Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.
Оценка 4.9

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
26.04.2018
Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия являются важнейшими факторами, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. В настоящее время, в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, когда средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям музыкальную продукцию далеко не высокого качества, необходимо вести поиск эффективных условий развития личности учащегося. В данном случае формирования его музыкально-эстетического вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных произведений.
Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников..docx
Педагогические условия формирования музыкально­эстетического вкуса у младших школьников. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее  социального воздействия являются важнейшими факторами, определяющими  общественную значимость музыки, ее место в системе духовно­культурных  ценностей. В настоящее время, в мире музыки одновременно сосуществуют различные  музыкальные стили и направления, когда средства массовой информации  преподносят, а порой и насаждают юным слушателям музыкальную продукцию  далеко не высокого качества, необходимо вести поиск эффективных условий  развития личности учащегося. В данном случае формирования его музыкально­ эстетического вкуса, способного различать высокохудожественные образцы  музыкального искусства от низкосортных произведений. В филосовском энциклопедическом словаре «условия ­ это категория,  выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он  существовать не может»[]. В психологическом словаре условия ­ это  «факторы, от которых зависит развитие человека»[]. В педагогике условия трактуются как  «система средств, необходимых для формирования …», или как «основные  моменты организации» []. Опираясь на вышеизложенные определения, мы  трактуем педагогические условия как система средств, необходимых для  формирования музыкально­эстетического вкуса у младших школьников на уроках  музыки.  В ходе исследования мы выделяем следующие педагогические условия: 1.Организация аналитико­синтетического восприятия младшими          школьниками музыкальных произведений. 2.Обеспечение субъективной позиции в оценке музыкальных произведений. 3.Использование творческих заданий в формировании музыкально­ эстетического вкуса у младших школьников. Реализация данных условий формирования музыкально­эстетического вкуса  предполагает решение следующих задач: ­ накопление знаний об основных средствах выразительности  художественного образа, ­   формирование определенных умений, способствующих применению этих знаний при характеристике музыкального произведения, ­   развитие способности выражать в оценке субъективное отношение к музыкальному произведению, ­ формирование умения оценивать музыку как живое образное искусство.            Реализация первого педагогического условия формирования  музыкально­эстетического вкуса связано с организацией аналитико­ синтетического восприятия младших школьников при изучении музыкальных  произведений. При описании аналитико­синтетического восприятия мы опирались на идеи  С.П Баранова и Т.А.Соловьевой. Аналитико­синтетическое восприятие мы  рассматриваем как,  разновидность познаваемой деятельности учащихся, которая специально  организуется для приобретения учеником субъективно нового мыслительного  продукта. Аналитико­синтетическое восприятие музыкальных произведений  младшими школьниками базируется на деятельностном подходе к процессу  восприятия, согласно которому содержание чувственного образа определяется  задачей, стоящей перед человеком. С этих позиций восприятие выступает как  активный процесс, характеризующийся целенаправленностью, избирательностью и  продуктивностью. Активность восприятия обеспечивается дополнением  собственно перцептивных действий мыслительными действиями ­ анализом,  синтезом, обобщением и т.д. Такое восприятие определяется как аналитико­ синтетическое. Результатом данного восприятия является достижение учащимися  более высокого уровня понимания учебного материала, а также, усвоения способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально­ оценочного отношения к познаваемой деятельности. Аналитико­синтетическое  восприятие в процессе формирования музыкально­эстетического вкуса  осуществлялось с помощью использования различных систем заданий, адекватных  содержанию и логике ребенка младшего школьного возраста. Для реализации данного педагогического условия была разработана  технология, заключающая следующие компоненты: целевой, содержательный,  процессуальный и результативный. Целевой компонент содержит создание  целостного восприятия музыкальных произведений; точное понимание его  основной идеи; усвоение знаний об основных средствах выразительности.  Содержательный компонент включает направления, необходимые для реализации  первого педагогического условия. Схема технологии 8  номер  наименование  дидактическая модуля модуля цель вид  контроля Модуль  Организация  Научить  Текущи 1 аналитико­ синтетического  восприятия й анализировать  музыкальное  произведение на  основе  использования  мыслительных  операций сравнения  и сопоставления. уэ­1 Систематизация Достижение  Текущи чувственных образов,  направленных на  младшими  школьниками более  й формирование  музыкально­ качественного  уровня эстетического вкуса сформированности   музыкально­ эстетического вкуса уэ­2 Управление  Усвоение  Текущи развития аналитико­ основных признаков  й синтетического  восприятия на основе  и средств  выразительности,  сравнений,  сопоставлений и  ассоциативной  рефлекторной  способствующих  развитию  музыкально­ эстетического  деятельности  младших школьников. вкуса.  