ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСОБИЯ «НУМИКОН» ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА
Оценка 4.8

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСОБИЯ «НУМИКОН» ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА

Оценка 4.8
Документация +2
docx
математика
Детсад—1 кл
02.03.2022
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСОБИЯ «НУМИКОН» ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА
В статье указаны и описаны педагогические условия применения пособия "Нумикон" на уроках математики в первом классе. Наглядное пособие позволяет сформировать не механические знания, а на уровне понимания (осознанно). Пособие можно применить на многих темах: состав числа, сложение и вычитание, "больше на", "меньше на" и т.д.
Научная статья.docx

Д.В. Борисова

Учитель начальных классов

МБОУ НШ «Прогимназия»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСОБИЯ «НУМИКОН» ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА

 

Современное образование нацелено на качественное формирование у обучающихся знаний, для этого необходимо учитывать ряд особенностей, подбирать методы и формы работы, реализовывать педагогические условия.

В нашем исследовании рассмотрим педагогические условия при формировании у первоклассников математических знаний о составе числа.

Согласно словарю, условия - это «внешние и внутренние обстоятельства, благоприятствующие или препятствующие действию факторов развития, например: готовность к деятельности, стимулирующая среда, материально-техническая и ресурсная обеспеченность и др. Часто понятие условия трактуется широко, и тогда к ним относят причины, факторы развития, технологии, методики, средства обучения, воспитания и развития, управленческое сопровождение и др.» [6, с. 30].

Также условие определяется как совокупность переменных природных, социальных, внутренних и внешних воздействий, влияющих на психическое, физическое  нравственное развитие человека, его воспитание, обучение и поведение, формирование личности [8, с. 89].

В. И. Андреева указывает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей̆» [1, с. 144].

Представляет интерес и точка зрения Л.В. Львова, понимающий под педагогическими условиями «… совокупность мер образовательного процесса, образующих профессионально-образовательную среду, соблюдение которых способствует наиболее эффективному достижению образовательных целей» [5, с. 166].

Обобщением теоретических сведений о дефиниции «педагогические условия», рассмотрением их разновидностей занимались такие авторы, как Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерехова. Определение, данное авторами, описывает педагогические условия как «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие» [3. с. 11].

В нашем исследовании под педагогическими условиями использования пособия «Нумикон» на уроках по предмету «Математика» можно определить совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в ходе формирования математических знаний о составе числа у первоклассников.

Опытно-исследовательская работа показала актуальность изучения данной темы. При формировании знаний о составе числа, педагоги отмечают, что у первоклассников возникают трудности. Средства, которые используют на практике, не обладают той эффективностью, которую диктует социальный заказ и стандарт. На диаграмме видно, что обучающиеся владеют средним и низким уровнем сформированности математических знаний о составе числа (см.рис.1). В тестировании приняли участие 28 первоклассников гимназии города Сургута.

 

 

 

Рисунок 1. Диаграмма результатов тестирования 1 "Б" класса

 

Формирование математических знаний о составе числа предусматривает использование определенных средств. В.С. Безрукова делит средства обучения на шесть групп:

Оборудование образовательного учреждения

Учебно-лабораторное оборудование

Учебно-производственное оборудование

Дидактическая техника

Учебно-наглядные пособия

Организационно-педагогические средства [2, с. 10].

В нашем исследовании рассмотрим такое средство обучения как пособие «Нумикон». Пособие «Нумикон» является эффективным средством обучения, которое содержит наглядные элементы для полноценного усвоения материала. Непосредственно воспринимая множество предметов, пересчитывая число их элементов, объединяя или удаляя части множеств, учащиеся убеждаются в том, что такие математические понятия, как число, арифметическое действие, геометрическая фигуpa взята из окружающей жизни.

В педагогической науке уделяется большое внимание реализации принципа наглядности при обучении различным дисциплинам. Такими исследователями, как М.И. Башмаков, В.А. Далингер, Н.М. Ежова, Д.Д. Ефремова, Н.В. Иванчук, Т.Н. Карпова, О.О. Князева, H.A. Резник, Е.И. Смирнов, Л.М. Фридман, А.Я. Цукарь, И.Г. Шамсутдинова, Н.В. Щукина и др. изучались отдельные аспекты реализации наглядности и визуализации при обучении математическим дисциплинам. 

