Павлова Зифа Габдельхаевна воспитатель
Шамеева Ольга Германовна воспитатель
Логачева Анна Олеговна воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» –
Д/С №107 «Ягодка» г. Тольятти, Самарская область
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ
Ключевые слова: работа с родителями, труд, трудовое воспитание, развивающая предметно-пространственная среда, ФГОС.
Вопросы трудового воспитания составляют важнейшее направление всей воспитательной работы, которую необходимо проводить с дошкольниками. В отечественной педагогической науке накоплен огромный теоретический и практический опыт трудового воспитания, однако, в последние годы в связи с изменениями требований к содержанию образования, введением новых образовательных стандартов, происходит пересмотр многих существовавших ранее установок и правил.
В соответствии с ФГОС цель трудового воспитания в современных ДОО состоит в формировании положительного отношения к труду через:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творче-
ства;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Воспитание подобных установок определяет выбор новых методов, приемов и форм работы, требует соблюдение определенных принципов и условий.
Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.
В п.3.1 ФГОС ДОО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:
- поддержки инициативы детей в разных видах деятельности;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- развивающего образования (системности и последовательности);
- интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).
Труд ребенка-дошкольника имеет ряд отличительных особенностей, которые отличают его от труда взрослых:
1. Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.
2. Труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Сближает детей с взрослыми.
3. Труд ребенка тесно связан с игрой.
4. В процессе трудовой деятельности дети часто обыгрывают трудовые действия.
5. Труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный не обязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка.
6. Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.
Целью нашего исследования стало выявление наиболее оптимальные условия формирования компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет. Опытноэкспериментальная работа проходила в детском саду г. Тольятти. В исследовании принимали участие дети средней группы в количестве 14 человек.
В процессе констатирующего эксперимента выявлялся уровень сформированности компонентов трудовой деятельности детей 4–5 лет.
Для реализации поставленной цели были определены показатели и подобраны методики для диагностики. Работа осуществлялась поэтапно (таблица 1).
Таблица 1
Диагностическая карта констатирующего эксперимента
|
I этап |
|
|
Показатели |
Методики |
|
Наличие представлений о труде взрослых |
Методика 1. Беседа (Г.А Урунтаева) |
|
Наличие трудовых умений в ручном и художественном труде |
Игровое задание «Сделай игрушку» (Мониторинг в детском саду / под ред. А.Г. Гогоберидзе) |
|
Наличие навыков самообслуживания Наличие умений в области общественно полезного труда |
Наблюдение в естественных условиях |
|
Характер отношения детей к труду |
Беседа, направленная на выявление характера отношения к труду |
|
II этап |
|
|
Представленность проблемы в педагогическом процессе детского сада |
Изучение планов воспитательной работы |
Обобщенные результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.
Результаты выявления уровня сформированности компонентов трудовой деятельности детей 4–5 лет
Таблица 2
|
Уровни |
Количество детей (%) |
|
Достаточный |
4 (29%) |
|
Близкий к достаточному |
8 (57%) |
|
Недостаточный |
2 (14%) |
На втором этапе мы изучали планы воспитательной работы. Проанализировав планы воспитательной работы, обратили внимание на то, что художественные средства редко применяются в трудовом воспитании детей.
По результатам констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень трудовой воспитанности детей изучаемой группы близкий к достаточному.
Теоретические изыскания и результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к разработке содержания формирующего эксперимента, который направлен на формирование компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет.
Целью экспериментальной работы являлось формирование компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет.
Мы предлагаем комплекс мероприятий для формирования компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет.
1. Работа с родителями:
- индивидуальные: анкетирование, беседы, консультации, направленные на повышение уровня знаний по данной теме;
- коллективные: семинары, мастер-классы, семинары-практикумы, педагогические игры – викторины («Терпение и труд все перетрут»), открытые просмотры, совещания в форме круглого стола и т. д.
2. Обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями:
- расширение картотеки сюжетно-ролевых игр; («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Автозаправщик», «Кассир» и др.);
- пополнение наглядного материала и изданий периодической печати, где даются рекомендации для родителей: чем и как занять ребенка в свободное время;
- пополнение книжного фонда детских садов по трудовой тематике.
3. Работа с родителями:
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- благоустройство территории: оформление участков групп;
- совместное с родителями сооружение зимних построек;
- совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.);
- оформление групповых комнат к праздникам;
- рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей);
- привлечение родителей в образовательную деятельность (создание минимузеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
Пространство для трудовой деятельности оформляется с учетом психологопедагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:
- психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- дизайн современной среды дошкольного учреждения;
- особенности возрастной группы детей, на которую данная среда нацелена.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст]: Пособие // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] /
Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с
3. Елжова Н.В. Тематические педсоветы в ДОУ [Текст]: подготовка и проведение. – Ростов н/Д: Феникс. – 2012. – 180 с.
4. Золотухина И.Д. Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях [Текст] // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №1. – С. 213–214.
5. Золотухина И.Д. Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях[Текст] // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №2. – С. 208–211.
6. Карлюк Г.А. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников [Текст] / Г.А. Карлюк, Е.С. Шабалин //
Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – 34. –
7. С. 54–56.
8. Сапогова А.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnayarabota/2016/05/22/trudovoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.09.16).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.