Методическая разработка "Фантастические деревья"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Фантастические деревья"

Оценка 4.9
docx
14.10.2024
Методическая разработка "Фантастические деревья"
методическая разработка (1).docx

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств с.Тамбовка»

 





Методическая разработка занятия в учреждении

 дополнительного образования

на тему: «Фантастические деревья».









                                                                                          Выполнила:

Сорокоумова Наталья

Владимировна,

Преподаватель I категории



 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Тамбовка 2024 г

 

 СОДЕРЖАНИЕ



I. Аннотация…………………………………………………………………..3

II. Пояснительная записка……………………………………………………3

III. Конспект занятия…………………………………………………………5

IV. Заключение………………………………………………………………..9

V. Список использованных источников и литературы……………………10









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1.                 Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой проект занятия «Фантастические деревья» по дополнительной общеразвивающей  программе в области изобразительного искусства «Изобразительное творчество», раздел «Основы изобразительной грамоты и рисования». Целью программы   является развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в рисовании, сформировать представление об изобразительном виде – графика.                 Научить приёмам и навыкам в технике рисования «выдувание».

 

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 10 человек: возраст от 6 – 9 лет.

 

    На занятии обучающимся зачитывается стихотворение С.М.Маршака «Чудо-дерево» и предлагается подумать, существуют ли чудо-деревья на самом деле. Потом детям предлагается красочная презентация, из которой они получают знания по ботанике о многообразии древесных растений, произрастающих на планете в различных странах.

    В практической части занятия дети выполняют творческую работу «Фантастические деревья».

Разработка позволяет продолжить формирование умения выстраивать некоторую последовательность воображаемых образов; включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в изображение дерева.

    Кроме того, позволяет воспитывать аккуратность, потребность создавать и творить прекрасное, расширить кругозор ребенка, показать многообразие окружающего мира, тем самым заинтересовать его в дальнейших занятиях. Разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественной и естественной направленности.

II. Пояснительная записка

Возраст обучающихся: 6-9 лет

Продолжительность занятия: 40 минут

Форма обучения: групповая

Цель занятия: 1) сформировать умения учащихся изображать формы деревьев, закрепить графические умения при работе кляксографии(выдувание);

2) продолжить формирование умения выстраивать некоторую последовательность воображаемых образов; включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в изображение дерева;

3) воспитывать аккуратность, потребность создавать и творить прекрасное.

Оборудование: для учащихся –альбомный лист, краски, трубочка, тонкая палочка.

Задачи:

Воспитательные:

·                     создание атмосферы открытости и доверия;

·                     воспитание чувства коллективизма, умения работать в коллективе;

·                     обеспечение у учащихся мотивации к занятиям по естественным наукам и к занятиям в нетрадиционной технике;

·                     воспитание потребности в общении с природой.

Образовательные:

·                     знакомство с содержанием темы занятия;

·                     развитие художественного вкуса, восприятия цвета, чувства красок, чувства размера и объема;

·                     приобретение начальных практических учений и навыков в технике выдувания краски (кляксография)

Развивающие:

·                     формирование у учащихся творческих способностей;

·                     формирование коммуникативных навыков, умений объективно оценивать результаты своей деятельности;

·                     расширение знаний о многообразии растительного мира нашей планеты;

·                     способствование созданию у обучающихся целостной картины мира;

 

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: групповое.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

·                     наглядный – показ презентации;

·                     словесный – образный рассказ, беседа;

·                     практический – выдувания краски, чтобы получился ствол дерева.

 

 

Оборудование:

1.                 Компьютер или ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

2.                 Инструменты: трубочка, тонкая палочка.

3.                 Материалы: альбомный лист, краски, цветные карандаши;

III. Конспект занятия

План урока

Форма работы

Содержание

Время

1.

Организация начала занятия

Вступительное слово учителя

Загадка, виртуальное посещение леса, показ слайдов с изображением необычных деревьев, беседа о роли деревьев в жизни человека, разработка памятки «как сохранить природу».

  5

2.

Объяснение нового материала

Использование мультимедиа проекта. Рассказ о различных чудо деревьях. Объявление темы урока. Знакомство с видом – графика и техникой «выдувания». Проверка полученных знаний. Просмотр видеоролика.

  15

3.

Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения - эксперимента   в технике графика, применяя способ «выдувания» красками, трубочкой, тонкой палочкой.  Техника безопасности при работе с краской и острой палочкой.

  15

4.

Заключительная часть.

Демонстрация и обсуждение эскизов. Повторение пройденного материала. Домашнее задание.

  5

 

Ход занятия

1.      Организация начала занятия. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

Вступительное слово учителя: (тихо звучат звуки леса и птиц)

2. Сообщение теоретических сведений. Рассказ о различных чудо - деревьях

Учитель:

 А у наших у ворот, Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чу до расчудесное!