В своей работе мы использовали общие педагогические методы и приемы:  беседа, анкетирование, методы сравнения, сопоставления, анализа, методы  пластического интонирования (Н.Збруева, Е.Конорова, М.Румер), метод цветового модулирования, эмоциональную драматургию (Э.Б.Абдулин) и д.р. Основная идея реализации первого педагогического условия состоит в том  ,чтобы научить младших школьников оценивать музыкальные произведения в  условиях единства аналитико­синтетического мышления и систематизации  чувственных образов. В целом первое педагогическое условие представляет собой движение от  эмоционально­образных впечатлений к смыслу и значению образа. Система заданий по развитию аналитико­синтетического восприятия  предполагает постепенное усложнение содержания учебного материала. Структура уэ­1 первого модуля и содержательный компонент заключает в  себе систематизацию чувственных образов на основе аналитико­синтетического восприятия музыкальных произведений. Его реализация предполагает выполнение  следующих задач:  ­ формирование чувственных образов при восприятии музыкального  произведения; ­      выявление основной идеи музыкального произведения; ­      сравнение и сопоставление полученных знаний об основных средствах  выразительности на основе аналитико­синтетического восприятия. Для реализации уэ­1 первого модуля и содержательного компонента модели  предлагалось выполнить следующие задания. Задание 1. Младшим школьникам предлагается прослушать произведение  П.И.Чайковского, «Утреннее размышление» и ответить на следующие вопросы :           1.Какие чувства вызвала у тебя эта музыка? 2.Что ты представил . слушая ее? С какими событиями в твоей жизни она связана? 3.Какова основная идея этого произведения? 5.Какие краски можно использовать, чтобы изобразить образ этого  произведения? 6.Какие средства выразительности использовал композитор, чтобы передать  идею произведения? Задание 2. Создание цветовой композиции музыкального произведения.  Школьникам предлагается прослушать «Неаполитанскую песенку» из цикла  «Детский альбом» П.И. Чайковского и создать цветовую гамму в момент звучания  музыки на зеркале и промокнуть полученное изображение на лист чистой бумаги. Выполнение данного задания позволяет младшим школьникам на основе  зрительных ощущений отразить такие особенности музыкального произведения  как: характер мелодии, выявить его основное настроение, динамику  развития  музыкального образа, его кульминацию, его интонации. Отразить свое отношение к музыке с помощью цвета. Также, для решения задач уэ­1 первого модуля и содержательного  компонента модели мы использовали метод пластического интонирования,  которое заключало в себе следующее задание: Детям предлагалось прослушать  «Вальс цветов» из оперы «Щелкунчик»  П.И.Чайковского и отразить в пластике движений содержание данного  произведения, его основное настроение, характер. Использование движения в  данном задании позволяют школьнику прожить развитие художественного образа,  передать в движении свое отношение к музыке. Пластическое и цветовое моделирование музыкального произведения  позволяет соединить чувственное, рациональное и интуитивное. В результате такой работы активизировалось аналитико­синетическое восприятие детей. Они  не  только эмоционально откликались на музыку, но и сравнивали свои ощущения с  тем, что хотел выразить автор. Осуществлялось понимание основной идеи  музыкального произведения.  С целью активизации аналитико­синтетического восприятия в своей работе  мы использовали такой прием как метод драматизации или игрового  моделирования, сущность которого Т.В.Надолинская определила как « способ  теоретического и практического овладения музыкальными знаниями, умениями и  навыками…» Метод игрового моделирования позволяет младшему школьнику при оценивании музыкального произведения: вчувствоваться в художественный образ музыкального про­ изведения,  ­ идентифицировать себя с его героями, ­ осмыслить динамику развития художественного образа, и средства его  выразительности, ­ осознать основную  идею музыкального произведения, ­ активизировать продуктивную художественную деятельность. Метод игрового моделирования содержало в себе следующее задание: Детям предлагалось после прослушивания «Сказочки» С.С.Прокофьева  сочинить каждому свой сюжет сказки и рассказать его. Такой вид задания позволит младшим школьникам актуализировать  творческое воображение, интуитивный уровень сознания, отразить свое понимание  ценности музыки. Далее, для реализации уэ­1 первого модуля и содержательного компонента  соответствующего педагогического условия нами было использовано задание,  задачами которого являлось: 1.Осознать цвета, как средства выразительности художественного образа, 2. Рассмотреть возможности цвета, как  передачу основного настроения  произведения, 3.Выявить возможности цвета, как средства развития художественного  образа, 4.Раскрыть многогранность художественного образа, воплощенного в  различных видах искусства. В качестве модели использовалось не музыкальное произведение, а  произведение живописи. Содержание задания. Вниманию школьников предлагается репродукция  картины «Золотая осень» И.И.Левитана, внимательно посмотреть картину и  ответить на следующие вопросы: 1.Какое состояние природы передает художник на этой картине? 2.Какую роль играют краски в этой картине? 3.О чем эта картина? 4.Как художник передает основную идею этой картины? 5.