Педагогические размышления об оценках на уроках музыки.
Оценка 4.7

Педагогические размышления об оценках на уроках музыки.

Оценка 4.7
docx
24.08.2022
Педагогические размышления  об оценках на уроках музыки.
Педагогические размышления об оценках на уроке музыки.docx

Педагогические размышления об оценках на уроках музыки

 

         Дискуссия о том, как оценивать учащихся на уроках музыки ведется на протяжении многих лет. В какой мере духовное развитие учащихся в процессе формирования у них музыкальной культуры может быть оценено учителем? Как следует подходить к оценке исполнительской деятельности учащихся и восприятия музыки на уроке?

         Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным и диапазон высказываний очень широк. Одна крайность -  пятибалльная система оценки существует веками, она глубоко заложена в генах и отработана на практике. Другая крайность – проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. В любом случае ясно одно- оценивать ответы или выступления учащихся словесно или любым другим способом необходимо. Так же возникает еще одно- это критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика. Поэтому, в центре внимания появляется другой вопрос: какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки?

Каждый учитель в работе на уроках музыки использует качественную оценку и традиционную количественную.

        Качественная оценка - эмоционально - ценностное отношение учащихся к явлениям искусства и действительности. Это размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке; слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений и высказываний в форме устных выступлений на музыкальных уроках, творческих беседах.

Таким образом, можно выделить следующие критерии качественной оценки:

¾      готовность учащегося к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;

¾   углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;

¾   творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Количественная оценка - это пятибальная система, которая измеряет процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые в школе, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребенка, его творческих и музыкальных способностей. Убеждена, что учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет ученику так дифференцировать задания, чтобы ребенок мог достичь наилучших результатов в любом виде деятельности на уроке музыки.

На уроках музыки объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:

1.      Слушание музыки.

2.     Освоение и систематизация знаний.

3.     Вокально-хоровая работа.

4.     Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу. Важная роль отводится в самостоятельности разбора музыкального произведения, умении  делать выводы и обобщение на основе полученных знаний.

2. Освоение и систематизация знаний В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

 3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика. Например, зная диапазон голоса ребенка, есть возможность дать исполнить песню в удобной для него тональности, спеть только фрагмент (куплет, припев, фразу). И вероятнее всего оценка может определяться не только от чистого интонирования, но и знания текста, выразительности, ритмической точности исполнения.

4.Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала. Форм и видов творческой деятельности огромное количество, но учитывать необходимо возрастные и физические возможности ребенка, факторы его психологического развития.

Мы понимаем, что оценивание может быть, как индивидуальным (учитель, ученик), так и коллективным. Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной    учебный курс, только тогда они смогут   самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образомсформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение   и т. д.) знаний, а также способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

         Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

И все же, как оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а высказываниях- (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального развития для всех. Всегда можно у ребенка со слабым слухом и «неправильным» интонированием найти на уроке момент, в котором он может себя качественно показать  (размышления и суждения о музыке, знание о композиторах, творческие работы и другое).Ведь границ и предела проявления у учащихся своих творческих данных не существует.

Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии   оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.

 


 


 

Педагогические размышления об оценках на уроках музыки

Педагогические размышления об оценках на уроках музыки

Количественная оценка - это пятибальная система, которая измеряет процесс формирования эстетических знаний и практических умений

Количественная оценка - это пятибальная система, которая измеряет процесс формирования эстетических знаний и практических умений

Например, зная диапазон голоса ребенка, есть возможность дать исполнить песню в удобной для него тональности, спеть только фрагмент (куплет, припев, фразу)

Например, зная диапазон голоса ребенка, есть возможность дать исполнить песню в удобной для него тональности, спеть только фрагмент (куплет, припев, фразу)

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного…

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022