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А чулки да башмаки, словно яблоки!

Мама по саду пойдёт, мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки. Новые калошки.

Папа по саду пойдёт, папа с дерева сорвёт

Маше — гамаши, Зинке — ботинки,

Нинке — чулки, а для Мурочки такие

Крохотные голубые вязаные башмачки

И с помпончиками!

Вот какое дерево, Чудесное дерево!

 

   Давайте сформулируем тему нашего занятия. (Чудо-дерево или Фантастическое дерево).

   Как вы думаете, есть ли такое дерево на самом деле? А другие чудесные деревья существуют? Есть ли, например, хлебное дерево?

   Хлебное дерево существует, но растут на нем не булки, а большие зеленые плоды.

   Это довольно крупное, до 20-26 м в высоту, и быстро растущее дерево, облик которого несколько напоминает обычный дуб. Кора серая, гладкая. Некоторые ветки у хлебного дерева толстые, с облиственными боковыми веточками; другие — длинные и тонкие, с пучками листьев на концах. Листья растения необычайно разнообразны — даже на одном дереве могут встречаться и цельные, и перисто-рассечённые (более молодые) листья с различной степенью опушения. В зависимости от климатических условий дерево ведет себя как вечнозелёное или листопадное. Цветки мелкие, зеленоватые и невзрачные: мужские зацветают первыми и собраны в удлинённые в соцветие; женские — в крупные соцветия в форме булавы. Опыляются летучими мышами. Плоды образуются по одному или гроздьями на вершинах веток. Молодые плоды имеют зелёный цвет; по мере созревания они обычно становятся сперва желто-зелёными, затем жёлтыми или жёлто-коричневыми. Диаметр плода может достигать 30 см, масса — 3-4 кг.        Родиной этого дерева считают Индию. Хлебное дерево — важный источник питания. Мякоть созревших плодов (соплодий) хлебного дерева пекут, варят, сушат, засахаривают, едят сырой и даже, разминая и растирая, делают из неё тесто для своеобразных «блинчиков». Свежая мякоть быстро портится, но сухари из хлебного дерева хранятся очень долго, до нескольких лет.

 (Просмотр презентации)

Нам повезло, что мы можем любоваться удивительной красотой наших лесов. А есть места, где можно увидеть только степь и пустыню.

     Учитель: - Ребята, представьте, что не будет растительного мира. И к чему приведёт отсутствие флоры на земле? 

     Ученики: Исчезнет все человечество и всё живое на земле.

     Учитель: - Почему?

Ученики: - Деревья- легкие земли. Они питаются углекислым газом, а взамен выделяют кислород. Деревья очищают атмосферный воздух, кормят и лечат.

Учитель: - Каким способом можно бороться за сохранение окружающей     природы?

          Учитель: - Таким образом, мы вывели правила. Давайте прочитаем        

                        Не оставлять мусор в лесу

Не разжигать костры

Не ломать деревья и ветви

Собирать макулатуру

Посадить в жизни хоть одно дерево

– Вы уже знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, колокольчик звенит. Все эти звуки вы не раз слышали. Попробуйте, используя свое воображение, представить какие звуки издает сказочный лес. Как поют сказочные птицы ранним утром? Как шумит листва деревьев, когда дует легкий ветерок? Кто может жить в таком лесу?

– Сегодня у нас необычный урок, мы с вами попали в сказочный лес. А раз лес сказочный, то и все, что в нем находится, тоже будет сказочным и необычным. Ваша задача – попробовать нарисовать сказочное дерево. Такое дерево, которое никто и никогда раньше не видел.

– Как вы думаете, что может расти на таком дереве? А что будет его окружать? Может быть, кто-то из вас придумает свою новую форму кроны? Попробуйте представить, что каждый листочек по форме напоминает какое-то животное, насекомое, предмет и др.

Учитель: Вы посмотрели, как можно выполнить не обычным способом сказочное дерево, и сейчас мы сами попробуем это сделать.

А какова цель нашего сегодняшнего занятия? (выдувание чудо-дерева). Сегодня я предлагаю Вам всем вместе придумать свое фантастическое дерево.

 3. Рассказ о технологии изготовления картины «Чудо-дерево».

Сейчас мы выполним работу в таком порядке:

1.Возьмём лист бумаги, нарисуем на нем цветными карандашами землю и небо.

 

 


2.      Для работы нам потребуется

                               волшебная палочка,

                    альбомный лист, гуашь, вода,

             кисть для создания пятна.

 

 

 

 

3. Затем ставим кляксу из краски коричневого цвета. Но берем побольше воды. И начинаем эту кляксу раздувать при помощи трубочки, при этом формируя причудливый ствол и ветки. Если не хватит краски нужно добавить, краски и продолжать дуть.

