Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте
Оценка 4.6

Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
физическая культура
4 кл
20.04.2019
Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте; особенности достижения положительного влияния на физическое воспитание детей; организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня младших школьников; изучаются условия для эффективной организации процесса формирования здорового образа жизни.
Статья здоровье.docx
Мрыхина Ирина Владимировна Учитель технологии массажа  Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Республики Крым  «Симферопольская специальная школа­интернат №1" Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте Здоровый образ жизни является неотъемлемой составной частью физического здоровья человека   и   зависит   от   его   сознательного   выбора.   Главными   аспектами,   которые   вредят здоровому образу жизни, можно назвать культурные предрассудки, некоторые социальные факторы   (недостаточная   материальная   обеспеченность   и   т.д.),   а   также   так   называемые «вредные   привычки»,   которые   имеют   одновременно   психологическую,   культурную   и социальную природу. Физическое воспитание призвано ослабить и нейтрализовать действие этих негативных факторов, которые ежегодно приводят к росту смертности и ухудшению общего состояния здоровья населения. Проблема формирования основ здорового образа жизни является особенно актуальной для   учащихся   младшего   школьного   возраста,   поскольку   в   этот   период   происходит становление собственной программы жизнедеятельности, а ребенок включается в сложную работу по формированию саморефлексии, самоконтроля и саморегуляции  [5, с. 12]. Охрана здоровья во всем мире стремится развивать, охранять и укреплять человеческое здоровье.   Этому   способствует   профилактический   характер   современной   медицины, распространенность квалифицированного бесплатного лечения, общедоступность медицины, широкая сеть лечебно­профилактических учреждений (санаториев, профилакториев и т.п.). Особое место в системе здравоохранения принадлежит физической культуре и спорту, а, следовательно, и физическому воспитанию.  Формирование у учащихся начальных  классов устойчивых навыков здорового образа жизни является определяющим фактором продления жизни, ее активизации и достижения состояния полного оптимального взаимодействия интеллектуального и физического развития, которое   предусматривает   развитие   двигательной   активности,   рациональное   питание, здоровый сон, соблюдение гигиенических правил, отказ от вредных привычек. Физическая культура и массовый спорт в течение всей жизни ­ это эффективная составляющая процесса полноценного развития организма ребенка, действенное средство профилактики заболеваний, подготовки   к   высокопроизводительному   труду,   организации   активного   досуга,   здорового образа   жизни,   предотвращения   антисоциального   поведения,   особенно   среди   младших школьников [2, с. 48]. Совершенствование   области   физической   культуры   требует   разработки   и   внедрения современных подходов, которые способствовали бы появлению у каждого ученика желания использовать необходимую по объему и содержанию двигательную активность в повседневной жизни.   Формирование   соответствующих   мотивов   и   интересов   должно   осуществляться   с учетом   индивидуальных   особенностей   и   потребностей   каждого   ребенка   и   имеющихся общественных   ценностей.   Первостепенное   значение   приобретает   воспитание   у   младших школьников   убеждения   в   необходимости   регулярного   использования   в   процессе жизнедеятельности различных форм физического воспитания и массового спорта. Содержание   и   объем   таких   занятий   должны   определиться   на   основании   научно­ обоснованных норм для отдельных возрастных групп школьников, имеющихся у них мотивов и   ценностей   с   учетом   характера   их   двигательной   активности   в   процессе   обучения   и   в повседневной жизни. Нормативной основой системы занятий физической культурой должен быть комплекс показателей недельной двигательной активности, уровня специальных знаний об   особенностях   двигательной   активности   учащихся   начальных   классов,   их   физического развития,   состояния   функциональных   систем   организма,   физической   и   умственной работоспособности, улучшения способностей, одаренности и таланта [4, с. 194]. Для   достижения   положительного   эффекта   от   занятий   физической   культурой необходимо, чтобы уроки строились и проводились на основании продумано составленного плана,   который   бы   учитывал   конкретные   особенности   группы   или   класса   (род,   возраст, данные медицинского осмотра, уровень физического развития ученика и др.). Подбор упражнений на уроке, их последовательность, количество повторений должны быть   такими,   чтобы   обеспечивались:   всестороннее   действие   на   организм,   постепенное увеличение нагрузки, достаточное количество пауз для восстановления физических кондиций. Школа   и   семья   призваны   привлекать   всех   учащихся   к   систематическим   занятиям физическими упражнениями, разъяснять им значения этих занятий, воспитывать потребность и   умение   сознательно   использовать   их   в   режиме   труда   и   отдыха.   