ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ

  • pdf
  • 12.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья 12-3.pdf

Павлова Зифа Габдельхаевна воспитатель

Шамеева Ольга Германовна воспитатель

Логачева Анна Олеговна воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» – 

Д/С №107 «Ягодка» г. Тольятти, Самарская область

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ


Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы трудового воспитания в современных дошкольных образовательных организациях. Выделены цели трудового воспитания согласно ФГОС, определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Определен комплекс мероприятий для формирования компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет. Формирование трудовых навыков осуществляется через работу с родителями и создание развивающей образовательной среды.

Ключевые слова: работа с родителями, труд, трудовое воспитание, развивающая предметно-пространственная среда, ФГОС.

Вопросы трудового воспитания составляют важнейшее направление всей воспитательной работы, которую необходимо проводить с дошкольниками. В отечественной педагогической науке накоплен огромный теоретический и практический опыт трудового воспитания, однако, в последние годы в связи с изменениями требований к содержанию образования, введением новых образовательных стандартов, происходит пересмотр многих существовавших ранее установок и правил.

          

В соответствии с ФГОС цель трудового воспитания в современных ДОО состоит в формировании положительного отношения к труду через:

-               формирование позитивных установок к различным видам труда и творче-

ства;

-               воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

-               развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Воспитание подобных установок определяет выбор новых методов, приемов и форм работы, требует соблюдение определенных принципов и условий.

Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

В п.3.1 ФГОС ДОО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

-               поддержки инициативы детей в разных видах деятельности;

-               содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

-               построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-               полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;

-               формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-               возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-               развивающего образования (системности и последовательности);

-               интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Труд ребенка-дошкольника имеет ряд отличительных особенностей, которые отличают его от труда взрослых:

1.                      Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.

2.                      Труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Сближает детей с взрослыми.

3.                      Труд ребенка тесно связан с игрой.

4.                      В процессе трудовой деятельности дети часто обыгрывают трудовые действия.

5.                      Труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный не обязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка.

6.                      Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

Целью нашего исследования стало выявление наиболее оптимальные условия формирования компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет. Опытноэкспериментальная работа проходила в детском саду г. Тольятти. В исследовании принимали участие дети средней группы в количестве 14 человек.

В процессе констатирующего эксперимента выявлялся уровень сформированности компонентов трудовой деятельности детей 4–5 лет.

Для реализации поставленной цели были определены показатели и подобраны методики для диагностики. Работа осуществлялась поэтапно (таблица 1).

 

Таблица 1

Диагностическая карта констатирующего эксперимента

 

I этап

Показатели

Методики

Наличие представлений о труде взрослых

Методика 1. Беседа (Г.А Урунтаева)

Наличие трудовых умений в ручном и художественном труде

Игровое задание «Сделай игрушку» (Мониторинг в детском саду / под ред. А.Г. Гогоберидзе)

Наличие навыков самообслуживания Наличие умений в области общественно полезного труда

Наблюдение в естественных условиях

Характер отношения детей к труду

Беседа, направленная на выявление характера отношения к труду

II этап

Представленность проблемы в педагогическом процессе детского сада

Изучение планов воспитательной работы

 

Обобщенные результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Результаты выявления уровня сформированности компонентов трудовой деятельности детей 4–5 лет

Таблица 2

Уровни

Количество детей (%)

Достаточный

4 (29%)

Близкий к достаточному

8 (57%)

Недостаточный

2 (14%)

 

На втором этапе мы изучали планы воспитательной работы. Проанализировав планы воспитательной работы, обратили внимание на то, что художественные средства редко применяются в трудовом воспитании детей.

По результатам констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень трудовой воспитанности детей изучаемой группы близкий к достаточному.

Теоретические изыскания и результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к разработке содержания формирующего эксперимента, который направлен на формирование компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет.

Целью экспериментальной работы являлось формирование компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет.

Мы предлагаем комплекс мероприятий для формирования компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет.

1. Работа с родителями:

-               индивидуальные: анкетирование, беседы, консультации, направленные на повышение уровня знаний по данной теме;

-               коллективные: семинары, мастер-классы, семинары-практикумы, педагогические игры – викторины («Терпение и труд все перетрут»), открытые просмотры, совещания в форме круглого стола и т. д.

2. Обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями:

-               расширение картотеки сюжетно-ролевых игр; («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Автозаправщик», «Кассир» и др.);

-               пополнение наглядного материала и изданий периодической печати, где даются рекомендации для родителей: чем и как занять ребенка в свободное время;

-               пополнение книжного фонда детских садов по трудовой тематике.

3. Работа с родителями:

-               увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-               благоустройство территории: оформление участков групп;

-               совместное с родителями сооружение зимних построек;

-               совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.);

-               оформление групповых комнат к праздникам;

-               рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей);

-               привлечение родителей в образовательную деятельность (создание минимузеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).

Пространство для трудовой деятельности оформляется с учетом психологопедагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:

-               психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

-               дизайн современной среды дошкольного учреждения;

-               особенности возрастной группы детей, на которую данная среда нацелена.

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Список литературы

1.                      Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст]: Пособие // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.

2.                      Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду [Текст] /

Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с

3.                      Елжова Н.В. Тематические педсоветы в ДОУ [Текст]: подготовка и проведение. – Ростов н/Д: Феникс. – 2012. – 180 с.

4.                      Золотухина И.Д. Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях [Текст] // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №1. – С. 213–214.

5.                      Золотухина И.Д. Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях[Текст] // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №2. – С. 208–211.

6.                      Карлюк Г.А. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников [Текст] / Г.А. Карлюк, Е.С. Шабалин //

Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – 34. –

7.                      С. 54–56.

8.                      Сапогова А.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnayarabota/2016/05/22/trudovoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.09.16).