В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание, запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира.
Педагогические основы проектирования технологий обучения
В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и
умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности
обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу
умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления,
осмысливание, запоминание и другие психические процессы. В результате
мыслительного функционирования все это анализируется, синтезируется
путем гармоничного действия высшей нервной деятельности человека. На
основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая
содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения
между предметами и явлениями объективного мира.
Условием построения теории обучения в высшей школе является
взаимосвязь трех формирующих начал:
1) накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики
учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;
2) установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный
процесс;
3) формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,
составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.
Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную
основу, достаточную научную определенность и объективность.
Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие
это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому
широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.
Весьма существенным является также и то обстоятельство, что
обучение происходит направленным, организованным путем. А это значит, что
сам процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на
основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на
физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория
обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и
психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной
психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой
мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому
занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую
аудиторию, управлять ее познавательной деятельностью.
Педагогический смысл связи теории обучения в высшей школе с
закономерностями психофизиологии и психологии заключается главным
образом в обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и
творчески действующей личности специалиста высшей квалификации. Это
обоснование требует предварительного рассмотрения некоторых общих
связанных между собой понятий учения о высшей нервной деятельности и
психологии. К таким понятиям, прежде всего, относятся сознание, мышление,
разум и психика.Сознание в психофизиологии рассматривается как свойство человека
отражать действительность в ощущениях, восприятиях, представлениях,
представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам оценивать и
устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей средой и
совершенствовать его в процессе многообразной деятельности. Сознание
человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, оно
позволяет нам воображать, изобретать, обобщать явления и события, строить
догадки и предположения и т.д. Сознание человека отражает субъективный
образ объективного мира в определенном творческом представлении.
Мышление это свойство мозга человека, особым образом
организованной материи, отражать объективную действительность в
понятиях, суждениях, образах обобщенных представлений. Мышление и его
развитие имеют неразрывную связь с трудовой деятельностью и языком
людей. Для мышления свойственны такие процессы, как анализ и синтез,
гипотетический поиск, абстракция, формулирование понятий и законов,
доказательств, умозаключений, моделирование и т. д. К мышлению активно
примыкает понятие “разум” активный процесс мышления, характеризующий
глубокое понимание явлений окружающего мира, путей и форм их развития.
Психика – специфическая функция мозга человека, обеспечивающая
его многообразное приспособление к изменяющимся условиям окружающей
действительности.
Психические функции включают оперирование
ощущениями, восприятием, представлениями, чувствами и мыслительной
деятельностью. Психика, так же как сознание, выражает субъективный образ
объективного мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так
как психика рассматривает не только сознательное, но чувственное и
подсознательное.
В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами
психологии являются:
психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;
организация и управление процессами мыслительной и трудовой
деятельности;
психологическое обоснование путей совершенствование методов
преподавания;
обоснование особенностей возрастного развития студентов;
оценка психических свойств студента;
выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и
склонностей студентов;
оценка душевного и морального состояния студентов.
Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей
школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей
психологии студенческого возраста (в среднем 1723 года). Это возрастрасцвета физического и умственного развития человека. Но расцвет еще не
зрелость.
С приближением зрелости происходит непрерывное нарастание
работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В то
же время моменты повышения динамики одной функции сменяются
моментами понижения других функций. В этом возрасте наблюдается
развитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения. Повышается
уровень наблюдательности и общая культура наблюдения. Совершение
действий, поступков преобладает над их обоснованием. В этом возрасте
характерны проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению
себя в сложных жизненных ситуациях без достаточно глубокой оценки
вероятных последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдается
безразличное отношение к опыту других людей, советы, замечания, указания
старших воспринимаются как необоснованное вторжение в личную жизнь.
Характерно стремление к независимости, самостоятельности, увлечение
новым (не всегда прогрессивным). Наряду с самоуверенностью возникает
неуверенность в своих возможностях, что часто проявляется в развязности,
небрежности, негативизме и даже в агрессивности. В этом возрасте весьма
заметны мотивы товарищества и дружеской солидарности.
Наряду с любознательностью, стремлением к новому, проявлением
интереса к определенной деятельности и области знаний имеет место
отрицание и скептицизм как следствие поверхностных взглядов.
Категоричность мнений в этом возрасте легко может измениться, особенно
под влиянием “авторитетных” друзей.
Возраст 1723 года наиболее плодотворный для формирования знаний,
научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней
мыслительной культуры.
Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес
представляет оценка свойств личности по темпераменту.
Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:
холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);
сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены,
общительны);
меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям
и состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);
флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,
неторопливы, настойчивы, необидчивы).
В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические
студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,
исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей,
романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.
Существенным является использование психологических обоснований
для управления познавательной деятельностью студентов, путем организацииинтересов, мотивов, установок, активной мыслительной деятельности и
применения методов рефлексивного воздействия.
Мотиву, установка, интересы.
Большое значение для учебного
процесса имеет интерес к познанию, возникающий на основе осознанной
мотивировки.
Интерес и мотивировка неразрывно связаны с
физиологическими процессами высшей нервной деятельности. С позиций
нейрофизиологии создание интереса и мотивировки характеризуется
возникновением в коре больших полушарий очага сильного раздражения. То,
что вступает во взаимодействие с ним, включается во временные связи и
соответствующим образом закрепляется.
Мотивация познавательной деятельности характеризует собой
отношение человека к тому или иному проявлению действительности и
связана с возникновением потребности к познанию. Интерес есть выражение
направленности сознания человека в силу наличия у него взаимосвязанных
систем отражения действительности. Если такая связь существует, процесс
познания совершается активно, если она нарушается, то интерес к учению
ослабевает, а затем может исчезнуть совсем.
Интерес и мотивы являются для учебного процесса основой, на которой
возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт
студентов. Мотивация, интерес, потребность познания – все это необходимые
условия учебной деятельности. Учебная информация более активно
воспринимается тогда, когда у студентов возникает потребность в ее
восприятии. Одно и тоже содержание изучаемого предмета одинаковой
степени сложности, в одном и том же объеме может усваиваться поразному,
в зависимости от способа его подачи, мотивов восприятия и интереса
студентов.
Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он
связан с решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют
мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы
стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность. Значительный
интерес представляет мотивация для организации процесса обучения и
направления мыслительной деятельности студентов.
Существенный интерес представляет выяснение того, какие мотивы
направляют познавательную деятельность студентов, что они имеют в своей
основе. Значительный интерес при этом представляет выяснение конкретных
причин, вызывающих проявление интереса, мотивов и потребности изучения.
Современная нейрофизиология и психология считают весьма
существенным, что человек всегда действует по установке, возникающей в
результате внешнего воздействия, которая и настраивает его на получение
ожидаемого результата. Установка в обучении является условием
организации и направления мыслительной деятельности и исходит из целей и
задач обучения. Когда существует четкая установка, опирающаяся на цели имотивы обучения,
то мыслительная деятельность оказывается
сосредоточенной, а энергия этой деятельности – сконцентрированной, стало
быть, и результат обучения в этом случае оказывается более эффективным.
Восприятие и понимание. Значительное место психология уделяет
такому важному для обучения психологическому качеству, каким является
восприятие. Психология рассматривает восприятие как процесс отражения в
сознании человека предметов и явлений.
Весьма существенным для процесса обучения является и то
обстоятельство, что в состав восприятия входит речевая деятельность,
определяющая содержание восприятия. Физиология высшей нервной
деятельности рассматривает восприятие как аналитикою синтетическую
деятельность коры головного мозга, характерную тем, что она вызывается
совокупным воздействием свойств предметов и явлений на органы чувств
человека. Поэтому восприятие представляет собой не просто ряд ощущений,
а целостный образ предмета как модель той или иной совокупности признаков
объекта восприятия
Психологически каждое восприятие рассматривается как синтез
входящих в него ощущений и представлений со своей определенной
структурой и выделением роли и места каждого компонента в этом целом.
Процессы восприятия находятся в тесной связи с представлениями,
которые психология рассматривает как воспроизведенные образы восприятия.
В отличие от восприятия представления возникают на основе памяти, без
непосредственного участия органов чувств.
В учебном процессе
представления обычно возникают под влиянием направленной мыслительной
деятельности, речи и условного языка науки.
Внимание. Психология указывает пути раскрытия важнейшего для
обучения свойства мышления – внимания. Внимание является начальной
ступенью понимания. При возникновении внимания происходит разделение
реального и воображаемого, возникает предложения, догадки. Организация
внимания и наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения. Если
преподавателю удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то
это значит, что он добился половины успеха.
Память. Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с
рациональным использованием психофизиологической теории памяти.
Психология рассматривает память как устройство умственной деятельности
сохранять и воспроизводить то, что было в сознании. Память, запоминание и
забывание находятся в функциональной связи с прошлым содержанием,
опытом, впечатлениями и активной мыслительной деятельности человека.