Понравилась ли вам эта картина? Выполнение этого задания способствует развитию творческого  ассоциативного мышления, позволяет применять при оценке музыки сложившиеся  в обществе нормы и эталоны эстетической ценности. Таким образом, задания уэ­1 первого модуля и содержательного компонента  соответствующего педагогического условия были направлены на развитие  эмоционального компонента, примененные нами методы цветового, пластического  и игрового моделирования ­ есть эмоциональная, невербальная оценка ребенком  музыкального произведения. Превалирующую роль данных заданий играли  чувственные ощущения как своеобразный способ познания и оценивания  музыкального произведения. В результате такой  работы происходит  формирование эмоционально­образных представлений при  аналитико­ синтетическом восприятии музыкального произведения, понимании его основной  идеи, накопление и использование необходимых  знаний об основных средствах  выразительности. Это позволило ребенку правильно оценивать музыкальное  произведение, осознавать музыку как явление действительности а также осознанно и грамотно формировать свое отношение к музыкальному произведению.  Содержание второго этапа первого педагогического условия, или  уэ­2  первого модуля содержало в себе управление развития аналитико­синтетического  мышления на основе сравнений и сопоставлений, а также, ассоциативной  рефлекторной деятельности младших школьников. На данном  этапе на первый  план выходят такие мыслительные  операции как сравнение, сопоставление,  группировка, анализ, обобщение и абстрагирование. Реализация данной структуры модуля предполагает решение следующих  задач: 1.Выделение существенных признаков музыкального произведения, определяющих его эстетическую ценность. 2.Осознание выразительно­смыслового значения средств музыкальной  выразительности, их роль в создании музыкального образа. 3.Выявление динамики развития музыкального образа. 4.Установление связи между образом музыкального произведения и  явлениями действительности. 5.Проведение аналогии между музыкальным произведением и  произведениями других видов искусств. Для реализации уэ­2 первого модуля и содержательного компонента модели  предлагалось выполнение следующих заданий:  Задание 1. Детям предлагалось прослушать два контрастных по  эмоционально­образному содержанию музыкальных произведения «Вальс цветов»  из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и «Танец – скакалка» из балета  Д.Д.Шостаковича. После этого им предлагалось выполнить задания и ответить на  вопросы: 1 Как вы думаете, к какому жанру относятся два этих произведения? 2 Похожи ли эти танцы между собой? Одинаковые движения вы бы  использовали при их исполнении? 3 Послушайте два отрывка с описанием танцев. Один из сказки        Г. Х.Андерсена «Цветы маленькой Иды», а второй из сказки Л.Кэролла  «Алиса в стране чудес» и ответьте на вопрос: Какое из этих музыкальных  произведений больше подойдет для танца цветов из сказки Г.Х.Андерсена а какое  для «морской капусты» из сказки Л. Кэролла? 4 Импровизируйте танцы под музыку, стараясь в них отобразить  содержание произведений. Таким образом, выполняя задание, дети в наглядно­образной форме  передавали эмоционально­образное содержание двух контрастных проиведений, с  помощью жеста смогут создать конкретный образ музыки и выразить свое  отношение к ней. Выполнение следующего задания было направлено на решение таких задач, как: ­выявление различных нюансов настроений музыки ­понимание выразительно­смысловых значений музыкальных средств  выразительности ­способность объединить похожие по эмоционально­образному содержанию произведения в отдельные группы.              Содержание задания. Детям предлагалось прослушать несколько  произведений, написанных в одном жанре­жанре вальса. Задача школьников­ сравнить эти вальсы и распредилить их по трем группам: грустные вальсы, вальсы  взволнованные и вальсы­шутки.              В качестве музыкального материала использовались следующие  произведения: «вальс­шутка» Д.Д. Шостаковича, «Грустный вальс» Я.Сибелиуса,  «Вальс» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева, «Вальс» В.И.Рябикова из оперы   «Елка», «Вальс»из музыки к к/ф «Метель» Г.В.Свиридова,  «Вальс цветов» из  балета «Щелкунчик» П. И.Чайковского. После выполнения этого задания, детям предлагалось ответить на  следующие вопросы:     1.Почему вы отобрали в предложенные группы именно эти вальсы?     2.Какие средства выразительности подсказали вам этот выбор?     3.При слушании этих произведений вы испытывали одинаковые чувства  или разные?     4.Помогли ли вам ваши чувства выполнить это задание?             Следующее задание было ориентированно на: ­определение духовно­ценностного содержания произведений ­установление причинно­следственных связей между художественно­ выразительными средствами и развитием художественного образа ­умение провести аналогию между музыкальным произведением и  произведениями других видов искусства. Содержание задания. Предложить вниманию детей репродукции картин с  изображением трех времен года: лето осень зима. После внимательного их  изучения, дети слушают произведения  П.И.Чайковского из альбома «Времена  года»,­ «Жатва». «Осенняя песня», «Святки» (названия произведений не  сообщаются) и отвечают на следующие вопросы:     1.Сколько произведений прозвучало? 2.Изменялись ли ваши чувства, когда вы слушали каждое из этих  произведений?     3.Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?     4.Что представляли себе, слушая их?     5.Как менялся образ? Каким он был в первом произведении, во втором, в  третьем?     6.Какие средства выразительности композитор применяет, чтобы показать  разные состояния образа?          