Тема: "Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1"
Урок разработала:
Мищенко Л.Д.
учитель начальных классов
МБОУСОШ№5
Приморско-Ахтарский район
Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1;
учить детей решать выражения в одно и два действия с помощью числового отрезка
Тип урока: ОНЗ
Планируемый результат (дети норма):
· складывать и вычитать однозначные числа,
· устанавливать взаимосвязи между действиями сложения и вычитания,
· находить значение числового выражения в одно и два действия на сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
Планируемый результат (обучающийся с ЗПР):
· находить значение числового выражения в одно и два действия на сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
Личностные УУД (дети норма).
§ способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
§ осознание математических составляющих окружающего мира.
Личностные УУД (обучающийся с ЗПР).
§ принимать и осваивать новую социальную роль (роль ученика).
Регулятивные УУД (дети норма).
§ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
§ осваивать способы вычисления и установления взаимосвязи между предметами;
§ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УУД (обучающийся с ЗПР).
§ действовать по алгоритму;
§ осваивать способы вычислений.
Познавательные УУД (дети норма).
§ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
§ осмысливать математические действия;
§ проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Познавательные УУД (обучающийся с ЗПР).
§ осмысливать математические действия;
§ проводить сравнение.
Коммуникативные УУД (дети норма).
§ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
§ формулировать собственное мнение и позицию;
§ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Коммуникативные УУД (обучающийся с ЗПР).
§ владеть навыками коммуникации в ситуациях общения со взрослыми (учителем).
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник математики 1 класс, 1 часть «Математика» М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Раздаточный материал (дети норма): модель числового отрезка, конверты с кружочками, карточки с цифрами, «домик для состава числа»
Раздаточный материал (обучающийся с ЗПР): модели числового отрезка; карточкам, где число визуализируется при помощи определённого количества предметов; модели числового отрезка с ожидаемым результатом и алгоритм действий при счёте на числовом отрезке; карточки с названием чисел (следующее, предыдущее); математический набор (цифры, картинки, геометрические фигуры).
Ход урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося |
Организационный момент |
Коммуникативные УУД, регулятивные УУД |
– Готовы вы начать урок?
Чтобы спорилось
нужное дело, -Ребята, а как вы будете работать на уроке? (внимательно, старательно, дружно) Повторим
материал, закрепим умения, – Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила: (Слайд 2) |
Проверка готовности к уроку.
Чтение правил на слайде (читающие ученики) У ребёнка с ЗПР правила на отдельной карточке с картинками «Правила работы на уроке» |
Актуализация знаний |
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. |
1. Устный счёт. а) Фронтальная работа.
1.Прямой и обратный счёт до 10. (Слайд 3) - Найдите и назовите числа по порядку, начиная с самого маленького, а затем с самого большого
2.Какие числа находятся между числами 2 и 9 (Слайд 4)
3.Сравнить числа 4 и 5, 4 и 3, 7 и 7, 8 и 9 (Слайд 5) 4. Назвать последующее и предыдущее число числам: 5, 7, 8 (Слайд6)
б) Работа с числовым отрезком. (Слайд 7) - Ребята, знакома ли вам эта фигура на слайде? (Это отрезок) - Как называется такой отрезок? (Числовой отрезок) - А что с его помощью можно делать? (Можно сравнивать числа, складывать их и вычитать).
- Вспомним алгоритм счёта при помощи числового отрезка: 1.Читаю пример 2.Смотрю на первое число 3. Нахожу его на числовом отрезке 4. Смотрю на знак - если плюс - буду двигаться вправо - если минус – буду двигаться влево 5.Смотрю на следующее число (столько шагов надо сделать) 6. Двигаюсь по числовому отрезку 7. Называю результат
- Тогда сосчитайте пример, сколько получится, если к 2 +1, используя числовой отрезок?
- Какое число получаем, если прибавляем 1? (следующее) (Слайд 8) - А теперь выполним пример на вычитание 2 - 1 -Какое число получаем, если вычитаем 1? (предыдущее) (Слайд9)
|
Высказывания предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. 1. Ребёнок с ЗПР называет числа в порядке возрастания и убывания по модели числового отрезка на рабочем столе.
2.Сравнивает числа по карточкам, где число визуализируется при помощи определённого количества предметов.
