Педагогические основы проектирования технологий обучения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание, запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира.
Иконка файла материала Педагогические основы проектирования технологий обучения.doc
Педагогические основы проектирования технологий обучения В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения,   происходит   всестороннее   интеллектуальное   развитие     личности обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу ­ умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,   запоминание   и   другие   психические   процессы.   В   результате мыслительного   функционирования   все   это   анализируется,   синтезируется путем   гармоничного   действия   высшей   нервной   деятельности   человека.   На основе   этой   деятельности   создается   система   обучения,   объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи  и отношения между предметами и явлениями объективного мира.  Условием   построения   теории   обучения   в   высшей   школе   является взаимосвязь трех формирующих начал: 1) накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики учебного процесса, его типизации, классификации и группировки; 2) установление эмпирических  связей  и  элементов,  составляющих  учебный процесс; 3) формирование   теоретических,   обобщенных,   объективных   отношений, составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития. Взаимосвязь   этих   начал   обеспечивает   теории   обучения   содержательную основу, достаточную научную определенность и объективность. Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие­ это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому широкому  понятию образования, и к любому конкретному факту обучения. Весьма   существенным   является   также   и   то   обстоятельство,   что обучение происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на физиологию   высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория обучения   должна   находиться   в   самой   тесной   связи   с  психофизиологией   и психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому занятию   и,   что   особенно   важно,   умению   моделировать   студенческую аудиторию, управлять ее познавательной деятельностью. Педагогический   смысл   связи   теории   обучения   в   высшей   школе   с закономерностями   психофизиологии   и   психологии   заключается   главным образом в обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и творчески   действующей   личности   специалиста   высшей   квалификации.   Это обоснование   требует   предварительного   рассмотрения   некоторых   общих связанных между собой понятий учения о высшей нервной деятельности и психологии. К таким понятиям, прежде всего, относятся сознание, мышление, разум и психика.Сознание  в психофизиологии рассматривается как свойство человека отражать   действительность   в   ощущениях,   восприятиях,   представлениях, представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам оценивать и устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей средой и совершенствовать   его   в   процессе   многообразной   деятельности.   Сознание человека   в   значительной   мере   индивидуально   и   самостоятельно,   оно позволяет нам воображать, изобретать, обобщать явления и события, строить догадки и предположения и т.д. Сознание человека отражает субъективный образ объективного мира в определенном творческом представлении. Мышление  ­   это   свойство   мозга   человека,   особым   образом организованной   материи,   отражать   объективную   действительность   в понятиях, суждениях, образах обобщенных представлений. Мышление и его развитие   имеют   неразрывную   связь   с   трудовой   деятельностью   и   языком людей.   Для   мышления   свойственны   такие   процессы,   как   анализ   и   синтез, гипотетический   поиск,   абстракция,   формулирование   понятий   и   законов, доказательств, умозаключений, моделирование и т. д. К мышлению активно примыкает понятие “разум” ­ активный процесс мышления, характеризующий глубокое понимание явлений окружающего мира, путей и форм их развития. Психика  –  специфическая  функция  мозга  человека,  обеспечивающая его многообразное приспособление к изменяющимся условиям окружающей действительности.   Психические   функции   включают   оперирование ощущениями,   восприятием,   представлениями,   чувствами   и   мыслительной деятельностью. Психика, так же как сознание, выражает субъективный образ объективного мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так как   психика   рассматривает   не   только   сознательное,   но   чувственное   и подсознательное. В   высшей   школе   наиболее   существенными   прикладными   задачами психологии являются: ­ психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков; ­ организация   и   управление   процессами   мыслительной   и   трудовой деятельности; ­ психологическое   обоснование   путей   совершенствование   методов преподавания; ­ обоснование особенностей возрастного развития студентов; ­ оценка психических свойств студента; ­ выявление   и   развитие   индивидуальных   творческих   особенностей   и склонностей студентов; ­ оценка душевного и морального состояния студентов. Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей школе   теснейшим   образом   связано   с   рассмотрением  особенностей психологии  студенческого   возраста  (в   среднем   17­23   года).   Это   возрастрасцвета физического и умственного развития человека. Но расцвет ­ еще не зрелость. С   приближением   зрелости   происходит   непрерывное   нарастание работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В  то же   время   моменты   повышения   динамики   одной   функции   сменяются моментами   понижения   других   функций.   В   этом   возрасте   наблюдается развитие   вербального   интеллекта,   динамичность   возбуждения.   Повышается уровень   наблюдательности   и   общая   культура   наблюдения.   Совершение действий,   поступков   преобладает   над   их   обоснованием.   В   этом   возрасте характерны проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя   в   сложных   жизненных   ситуациях   без   достаточно   глубокой   оценки вероятных последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдается безразличное отношение к опыту других людей, советы, замечания, указания старших   воспринимаются   как   необоснованное   вторжение   в   личную   жизнь. Характерно   стремление   к   независимости,   самостоятельности,   увлечение новым   (не   всегда   прогрессивным).   