После выполнения этого задания школьникам предлагалось подобрать  к каждому из трех музыкальных произведений соответствующие им по настроению представленные репродукции и аргументировать свой выбор.                    Для реализации уэ­2 первого модуля и содержательного компонента  модели мы использовали следующее задание, направленное на анализ учащихся  собственной деятельности. Выполнение данного задания ориентированно на  решение следующих задач:       ­ умение осозновать музыку,  как искусство, отражающее явления  окружающей нас действительности,     ­ способность к ассоциативному мышлению,     ­ применение знаний о средствах выразительности художественного  образа,     ­ установление причинно­следственных связей между художественным  образом и средствами его выразительности.          Содержание задания. Учитель предлагает учащимся послушать звуки  весеннего леса, осеннего крика птиц, звуки дождя, вой ветра, журчание ручейка и  определить, какие чувства они вызывают и как их можно отразить в музыке. Характеристики, данные детьми, воспроизводятся учителем на  доске по ходу выполнения заданий с использованием ассоциаций, например: природа Музыка лад настроени ассоциаци Тембр е и Осенни е крики птиц р мино темный Печальное плач , тусклый , тоскливое,  грустное Далее, для реализации уэ­2 первого модуля педагогического условия мы  использовали задания на установление причинно­следственных связей. Выполняя  это задание учащиеся : ­ активизировали творческое мышление  ­ правильно понимали основную идею произведения ­ устанавливали  причинно ­ следственные связи между художественным  образом и средствами его развития. Содержание задания. Учитель играет фрагмент прелюдии 1 И.С.Баха из 1  тома ХТК. После его прослушивания школьникам предлагается ответить на ряд  вопросов : 1 Что вы представляли себе , когда слушали это произведение? 2 сколько образов представлено в музыке и почему? 3 Как будут дальше развиваться события в музыке, как она изменится? 4  Какие интонации вы услышали в этом произведении? 5 Какие интонации должны появиться дальше? После выполнения этого задания, учитель доигрывает произведение до конца и вместе с учащимися сравнивает его с предложенными вариантами.  Второе педагогическое условие формирования музыкально­эстетического  вкуса направлено на обеспечение субъективной позиции младших школьников в  оценке музыкальных произведений. Реализация данного педагогического условия  предусматривает рассмотрение следующих направлений: 1.Интенциональность  духовной жизни младших школьников 2.Предпочтения и установки на восприятие музыкальных произведений. Интенциональность мы рассматриваем как проявление различных интенций,  определяющих активность младшего школьника, осознание им особенностей,  смыслов музыкальных произведений в зависимости от возрастных особенностей, а также творческую деятельность и эстетическое отношение к миру. А. Ж.  Овчинникова  в своем труде «Использование знаков и символов в понимании  младшими школьниками художественного образа» рассматривают интенции как  субъект­объектное отношение которое может концентрироваться вокруг  собственного «Я», внутреннего интимно­личностного мира, во всем богатстве  проявлений. Такую интенцию авторы рассматривают как имманентную, интенцию,  направленную на внешний мир, исследователи называют трансцендентной.  Имманентная интенция духовного мира ребенка трансформируется в  определенную реальность. Ее содержание выражается в образах, суждениях,  переживаниях. Трансцендентная интенция, будучи связана с возвышенным,  представляет собой духовное осмысление действительности в универсальном  космическом измерении. Поскольку духовное осмысление действительности   и  переживание происходят в его « земном» горизонтальном измерении, авторы  выделяют геоцентрическую интенцию. Восприятие младшими школьниками  объектов природы произведений искусства характеризуется исследователями как  жизнеутверждающей, или оптимистической интенцией, проявляющейся в радости,  яркости используемых красок, в предпочтении музыкальных произведений с  хорошим окончанием, и, наоборот, в случаях болезни, усталости имеет место, по  мнению авторов, пессимистическая интенция. Кроме этого, ученые выделяют локально­эмпирическую интенцию, которая  выражается в примерах, фактах, чертах, взятых из реальной жизни. Данное педагогическое условие включает в себя технологию, содержащую  следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и  результативный.                                                                                                                  Таблица 9      Технология реализации второго педагогического условия  формирования музыкально­этетического вкуса у младших школьников  Целевой содержательный процессуальный Значение  Направление  Использование  субъективной позиции  формирования  системы заданий,  младшего школьника в  оценке музыкальных  музыкально­ эстетического вкуса  адекватных содержанию  и логике развития  произведений младших школьников с  опорой на  ребенка в младшем  школьном возрасте. интенциональность,  предпочтения и  установку на восприятие музыкальных  произведений         Основная цель второго педагогического условия – формирование  музыкально­эстетического вкуса на основе личностного осмысления музыкальных  произведений. Идея данного условия заключается в том, чтобы научить младших  школьников высказывать свои суждения при оценивании музыкальных  произведений на основе личностных, значимых оценок и собственного опыта.  