б) Работа с числовым отрезком.
У ребёнка с ЗПР модели числового отрезка с ожидаемым результатом и алгоритм действий при счёте на числовом отрезке.
Дети работают с моделями числового отрезка в парах
У ребёнка с ЗПР карточки с названием чисел
+1 следующее число -1 предыдущее число
|
Постановка проблемы. |
Регулятивные УУД, личностные УУД. |
- Ребята, а как с помощью числового отрезка найти ответ у такого длинного примера 2+1+1? – Сколько шагов мы сделали вправо? (два шага с остановкой) (Слайд 10) - Сосчитайте теперь пример на вычитание 3-1-1. -Сколько шагов сделали влево и какое число получили? (Слайд 11)
- Удобно ли вам было находить ответ при помощи числового отрезка? - А сколько действий выполнили?
Сформулируйте тему урока. |
Учащиеся устанавливают, что выражение в несколько действий можно складывать и вычитать при помощи числового отрезка.
Формулируют тему урока |
«Открытие» новых знаний детьми
|
Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. |
- А можно ли эти самые примеры решить быстрее? (Слайд 12) - Сколько всего вы прибавляли к числу 2? (2) - А будет быстрее, если мы не будем делать остановку, а сразу сделаем два шага вправо? (Слайд 13) - А если мы так же выполним вычитание? Сколько всего мы вычитали из трёх? (2) - Какой вывод можно сделать? Вывод: складывать и вычитать можно разными способами. |
Учащиеся устанавливают, что выражение в несколько действий можно складывать и вычитать разными способами.
|
Физкультминутка |
Личностные УУД, коммуникативные УУД. |
|
|
Первичное закрепление. |
РегулятивныеУУД, коммуникативные УУД, личностные УУД. |
1.Работа по учебнику с.82
Рассмотри рисунки, схемы и равенства. Объясни, сколько всего прибавили, сколько всего вычли.
а) № 1, с. 82 составить примеры по рисункам и ответить на вопросы: -Сколько всего прибавили? - Сколько всего вычли?
2.Составить по рисункам примеры и решить их (Слайд 14)
- Как запишем решение примеров? - Как будем считать?
1.Работа в тетради а) № 2, с. 82 выполнить вычисления с помощью числового отрезка, записать нужные числа в окошечки. 5+1+1= 9-1-1= 8-1-1= 5+1= 9-1= 8-1= 6+1= 8-1= 7-1=
б) Задача № 5, с.83 Пользуясь схемой, решить задачу.
|
Высказывания предположений, систематизация знаний. Работа с моделями числового отрезка, отработка навыков складывания и вычитания разными способами Учащийся с ЗПР по алгоритму при помощи учителя выполняет упрощённые вычисления на карточке с помощью числового отрезка.
2+1+1= 6-1-1=
Учащийся с ЗПР работает с математическим набором, при помощи учителя составляет модель примеров, пользуясь картинками с изображением цветов.
Учащийся с ЗПР по алгоритму при помощи учителя выполняет вычисления, предложенные в №2 на с.82 в сокращённом объёме на карточках с помощью числового отрезка. 5+1+1= 5+2=
9-1-1= 9-2=
б) Задачу 5, с.83 (выполняет по желанию) |
Работа над пройденным материалом
|
Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД. |
1.Повторение состава числа 7 Расселить «жильцов» в домик ( Слайд 15)
2.№9 с. 83, сравнить выражения.
3. Игра на внимание «Назови номера двух одинаковых печений» (Слайд 16) |
Работа у доски
Работа в тетрадях
Учащийся с ЗПР ищет отличия не на слайде, а на картинке, приготовленной учителем |
Рефлексия |
РегулятивныеУУД, коммуникативные УУД, личностные УУД. |
Ребята, я раздала вам на парты конверты. (Слайд 17) - Я предлагаю оценить свою работу на уроке. Зелёный кружок означает, что вам урок понравился, вы всё поняли и у вас всё получилось. Жёлтый кружок – если вы ещё не до конца поняли материал и испытывали затруднения. Красный кружок – что вы не смогли выполнить задания. |
Работают с конвертиками, распределение кружков.
Выбор цветного кружка и оценивание урока.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.