"Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности"
Оценка 4.7

"Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство
05.04.2020
"Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности"
В статье обосновываются педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности, в числе которых профессиональная компетентность воспитателя; интеграция деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей; методическое сопровождение деятельности родителей.
Педагогические условия развития творч способностей дошк к изо деятельности.docx

Белоусова Людмила Николаевна, Красноярск

Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности

Аннотация. В статье обосновываются педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности, в числе которых профессиональная компетентность воспитателя; интеграция деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей; методическое сопровождение деятельности родителей.  Предлагаются методические рекомендации для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, творческие способности, педагогические условия, профессиональная компетентность, методическое сопровождение, методические рекомендации.

 

Lyudmila Belousova, Krasnoyarsk

Pedagogical conditions of development of creative abilities of preschool children to fine art activity


Abstract. In the article the pedagogical conditions of development of creative abilities of preschool children to fine art activity, including professional competence educator; Integration of educators, teachers and parents additional education; methodological support activities parents. Offers guidelines for teachers preschool, supplementary education teachers and parents.
Keywords: pre-school children, creativity, pedagogical conditions, professional competence, methodical support, guidance.

Актуальность исследования. Проблема развития творческих способностей всегда занимала важное место в педагогической науке, рассматривающей творческие способности как врожденные задатки, требующие развития с раннего детского возраста. Исследователями выделены основные факторы, способствующие максимально полному развертыванию и развитию творческих способностей детей к изобразительной деятельности - семейное воспитание, дошкольное и школьное образование, дополнительное образование.  Особенно важную роль в развитии способностей детей к изобразительной деятельности играет дополнительное образование. Однако, практика показывает, что его потенциал в значительно большей степени используется для детей школьного возраста. Таким образом, складывается противоречие между необходимостью как можно более раннего развития у дошкольников творческих способностей к изобразительной деятельности и недостаточным теоретическим обоснованием и технологической разработанностью ресурсов дополнительного образования. Необходимость разрешения данного противоречия обусловила выбор темы настоящего исследования, целью которого является теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка основных педагогических условий развития творческих способностей дошкольников в дополнительном образовании в условиях ДОУ.

Научная новизна заключается в выявлении педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Исследователи под изобразительной деятельностью понимают рисование, лепку и аппликацию, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету [1, с. 12]. Изобразительная деятельность имеет большое значение не только для развития творческих способностей ребенка, но и для его подготовки к школе.  На занятиях изобразительной деятельностью дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов формирует у них черты настойчивости, способности к преодолению трудностей. Отмечается и позитивное воздействие занятий ручным творчеством на характерологическое развитие ребенка. По мнению Яковлевой Н.Ф.  разнообразные занятия различными видами изобразительного искусства (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, резьба, выжигание, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж и др.) помогают ребенку раскрыть истинные, глубинные желания, страхи и надежды, скрываемые или неосознаваемые отношения к кому-то или чему-то, ослабить  негативные эмоциональные состояния, провоцирующие проявления агрессивности, аффективности, либо, напротив, безразличия и апатии.  При выполнении коллективных работ у детей формируются коммуникативные черты характера - умение общаться, договариваться, сотрудничать [2, с.263].

Основная авторская идея развития творческих способностей детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности заключается в разработке программы дополнительного образования, предусматривающей тесное взаимодействие воспитателя, педагога дополнительного образования и родителей. Разработке программы предшествовала организация проблемных семинаров и мастер-классов педагогов дополнительного образования и воспитателей, целью которых было выявление дефицитов и последующее развитие профессиональной компетентности педагогов в области развития творческих способностей детей [3].  Предлагаемая программа построена по модульному принципу и содержит модули: рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование. Каждый модуль содержит занятия в детском саду, выполнение заданий и упражнений ребенком дома при участии родителей [4].

Модуль рисования содержит занятия по освоению детьми нетрадиционных художественно-графических техник рисования. К таким техникам относятся : тычок жесткой полусухой кистью; рисование пальчиками и ладошками; оттиск печатками (пробкой, пластилином, поролоном, пенопластом, ластиком, смятой бумагой, листиком от дерева, картофелем, яблоком, лимоном и т.д.), расширяющие возможности детей создавать образы, отражающие их отношение к окружающему. Развитие сложно-координированных движений    кистей и пальцев рук, координации в системе "глаз-рука" способствуют техники - печать по трафарету; обрывание бумаги; скатывание бумаги; восковые мелки (свеча) + акварель; монотипия предметная; «знакомая форма – новый образ»; черно-белый граттаж (грунтованный лист); цветной граттаж; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; кляксография ниточкой и др.

