Данный материал будет полезен тем педагогам, которые стремятся разнообразить свою педагогическую деятельность.Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность поднять интерес обучающихся к предмету, развить их творческую самостоятельность . В статье рассмотрены теоретические вопросы построения мастерских, принципы проблемного обучения, реализующиеся в мастерской.Педагогические мастерские
Педагогические мастерские.doc
Педагогические мастерские.
Краткое описание:
Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим
мышлением, широким кругозором, бескорыстная личность, которая умеет свободно
ориентироваться в нестандартных, экстремальных ситуациях. В настоящее время
недопустимы установка на некий усредненный тип личности, невнимание к
проблемам, заботам и потребностям конкретного человека, особенно когда речь идет
о подрастающем поколении. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет
государственное значение, поэтому неслучайно, сегодня уделяется особое внимание
различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание
условий для развития одаренности.
Для поддержки высокомотивированных и интеллектуально одаренных нужно
создать образовательную среду, в которой главная роль отводится обучающемуся,
что способствовало бы раскрытию его академических способностей, развитию
творчества, а также самореализации его творческих проектов.
В статье рассмотрены построения педагогических мастерских, принципы
проблемного обучения, реализующиеся в мастерской.
Что такое педагогические мастерские?
Под «мастерством» обычно понимается умение исполнять какоелибо дело
наилучшим образом. «Мастер» делает работу надежно, качественно, демонстрируя
высокий профессиональный уровень знаний и умений.
Сотрудничество с «Французской группой нового образования» (деловые
контакты педагогов России и Франции начались в 1989 году) активизировало
внедрение в нашу педагогическую действительность практики «педагогических
мастерских» все способны, нет неспособных ни учеников, ни учителей.
Педагогическая мастерская снимает боязнь ребенка дать неверный ответ, быть
непонятым. Мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными
формулами»: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл;
все способны; ребенок должен двигаться; дети любят работать руками.
Нужно ли отменить при этом традиционные формы работы? Нет, конечно. Ведь
теперь отчетливо видна необходимость существования других форм занятий рядом с
педагогическими мастерскими. Именно работа в педагогических мастерских создает
у учеников тот информационный запрос, без которого любой спецкурс не достигает
цели. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только
поднять интерес обучающихся к предмету, но и развивать их творческую
самостоятельность, и обучать работе с различными источниками знаний. Такие
формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Обучающиеся самостоятельно приобретают знания из разных источников,
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач, совершенствуют коммуникативные и исследовательские умения.
Совместная работа помогает развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
При всём разнообразии мастерских есть общий алгоритм процесса. 1. «Индуктор» начало, мотивирующие творческую деятельность ученика. Это
может быть стихотворение, песня, рисунок. Цель индуктора – затронуть внутренние
пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира,
пробудить желание включиться в учебный процесс. Сущность данного приема
заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:
Актуализация личного жизненного опыта каждого обучающегося.
Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для
включения в деятельность по его выполнению.
“Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его
выполнения.
Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и
эмоциональную привлекательность.
2. Самоконструкция индивидуальное создание гипотезы, решения, текста,
рисунка, проекта. Это этап индивидуальной работы по постановке вопросов,
формулировке целей урока, оценке ситуации, выдвижению обучающимися
индивидуальных гипотез, выполнению проектов, объяснению фактов и явлений,
решению задач.
На данном этапе обучающимися выполняются различные задания: или связанные
непосредственно с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты,
известные методы решения задач), или эвристические (на создание собственных
образовательных продуктов, на развитие известных положений, на подтверждение
высказанных соучениками идей и предложений), или связанные с организацией
самого учебного процесса (планирование целей, определение этапов работы). В
индивидуальной работе каждый обучающийся обладает большой степенью свободы.
Он может выбрать способ исследования, темп работы, учебные материалы. Он имеет
также возможность придумать стимул для продолжения деятельности, когда
возникает затруднение, сам оценивает полученный результат, принимает решение о
продолжении или завершении работы.
3. Социоконструкция – работа в парах, группах по выполнению заданий
мастера, создание результата группой. На этом этапе могут применяться те же
задания, как и для индивидуальной работы. Взаимодействие с другими обеспечивает
расширение источников, опыта, идей за счет увеличения числа участников,
размышляющих над проблемой. Здесь чрезвычайно важный момент — представление
обучающимися своих мыслей и идей группе. У каждого участника в группе
рождается ответственность за общее дело. Продуктом работы в паре или группе
является общий вариант решения, проект, конспект, рисунок, схема и т.п. Важно
специальное фиксирование обучающимися альтернативны, идей, положений, которые
не вошли в общий продукт. Ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска.
4. Социализация – общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в
паре, в группе; рассмотрение гипотез и точек зрения. Это обсуждение может быть
организовано на основе афиширования — представление работ обучающихся и
мастера (текстов, схем, рисунков) всему классу (устная их презентация или
вывешивание афиш в классе) и ознакомление с ними всех участников мастерской.
