Педагогические размышления об оценках на уроках музыки
Дискуссия о том, как оценивать учащихся на уроках музыки ведется на протяжении многих лет. В какой мере духовное развитие учащихся в процессе формирования у них музыкальной культуры может быть оценено учителем? Как следует подходить к оценке исполнительской деятельности учащихся и восприятия музыки на уроке?
Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным и диапазон высказываний очень широк. Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она глубоко заложена в генах и отработана на практике. Другая крайность – проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. В любом случае ясно одно- оценивать ответы или выступления учащихся словесно или любым другим способом необходимо. Так же возникает еще одно- это критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика. Поэтому, в центре внимания появляется другой вопрос: какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки?
Каждый учитель в работе на уроках музыки использует качественную оценку и традиционную количественную.
Качественная оценка - эмоционально - ценностное отношение учащихся к явлениям искусства и действительности. Это размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке; слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений и высказываний в форме устных выступлений на музыкальных уроках, творческих беседах.
Таким образом, можно выделить следующие критерии качественной оценки:
¾ готовность учащегося к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
¾ углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
¾ творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.
Количественная оценка - это пятибальная система, которая измеряет процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.
При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые в школе, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.
Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребенка, его творческих и музыкальных способностей. Убеждена, что учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет ученику так дифференцировать задания, чтобы ребенок мог достичь наилучших результатов в любом виде деятельности на уроке музыки.
На уроках музыки объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:
1. Слушание музыки.
2. Освоение и систематизация знаний.
3. Вокально-хоровая работа.
4. Творческая деятельность.
1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу. Важная роль отводится в самостоятельности разбора музыкального произведения, умении делать выводы и обобщение на основе полученных знаний.
2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика. Например, зная диапазон голоса ребенка, есть возможность дать исполнить песню в удобной для него тональности, спеть только фрагмент (куплет, припев, фразу). И вероятнее всего оценка может определяться не только от чистого интонирования, но и знания текста, выразительности, ритмической точности исполнения.
4.Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала. Форм и видов творческой деятельности огромное количество, но учитывать необходимо возрастные и физические возможности ребенка, факторы его психологического развития.
Мы понимаем, что оценивание может быть, как индивидуальным (учитель, ученик), так и коллективным. Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.
Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.
Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а также способность применять их в анализе музыкального текста.
Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.
Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
И все же, как оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а высказываниях- (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального развития для всех. Всегда можно у ребенка со слабым слухом и «неправильным» интонированием найти на уроке момент, в котором он может себя качественно показать (размышления и суждения о музыке, знание о композиторах, творческие работы и другое).Ведь границ и предела проявления у учащихся своих творческих данных не существует.
Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.