ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ОГБПОУ «ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
О.В. Ягодкина (Томск)
ОГБПОУ «Томский политехнический техникум»
Yagodkina.77@mail.ru
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 27-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) с сентября 2021 года рабочая программа воспитания является неотъемлемой частью основных профессиональных общеобразовательных программ и перед педагогическими работниками встала проблема: «Каким образом осуществлять мониторинг качества воспитательного процесса и какими критериями им руководствоваться при проведении педагогического мониторинга?».
Основываясь на определении понятия «мониторинг (лат. мonitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы», пытаемся понять что входит в комплекс динамических наблюдений.
В современной педагогической науке выделяют два подхода к организации воспитательного процесса: традиционный (не влияющий на качество) и мониторинговый (способствующий повышению качества воспитательного процесса), который в свою очередь ориентируется на взаимодействие всех участников образовательных отношений. То есть воспитательный процесс также переживает трансформацию, как и учебный, и перешел от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отношениям, в которых студент является полноправным субъектом общения, воспитания, сотрудничества. При мониторинговом подходе организации воспитательного процесса происходит включение обучающегося в организацию воспитательного процесса. Так, например в ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» система воспитания выстраивается таким образом, что и процесс воспитания, и его цели, и задачи разрабатываются и принимаются совместно – педагогическими работниками, обучающимися и родителями. И здесь очень важно не только взаимодействие между представителями образовательной организации и родительской общественности, обучающихся, но и взаимодействие между самими педагогическими работниками: преподавателями, педагогами-организаторами, социальными педагогами, педагогами-психологами. Именно тесное взаимодействие между всеми специалистами способствует своевременному выявлению непрогнозируемых результатов и внесению необходимых корректив в процесс воспитания. Таким образом, можем сделать вывод, педагогический мониторинг качества воспитательного процесса, как и учебного, включает диагностику, прогнозирование и коррекцию развития личности и является цикличным процессом.
Что же из себя представляет целостная воспитывающая система ОГБПОУ «Томского политехнического техникума»? Она состоит, как скорее всего и во всех образовательных организациях, из трех компонентов: воспитание в процессе обучения, воспитание во взаимодействии с социумом и воспитание вне учебного процесса (или как называют в общеобразовательных организациях – внеурочная деятельность).
В основу педагогического мониторинга качества воспитательного процесса в ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» заложена социально-педагогическая и психолого-педагогическая диагностика, в процессе которой происходит соотношение личностных качеств студента (выявленных в процессе проведения диагностик педагогом-психологом) требованиям ключевых профессиональных навыков будущего квалифицированного специалиста.
Какие критерии могут быть основанием для того, чтобы считать насколько качественным был воспитательный процесс в той или иной образовательной организации? Мы полагаем, что здесь могут быть следующие критерии: количество обучающихся состоящих на учете в ПДН; количество обучающихся совершивших правонарушения за время обучения в профессиональной образовательной организации; участие в проектах, чемпионатно-олимпиадном движении, конференциях и фестивалях различного уровня.
Как вывод можем отметить, что в ОГБПОУ «Томский политехнический техникум» используется не одна диагностическая методика для выявления уровня качества воспитательного процесса, главное, чтобы были определены критерии и показатели оценки эффективности воспитательной системы и уровня воспитанности личности обучающегося.
Список литературы
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 27-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.