"Педагогические конфликты и способы их решения"
Оценка 4.8

"Педагогические конфликты и способы их решения"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
10.04.2018
"Педагогические конфликты и способы их решения"
Доклад Педагогические конфликты и способы их разрешения Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и педагоги перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.
doklad_na_temu_pedagogicheskie_konflikty.docx
Доклад Педагогические конфликты и способы их разрешения Конфликты  –   неотъемлемая   часть   современной   жизни.   Говоря   о конфликтах,   мы   чаще   всего   ассоциируем   их   с   агрессией,   спорами, враждебностью.   Однако   многие   конфликты   способствуют   принятию обоснованных   решений,   развитию   взаимоотношений,   помогают   выявить скрытые   проблемы.   В   любом   случае   конфликты   должны   разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и педагоги перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным   качествам   оппонента.   Это   ведет   к   взаимной   враждебности   и закреплению стереотипов конфликтного поведения.  Научить   детей   позитивному   решению   конфликтных   ситуаций   – важнейшая   функция   школьной   образовательной   среды.   Заниматься своевременной   диагностикой   и   профилактикой   конфликтов   в   школьных коллективах крайне необходимо. Во­первых,  профилактика   конфликтов,   несомненно,   будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность. Во­вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе   конфликтов,   может   быть   причиной   десятков   серьезных   заболеваний. Поэтому   своевременные   профилактические   меры   должны   положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей. В­третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения   противоречий   в   межличностном   взаимодействии,   которые случаются в жизни каждого человека. Конфликт–   это   столкновение   разнонаправленных   целей,   интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме. Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница между ними очень существенна. По мнению ряда исследователей,конфликтная ситуация предшествует собственно   конфликту,   ее   составляющими   являются   субъекты   и   объект конфликта   со   всеми   их   отношениями   и   характеристиками.Таким   образом, конфликтную   педагогическую   ситуацию   можно   принять   как   совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для   конфликта,   конкретное   обстоятельство,   которое   является   «пусковым механизмом», порождающим развитие событий. Инцидент далеко не всегда является   осознанным   фактом.   Он   нередко   выступает   как   повод   к конфронтации.   Именно   инцидент   способствует   переходу   конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие. Рассмотрим   причины   школьных   конфликтов.   При   всем   их разнообразии,   можно   прийти   к   определенным   представлениям   о   наиболее распространенных причинах.  По мнению специалистов, ими являются: ­ Недостаточное умение педагога прогнозировать поведение детей на учебном занятии.  Действительно,   учитель,   планируя   занятие,   даже   при   богатейшей интуиции   не   может   предсказать   возникающие   ситуации.   Неожиданные поступки   могут   не   только   прерывать   план   урока,   но   и   вообще   привести учебный   процесс   к   срыву.   Это   порождает   раздражение   и   желание   скорее решить проблему, чтобы вернуться к намеченному плану. При таком ходе событий   объективно   учитель   должен   быстро   реагировать,   располагая недостатком   информации   о   причинах   происходящего.   Это   не   может   не приводить к ошибкам, выбору неадекватного поведения и несоответствующих обстановке   педагогических   приемов;   учитель   оценивает,   как   правило,   не отдельный поступок ребенка, а его личность. Такие личные оценки влияют и на   самооценку   ребенка,   формируя   отношение   к   нему   со   стороны   других людей (учителей и сверстников). В   школе   мы   сталкиваемся   с   самыми   разнообразными   конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы: 1. Конфликты между учителем и учеником.  2.   Конфликты   между   учителем   и   группой   детей   (иногда   целым классом).  3. Конфликты между учителем и родителем (родителями).  4. Конфликты между детьми.  5. Конфликты в педагогическом коллективе.  6.   Внутрисемейные   конфликты   у   ученика,   последствия   которых проявляются в его школьной жизни.  При этом по содержанию все эти конфликты могут быть деловыми или личными. В конфликтологии педагогические конфликты принято делить по основе содержания ситуации их возникновения на конфликты деятельности, конфликты поведения и конфликты отношений. Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или при плохом его выполнении.   Это   может   происходить   по   различным   причинам:   утомление, трудность   в   усвоении   учебного   материала,   а   иногда   неудачное   замечание учителя   вместо   конкретной   помощи   ученику.   Подобные   конфликты   часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также,   когда   учитель   преподает   в   классе   непродолжительное   время   и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей и учителей начальных классов,   когда   общение   на   уроке   определяется   характером   сложившихся отношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из­за того, что учитель часто предъявляет завышенные   требования   к   учащимся,   а   отметки   использует   как   средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину.  Конфликт  поведения.   Педагогическая   ситуация   может   привести   к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать   поведение   учеников,   порой   оценивая   их   поступки   при недостаточной   информации   о   причинах,   их   вызвавших.   Иногда   он   лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми – в таких   случаях   возможны   ошибки   при   оценке   поведения.   Как   следствие   – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.  Конфликты   отношений  часто   возникают   в   результате   неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер.   