Данное педагогическое условие направлено нами на обеспечение качественных  изменений в структуре личности, в частности: ­повышение уровня эмоционально­оценочных суждений ­развитие интеллектуальных и творческих способностей ­развитие социально­ценностных ориентаций. Логика реализации данного педагогического условия связана с целью,  содержанием, задачами, методами и формами его проведения. Основными  задачами являются: 1Систематизация знаний об эстетических объектах на основе чувственного  опыта учащихся и интенциональности их духовной жизни; 2.Установление степени развития музыкально­эстетического вкуса в  зависимости от эмоциональной содержательности музыкальных произведений; 3.Духовное становление ребенка, постоянный рост и доминирование  положительных интенций, связанных с интуитивными процессами и реализуемых в  эмоционально­образном эстетическом восприятии и творчестве. В соответствии с данными задачами реализуются развитие следующих  направлений: ­накопление эмоционально­образных впечатлений об объектах; ­реализация чувственных образов в восприятии и творчестве учащихся  с помощью учителя; ­самостоятельное создание учеником выразительного образа. Обеспечение субъективной позиции в оценивании музыкальных  произведений, как способ развития музыкально­эстетического вкуса происходит: 1) на основе интенциональности духовной жизни младших школьников 2) на основе предпочтений и установок на восприятие музыкальных  произведений. Процесс реализации второго педагогического условия демонстрирует  таблица.                                                                                                 Таблица 10 Модуль второго педагогического условия Номер  Наименовани Дидактическа Вид контроля модуля е модуля я цель Модул Обеспечение  ь 2 субъективной  позиции младших  школьников в  оценке  музыкальных  произведений Уэ­1 Формировани Управление  текущий е музыкально­ субъективной  эстетического  вкуса на основе  позицией в  осмыслении  интенциональности  духовной жизни  музыкальных  произведений младших  школьников Формировани Формировани текущий е высказываний  суждений на основе личностных,  значимых оценок и  собственного опыта Уэ­2 е музыкально­ эстетического  вкуса на основе  предпочтений и  установок на  восприятие  музыкальных  произведений Уэ­3 Обобщающий  выходной контроль  усвоения учебного  материала Промежуточны й аттестационный Таким образом, структура уэ­1 второго модуля и содержательного  компонента заключает в себе формирование музыкально­эстетического вкуса на  основе интенциональности духовной жизни младших школьников. Для реализации  данного модуля учащимся предлагалось выполнить серию заданий, направленных  на понимание смысла и значения художественного образа, выявление авторской и  слушательской  позиции.   Выполнение данных заданий позволяет определить  способность оценивать музыкальные произведения с позиции личной значимости его содержания для младшего школьника, умение использовать в оценочной  деятельности субъективные критерии ценности музыки, способность соотносить  свое личное отношение к героям музыкального произведения с авторской  оценкой. Задание 1. Младшим школьникам предлагается послушать произведение П.  И. Чайковского «Болезнь куклы» из детского альбома и ответить на ряд вопросов: 1 Понравилось ли тебе это произведение? Чем? 2 Какие чувства вызывает в тебе это произведение? 3 Что ты представляешь, слушая его? 4 Какие образы у тебя возникли во время этой музыки? 5 Какие средства выразительности использовал композитор чтобы передать  основную идею? 6 Какие средства используешь ты чтобы передать свой образ? Задание 2. Младшим школьникам предлагается послушать произведение Э.  Грига «Шествие гномов», из оперы «Пер Гюнт» и ответить на следующие вопросы: 1.Опиши свое отношение к этому музыкальному произведению? 2.Понравилось ли оно тебе? Докажи свое мнение. 3.Какие чувства вызвала в тебе эта музыка? 4.Что ты представил, слушая это произведение? 5.Как изменяется настроение в музыке?      Задание 3. Учитель демонстрирует учащимся репродукцию картины  «Золотая осень» В. Д. Поленова и предлагает ответить на вопросы: 1.Понравилась ли тебе эта картина? 2.Какова основная ее идея? 3.Какое настроение передал художник в своем произведении? 4.Какие средства выразительности он использовал чтобы передать этот  образ? 5.Расскажи, почему именно так он расположил деревья? 6.О чем хотел сказать художник в своей картине? Задание 4. Детям предлагалось послушать произведение А. И. Хачатуряна  и ответить на следующие вопросы: 1.Какой характер у этой музыки? 2.О чем рассказывает эта музыка? 3.Какие средства выразительности позволяют понять это? 4.Как вы относитесь к героям этого произведения? 5.Как вы думаете, как композитор относится к своим героям? 6.Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение? 7.Что хотел сказать композитор своей музыкой? Нужно ли поступать так,  как поступают герои этой пьесы или нет? 8.Какой вывод сделали вы для себя, послушав это произведение?       Следующая серия заданий предусматривает осознание особенностей  эстетических признаков объектов природы и произведений искусства. Выполнение  данных заданий направлено на решение следующих задач: 1.Понимание основной идеи произведения; 2.Выявление и соотнесение авторской и собственной позиции осмысления  произведения 3.умение высказывать суждения на основе личностных, собственно значимых оценок произведений искусства.    Задание 1. Учитель предлагает послушать стихотворения М. Ю.  