Педагогические возможности инклюзивного образования для работы
с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
Аннотация. Статья
посвящена вопросам организации инклюзивного образования
в сельском дошкольном учреждении для оказания логопедической помощи детям
с нарушениями речи. В данной статье приведены результаты исследований по диагностике
речевого развития детей дошкольного возраста, обоснованы методики коррекции
речевых нарушений, раскрыто содержание программы логопедической помощи детям с нарушениями
речи, а также проанализированы особенности работы учителя-логопеда
в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, логопедия, нарушение речи, дети дошкольного возраста, диагностика, эксперимент.
Современный мир
переживает коренную смену подходов к образованию
и социокультурной политике в целом. Эти изменения в общественном
сознании вызвали появление новой парадигмы, целью которой является интеграция
детей
и подростков в массовые образовательные учреждения [2, с. 4].
Инклюзивное образование в
России всё активнее занимает ведущие позиции
в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) в системе
образования, так же как и в других странах мира. В Федеральном законе «Об образовании
в Российской Федерации» инклюзия понимается как «обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия индивидуальных
возможностей и образовательных потребностей [3, с. 208]. Инклюзивное
образование предполагает организацию пространства вокруг ребёнка, позволяющего
полностью вовлечь его в жизнь класса, общества в целом [3, с. 208].
Теоретический анализ и собственный опыт исследований показывают, что внедрение и развитие инклюзивного образования – процесс многогранный, сложный, затрагивающий методологические, научные, административные ресурсы. Всё это актуализирует проблемы, связанные с организацией процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе, круг которых достаточно широк [3, с. 142].
Социальные,
экономические, экологические мероприятия, проводимые
в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья.
На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы проводили диагностику исходного
уровня нарушения речи у детей дошкольного возраста.
Понятие дошкольного возраста охватывает возрастной период от 3 лет и до момента поступления в школу.
Содержание и задачи обучения
правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах. К трём
годам дети дошкольного возраста в основном овладевают звукопроизношением.
Однако имеются отдельные нарушения формирования фонетической стороны речи, характерна
общая смягченность (например, «зюк» – жук, «сюба» – шуба, и т.п.); замена
заднеязычных звуков переднеязычными. Нарушение произношения шипящих звуков,
заменяя их свистящими («сапка», «зук»). Нарушение сонорных звуков звук р
(пропуск или замена его), искажение звука л. К началу четвертого года
жизни ребёнок дошкольного возраста при благоприятных условиях воспитания
усваивает звуковую систему языка. В речевых нарушениях детей дошкольного
возраста наблюдаются индивидуальные различия.
В большинстве случаев наблюдается «обратная замена» звуков или «искажение звука».
В развитии звуковой стороны речи у дошкольников на пятом, шестому году
наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая
чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи; с другой стороны –
недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие
к артикуляции. Ребёнок дошкольного возраста начинает критически относиться
к своему произношению, осознает его дефекты речи, смущается из-за них, иногда
отказывается отвечать [4, с. 1].
Проанализировав
специальную литературу, мы выбрали следующую методику обследования
детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста, предложенную В.А. Акименко
[1, с. 2]. В данной методике представлен уровневый подход
к диагностике речевого недоразвития, что существенно упрощает сам механизм
обследования и постановку логопедического заключения. Для надёжности фиксации
результатов обследования разработаны таблицы, позволяющие проследить динамику
коррекционной работы [1, с. 2].
Согласно диагностике, проводимой на базе МБОУ Кардаиловской СОШ ГДО, были получены следующие результаты: из 100% обследуемых детей дошкольного возраста более 60% имеют различные речевые нарушения. При этом у 8% - было диагностировано общее недоразвитие речи (далее ОНР ΙΙΙ уровня), у 22% - нарушение произношения отдельных звуков (далее НПОЗ), у 30% - фонетическое нарушение речи (далее ФНР).
Рис.1. Показатели констатирующего эксперимента
Рис.2. Показатели констатирующего эксперимента: исходный уровень речевых нарушений детей дошкольного возраста
Таким образом, исходя из
полученных нами результатов в ходе диагностического исследования, очевидно, что
необходимо проводить
коррекционно-развивающую работу с детьми
дошкольного возраста, направленную на устранение речевых нарушений.
