Опыт практической деятельности педагога обладает широким спектром функциональных возможностей, главная из которых — выступать основанием для профессионального совершенствования. Актуальный педагогический опыт в региональной системе образования — это результативная педагогическая практика педагогов, обеспечивающая реальное повышение эффективности системы образования.

Литература:

 1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болтов, В. В. Сериков // Педагогика. — № 10. — 2019. — С. 8–14.

2. Запятая, О. В. Технология описания педагогического опыта / О. В. Запятая, Т. Ф. Илларионова, Д. И. Карпович, В. Б. Лебединцев // Методист. — 2020. — № 7. — С. 2–6.

3. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. — 2023. — № 4. — С. 136–144.

4. Лаптева, И. Д. К вопросу о педагогической компетентности / И. Д. Лаптева // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 4. — С. 35–38.

5. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. — 2020. — № 2. — С. 29–33.


 

Педагогическая статья «Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования»

Педагогическая статья «Обобщение актуального педагогического опыта как потенциальный ресурс развития системы образования»

Процесс обобщения актуального педагогического опыта начинается с выявления проблемы

Процесс обобщения актуального педагогического опыта начинается с выявления проблемы

Актуальный педагогический опыт в региональной системе образования — это результативная педагогическая практика педагогов, обеспечивающая реальное повышение эффективности системы образования

Актуальный педагогический опыт в региональной системе образования — это результативная педагогическая практика педагогов, обеспечивающая реальное повышение эффективности системы образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2025