Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов постоянно требует обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
• интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
• составные элементы, компоненты;
• структура (связи и отношение между частями и элементами);
• функциональные характеристики;
• коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
• историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие – «технология» и новый – «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов постоянно требует обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
• интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
• составные элементы, компоненты;
• структура (связи и отношение между частями и элементами);
• функциональные характеристики;
• коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
• историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие – «технология» и новый – «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.
Педагогические технологии.docx
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Макаренко И.Ю. – учитель ИЗО
Лаврентьев В.В. – учитель физики, астрономии и ОБЖ
г. Екатеринбург 2017 год
1
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С.П. Капица
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических
инноваций, авторских школ и педагоговноваторов постоянно требует обобщения и
систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью
ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно
взятых ее элементов);
составные элементы, компоненты;
структура (связи и отношение между частями и элементами);
функциональные характеристики;
коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и
результаты.
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать
новое для педагогики понятие – «технология» и новый – «технологический» подход
к анализу и проектированию педагогических процессов.
1. Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют
разночтения.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в какомлибо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психологопедагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов
обучения,
воспитательных средств; она есть организационнометодический
инструментарий педагогического процесса ((Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного
процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых
результатов обучения (И.П. Волков). Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки,
изменения состояния (В.М. Шепель).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы
(М. Чощанов).
2
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических
ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм
образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств,
используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) Научным: педагогические технологии – часть педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и
проектирующая педагогические процессы;
2) процессуальноописательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность
целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых
результатов обучения;
3) процессуальнодейственным:
процесса,
(педагогического)
инструментальных и методологических педагогических средств.
осуществление
технологического
функционирование всех личностных,
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки,
исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы
способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве
реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется
на трех иерархически соподчиненных уровнях:
общевоспитательная)
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая
(общедидактическая,
технология характеризует
целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на
определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична
педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания,
средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов
процесса.
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая
технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как
совокупность методов и средств для реализации определенного содержания
обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика
работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой
технологию отдельных частей учебновоспитательного процесса, решение
частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов
3
деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных
качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и
контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)
Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и
др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют
целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
Технологическая схема – условное изображение технологии процесса,
разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение
логических связей между ними.
Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной
последовательности действий (часто в графической форме) с указанием
применяемых средств.
Технологические нюансы. В литературе и практике работы школ термин
педагогическая технология часто применяется как синоним понятия
педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем
технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов
деятельности.
Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней
почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между
ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более
представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в
методиках – целевая,
качественная и вариативно
ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей
воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»
(если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители …).
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят
в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав
методик обучения.
содержательная,
2. Основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что
технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и обучающегося, ее структурой, средствами, методами и формами.
Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
цели обучения – общие и конкретные;
содержание учебного материала;
в) процессуальная часть – технологический процесс:
4
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности школьников;
методы и формы работы учителя;
деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса.
Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна
удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям
(критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть
присуща опора на определенную научную концепцию, включающую
философское, психологическое, дидактическое и социальнопедагогическое
обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми
признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей,
целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в
конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и
оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта
обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения ( повторения,
воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных
образовательных учреждениях, другими субъектами.
Источники и составные части новых педагогических технологий. Любая
современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений
педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого
опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и
демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами
педагогический
являются:
педагогическая,
психологическая,
Социальные
преобразования и
новое педагогическое
Передовой
Наука –
мышление
общественные науки
опыт 5
Опыт прошлого,
отечественный и
зарубежный
Народная педагогика
(этнопедагогика)
3. Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов
учебновоспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель приносит в
педагогический процесс, чтото свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что
каждая конкретная технология является авторской.
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой
ориентации, характеру взаимодействия учителя и обучающегося, организации
обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
По
уровню применения
выделяются общепедагогические,
частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические,
диалектические и метафизические,
научные и религиозные,
гуманистические и антигуманные, свободного воспитания и принуждения
и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные,
психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что
личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и
психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или
делать ставку на какойлибо из них, считать его основным.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно
рефлекторные, бихевиористские, развивающие. По
ориентации на личностные структуры: информационные
эмоционально
технологии,
нравственные, технологии саморазвития, эвристические и прикладные.
эмоциональнохудожественные
и
По характеру содержания и структуры называются технологии:
обучающиеся и
и
профессиональноориентированные , гуманитарные и технократические,
частнопредметные, комплексные и проникающие технологии.
общеобразовательные
воспитывающие,
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.