Педагогические возможности инклюзивного образования для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

  • docx
  • 11.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогические возможности инклюзивного образования для работы.docx

Педагогические возможности инклюзивного образования для работы
с детьми  дошкольного возраста с нарушениями  речи

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации инклюзивного образования
в сельском дошкольном учреждении для оказания логопедической помощи детям
с нарушениями речи. В данной статье приведены результаты исследований по диагностике речевого развития детей дошкольного возраста, обоснованы методики коррекции речевых нарушений, раскрыто содержание программы логопедической помощи детям с нарушениями  речи, а также проанализированы особенности работы
учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, логопедия, нарушение речи, дети дошкольного возраста, диагностика, эксперимент.

 

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию
и  социокультурной политике в целом. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы, целью которой является интеграция детей
и подростков в массовые образовательные учреждения [2, с. 4]. 

Инклюзивное образование в России всё активнее занимает ведущие позиции
в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инклюзия  понимается как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия индивидуальных возможностей и образовательных потребностей [3, с. 208]. Инклюзивное образование предполагает организацию пространства вокруг ребёнка, позволяющего полностью вовлечь его в жизнь класса, общества в целом [3, с. 208].

Теоретический  анализ  и собственный опыт исследований показывают, что внедрение и развитие инклюзивного образования – процесс многогранный, сложный, затрагивающий методологические, научные, административные ресурсы. Всё это актуализирует проблемы, связанные с организацией процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе, круг которых достаточно широк [3, с. 142].

Социальные, экономические, экологические мероприятия, проводимые
в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы проводили диагностику исходного уровня нарушения речи у детей дошкольного возраста.

Понятие дошкольного возраста охватывает возрастной период от 3 лет и до момента поступления в школу.

Содержание и задачи обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах. К трём годам дети дошкольного возраста в основном овладевают звукопроизношением. Однако имеются отдельные нарушения формирования фонетической стороны речи, характерна общая смягченность (например, «зюк» – жук, «сюба» – шуба, и т.п.); замена заднеязычных звуков переднеязычными. Нарушение произношения шипящих звуков, заменяя их свистящими («сапка», «зук»). Нарушение сонорных звуков звук р (пропуск или замена его), искажение звука л. К началу четвертого года жизни ребёнок дошкольного возраста при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. В речевых нарушениях детей дошкольного возраста наблюдаются индивидуальные различия.
В большинстве случаев наблюдается «обратная замена» звуков или «искажение звука». В развитии звуковой стороны речи у дошкольников на пятом, шестому году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи; с другой стороны – недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие
к артикуляции. Ребёнок дошкольного возраста начинает критически относиться
к своему произношению, осознает его дефекты речи, смущается из-за них, иногда отказывается отвечать [4, с. 1].

Проанализировав специальную литературу, мы выбрали следующую методику  обследования детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста, предложенную В.А. Акименко [1, с. 2]. В данной методике представлен уровневый подход
к диагностике речевого недоразвития, что существенно упрощает сам механизм обследования и постановку логопедического заключения. Для надёжности фиксации результатов обследования разработаны таблицы, позволяющие проследить динамику коррекционной работы [1, с. 2].

Согласно диагностике, проводимой на базе МБОУ Кардаиловской СОШ ГДО, были получены следующие результаты: из 100% обследуемых детей дошкольного  возраста более 60% имеют различные речевые нарушения. При этом у 8% - было диагностировано общее недоразвитие речи (далее ОНР ΙΙΙ уровня), у 22% - нарушение произношения отдельных звуков (далее НПОЗ), у 30% - фонетическое нарушение речи (далее ФНР).

 

 

Рис.1. Показатели констатирующего эксперимента

 

 

Рис.2. Показатели констатирующего эксперимента: исходный уровень речевых нарушений детей дошкольного возраста

 

Таким образом, исходя из полученных нами результатов в ходе диагностического исследования, очевидно, что необходимо проводить
коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста, направленную на устранение речевых нарушений.