На втором
этапе (формирующий эксперимент) по результатам диагностики была разработана программа
логопедической
помощи детям с нарушениями речи дошкольного возраста в контексте внедрения
инклюзивного образования
в деятельность современного образовательного учреждения. Целью данной
программы является построение системы коррекционно-развивающей работы
в логопедическом пункте, предусматривающей логопедическое сопровождение детей 5,6,7-летнего
возраста, коррекцию имеющихся нарушений речи. В аспекте инклюзивного подхода
методологически важной стороной реализации программы стало взаимодействие и
преемственность действий всех специалистов дошкольного
и школьного образовательного учреждения и родителей, комплексность
педагогических воздействий, направленных на выравнивание речевого
и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного
развития.
Содержание программы включает в себя:
Для детей с ОНР ΙΙΙ уровня:
- Характеристика детей с ОНР III уровня речевого развития;
- Содержание психолого-коррекционной работы с детьми 6-7 летнего возраста с ОНР III уровня речевого развития;
- Перспективный план логопедической работы с детьми 6-7 летнего возраста с ОНР III уровня речевого развития;
- Перспективный план работы с родителями.
Для детей с нарушением произношения отдельных звуков (НПОЗ):
- Характеристика детей с НПОЗ;
- Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с НПОЗ;
- Планирование
индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка
с заключением НПОЗ, 5-го, 6-го, 7-го года жизни;
- Учебно-тематическое планирование;
- Перспективный план логопедической работы
по преодолению НПОЗ у детей
5-го, 6-го, 7-го года жизни;
- Перспективный план работы с родителями.
Для детей с фонетическим нарушением речи (ФНР):
- Характеристика детей с ФНР;
- Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ФНР;
- Планирование
индивидуальных и подгрупповых занятий на каждого ребёнка
с заключением ФНР, 5-го, 6-го, 7-го года жизни;
- Учебно-тематическое планирование;
- Перспективный план логопедической работы по преодолению ФНР у детей 5-го, 6-го, 7-го года жизни;
- Перспективный план работы с родителями.
В соответствии с поставленными целями, задачами, принципами программы логопедической помощи для детей с нарушениями речи дошкольного возраста применялись дидактические игры, которые проводились на каждом занятии.
За основу нами были взяты дидактические игры, разработанные О.Е. Громовой [1].
Игра 1: «Шагаем» по лесенке вверх
Цели игры: закрепить произношение звуков в начале слова, сформировать умение различать твёрдость и мягкость звуков на слух и в произношении.
Ход игры: каждому ребёнку предлагается найти «ступеньки» к лесенке, которая приведет его к твёрдому или мягкому звуку. Выигрывает тот, кто быстрее всех построит свою лесенку и «пройдет» по ней, произнеся все слова правильно, или же тот ребёнок, который построит самую длинную лесенку и сможет верно произнести все слова.
Игра 2: Закончи фразу
Цель игры: автоматизировать произношение звуков в начале, середине и конце слова при произнесении словосочетаний.
Ход игры: дети по очереди называют картинку и вспоминают словосочетание, которое ей соответствует. Можно выполнять это задание в паре: один ребёнок называет ключевое слово, другой договаривает нужное словосочетание. Выигрывает ребёнок, правильно произнесший больше всех словосочетаний.
Игра 3: Путешествие по дорожке
Цель игры: закрепить правильное произношение звуков в сериях слов различной слоговой структуры.
Ход игры:
взрослый выдает детям фишки, кубик и объясняет правила игры:
«Вы должны пройти по дорожке и собрать как можно больше карточек с картинками.
С помощью считалки определите того, кто начнет игру первым». Каждый игрок
бросает кубик и продвигает свою фишку ровно на столько клеточек вперед, сколько
очков выпало на верхней грани кубика. Оказавшаяся на одном с фишкой игровом
секторе карточка считается принадлежащей игроку при условии, если он правильно
назовет предмет, изображенный на ней (не перепутав его название и при том
правильно произнеся звуки). Если ребёнок называет предмет неправильно (путает
его название или ошибается в произношении звуков), то оставляет эту карточку, и
её может получить следующий игрок, чья фишка окажется на одном с ней игровом
секторе. Выигрывает тот, кто сумеет собрать больше всех карточек, пройдя весь
путь от начала до конца дорожки.
Изобразительный материал, приведённый в дидактических играх, можно использовать как на индивидуальных занятиях с ребёнком, так и на подгрупповых занятиях, причём предварительный отбор картинок и словарного материала к играм осуществляет взрослый.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.
