Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Оценка 4.7

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
14.05.2018
Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
В данной работе представлен материал по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У которых затруднённая и слабая концентрация внимания, нарушения зрительные, слуховые, двигательные, речевые и т.д. На протяжении нескольких лет мною были разработаны педагогические технологии по работе с детьми ОВЗ. Это здоровьесберегающие технологии(дыхательные, речевые упражнения, игровые песенки), арт-педагогика, использование вербальных и невербальных средств общения, развитие мелкой моторики.
Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.docx
технологии  в   работе   с   детьми   с   особыми Педагогические   образовательными потребностями. Педагог дополнительного образования: Суворова В.Е. Введение Современная   концепция   повышения     качества   образования   требует поиска оптимальных путей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель  современного образования  – помочь каждому ученику (и с ограниченными   возможностями   здоровья,   и   среднему,   и   талантливому)   в достижение успеха, не допустить его исключения из жизни общества. Инклюзивное   образование   становится   неотъемлемой   частью современного образования.  Дополнительное образование предоставляет возможности не только для получения   новых   знаний,   умений   и   навыков   ребенку   с   ограниченными возможностями   здоровья,   но   и   его   личностного   роста,   повышению адаптационного   потенциала, психологической адаптации.   способствует   эффективной   социально­ Здоровьесберегающие  технологии. К здоровьесберегающим технологиям относятся музыкотерапия, игротерапия и дыхательная гимнастика.  Благодаря   использованию   здоровьесберегающих   технологий   у   детей происходит:   улучшение   памяти,   внимания,   мышления,   улучшение   общего эмоционального   состояния,   повышается   работоспособность,   уверенность   в себе, стимулируется речевая функция. Музыкатерапия   ­   это   способ   изменить   душевное   и   физическое   состояние человека. Исполнение песен повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Применение   дыхательных   упражнений   необходимо   для   кровоснабжения голосового аппарата.  Данный   упражнения,   стимулируют   увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок. Упражнение ­ зарядка для мышц рта (5минут):   кровообращение   в   лицевой   части, 1. Помяли наши губки. 2. Покусайте кончик языка.  3. Поискали зубки во рту язычком. 4. Улыбнулись с закрытым ртом и свернули губы в трубочку. 5. Губы трубочкой рисуют круг, (как коровки жуют травку). 6. Поцокайте.  Для   того   чтобы   укрепить   лёгкие   и   научится   правильно   брать   дыхание   и достичь хорошего звукоизвлечения, мы делаем дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения: 1. Встаём   рядом   со   стульчиками,   руку   необходимо   положить   на диафрагму и с силой вытолкнуть воздух. Всё тоже самое мы проделываем на гласную букву а. (проверяем правильность выполнения) 2. Распевание   для   голоса   –   это   лекарство,   очень   хорошо   разогревает голосовой   аппарат.   Предотвращает   появлению   узлов   на   связках. Чтобы развить слуховые навыки у детей, есть игра «Угадай, чей голосок»: Дети   встают   в   круг,   ведущий   в   середине   круга,   а   водящий   стоит, отвернувшись   к   стене   и   не   подсматривает.   Под   текст,   все   выполняют движения   и   когда   произносят   слова   (а   как   скажем)   в   это   время   ведущий показывает на ребёнка и тот произносит: скок­скок­скок. Далее все вместе в конце   игры   говорят   слова:   угадай,   чей   голосок.   И   водящий   должен повернуться и назвать имя кто сказал: скок­скок­скок. Или если он не знает имя ребёнка, то тогда подойти и показать рукой. А педагог должен повторить имя, чтобы дети запомнили друг друга. 1.Угадай, чей голосок. Текст: Вот построились мы в круг, (встаём в круг) Обернулись разом вдруг, (повернулись вокруг себя)   А   как   скажем  скок­скок­скок   (эти   слова   говорит   ребенок,   на   которого покажет водящий) Все: Угадай, чей голосок. Эту игру можно усложнить, говорить тонким голоском или наоборот. Также можно шопотом. 2.Приём   «Эхо»  я   кричу   ­   вы   повторяете   по   одному.   Разучиваем   сначала припев потом первый куплет и т.