На втором этапе (формирующий эксперимент) по результатам диагностики была разработана программа логопедической помощи детям с нарушениями речи дошкольного возраста в контексте внедрения инклюзивного образования
в деятельность современного образовательного учреждения. Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы
в логопедическом пункте, предусматривающей логопедическое сопровождение детей 5,6,7-летнего возраста, коррекцию имеющихся нарушений речи. В аспекте инклюзивного подхода методологически важной стороной реализации программы  стало взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного
и школьного образовательного учреждения и родителей, комплексность педагогических воздействий, направленных на выравнивание речевого
и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Содержание программы включает в себя:

Для детей с ОНР ΙΙΙ уровня:

- Характеристика детей с ОНР III уровня речевого развития;

- Содержание психолого-коррекционной работы с детьми 6-7 летнего возраста с ОНР III уровня речевого развития;

- Перспективный план логопедической работы с детьми 6-7 летнего возраста с ОНР III уровня речевого развития;

- Перспективный план работы с родителями.

Для детей с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ):

- Характеристика детей с НПОЗ;

- Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с НПОЗ;

- Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка
с заключением НПОЗ, 5-го, 6-го, 7-го года жизни;

- Учебно-тематическое планирование;

- Перспективный план логопедической работы по преодолению НПОЗ у детей
5-го, 6-го, 7-го года жизни;

- Перспективный план работы с родителями.

Для детей с фонетическим нарушением речи (ФНР):

- Характеристика детей с ФНР;

- Содержание  коррекционно-развивающей работы с детьми с ФНР;

- Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка
с заключением ФНР, 5-го, 6-го, 7-го года жизни;

- Учебно-тематическое планирование;

- Перспективный план логопедической работы по преодолению ФНР у детей 5-го, 6-го, 7-го года жизни;

- Перспективный план работы с родителями.

В соответствии с поставленными целями, задачами, принципами программы логопедической помощи для детей с нарушениями речи дошкольного возраста применялись дидактические игры, которые проводились на каждом занятии.

За основу нами были взяты дидактические игры, разработанные О.Е. Громовой [1].

Игра 1: «Шагаем» по лесенке вверх

Цели игры: закрепить произношение звуков в начале слова, сформировать умение различать твёрдость и мягкость звуков на слух и в произношении.

Ход игры: каждому ребёнку предлагается найти «ступеньки» к лесенке, которая приведет его к твёрдому или мягкому звуку. Выигрывает тот, кто быстрее всех построит свою лесенку и «пройдет» по ней, произнеся все слова правильно, или же тот ребёнок, который построит самую длинную лесенку и сможет верно произнести все слова.

Игра 2: Закончи фразу

Цель игры: автоматизировать произношение зву­ков в начале, середине и конце слова при произнесении словосочетаний.

Ход игры: дети по очереди называют картинку и вспоминают словосочетание, которое ей соответствует. Можно выполнять это задание в паре: один ребёнок называет ключевое слово, другой договаривает нужное словосочетание. Выигрывает ребёнок, правильно произнесший больше всех словосочетаний.

Игра 3: Путешествие по дорожке

Цель игры: закрепить правильное произношение звуков в сериях слов различной слоговой структуры.

Ход игры: взрослый выдает детям фишки, кубик и объясняет правила игры:
«Вы должны пройти по дорожке и собрать как можно больше карточек с картинками.
С помощью считалки определите того, кто начнет игру первым». Каждый игрок бросает кубик и продвигает свою фишку ровно на столько клеточек вперед, сколько очков выпало на верхней грани кубика. Оказавшаяся на одном с фишкой игровом секторе карточка считается принадлежащей игроку при условии, если он правильно назовет предмет, изображенный на ней (не перепутав его название и при том правильно произнеся звуки). Если ребёнок называет предмет неправильно (путает его название или ошибается в произношении звуков), то оставляет эту карточку, и её может получить следующий игрок, чья фишка окажется на одном с ней игровом секторе. Выигрывает тот, кто сумеет собрать больше всех карточек, пройдя весь путь от начала до конца дорожки.

Изобразительный материал, приведённый в дидактических играх, можно использовать как на индивидуальных занятиях с ребёнком, так и на подгрупповых занятиях, причём предварительный отбор картинок и словарного материала к играм осуществляет взрослый.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.