 

 

 

 

 

 

 

 


4.       И при помощи кисточки и краски , рисуем листья и «плоды», которые должны расти на нашем чудо-дереве. Их размер не должен превышать десятикопеечную монету. А какие это будут плоды-вам подскажет ваша фантазия.

 

 

 

 

 

 

5.После того, как дерево и плоды будут вылеплены, оставляем  высыхать.

4. Практическая работа. Поэтапное рисование картины.

Ребята выполняют рисунки сказочных деревьев в технике графика, применяя способ «выдувания» красками, трубочкой, тонкой палочкой. Учитель напоминает о технике безопасности при работе с тушью и острой палочкой.

- обращаться аккуратно с красками

- запомни в трубочку нужно дуть, А не вдыхать

- не держать острый предмет около лица

- не махать руками т.к. можно задеть соседа острой палочкой.

5. Подведение итогов. Контроль полученных знаний. Рефлексия.

Учитель делает на доске небольшую выставку рисунков и делает вывод: Каждый постарался и нарисовал для него свои самые любимые предметы: фрукты, конфеты, сладости, бантики и многое другое.

Учитель: - Рисунки, вывешенные на доске все вместе, смотрятся как сказочный лес. А вам он нравиться? Мне очень. Хочется вспомнить строки из загадки:

        - Заходи в чудесный дом, Чудеса увидишь в нём. Ваши рисунки заслуживают хороших оценок.

Учитель: - На уроке мы не только рисовали, но и занимались полезным занятием для здоровья. Рисуя, мы занимались дыхательной гимнастикой, что очень полезно в зимнее время.

Учитель: -  С  какой техникой рисования мы с вами сегодня познакомились?   (ответы учеников)

Учитель: - Техникой выдувания можно рисовать не только образы деревьев. Дома подумайте, что ещё можно изобразить, применив, способ выдувания и нарисуйте задуманное. Молодцы! Спасибо за урок!

IV. Заключение.

   Занятие в системе дополнительного образования являются замечательной возможностью для развития творческих способностей ребенка. Мышление ребенка не ограничено оценочными рамками, что благотворно влияет на его оригинальность и самобытность. Ребенок раскрывается с неожиданной точки зрения, причем зачастую даже с неожиданной для себя и родителей. Не последнюю роль в таком раскрытии играет графически – нетрадиционная техника рисования.

  У большинства людей кляксы ассоциируются с небрежностью. Наверняка кляксы на лице, одежде или в тетради не понравятся взрослым. Удивительно, но кляксы на листе бумаги можно превратить в произведение настоящего искусства.

  Кляксография отлично развивает творчество, фантазию, воображение, мелкую моторику, способствует выражению индивидуальности, формированию художественного и эстетического вкуса, проявлению самостоятельности, а так же служит замечательной арт- терапией и позволяет расслабиться в стрессовых ситуациях.

  Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.

  Практическая значимость данного занятия состоит в том, что данная техника может использоваться на уроках рисования, на уроках декоративно прикладного искусства, а так же за пределами школьной программы.

  В заключении своей методической разработки я могу сказать, что решив поставленные задачи  мы достигли поставленной цели.

 

V.Список использованных источников и литература .

1. Чуковский К.И. Чудо-дерево./

2. https://ru.wikipedia.org

3. https://infourok.ru/






 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с

СОДЕРЖАНИЕ I. Аннотация…………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ I. Аннотация…………………………………………………………………

Данная методическая разработка представляет собой проект занятия «Фантастические деревья» по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Изобразительное творчество» , раздел «

Данная методическая разработка представляет собой проект занятия «Фантастические деревья» по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Изобразительное творчество» , раздел «

Образовательные: · знакомство с содержанием темы занятия; · развитие художественного вкуса, восприятия цвета, чувства красок, чувства размера и объема; · приобретение начальных практических учений и…

Образовательные: · знакомство с содержанием темы занятия; · развитие художественного вкуса, восприятия цвета, чувства красок, чувства размера и объема; · приобретение начальных практических учений и…

Организация начала занятия Вступительное слово учителя

Организация начала занятия Вступительное слово учителя

Крохотные голубые вязаные башмачки

Крохотные голубые вязаные башмачки

Учитель: - Каким способом можно бороться за сохранение окружающей природы?

Учитель: - Каким способом можно бороться за сохранение окружающей природы?

Затем ставим кляксу из краски коричневого цвета

Затем ставим кляксу из краски коричневого цвета

Учитель делает на доске небольшую выставку рисунков и делает вывод:

Учитель делает на доске небольшую выставку рисунков и делает вывод:

В заключении своей методической разработки я могу сказать, что решив поставленные задачи мы достигли поставленной цели

В заключении своей методической разработки я могу сказать, что решив поставленные задачи мы достигли поставленной цели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2024