д. Сначала повторяем по одному, потом все вместе. Это очень эффективный способ быстро выучить песню. Для развития у детей ассоциативных навыков возможно использовать игры: 3.Летал, летал воробей. Текст: Летал, летал воробей, Летал, летал молодой. По за сине море,  по за сине море.(2 раза) Видал, видал воробей, Видал, видал молодой. Как (лисята, зайчата, лосята и т.д.) ходят. (2 раза) А лисята ходят этак, А лисята ходят этак, Этак и вот этак, этак и вот этак. В   этой   игре   можно   изображать   кого   угодно.   Выбрать   ребенка,   чтобы   он показывал, а остальные повторяли или чтобы все по­разному изобразили. Музыкальная разминка  игра: 1.У меня есть одна тётя. 2.Шёл козёл по лесу. Правила игры «У меня есть одна тётя» (5 минут): Дети встают в линию руки ставят на пояс, под музыку начинают движения (можно придумать любые движения) и поют песню со словами:  у меня есть одна тётя, это тётя весельчак, и когда она танцует,  она делает вот так. Ах, ручки мои, мои ручки хороши,  вы танцуйте мои ручки,  вместе спляшем от души.  (Двигаем руками под музыку.) Дальше по тексту будут ножки, плечи, боки и прыжки.   Использование   приемов   арт­педагогики   в   работе   с   детьми   с ограниченными возможностями здоровья У   детей   с   ОВЗ   довольно   остро   стоит   проблема,   связанная   с     неумением выразить свои эмоции, т.к. зачастую, они находятся в вынужденной изоляции, многие   из   них   не   имеют   друзей,   с   которыми   можно   было   бы   обсуждать проблемы   и   переживания,   обмениваться   эмоциями.   Также   необходимо развивать   их   коммуникативные   способности   и   навыки.   Коррекция   этой проблемы на уровне сознания традиционными психологическими методами не всегда возможна. Тем более, что ребенок, а часто  его родители не осознают данной проблемы и не обращаются за специализированной психологической помощью.  Педагог, используя методы арт­педагогики, может  целенаправленно работать с существующей детской проблемой, развивать эмоциональную сферу детей с ОВЗ. Методы арт­педагогики развивают эмоциональную сферу детей и подростков, воспитанники научаются выражать свои эмоции и чувства. Результатом   реализации   методов   арт­педагогики  в   дополнительном образовании можно считать снижение уровня тревожности у воспитанников, снижение   уровня   алекситимии   –   развивается   эмоциональная   сфера воспитанников,   повышается   их   мотивация   к   занятиям,   улучшается психологическое и физическое здоровье. Методы   арт­педагогики   приносят   положительные   результаты   при   решении проблем   в   общении   со   сверстниками   и   взрослыми,   а   также   проблем зависимостей, прежде всего, компьютерной.  Технологичность использования методов арт­педагогики заключается в том, что эти методы возможно использовать при работе с детьми и подростками на занятиях   любой   направленности   –   социально­психологической, художественной, краеведческой и т.д.  Практическая значимость методов арт­педагогики  заключается в том, что эти методы     ярки,   интересны,   нравятся   детям   и   подросткам,   поэтому   их использование   в   дополнительном   образовании   значимо   как   для   решения конкретных   психологических   проблем,   так   и   для   комплексной   реализации целей   и   задач,   поставленных   на   занятиях   дополнительного   образования,   а также для повышения мотивации на занятиях в дополнительном образовании. Возможности   использования   различных   методов   арт­педагогики (музыкальной,   изобразительной,   драма­педагогики)   на   занятиях   различной направленности в дополнительном образовании детей и подростков велики.  Используются   различные   методы   арт­педагогики   ­   музыкальная   и изобразительная   арт­педагогика,   мнемопластика,   различные   творческие задания. Хорошо,   если   в   каждом   занятии   присутствует   диагностический   элемент, направленный   на   выявление   эмоционального   состояния   ребенка.   Для повышения мотивации к занятиям в занятиях должны присутствовать  игровой и   соревновательный   компоненты,   причем   результаты   работы   ребенка   на занятиях разрешается сравнивать только с его предыдущими результатами, а не   с   результатами   других   детей.   Занятия   могут   проходить   в   нескольких формах: 1. «Рисуем музыку». Какое   эмоциональное   состояние   возникает   во   время   прослушивания музыкального фрагмента? Педагог ставит в записи  мелодию. Перед прослушиванием группе дается следующая установка: Давайте поиграем в игру. Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент.. Подобрать прилагательное, характеризующее этот фрагмент. Подобрать еще три прилагательных, расширяющих и уточняющие значение первого. (Выдается словарь прилагательных) Вспомнить   стихотворение   (или   сочинить),   отражающее   эмоциональное содержание музыкального фрагмента. Придумать рассказ, сказку, историю, отражающие эмоциональное содержание фрагмента. Дать этому рассказу название. Нарисовать рисунок, отражающий эмоциональное содержание музыкального фрагмента. Рассказать об этом группе. 2. «Поем вместе». Группа по желанию делится на две подгруппы. Подгруппам раздаются тексты двух романсов, например, «Отговорила роща золотая»   и   «Белой   акации   гроздья   душистые».   Участникам   предлагается разбиться по парам  и под фонограмму исполнить романсы.  Участники противоположной подгруппы оценивают пары по десятибалльной системе и выбирают победителей в игре.  3. «Я – музыкант». Участникам   группы   предлагается   подойти   к   разложенным   музыкальным инструментам, попробовать их звучание, отметить для себя понравившийся звук. Затем ведущий игры просит каждого подойти к понравившемуся инструменту и выразить с его помощью какое­либо чувство. Ведущий подходит к одному из инструментов и начинает издавать звуки на инструментах. Затем   участники   группы   встают   в   цепочку,   и   проходя   мимо   музыкальных инструментов   включаются   в   звучание   оркестра.   Игра   заканчивается,   когда последний участник заканчивает игру. Обратная связь – участники группы высказывают вербально и не вербально свои впечатления о занятии. Использование вербальных и невербальных средств общения при работе с детьми с ОВЗ Нарушение Специфика использования вербальных и Нарушение зрения (тотально   слепые   +   остаточное зрение 0 – 0, 005)   Нарушение (слабовидящие) зрения невербальных средств  Нецелесообразно   включать   упражнения   с использованием невербальных средств, т.к. у детей   данной   категории   отсутствует восприятие невербальных проявлений.  При   использовании   вербальных   средств делать   акцент   на   устную   речь,   при использовании   какого­либо   наглядного материала   педагог   использует   вербальное сопровождение.  Наглядность,   используемая   на   тренинге, должна   быть   яркой,   написана   крупным шрифтом. Нарушение (глухие)   слуха ДЦП  При использовании упражнений, связанных с невербальными   проявлениями,   необходимо убедиться,   что   они   доступны   для слабовидящих подростков.  Нецелесообразно   использовать   звуковые сигналы   для   обозначения   начала   и   конца упражнения   и   перехода   от   одного   вида задания   к   другому.   звон колокольчика   или   сигнал   свистка,   т.к.   Например, неслышащие ученики смогут не воспринять его.  Желательно   инструкции   к   упражнениям   и   наглядными заданиям   средствами,   например,   использование   схем, сопровождать таблиц, слайдов.  При   парезе   в   нижних   конечностях ограничений   нет   при   использовании   как вербальных, так и невербальных средств.  При парезе в верхних конечностях: прежде чем   использовать   упражнения   на жестикуляцию,   необходимо   убедиться   в доступности   проявления   жестов   у   данной категории детей. Педагогические технологии, направленные на развитие мелкой моторики у детей с ДЦП.  Для детей с ДЦП характерно нарушение   тактильно­кинестетического восприятия, нарушение развития кинестетического анализатора.   При этом заболевание   часто   сочетается   с   отсутствием   уверенности   в   себе,   а   также неспособностью и нежеланием самостоятельной практической деятельности. Таким   образом,     задача   педагога   дополнительного   образования   должна   в первую очередь быть направлена на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка, а также на развитие, в учащемся, уверенности в себе. Особое внимание стоит обратить на методики развития мелкой моторики у таких детей. Этим целям способствует ряд декоративно­прикладных методов: Подбор материала необходимо совершать с постепенным усложнением, а с учетом неуверенности в себе учащихся за основу самостоятельной работы рекомендуется брать рисунок с четкими контурами. Для этих ребят очень важно   понять   что   они   могут   сделать   что­то   своими   руками   и   у   них   это получится, очень важно чтобы результат был удачным. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ   –   создание   картин   при   помощи   пластилина.   При этом методе следует использовать так называемый «мягкий» пластилин. При этом методе за основу картины берется контурный рисунок (раскраска) и уже на   него   наносится   цвет   –   пластилин.   Чтобы   нанести   цвет   необходимо пластилин   «размазать»   по   выбранному   месту,   при   этом   ребенок   будет прикладывать   усилия,   тем   самым   развивая   мелкую   моторику.  Главное   в работе с пластилином  — не переоценить силы ребенка, после выполнения задания он должен видеть свой успешный результат. Начинать   следует   с  затягивания   единого   объема,   т.   е.   весь   рисунок заполняется пластилином одного цвета, форма самая простая – круг, овал, квадрат, впоследствии, из нескольких отдельных элементов, можно сделать общую картину. Следующая ступень это ­ раскрашивание рисунка пластилином  разных цветов. После того как учащиеся освоили раскрашивание одного крупного элемента   в   один   цвет,   им   можно   предложить   картину   с   несколькими элементами требующими использования разных цветов. АППЛИКАЦИЯ   ­  вырезание   и   наклеивание   фигурок,   узоров   из   кусочков бумаги, растительных и прочих материалов на материал­основу (фон). Как правило,   материалом­основой   служат   картон   или   плотная   бумага.  Для развития связей между тактильными ощущениями и конкретными понятиями особую   роль   играет   использование   натуральных   материалов   (листья,   мох, перья, шерсть). Для успешной работы в рамках этого метода для детей с ДЦП заранее следует заготовить детали,  для того чтобы учащиеся могли их наклеивать.  Аппликации из природного материала:  При   создании   аппликаций   используется   твердая   основа   (картон),   она может   быть   цветной   или   белой,   или   любого   другого   цвета.   Материал аппликации выбирается в зависимости от цели занятия (листья растений – сухие и свежие, различные виды мха, и тд.). Также необходим клей (ПВА или простой   Клей­карандаш),   при   помощи   которого   материал   будет приклеиваться   на   основу.   Чтобы   работа   по   завершению   была   аккуратной можно первое время использовать рисунок – основу. РАНГОЛИ (картины из цветного риса)  Когда учащиеся уже успешно освоили пластилинографию и аппликацию им можно предложить создать картину при помощи цветного риса.  Для   повышения   интереса   к   предложенному   методу   детям   следует предложить приготовить материал для картины своими силами. Каждый сам решает, что будет рисовать и какими цветами. Предложите учащимся самим окрасить   рис,   это   делается   очень   просто:   необходимо   взять   емкости,     в которых будет окрашиваться рис (пластиковые стаканчики), краски (гуашь даст насыщенные тона, акварель ­ светлые).         Собственно окрашивание  ­ берем горсть риса, кладем в стаканчик и туда добавляем   небольшое   количество   воды   (воду   лучше   наливать   педагогу),   а затем учащиеся кисточкой добавляют выбранный цвет. После этого оставляем на 5­10 минут прокрашиваться. После окрашивания ребята сами выкладывают рис на газету для просушки. После приготовления необходимого количества цветов можно приступать к созданию самой картины. Рисунок приклеивается на основу клеем. Список информационных источников:  Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от 29.12.2012    № 273­ФЗ;   Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по   утвержденный дополнительным   общеобразовательным   программам, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.  № 1008;    Концепция   развития   дополнительного   образования   детей.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726­р;   Президент России — гражданам   школьного возраста ­ http://www.uznay­ prezidenta.ru/   «Единый   национальный   портал   дополнительного   образования   детей   ­  http://dop.edu.ru/cms/index/dop  Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском  www.mgppu.ru, психолого­педагогическом   университете)     ­   www.inclusive­edu.rг,   Сайт   Комитета   по   образованию   Санкт­Петербург   –   Дополнительное образование ­ http://k­obr.spb.ru/firstprof,  Сайт   о   дополнительном   (внешкольном)   образовании     «Внешкольник»   ­ http://dop­obrazovanie.com/,

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагогические  технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018