Во-первых, учитель-логопед путём тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребёнка дошкольного возраста при помощи специальных подобранных методик.

Во-вторых, на основе диагностики учитель-логопед совместно
с другими специалистами, составляет  индивидуальный план развития  с учётом особенностей ребёнка.  Определяется индивидуальный  образовательный маршрут, разрабатываются  стратегии по устранению и предупреждению причин неуспеваемости детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста [1].

В-третьих, специфика работы учителя-логопеда предполагает привлечение здоровых анализаторов для компенсации недостатков речевой  деятельности  детей дошкольного возраста.

В-четвертых, в центре внимания логопедической работы всё время остается наиболее пострадавший компонент речи.

В-пятых, в зависимости от этапов речевого развития учитель-логопед должен изменять свои целевые методические установки, используя при этом модульное планирование [1].

В-шестых, организация, методы и  формы работы, привлекаемый материал должны  подбираться в соответствии с  возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста с нарушениями речи [1].

В- седьмых,  необходим комплексный подход к реализации программы коррекции речевого нарушения детей, так как большинство дошкольников нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость [1].

Добиться  результатов в логопедической работе в первую очередь позволят:

- знание индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося;

- тщательный отбор наглядного и дидактического материала к занятиям;

- научно-обоснованная, компетентная подача учебного материала;

- использование разнообразных методов и форм логопедического воздействия;

- оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

- использование компьютерных технологий и технических средств обучения.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребёнка
с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, были выбраны индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии
с речевым нарушением и возрастом. Организация  коррекционной работы предполагает проведение   не менее  двух индивидуальных занятий в неделю (по 20 – 30 мин). Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребёнка.

На третьем этапе исследования (контрольный эксперимент) нами проведена повторная диагностика у детей дошкольного возраста с нарушения речи с целью определения эффективности программы логопедической помощи, направленной на устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Проведя повторную диагностику, мы получили  результаты, которые помогли выявить положительную динамику  речевых нарушений у детей дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента.

Полученные данные  динамики коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста  отражены на рис. 3.

 

Рис.3. Показатели динамики коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 

 Показатели динамики  по различным видам речевых нарушений детей дошкольного возраста до и после проведения эксперимента представлены
в таблице 1.

Таблица 1

Динамика коррекции отдельных видов  речевых нарушений у детей
(5,6,7-летнего возраста) в ходе эксперимента

 

Виды речевых нарушений

 

Констатирующий этап эксперимента

(с 1.09.15г.)

Контрольный этап эксперимента

(по 15.02.16г.)

Динамика

ОНР ΙΙΙ уровня

8%

2%

+

НПОЗ

22%

3%

+

ФНР

30%

2%

+

 

Результаты позволяют отметить, что прослеживается положительная динамика: снижение показателей низкого уровня и соответственно повышение среднего
и высокого уровней.

Таким образом, исходя из вышеописанного можно утверждать, что разработанная и реализованная нами программа логопедической помощи для детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования достаточно эффективна. Однако некоторые данные контрольного эксперимента (низкий уровень разговорной речи, недостаточный словарный запас детей и др.) дают возможность сделать вывод о том, что необходимо создание пролонгированной систематической программы образовательного учреждения с учетом возможностей инклюзивного подхода, а именно, включения детей с нарушениями речевого развития
в систематические совместные занятия с детьми нормы, привлечение воспитателей, родителей к этой работе, проведение консилиумов, семинаров, методических занятий для всех специалистов с целью координации совместных усилий по обучению
и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

 

 

 

Ссылки на источники:

1. http://logoped18.ru/logopedist/spetsifika-raboty-logopeda-v-usloviyakh-inklyuzivnogo-obrazovaniya.php

2. http://logoped.caduk.ru/p1aa1.html

3. www.tc-sfera.ru

4. https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=4088

 

Список литературы:

1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями /
В.М. Акименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2011. 77 с.

2. Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Инклюзивное образование: проблемы, опыт перспективы: Материалы Всероссийск. научно-практич. конф., 1 февраля 2011 г. – Мурманск: МГГУ, 2012. С. 4-7.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. 208 с.


 

Скачано с www.znanio.ru