         Модуль "Лепка" предусматривает занятия, посвященные созданию объемных изображений, открывающих ребенку целый мир творческих возможностей. Осваивая основные способы лепки (конструктивный, пластический и комбинированный),  применяемые при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека, а также  ленточный для изготовления посуды,  дети     учатся понимать соотношение форм и размеров, искать гармоничные цветовые решения, закрепляют знания об окружающем мире, а также проявляют свою фантазию, придумывая новые фигурки или целые композиции. Организация выступлений детей на презентациях своих поделок способствует обогащению и развитию их связной речи.

Модуль "Аппликация" содержит занятия, посвященные предметной, сюжетно-тематической и декоративной аппликацией, требующей освоения    приемов  вырезания правильных геометрических форм  из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз и гармошкой; вырезания по частям; силуэтного и контурного вырезание и др. Занятия аппликацией способствуют развитию пространственного анализа и синтеза, так как  дошкольники получают     представление     о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

         На занятиях модуля "Художественное конструирование" в процессе создания разных конструкций и моделей из бросового материала (картонных коробок, катушек, шпулек и др.), из природного материала (мха, веток, шишек, камней и т.п.).у детей развиваются сенсорные способности.  В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (анализ и синтез).

Эффективность разработанной программы оценивалась после ее апробации с группой детей из 14 5-6 лет (9 мальчиков и 5 девочек).  Оценка производилась по выявлению уровня сформированности творческих способностей (Тест "Дорисовывание) и образной креативности (тест «Незаконченный рисунок» Е.П. Торренса, адаптированный О.М. Дьяченко). Полученные данные представлены в таб.1,2.

Таблица 1

Динамика уровней творческих способностей дошкольников

в ходе опытно-экспериментальной работы

 

 

Ф.И. ребенка

 

На начало о.э.р.

На конец о.э.р.

Динамика

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Опытно экспериментальная группа

1

Артем Р.

3

2

4

2

+ 1 балл

-

2

Алена П.

5

1

8

1

+ 3 балла

-

3

Саша Ш.

3

2

4

2

+ 1 балл

-

4

Денис Р.

4

2

5

1

+ 1 балл

2           1

5

Алина Ф.

6

1

8

1

+ 2 балла

-

6

Семен С.

5

1

6

1

+ 1 балл

-

7

Алиса С.

4

2

7

1

+ 3 балла

2           1

8

Сергей С.

2

3

2

3

-

-

9

Егор Н.

-

3

-

3

-

-

10

Артем Г.

2

3

2

3

-

-

11

Таня К.

4

2

4

2

-

-

12

Ваня Ц.

3

2

4

2

+ 1 балл

-

13

Сергей П.

4

2

4

2

-

-

14

Ваня Ч.

2

3

3

2

+ 1 балл

3           2

 

Как видно из таблицы 1, у 9 учащихся из 14 наблюдается положительный сдвиг в количественных показателях, отражающих уровень их творческих способностей (расширились количество используемых тем изображений).

Анализ: в результате после проведенных занятий, мы видим, что 65% детей увеличили темы изображений (количество баллов), таким образом,22% детей увеличили свой уровень развития творческих способностей.

 

Таблица 2

Динамика уровней образной креативности в ходе опытно-экспериментальной работы

 

 

Ф.И. ребенка

 

До эксперимента

После эксперимента

Изменения в эксперименте

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

Опытно экспериментальная группа

1

Артем Р.

6

2

6

2

-

-

2

Алена П.

6

2

6

2

-

-

3

Саша Ш.

6

2

6

2

-

-

4

Денис Р.

6

2

6

2

-

-

5

Алина Ф.

7

1

9

1

+ 2 балла

-

6

Семен С.

9

1

9

1

-

-

7

Алиса С.

7

1

9

1

+ 2 балла

-

8

Сергей С.