Наряду   с   самоуверенностью   возникает неуверенность в своих возможностях, что часто проявляется в развязности, небрежности, негативизме и даже в агрессивности. В этом возрасте весьма заметны мотивы товарищества и дружеской солидарности. Наряду   с   любознательностью,   стремлением   к   новому,   проявлением интереса   к   определенной   деятельности   и   области   знаний   имеет   место отрицание   и   скептицизм   как   следствие   поверхностных   взглядов. Категоричность мнений в этом возрасте легко может измениться, особенно под влиянием “авторитетных” друзей. Возраст 17­23 года наиболее плодотворный для формирования знаний, научного   и   профессионального   развития,   совершенствования   всесторонней мыслительной культуры. Наряду   с   возрастными   особенностями   необходимый   интерес представляет оценка  свойств личности по темпераменту. Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются: ­ холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны); ­ сангвиники   (легковозбудимы,   настойчивы,   активны,   уравновешены, общительны); ­ меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе); ­ флегматики   (с   наиболее   сильным,   уравновешенным   типом   характера, неторопливы, настойчивы, необидчивы). В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические студенческие   типы:   эмпирики,   аналитики,   рационализаторы,   логики, исполнители,   организаторы,   систематики,   эрудиты,   генераторы   идей, романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей. Существенным   является   использование   психологических   обоснований для управления познавательной деятельностью студентов, путем организацииинтересов,   мотивов,   установок,   активной   мыслительной   деятельности   и применения методов рефлексивного воздействия. Мотиву,   установка,   интересы.  Большое   значение   для   учебного процесса   имеет   интерес   к   познанию,   возникающий   на   основе   осознанной мотивировки.   Интерес   и   мотивировка   неразрывно   связаны   с физиологическими   процессами   высшей   нервной   деятельности.   С   позиций нейрофизиологии   создание   интереса   и   мотивировки   характеризуется возникновением в коре больших полушарий очага сильного раздражения. То, что   вступает   во   взаимодействие   с   ним,   включается   во   временные   связи   и соответствующим образом закрепляется. Мотивация   познавательной   деятельности   характеризует   собой отношение   человека   к   тому   или   иному   проявлению   действительности   и связана с возникновением потребности к познанию. Интерес есть выражение направленности сознания человека в силу наличия у него взаимосвязанных систем отражения действительности. Если такая связь существует, процесс познания совершается активно, если она нарушается, то интерес к учению ослабевает, а затем может исчезнуть совсем. Интерес и мотивы являются для учебного процесса основой, на которой возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт студентов. Мотивация, интерес, потребность познания – все это необходимые условия   учебной   деятельности.   Учебная   информация   более   активно воспринимается   тогда,   когда   у   студентов   возникает   потребность   в   ее восприятии.   Одно     и   тоже   содержание   изучаемого   предмета   одинаковой степени сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по­разному, в   зависимости   от   способа   его   подачи,   мотивов   восприятия   и   интереса студентов. Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан   с   решением   задач   проблемных   ситуаций,   а   проблемы   имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность. Значительный интерес   представляет   мотивация   для   организации   процесса   обучения   и направления мыслительной деятельности студентов. Существенный   интерес   представляет   выяснение   того,   какие   мотивы направляют познавательную деятельность студентов, что они имеют в своей основе. Значительный интерес при этом представляет выяснение конкретных причин, вызывающих проявление интереса, мотивов и потребности изучения. Современная   нейрофизиология   и   психология   считают   весьма существенным, что человек всегда действует  по установке,  возникающей в результате внешнего воздействия, которая и настраивает  его на получение ожидаемого   результата.   Установка   в   обучении   является   условием организации и направления мыслительной деятельности и исходит из целей и задач обучения. Когда существует четкая установка, опирающаяся на цели имотивы   обучения,   то   мыслительная   деятельность   оказывается сосредоточенной, а энергия этой деятельности – сконцентрированной, стало быть, и результат обучения в этом случае оказывается более эффективным. Восприятие   и   понимание.  Значительное   место   психология   уделяет такому важному для обучения психологическому качеству, каким является восприятие. Психология рассматривает восприятие как процесс отражения в сознании человека предметов и явлений. Весьма   существенным   для   процесса   обучения   является   и   то обстоятельство,   что   в   состав   восприятия   входит   речевая   деятельность, определяющая   содержание   восприятия.   Физиология   высшей   нервной деятельности   рассматривает   восприятие   как   аналитикою   ­   синтетическую деятельность   коры  головного   мозга,  характерную   тем,  что   она   вызывается совокупным   воздействием   свойств   предметов   и   явлений   на   органы   чувств человека. Поэтому восприятие представляет собой не просто ряд ощущений, а целостный образ предмета как модель той или иной совокупности признаков объекта восприятия  Психологически   каждое   восприятие   рассматривается   как   синтез входящих   в   него   ощущений   и   представлений   со   своей   определенной структурой и выделением роли и места каждого компонента в этом целом.  Процессы   восприятия   находятся   в   тесной   связи   с   представлениями, которые психология рассматривает как воспроизведенные образы восприятия. В   отличие   от   восприятия   представления   возникают   на   основе   памяти,   без непосредственного   участия   органов   чувств.   В   учебном   процессе представления обычно возникают под влиянием направленной мыслительной деятельности, речи и условного языка науки. Внимание.  Психология   указывает   пути   раскрытия   важнейшего   для обучения   свойства   мышления   –   внимания.   Внимание   является   начальной ступенью  понимания.  При   возникновении   внимания   происходит   разделение реального и воображаемого, возникает предложения, догадки. Организация внимания и наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения. Если преподавателю удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что он добился половины успеха. Память. Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с рациональным   использованием   психофизиологической   теории   памяти. Психология рассматривает память как устройство умственной деятельности сохранять и воспроизводить то, что было в сознании. Память, запоминание и забывание   находятся   в   функциональной   связи   с   прошлым   содержанием, опытом, впечатлениями и активной мыслительной деятельности человека.