Лермонтова, «Горные вершины», А. Фета «Спи еще зарею», И. С. Никитина «Утро» и определить, какую особенность природы передают поэты в своих произведениях  (покой и тишину). Далее, учащиеся должны определить, какое основное  настроение в этих стихотворениях, какими средствами поэты передают тишину и  покой, описать свое отношение к этим стихотворениям, рассказать, красивые они  или нет, доказать свое мнение. Затем, дети должны рассказать, как изображают тишину и покой в своих  произведениях композиторы: П. И. Чайковский фрагмент Первой симфонии  «Зимние грезы», А. Варламов,  романс «Горные вершины», Ф. Шопен «прелюдия  15». После прослушивания этих произведений дети должны сравнить покой и  тишину в поэзии и в музыке, определить какими общими средствами  выразительности пользовались и художники и композиторы, в чем заключается  различие, описать свое отношение к музыкальному покою и тишине.       Задание 2. Школьникам предлагается послушать произведение Д.  Россини интродукцию к 3­му действию оперы «Севильский цирюльник» и описать  свои впечатления от прослушанной музыки. Определить, какую особенность  природы передает эта музыка, какие средства выразительности использовал  композитор для передачи образа, понравилась ли тебе эта музыка и чем? Далее, учащиеся слушают фрагменты из циклов «Времена года» П. И.  Чайковского и А. Вивальди и угадывают какие музыкальные произведения  характеризуют каждое время года.  Структура уэ­2 второго модуля и содержательного компонента содержит в  себе формирование музыкально­эстетического вкуса на основе предпочтений и  установок на восприятие музыкальных произведений. Показателем ценностных  ориентаций и установки на восприятие искусства являются вкусовые  предпочтения. Для его изучения нами были использованы задания следующего  содержания: 1.Назови свои самые любимые произведения искусства, литературы,  музыки, живописи; 2.Назови своих самых любимых писателей, поэтов, художников,  композиторов. Оценку ответов учащихся необходимо производить по нашему мнению с  точки зрения: 1.хорошего или плохого вкуса, 2.жанровых и вкусовых предпочтений. Для характеристики вкусовых предпочтений нами используются три  типа ценностных ориентаций, установленных В. П. Крупником. 1. Нормативный тип характеризуется усвоением ценностных  ориентаций под влиянием общепризнанных авторитетных суждений при  отсутствии избирательно­личностного отношения ребенка к действительности. 2.Ситуативный тип характеризуется ярко выраженным интересом ко  всему, что определяет популярность: моде, развлекательности в соответствии с  низким уровнем знаний и вкусовых предпочтений. 3.Избирательный тип определяет ярко выраженный интерес ко всему  тому, что самостоятельно сформулировано критериями выбора. Психологический механизм вкусовых предпочтений на наш взгляд,  заключается в соотнесенности субъективно­личностных норм с общественно  значимыми. Исходя из этого, можно сделать попытку оценить их через анализ  частоты предпочтений младшими школьниками художественных произведений в  трех направлениях: 1 определение частоты произведений того или иного вида, жанра; 2 изучение широты художественных произведений в литературе, музыке,  живописи; 3 оценка характера изменения вкусовых предпочтений детей в каждом из  видов искусства. Третьим педагогическим условием является выполнение и  использование  творческих заданий в формировании музыкально­эстетического вкуса. Данное  педагогическое условие направлено на выявление внутренней системы  потенциальных воздействий искусства, т.е. художественного сознания,  творческого воображения, эффекта преобразования личности ребенка. Третье педагогическое условие отвечает такому дидактическому принципу  музыкальной педагогики, как принцип необходимости использования  практической деятельности на уроках музыки. При организации данного педагогического условия отправной точкой явилась мысль, высказанная  психологами ( Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. Н Леонтьев и др. ) о том, что в  основе обобщения знаний лежит непосредственно практическая деятельность  субъекта. Выход на практическую деятельность младших школьников в процессе  формирования музыкально­эстетического вкуса позволяет осуществить  непосредственную связь ребенка с музыкой. Реализация данного педагогического условия предполагает решение  следующих задач: активизировать воображение учащихся,  ­ ­ научить школьников мыслить творчески ­ сформировать навыки творческой деятельности Данное педагогическое условие включает в себя технологию, содержащую  следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный,  результативный. Процесс реализации данного педагогического условия содержит таблица.                                                                                              Таблица 11 целевой Установление  содержательный Направление  Процессуальный Использование  ценности музыкальных  произведений на основе  формирования  музыкально­ различных серий  заданий, адекватных  эмоционально­образного их восприятия,  эстетического вкуса  младших школьников с  содержанию данного  педагогического  творческого мышления,  анализа продуктов  опорой на выполнение,  использование и анализ  условия. собственной творческой  деятельности. собственной творческой  деятельности. Для реализации третьего педагогического условия нами были разработаны и  реализованы различные серии заданий, творческий компонент которых связан с возникновением у младших школьников ассоциаций, позволяющих им выявить  существенные признаки и свойства эстетического явления и на их основе создать  собственный творческий продукт. Выполнение данных заданий направлено на  возникновение у детей ассоциаций на основе установления связи между явлениями действительности и музыкой и предполагает обнаружение ими схожести в  структурной организации и эмоционально­образном содержании. Задание  1. Учитель предлагает школьникам создать композицию под  названием «Золотая осень». Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов и  выполнить творческие задания. 1 Сколько месяцев в каждом времени года? 2 Какой характер каждого из них? 3 Нарисуйте 3 пейзажа, каждый из которых соответствует определенному  месяцу. 4 Определите, какой цвет является главным в каждом из них. 5 Найдите символы, которые являются наиболее характерными для данного  времени года, например, дождинка с дождем и т.д. 6 Придумайте для каждого пейзажа свой литературный подтекст.      Задание 2. Учащимся предлагается послушать произведение К. Сен­ Санса «Карнавал животных», ответить на вопросы и выполнить творческие  задания. 1 Какими интонациями композитор изобразил льва, слона, черепаху, лебедя,  кенгуру? Дайте каждому персонажу музыкальную характеристику. 2 Почему карнавал открывает марш льва? 3 Как композитор изображает «рычание льва» ? 4 Как композитор относится к своим персонажам? 5 Нарисуйте животных, и придумайте к каждому из них четверостишье. 6 Изобразите каждого из животных с помощью движений рук, голоса, мимики. 7 Придумайте к каждому персонажу свой музыкальный ритм. Творческий компонент следующих заданий, направлен на развитие  способности  учащихся высказывать оригинальные идеи, придумывать новые  художественные решения, способствующие появлению нового художественного  продукта. Выполнение данных заданий позволит школьнику определить духовно­ ценностное содержание произведения, мыслить творчески, наделить новый  продукт творческой деятельности собственным эмоционально­образным смыслом.        Задание 3. Детям предлагается послушать произведение Д. Б.  Кабалевского «Танец молодого бегемота», ответить на вопросы и выполнить  творческие задания. 1.Почему композитор назвал эту пьесу танцем? 2.Какими интонациями композитор изобразил движения бегемота? 3. Затем, детям предлагается выбрать нужные слова для определения  характера музыки (слова написаны на доске):                            тяжело                                 строго                             грустно                               забавно                                                                        торжественно                     шутливо                             легко                                    жалобно                             мощно                                  бодро 4. Придумайте танцевальные движения под эту музыку и постарайтесь  отобразить в них свое отношение к персонажу пьесы. 5  Далее, учитель демонстрирует учащимся карточки с определенными  словами и предлагает детям сочинить веселую историю о бегемоте:                            Появление              задача                     отъезд                 Героя                                                         поезда                                   наказание               волшебные              беда                     противника                  дары трудное                      нарушение            сверхъестественные                 испытание                                                           силы                                                             борьба               победа                возвращение домой 6 Какие выразительные и изобразительные интонации раскроют героев  вашей сказки? 7 Тембры каких инструментов вы используете в вашей сказке?                    Задание 4. Учащиеся слушают детскую песню для голоса с  фортепиано «Болтунья» С. С. Прокофьева из цикла «Детская музыка». После  прослушивания ребятам предлагается ответить на вопросы и выполнить  творческие задания. 1.Как композитор передал в музыке разговорную речь девочки?  2.Какими интонациями раскрывается ее характер?   3 Почему в песне изменяется темп и динамика? 4 Найдите в песне скороговорку и утвердительные интонации в мелодии. 5 Придумайте свой ритм найденной скороговорки. 6 Далее, учитель предлагает учащимся сыграть в следующую игру: Каждый школьник вспоминает по скороговорке, придумывает к ней свой  ритм и мелодию. Затем, эту скороговорку необходимо исполнить на «живом  пианино» (ноты озвучивают сами учащиеся).         Задание 5. Детям предлагается прослушать вступление к опере­былине  «Садко» Н. А. Римского­Корсакого, «Океан­море синее», и на основе  просмотренных картин (В. Ермолаев  «Море», И.Айвазовский «Буря на Северном  море») придумать свои рассказы. Выполнение следующих заданий связано с творческим  компонентом эстетической оценки. Оно направлено на то, чтобы младший  школьник смог наделять музыкальное произведение личностно значимым смыслом  и отразить его в собственной интепретации музыкального произведения.  Реализация данного задания предполагает исполнение музыкального произведения  на основе его образно­смыслового анализа, а также оценку своей исполнительской  деятельности. Исполнительство является особенно важным в процессе формирования  музыкально­эстетического вкуса, поскольку оно дает возможность младшему  школьнику «слиться» с музыкой, ощутить ее как часть самого себя, глубже  осознать ее эстетическое значение и включить музыкальное произведение как  эстетическую ценность в собственную структуру личности. Как отмечает      Л. В. Яркина: « В интенциональном аспекте вокально­хоровая деятельность  представляет собой наиболее доступную для массового музицирования   исполнительскую область, в которой осуществляется развитие человека, т.е.   Раскрытие его внутреннего духовного потенциала посредством приобщения к общекультурным ценностям, сосредоточенным в сюжетно­смысловом  содержании вокально­хорового произведения». Задания, используемые в данном  направлении, предполагают решение следующих задач: ­ осознание ребенком исполняемого произведения как определенной  целостности, законченной мысли, ­ умение находить исполнительские средства, адекватные содержательной  стороне исполняемого произведения, ­ отражение содержания музыки путем реализации собственного «видения»  исполняемого произведения.        