Эти   конфликты   приобретают   личностную   окраску,   порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие. По   типу   поведения   в   конфликте  возможно   выделить   три принципиально различных подхода:  1) изменить ситуацию; 2) изменить отношение к ситуации;  3) измениться самому. Эти   три   типа   взаимодействий   осуществляются   в   рамках  стилей поведения   в   конфликте,   выделенных   американскими   учёными   У.Томас   и Они   различают   следующие   стратегии   поведения   педагога   в Х.Килмен. конфликтной ситуации: 1.     Уход   от   конфликта.  Эта   стратегия   может   быть   полезна,   когда проблема представляется учителю несущественной, не достойной внимания, и он  предпочитает  сберечь  время, силы  и  другие  ресурсы на  решение  более важных,   на   его   взгляд,   задач.   Существуют   различные   формы   ухода   от конфликта:  • молчание; • демонстративное удаление ученика из класса; • отказ от проведения урока (как вариация – «обиженный уход»); • затаенный гнев; • депрессия; 2.     Противоборство   («выиграть/проиграть»).Данная   стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей, и интересов другой стороны. Применение такой стратегии может дать положительные результаты при организации учителем различных конкурсов,  соревнований   или   в   случае   какой­либо   острой   ситуации,  когда учитель должен навести порядок ради всеобщего благополучия.  3.     Стратегия   уступок.  При   разрешении   конфликта   учителя   могут использовать в рамках данной стратегии следующие тактики: приспособление, компромисс,   привлечение   посредника (представителя администрации, родителя, другого учителя или ученика и др.).   достижение   «статус­кво»,  Данная стратегия обычно используется, когда учителя либо не уверены в   собственных   силах,   либо   безразличны   к   учащимся   и   результатам   своего труда (так называемый попустительский стиль руководства), либо в крайне острой ситуации стремятся снизить накал страстей. 4.     Сотрудничество.  Сотрудничество   –   удовлетворение   интересов обеих   сторон.   Для   этой   стратегии   характерны   стремление   к   сближению позиций, целей и интересов, нахождение наиболее приемлемого для учителя и   выработка   которого   укрепляет   и   улучшает учащихся   решения,   необходимы   интеллектуальные   и взаимоотношения   с   учениками, эмоциональные   усилия   сторон,   время   и   другие   ресурсы.   Для   реализации данной стратегии следует: • определить интересы и потребности всех участников; • предпринять возможные действия по их удовлетворению; • признать ценности других, равно как и свои собственные; • стремиться к объективности, отделяя проблему от личности; • искать творческие неординарные решения; • не щадить проблему, щадить людей. Основные  рекомендации  педагогам   по   управлению   конфликтами   с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:  Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.  Например:  «Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» — оценочное высказывание, представляет   угрозу   для   самооценки   ученика,   не   содержит   информации   о том,   что   именно   он   делает   не   так,   а,   следовательно,   не   знает,   что   нужно изменить.  Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться. Эффективным   средством,   позволяющим   справиться   со   своим   гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.  Правило 3. Не   усиливайте   напряжение   ситуации.  К   усилению   напряжения   могут привести следующие действия учителя:  — чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;  — резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;  — повторяющиеся упреки: «Если бы не ты…»;  —   решительное   установление   границ   разговора:   «Всё,   хватит.   Сейчас   же прекрати!»  — угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».  Правило 4. Обсудите   проступок   позже.   Например,  можно   обсудить   случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».  Правило 5. Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья   от   ученика   в   своем   поступке.   Даже   если   он   понимает   свою неправоту,   признаться   в  этом   публично   сложно   даже   взрослому   человеку. Задача   учителя   —   не   доказать   «Кто   здесь   главный!»,   а   найти   способ разрешить   возникшую   ситуацию.   Поэтому   уместным   будет   высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».  Правило 6. Демонстрируйте   модели   позитивного   поведения.   Спокойное, уравновешенное   поведение   и   доброжелательное   отношение   педагога   вне зависимости   от   ситуации   является   лучшим   средством   обучения   учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.  Изучив   приведенные   рекомендации,   можно   проследить   схожесть   их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз. • • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. Второй момент — анализ ситуации без превратности. Третьим   важным   пунктом   является   открытый   диалог   между • конфликтующими   сторонами,   умение   выслушать   собеседника,   спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление   общей   цели,   способов   решения   проблемы,   позволяющих   к   этой цели достичь. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать • ошибок общения и взаимодействия в будущем. Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе,   деструктивное   —   копит   обиды   и   раздражение.   Остановиться   и подумать   в   тот   момент,   когда   нахлынуло   раздражение   и   гнев   —   важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций. Именно поэтому  от педагогического такта учителя, умения вовремя разглядеть   проблему   (в  учёбе,   воспитании,  общении   и   т.д.),   найти   нужное слово, увидеть личность в каждом ученике, зависит психологический климат классного   коллектива   и   установление   контакта   с   детьми   и   родителями учащихся. Волшебным ключиком к разрешению любого, самого сложного и самого запутанного конфликта является утверждение: «Понимание ­ начало согласия». Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"

"Педагогические конфликты и способы их решения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018