Во-первых, учитель-логопед путём тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребёнка дошкольного возраста при помощи специальных подобранных методик.
Во-вторых, на основе
диагностики учитель-логопед совместно
с другими специалистами, составляет индивидуальный план развития с учётом
особенностей ребёнка. Определяется индивидуальный образовательный маршрут,
разрабатываются стратегии по устранению и предупреждению причин неуспеваемости
детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста [1].
В-третьих, специфика работы учителя-логопеда предполагает привлечение здоровых анализаторов для компенсации недостатков речевой деятельности детей дошкольного возраста.
В-четвертых, в центре внимания логопедической работы всё время остается наиболее пострадавший компонент речи.
В-пятых, в зависимости от этапов речевого развития учитель-логопед должен изменять свои целевые методические установки, используя при этом модульное планирование [1].
В-шестых, организация, методы и формы работы, привлекаемый материал должны подбираться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста с нарушениями речи [1].
В- седьмых, необходим комплексный подход к реализации программы коррекции речевого нарушения детей, так как большинство дошкольников нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость [1].
Добиться результатов в логопедической работе в первую очередь позволят:
- знание индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося;
- тщательный отбор наглядного и дидактического материала к занятиям;
- научно-обоснованная, компетентная подача учебного материала;
- использование разнообразных методов и форм логопедического воздействия;
- оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
- использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
Для реализации личностно
– ориентированного подхода в развитии ребёнка
с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, были
выбраны индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам,
которые подбираются для детей в соответствии
с речевым нарушением и возрастом. Организация коррекционной работы предполагает
проведение не менее двух индивидуальных занятий в неделю (по 20 – 30 мин).
Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на
возможности ребёнка.
На третьем этапе исследования (контрольный эксперимент) нами проведена повторная диагностика у детей дошкольного возраста с нарушения речи с целью определения эффективности программы логопедической помощи, направленной на устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Проведя повторную диагностику, мы получили результаты, которые помогли выявить положительную динамику речевых нарушений у детей дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента.
Полученные данные динамики коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста отражены на рис. 3.
Рис.3. Показатели динамики коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Показатели динамики по
различным видам речевых нарушений детей дошкольного возраста до и после
проведения эксперимента представлены
в таблице 1.
Таблица 1
Динамика
коррекции отдельных видов речевых нарушений у детей
(5,6,7-летнего возраста) в ходе эксперимента
Виды речевых нарушений
|
Констатирующий этап эксперимента (с 1.09.15г.) |
Контрольный этап эксперимента (по 15.02.16г.) |
Динамика |
ОНР ΙΙΙ уровня |
8% |
2% |
+ |
НПОЗ |
22% |
3% |
+ |
ФНР |
30% |
2% |
+ |
Результаты позволяют отметить, что прослеживается
положительная динамика: снижение показателей низкого уровня и соответственно
повышение среднего
и высокого уровней.
Таким образом, исходя из вышеописанного можно утверждать, что разработанная
и реализованная нами программа логопедической помощи для
детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования достаточно эффективна.
Однако некоторые данные контрольного эксперимента (низкий уровень разговорной
речи, недостаточный словарный запас детей и др.) дают возможность сделать вывод
о том, что необходимо создание пролонгированной систематической программы
образовательного учреждения с учетом возможностей инклюзивного подхода, а
именно, включения детей с нарушениями речевого развития
в систематические совместные занятия с детьми нормы, привлечение воспитателей,
родителей к этой работе, проведение консилиумов, семинаров, методических
занятий для всех специалистов с целью координации совместных усилий по обучению
и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Ссылки на источники:
1. http://logoped18.ru/logopedist/spetsifika-raboty-logopeda-v-usloviyakh-inklyuzivnogo-obrazovaniya.php
2. http://logoped.caduk.ru/p1aa1.html
3. www.tc-sfera.ru
4. https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=4088
Список литературы:
1. Акименко, В.М.
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями /
В.М. Акименко. – Ростов н / Д: Феникс, 2011. 77 с.
2. Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / Инклюзивное образование: проблемы, опыт перспективы: Материалы Всероссийск. научно-практич. конф., 1 февраля 2011 г. – Мурманск: МГГУ, 2012. С. 4-7.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. 208 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.