Педагогические условия достижения успешности в процессе совершенствования навыков аудирования
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
английский язык +1
Взрослым
17.08.2019
В современном мире кардинально меняется роль и значение образования, что требует совершенствования учебного процесса, в частности, определения новых подходов в овладении иностранным языком.
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком постепенно укрепилось в нашем обществе. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно необходимо. Поэтому подготовка студентов техникумов к иноязычному общению приобретает в современных условиях существенное значение и является составной частью профессиональной подготовки будущего специалиста.
Педагогические условия достижения успешности в процессе совершенствования навыков аудирования.doc
Педагогические условия достижения успешности в процессе совершенствования навыков
аудирования.
В современном мире кардинально меняется роль и значение образования, что требует
совершенствования учебного процесса, в частности, определения новых подходов в овладении
иностранным языком.
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком постепенно укрепилось в
нашем обществе. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание
иностранного языка жизненно необходимо. Поэтому подготовка студентов техникумов к
иноязычному общению приобретает в современных условиях существенное значение и является
составной частью профессиональной подготовки будущего специалиста.
В соответствии с основной целью обучения иностранному языку формированием
коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и
межкультурное общение проблема обучения аудированию является особенно актуальной. Процесс
общения невозможен, если у его участников не сформированы умения и навыки восприятия,
осмысления и критической переработки звучащего материала, не развита слуховая память,
отсутствует интерес к приобретению новой информации.[4]
Аудирование единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его
выполняющего, ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или
говорящего, бессилен чтолибо изменить в выполняемой деятельности, облегчить её, снизить
трудности, приспособить условия поступления информации к своим возможностям и т.д. Кроме
реального или учебного общения весь процесс усвоения иностранного языка развитие речевых
навыков осуществляется главным образом через слушание. Вот почему аудирование должно быть,
развито лучше других умений. [3]
Многие наши современники высказывают мысль о том, что обучающийся тогда тянется к
знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес,
подкрепленные успехом.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса,
увеличению производительности учебного труда, а также помочь обучающимся осознать себя
полноценной личностью. Организация учебного процесса, основанного на гуманистический
позициях, будет результативной при условии сотрудничества между преподавателями и
обучающимися. Принцип «ты можешь выразить это поанглийски (даже если не помнишь
грамматику и лексику)» один из основополагающих принципов ситуации успеха, позволяющей
пережить радость достижения, осознания своих способностей, веры в себя, в свои творческие
возможности.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие
определенные затруднения в обучении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с
которыми обучающиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом
переходить к более сложным упражнениям.
Аудирование является компонентом устного общения и представляет собой восприятие на слух и
понимание речи в момент ее порождения. Как один из видов речевой деятельности на иностранном
языке аудирование представляет собой перцептивную, мыслительную, мимическую, моторную
деятельность. [1]
Перцептивные действия проявляются в восприятии, узнавании, понимании языковой
информации прослушанного текста.
Мыслительные действия это языковое и смысловое прогнозирование аудиотекста,
декодирование, вычленение единиц смысловой информации, выделение из текста главного и
деталей, т.е. анализ, синтез, дедукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация.
Мимические действия означают завершающий синтез, представляющий собой интерпретацию
воспринимаемой информации, выделение и усвоение информативных признаков, формирование
образа, узнавание, опознавание, в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти.
Моторные действия проявляются в проговаривании, которое осуществляется во внутренней и
внешней речи.
В методике преподавания иностранного языка упражнения для формирования у
обучающихся навыков аудирования подразделяются на четыре группы: подготавливающие к восприятию текста;
сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста;
базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивнопродуктивного
характера);
базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).
Первая группа это так называемые предтекстовые упражнения. Их цель мотивировать
обучающихся; снять трудности лингвистического и психологического плана, связанные с
восприятием и пониманием аутентичного текста; мобилизовать имеющийся речевой и жизненный
опыт в области затрагиваемых в тексте вопросов и дать определенные ориентиры для лучшего
запоминания информации и ориентации в структуре и содержании.
Вторая группа упражнений и есть собственно «слушание» текста, но перед восприятием
информации преподавателю необходимо дать установку и сформулировать коммуникативную
задачу: с какой целью и как обучающиеся должны слушать текст.
Третья группа упражнений направлена на развитие умений в той или иной степени
интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в аудиотексте информацию и
воспроизводить ее.
Четвертую группу упражнений составляют упражнения в комментировании, обсуждении,
интерпретации затронутых в тексте вопросов, проблем без опоры на вербальные стимулы.
Обучение аудированию имеет свои особенности. Эти особенности предполагают учет факторов:
экстралингвистического (темп предъявления аудиотекста, наличие опор, облегчающих процесс
восприятия и понимания аудиоинформации, и др.); индивидуально личностного (речевой и
языковой опыт обучающихся в родном и иностранных языках, уровень сформированности
механизмов аудирования) и лингвистического характера, что позволяет успешно организовать
процесс обучения аудированию. Эти факторы существенным образом определяют трудности в
овладении умениями слухового восприятия и понимания текстов и последовательность в
построении системы обучения слуховой рецепции.
Следующим условием по достижению обучающимися успешности является общение между
преподавателем и студентом. Для достижения успешности необходимо использовать
демократический стиль общения. Преподавателям, использующим данный стиль общения,
свойственно глубокое понимание целей и мотивов поведения обучающегося, умение
прогнозировать развитие его личности. [2]
Третьим условием является использование преподавателем таких методов обучения,
которые способствуют мотивированию обучающихся на успешную учебную деятельность. Можно
выделить такие методы, как:
создание ситуации успеха;
поощрение и наказание в обучении;
выполнение творческого задания;
создание проблемной ситуации;
организация обсуждения материала (дискуссия);
создание креативного поля;
использование игровой деятельности в обучении и др.
В процессе обучения навыкам аудирования необходимо создание ситуации успеха для
каждого обучающегося. Ведь переживание успеха внушает ему уверенность в собственных силах, у
него появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего
благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на учебную деятельность.
Литература
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.:
Педагогика, 2001. – 479 с.
2. Зинченко, Б.И. Непроизвольное запоминание /Б.И. Зинченко. – М., 2011.
3. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Высшая школа,
2006. 132 с. 4. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Е.И. Пассов. – 2е изд.
– М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Педагогические условия достижения успешности в процессе совершенствования навыков аудирования
Педагогические условия достижения успешности в процессе совершенствования навыков аудирования
Педагогические условия достижения успешности в процессе совершенствования навыков аудирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.