Педагогический анализ урока литературы на тему: Любовь в романе И. С. Тургенева ,,Отцы и дети"

  • docx
  • 01.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ урока по русскому языку студент2.docx

Анализ урока по русскому языку студента-практиканта Яковлевой Ольги Леонидовны

Общие сведения об уроке

12.02.2020

10 ,,В” класс

Литература

,,Отцы и дети “ И. С. Тургенев

2. Организация

Урок начался с того, что Ольга Леонидовна поприветствовала учащихся, выяснила, кто из них отсутствует на уроке, проверила готовность класса к работе  и настроила ребят на занятие  улыбкой.

3. Тема и основные цели урока

  Данный урок является уроком-обобщением знаний данной теме. На нем преподаватель проводила самостоятельную  работу в форме тнста, чтобы узнать, как дети усвоили эту тему.

Цели урока:

·                раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;

·                понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.

Задачи:

Дидактические:

·                продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

·                проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

·                показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;

·                обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

·                развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

·                совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

·                расширить круг ассоциаций;

·                развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

·                воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

·                показать вневременные рамки классического художественного произведения;

·                воспитывать художественный вкус;

·                воспитывать альтруистические ценности.

·                УУД

·                Личностные:

·                Самоопределение, действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания.

·                Регулятивные:

·                Выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

·                Коммуникативные:

·                Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные средства для решения коммуникативных задач.

·                Познавательные:

·                Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, рационально и осознанно выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

·                Планируемые результаты

·                Предметные:

·                Развитие умения принимать участие в беседе, приводить в диалогах аргументы, основываясь на мыслях и чувствах автора,

·                запечатлённых в тексте; передавать их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст; формулировать главную мысль; отмечать значение изобразительно-выразительных средств языка.

·                Личностные:

·                Формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства.

·                Метапредметные:

·                Готовность к саморазвитию владения языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

·                Основные понятия

·                Тематика и проблематика художественного произведения, лирический герой.

·                Элементы технологий

·                Технологии педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, ИКТ, здоровьесбережения.

·                Межпредметные связи

·                Русский язык, обществознание

·                Формы работы

·                Ф - фронтальная, И - индивидуальная , Г - групповая

·  управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

·  коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества;

·  познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Ребята уже были знакомы с этой частью речи с начальной школы, поэтому они смогли сами сформулировать цели и задачи урока.

4. Организационные стороны урока

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока соответствует его содержанию и целям. На уроке имела место быть проблемно-поисковый (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом. Время на уроке было распределено рационально, не было пробелов или же долгой и напряженной работы. Ученики были постоянно заняты чем-то: анализом текста, комментариями, чтением, проверкой домашнего задания. Во время урока использовалась индивидуальные и групповые формы работы.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке

. На занятии дети активно применяли полученные ранее умения и навыки( когда вспоминали, что такое загадка, повторяли правило написания НЕ с существительными, порядок морфемного разбора слова).   Все задачи урока были реализованы.

·                обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

·                обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

·                создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

6. Характеристика и анализ соответствия применённых методов, средств, форм, педагогических технологий

Цели урока были поставлены рационально, с учетом возраста учащихся. Активность и самостоятельность учащихся формировалась с помощью заданий, которые были направлены на установление контакта с другими детьми, выработку своего собственного мнения .

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке

На уроке были использованы задания из учебника, дополнительные вопросы и задания по теме из методических рекомендаций и поурочных разработок.

8. Психологические основы урока

Развитие внимания детей осуществляется с помощью упражнений на выявление ошибки в тексте. Память учащиеся тренировали при помощи заучивания правила. Активно развивали мышление с помощью заданий учебника. Урок был очень динамичным и интересным. Чередовались разные виды деятельности: групповая работа с индивидуальной, фронтальный опрос с  групповым. Материал был преподнесен от более легкого к трудному. Письменные виды деятельности чередовались с устными, чтобы давать детям возможность отдохнуть и для лучшего усвоения материала.

9. Целесообразность педагогических задач, поставленных перед домашним заданием учащихся

Домашнее задание было задано в соответствии с темой урока. Повторение теории также включено в задание на дом плюс упражнение на закрепление пройденного материала

10. Реализация личностного подхода в процессе решения педагогических задач

Стиль работы учителя-авторитарно-демократиеский.

Ольга Леонидовна очень тепло общается с детьми, но тем не менее дает понять время от времени, что она-учитель и должна прежде всего давать ребятам знания. Она очень хорошо умеет управлять общением с детьми, использует словесные методы оценки на уроке, не забывает и о традиционном способе оценивания ребят. Ольга Леонидовна  поддерживала работоспособность ребят на уроке с помощью чередования разных видов деятельности и интересных заданий, которые учили детей быстро переключаться с одного упражнения на другое.

11. Выводы и предложения

Данный урок обладает целостностью и законченностью. Каждая из его частей дополняет следующую, раскрывает и как бы продолжает ее. Цели и задачи , поставленные в начале урока были полностью реализованы в ходе урока. Осуществлялся переход к разным видам деятельности(письменное выполнение упражнения, устный ответ, устный опрос). Использовались разные методы и средства обучения: проблемно-поисковый (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, прием беседы, самостоятельного чтения и изучения материала, выполнения задания. Основные дидактические принципы на уроке были реализованы Принцип научности

·                Принцип доступности( весь материал был преподнемен детям доступным языком)

·                Принцип целенаправленности( в начале урока были поставлены цели, а в конце сами дети определили, добились ли мы этих целей или нет)

·                Принцип систематичности и последовательности(материал излагался логично и последовательно:от простого к сложному)

·                Принцип сознательности и активности(ребята понимали , что данные знания им необходимы и активно уаствовали в ходе урока)

·                Принцип прочности (было осуществлено повторение для закрепления материала)

Оценка детей была проведена в соответствии с их заслугами и активностью на уроке.

Урок, на мой взгляд, был проведен замечательно: и учитель, и дети были им довольны.