Правильное, систематическое   чередование   обучения   с   занятиями   физической   культурой   способствует повышению   работоспособности   школьников,   укреплению   их   здоровья.   Важное   значение приобретает   организация   физкультурно­оздоровительных   мероприятий   в   режиме   дня младших школьников. Гимнастика   до   начала   занятий   в   школе   дисциплинирует   учеников,   готовит   их   к напряженной   учебной   деятельности,   помогает   включиться   в   общий   трудовой   ритм. Рекомендуют проводить ее не только в первую, но и вторую смену. Наиболее полезны занятия на свежем воздухе. Физкультурные   минутки   могут   быть   полные   и   сокращенные.   Последние   состоят   из одной­двух   упражнений,   например,   ритмичное   сжатие   пальцев,   встряхивание   пальцев, встряхивание кистей, которые проводятся во время письменных работ. Рекомендуют также имитационные,   Полные физкультминутки включают 3­5 общеразвивающих упражнений, охватывающих все основные группы мышц. Дозировка каждого упражнения 4­6 повторений.   стихотворные   физкультурные   минутки.   тематические, Физкультурные   паузы   полезны   при   выполнении   домашних   заданий   в   группах продленного   дня.   От   физкультурных   минуток   они   отличаются   содержанием   и продолжительностью. Физкультурные паузы следует проводить систематически, через каждые 45­60 мин, продолжительность 10­15 мин. Кроме общеразвивающих упражнений, в них входят бег, прыжки, подвижные игры [1, с.190]. Активным отдыхом являются физические упражнения и подвижные игры на большой перемене. Перерывы должны проводиться на свежем воздухе, в том числе зимой. При этом детям следует постоянно двигаться, а упражнения выполнять более интенсивно. Желательно, чтобы все физкультурно­оздоровительные мероприятия в больших перерывах осуществлялись в   игровой,   а   если   уровень   подготовленности   учащихся   примерно   одинаков,   то   и   в соревновательной форме. Так,   принцип   всестороннего   и   гармоничного   развития   организма   предусматривает обеспечение   планомерного   и   целенаправленного   развития   всех   его   органов   и   систем   и физических качеств человека. Правильно организованный процесс физического воспитания во многом способствует полноценному психическому развитию ребенка и совершенствованию его двигательных функций. Уроки физической культуры должны активно содействовать успешному осуществлению внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию, формированию у учащихся интереса   и   привычки   к   занятиям   физическими   упражнениями   в   повседневной   жизни. Необходимо   повышать   влияние   уроков   физкультуры   на   совершенствование   других   форм физического воспитания.  Организация   процесса   формирования   здорового   образа   жизни   будет   результативной, если   выполняются   следующие   условия:   формирование   знаний   и   представлений   младшего школьника   о   здоровье   человека,   о   его   полезных   и   вредных   привычках,   о   собственном здоровье;   условия   для   организованной   двигательной   активности,   обеспечивается культивирования привычек и навыков здорового образа жизни; формирование ценностного отношения к своему здоровью.  Библиографический список 1 Борисенко А., Цвек С. Двигательный режим учащихся начальных классов: Учебно­ методическое пособие. ­ М.: Просвещение, 1989. ­ с.190. 2 Новосельский В.Ф. Физическая культура и здоровье школьников. ­ М.: Знание, 1984. ­ с. 48­53. 3 Полулях   А.   Формирование   здорового   образа   жизни   школьников   средствами физического   воспитания   в   условиях   многоуровневого   образования   //   Физическое воспитание в школе. ­ 2002. ­ №4. ­ С. 35 ­ 38. 4 Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания школьников // Учебная книга. Часть 2 ­ 2008.­ с. 194­197. 5 Черный В.П. Формирование у младших школьников здорового образа жизни (вторая половина ХХ ­ начало XXI века): Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед.   наук:   спец.   13.00.01   «Общая   педагогика,   история   педагогики».   ­   Кировоград, 2014. ­ 20 с.

Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Педагогические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2019