Задание 6. Учитель демонстрирует школьникам «Родную песенку»  П.Синявского и Ю. Чичкова, предлагает детям ответить на вопросы и выполнить  творческие задания. 1.Каков характер этой песни? 2. Какие образы у вас возникли во время слушания этой песни? 3. Какие средства выразительности использовал композитор для  передачи образа? Затем, детям предлагается просмотреть ряд картин «Осенние дожди» В.  Попкова, «Золотая осень» Левитана, «Осенняя песнь» В. Борисова­Мусатова и  выбрать ту, которая наиболее близка по образному строю исполняемого  произведения. Данное задание активизирует работу ассоциативного мышления и  творческого воображения младшего школьника, приходить на выручку ему искать  внутренние связи между музыкальным произведением и произведением искусства,  находить звуковые аналогии живописному решению. Это позволяет младшему  школьнику ощутить музыкальное произведение как образно­смысловое целое,  углубить эмоциональное восприятие произведения. Задание 7.    связано с анализом поэтического текста исполняемого  произведения, его выразительных средств, отдельных смысловых единиц. С этой  целью, учитель после прочтения поэтического текста предлагает детям выполнить  ряд заданий и ответить на следующие вопросы: 1 Прочтите выразительно это стихотворение, и определите в нем главные  слова. 2 О чем это стихотворение? 3 Какое у него настроение? 4 какие образы у вас возникли, когда вы слушали это стихотворение? 5 Соответствует ли песня настроению этого стихотворения?    Данное задание дает возможность младшим школьникам  глубже понять  содержание произведения, его эмоциональную насыщенность, создать более  конкретный и определенный образ музыкального произведения, соотнести  понимание поэтического текста с композиторским. Оценка своей исполнительской деятельности предполагает вслушивание  младших школьников в собственное исполнение, соотнесение его с созданным  идеальным образом исполнения и оценку своей деятельности. Данный этап является довольно важным, поскольку позволяет  младшему школьнику «вслушаться» в самого себя, в то как произведение звучит в  нем, а не только вне его, и осознать это непосредственное слушание, осознать  динамику внешнего звукового движения с динамикой движений психических.   Осуществление слухового контроля исполнения предполагает анализ своей  исполнительской деятельности на основе соотнесения реального звучания и  воображаемого певческого эталона. Оно предполагает решение следующих задач: ­научить детей вслушиваться в собственное исполнение, ­развивать способность детей соотносить свое исполнение со сложившимися  эталонами грамотного и совершенного исполнения. С этой целью детям предлагается осуществить вокально­слуховой  анализ своего исполнения, ответив на следующие вопросы: 1.Музыка, которую вы исполняли красивая или нет? 2.Удалось ли вам в пении передать красоту музыки? 3.От чего зависела красота исполнения этой музыки? 3.Удалось ли вам в пении передать содержание музыки? 4.Удовлетворены ли вы своим исполнением или нет? 6 Какие недостатки исполнения следует отметить и как их исправить?      Данное задание позволило младшим школьникам не только на  эмоциональном , но и на рациональном уровне оценить результаты своей  творческой деятельности, соотнести свое пение с собственными эталонами  красивого исполнения, активизировать их самостоятельность в решении  эстетических задач.     Технология заключительного эксперимента предусматривает проведение  контрольных работ в экспериментальной группе, основной целью которых является выявление эффективности педагогических условий, направленных на  формирование музыкально­эстетического вкуса у младших школьников.   Для определения их эффективности и сравнения с результатами  констатирующего эксперимента мы использовали одинаковые критерии,  содержащие определенную информацию об умении младших школьников  качественно оценивать музыкальные произведения. Анализ результатов исследования по всем критериям содержит таблица 12. Констатирую щий эксперимент I Информиров W 3 Заключитель ный эксперимент I Информиров W 3 Таблица 12 Показатели  эффективности Информиров анность 2.6 анность 4.9 анность  Эмоциональн 5 Эмоциональн 6 ость 8.9 ость 0.1 Осознанност Оригинально 03.9 ь 1 7 4.2 сть ь сть Осознанност Оригинально 1 7 05.3 5.2 школьников  увеличилась на 2.3  Способность детей  эмоционально  откликаться на  музыку возросла  на 1.2 Показатель  осознанности  увеличился на 1.4 Оригинально сть высказывания  Мотивации и 3 Мотивации и младших  школьников  возросла на 1 Данный  3 потребности 0.5 потребности 2.7 показатель Адекватност ь 0 ассоциативн ь 5 7 Адекватност ассоциативн ость 9.2 ость 5 8 1.7 0.3 увеличен на 2.2 Способность школьников  мыслить адекватно возросла на 1.7 Данный  показатель  увеличился на 1.1 Таким образом была осуществлена экспериментальная проверка  эффективности выдвинутых нами педагогических условий. Результаты  исследования весовых коэффициентов увеличились по всем показателям более  чем на 1. Более высокие результаты заключительного эксперимента в нашем  исследовании свидетельствуют о том, что данные педагогические условия  эффективны и значимы. Таким образом, гипотеза исследования доказана,  поставленные задачи решены.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.

Педагогические условия формирования музыкально-эстетического вкуса у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018