7

2

9

1

+ 2 балла

2           1

9

Егор Н.

6

2

6

2

-

-

10

Артем Г.

6

2

6

2

-

-

11

Таня К.

9

1

9

1

-

-

12

Ваня Ц.

8

2

9

1

+ 1 балл

2           1

13

Сергей П.

6

2

6

2

-

-

14

Ваня Ч.

5

3

6

2

+ 1 балл

3           2

 

Как видно из таб.2, после проведенных занятий у 36% детей увеличились показатели оригинальности рисунков, что свидетельствует о положительной динамике образной креативности.

         Также необходимо отметить, что к программе были разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Так, например, рекомендации для родителей содержали советы по организации занятий детей творческой деятельностью в домашних условиях (рабочему месту ребенка, времени суток и продолжительности занятий, темпу, формам деятельности, приемам мотивации и др.).

Научные выводы. Проведенное исследование показало, что профессиональная компетентность воспитателя; интеграция деятельности воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей; методическое сопровождение деятельности родителей являются педагогическими условиями, обеспечивающими развитие творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности.

 

Библиографический список:

1.                 Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

2.                 Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей-сирот: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева;  Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. С. 262.

3. Яковлева Н.Ф. Развитие профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении как объект педагогического моделирования / Е.Н. Белова, Г.С. Саволайнен, А.Н. Фалалеев, Н.Ф. Яковлева: коллективная монография / под общ. ред. Г.С. Саволайнен; / Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 210 - 263.

4. Яковлева Н.Ф. Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков: Учебно-методическое пособие                     Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009.

Bibliography:
1. Komarov TS Development of artistic abilities of preschool children. Monograph. - M.: MOSAIC-Synthesis, 2013.
2. Yakovlev NF Character education of orphans: a tutorial / NF Yakovlev; Krasnoyar. state. ped. Univ. them. VP Astaf'eva. - Krasnoyarsk, 2010. P. 262.
3. Yakovlev NF Development of professional competence of the teacher working with children in difficult circumstances and social risk as an object of pedagogical modeling / EN Belova, GS Savolainen, AN Falaleev, NF Yakovlev: collective monograph / under total. Ed. GS Savolainen; / Krasnoyar. gos.ped. Univ them. VP Astaf'eva. - Krasnoyarsk, 2013. - S. 210 - 263.
4. Yakovlev NF The development of individually-oriented educational and correctional and developing programs for marginalized children and adolescents: Study guide Krasnoyar. state. ped.
Univ. them. VP Astaf'eva. - Krasnoyarsk, 2009.

Сведения об авторе:

Белоусова Людмила Николаевна, воспитатель ДОУ № 37 г. Красноярска. тел. Тел: (391) 201-60-76 E-mail: [email protected]

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Белоусова Людмила Николаевна ,

Белоусова Людмила Николаевна ,

Особенно важную роль в развитии способностей детей к изобразительной деятельности играет дополнительное образование

Особенно важную роль в развитии способностей детей к изобразительной деятельности играет дополнительное образование

Стремление детей достичь качественных результатов формирует у них черты настойчивости, способности к преодолению трудностей

Стремление детей достичь качественных результатов формирует у них черты настойчивости, способности к преодолению трудностей

Развитие сложно-координированных движений кистей и пальцев рук, координации в системе "глаз-рука" способствуют техники - печать по трафарету; обрывание бумаги; скатывание бумаги; восковые мелки (свеча) +…

Развитие сложно-координированных движений кистей и пальцев рук, координации в системе "глаз-рука" способствуют техники - печать по трафарету; обрывание бумаги; скатывание бумаги; восковые мелки (свеча) +…

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус

Сергей П. 4 2 4 2 - - 14

Сергей П. 4 2 4 2 - - 14

Так, например, рекомендации для родителей содержали советы по организации занятий детей творческой деятельностью в домашних условиях (рабочему месту ребенка, времени суток и продолжительности занятий, темпу,…

Так, например, рекомендации для родителей содержали советы по организации занятий детей творческой деятельностью в домашних условиях (рабочему месту ребенка, времени суток и продолжительности занятий, темпу,…

M.: MOSAIC - Synthesis, 2013

M.: MOSAIC - Synthesis, 2013
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020