Наглядное пособие – это плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения; природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядного пособия способствует формированию у учащихся правильных представлений и понятий, выработке у них навыков и умений. Наглядные пособия используются на различных этапах обучения: при объяснении нового учебного материала, при закреплении, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеаудиторной, кружковой работе [4, с. 87].

Нумикон – это пособие (программа) и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.

Пособие «Нумикон» позволяет усвоить следующие темы:

• сложение и вычитание;

• чётные и нечётные числа;

• состав числа;

• сравнение чисел;

• удвоение и деление пополам [7, с.12].

В «Нумиконе» числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия (см. рис. 2).

 

Картинки по запросу "формы нумикон"

Рисунок 2. Форма-шаблон «Нумикон»

 

Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь, что предусмотрено в данном пособии.

Анализ литературы позволил выделить следующие педагогические условия на основании теории А.М. Леушиной. Формирование математических знаний  о составе числа у первоклассников с помощью применения пособия «Нумикон» возможно, если:

1. Деятельность будет включать задания связанные со сравнением множеств. Производить сравнение нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (сравнение разных форм «Нумикона», например, пять деталей шаблона «Единица» и одна деталь шаблона «Тройка» плюс одна деталь шаблона «Двойка».

2. Организация работы реализуется поэтапно: учим названия форм, выстраиваем числовой ряд, сравниваем числа, рассматриваем состав числа, пересчет точек на форме и предметов на столе. Также необходимо создание сенсорной основы счетной деятельности, раскрыть функционал каждой детали, давать задания постепенно повышая уровень трудности. Демонстрировать рассмотрение числа на основе краткого отношения любой величины к eе части (накладывать таблички «Нумикон» друг на друга). Создавать новые модели.

3. Практическое применение в жизни (дидактическая игра «Магазин», формы «Нумикон» можно использовать как валюту).

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что в процессе формирования математических знаний о составе числа пособие «Нумикон» является эффективным средством не просто механического запоминания числа, но и на уровне понимания и применения в деятельности.  При организации уроков с данным средством учителю необходимо соблюдать педагогические условия их применения, это позволит не только разнообразить методику проведения предмета «Математика», но и поддерживать активность учащихся на довольно высоком уровне. 

 

Библиографический список

 

1.                   Андреева, К.Е. «Формирование положительного отношения к учению на основе взаимодействия семьи и школы в совместной деятельности младших школьников» диссертация : специальность 13.00.01 «Общая педагогика» Дис. на соиск…. канд-та пед-их наук/ Андреева Клара Егоровна : Гос. авторитет Рос. Федер. По высш. образованию «Якутский гос. ун-т им М.К. Амосова». – Якутск, 2000.-141 с.

2.                   Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. − 260 с.- Текст: непосредственный ISBN 987-4-436-06989-7

3.                   Ипполитова Н.В., Стерехова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Generaland Professional Education. - 2012. - №1. С. 8-14.  ISSN 2084-1469

4.                   Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.- Текст: непосредственный ISBN 5-7695-0445-5

5.                   Львов Л.В. Образовательно-профессиональная среда как комплекс условий повышения эффективности проектируемой педагогической системы // Вестник ЧГПУ - №2. - 2014. С. 162-172. ISSN: 1680-1709

6.                   Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. За-гвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

7.                   Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3

8.                   Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И.Ф. Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 516, [1] с.- Текст: непосредственный ISBN 5-8297-0004-2


 

Д.В. Борисова Учитель начальных классов

Д.В. Борисова Учитель начальных классов

Формирование математических знаний о составе числа предусматривает использование определенных средств

Формирование математических знаний о составе числа предусматривает использование определенных средств

Демонстрировать рассмотрение числа на основе краткого отношения любой величины к eе части (накладывать таблички «Нумикон» друг на друга)

Демонстрировать рассмотрение числа на основе краткого отношения любой величины к eе части (накладывать таблички «Нумикон» друг на друга)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2022