При этом обучающиеся ходят от афиши к афише, смотрят, размышляют, обсуждают.
Здесь может возникнуть ситуация неопределенности, которая обусловлена
полифонией представленных на афишах точек зрения, подходов. Возникает вопрос: а как должно быть на самом деле? В результате происходит осознание
неопределенности, возникает проблемная ситуация, переосмысление обучающимися
их образовательных продуктов, и определение личной познавательной позиции по
поводу изучаемого или проектируемого объекта .
5.
Разрыв – сопоставление обучающимися своих работ с работами
одноклассников из других групп, с научными текстами (культурноисторическими
образцами) и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих
знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности
и потребности в получении нового знания. Под культурноисторическими аналогами
принято понимать продукты, которые созданы специалистами в соответствующих
областях науки, культуры, искусства. Именно с ними обучающиеся сравнивают свои
разработки на этапе разрыва. Аналоги могут предъявляться различными способами:
вербально, на видео, в текстах. Это могут делать заранее подготовленные ребята,
учитель или приглашенные специалисты. Важно, чтобы источник новой информации
был достаточно авторитетным. Разрыв заставляет участников еще раз обдумать те
истины, которые составляли их мир, к которым они привыкли. Происходит
обновление представлений. Сначала проявляется дискомфорт, желание защитить
привычное, но затем наступает удовлетворение и «осознание открытия». Ситуация
разрыва создает предпосылки для принятия обучающимися решения о продолжении
своей деятельности:
6. Рефлексия – переживаемый в мыслях и (или) чувствах процесс осознания
субъектом своей деятельности. Рефлексия это:
отражение чувств, возникших у обучающихся в ходе мастерской, приводящее к
усовершенствованию дальнейшей работы;
анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской;
осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате
его преодоления.
В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа:
обсуждаются и фиксируются способы деятельности, которые применялись на
мастерской и которые освоили обучающиеся;
осознаются те образовательные продукты, которые созданы отдельными
участниками, в группах и всем классом;
обозначаются нерешенные проблемы,
определяется «область незнания»;
принимаются решения о дальнейшей поисковой деятельности: отбираются темы
проектов, предлагаются вопросы для изучения и обсуждения.
Благодаря рефлексии достигается значительный образовательный эффект:
вопервых, эффективность в овладении обучающимися необходимыми учебными
действиями обеспечивается только при включении направляемой рефлексии, за
счет которой выделяются этапы деятельности;
вовторых, рефлексия создает условия для внутренней мотивации на
деятельность, для «приближения» содержания обучения к ребенку; далее,
осуществляя рефлексию на уроке, обучающиеся усваивают соответствующие
мыслительные процедуры, что важно для последующей, взрослой жизни
выпускника школы. Педагогические мастерские предполагают отказ от методов принуждения и форм
подавления достоинства обучающихся позволяют заинтересовать детей и внеурочной
деятельностью по предмету. Такие уроки творчества привлекают внимание
обучающихся, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению
программного материала. У обучающихся формируется положительное отношение к
изучению предмета, они приобретают некоторый социальный опыт в общении
адекватно ситуации. Обучающиеся способны самостоятельно вести исследование:
наблюдать, размышлять, делать выводы и обобщения, осуществлять поиск
информации. У них появляется потребность в непрерывном самообразовании, в
саморазвитии, самоопределении, самореализации, самонаблюдении и самооценке
(развитие рефлексии).
Эффективность применения технологии педагогических мастерских можно
доказать. Наблюдается позитивная динамика в следующих показателях:
1. качество обученности обучающихся
2. количество и качество творческих работ
3. охват ребят внеурочной деятельностью
4. стабильно хорошие результаты
Принципы проблемного обучения, реализующиеся в мастерской:
Равенство всех участников, включая УЧИТЕЛЯ. Все способны к творчеству,
саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя
лично.
Ненасильственное привлечение к процессу деятельности. Особый предмет
разговора изобретение «индуктора», создание личностной мотивации.
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Введение самооценки,
самокоррекции, самовоспитания.
Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу
сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной
культуры, дает реальные понятия о диалогическом способе восхождения к
истине.
Важность самого познания процесса, в котором реализуются законы проблемного
обучения в некой иной, чем традиционная, методике, ибо чаще всего участники
мастерской идут методом проб и ошибок.
Работа мастерской основывается как на природном материале, так и на результатах
духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом
выступает не как средство общения, а как «родина и вместилище красоты и смысла»
(Б.Пастернак), данные нам в наследство духовной деятельностью наших предков.
Потому язык важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от
предмета.
Один из главных принципов работы в мастерской – принцип выбора материала, вида
деятельности, способа предъявления результатов и т.д. Без выбора нет свободы.
Педагогические мастерские
Педагогические мастерские
Педагогические мастерские
Педагогические мастерские
Педагогические мастерские
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.