Педагогический образовательный проект «Куда девать мусор?»
Оценка 5

Педагогический образовательный проект «Куда девать мусор?»

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
экология
Детсад
25.09.2023
Педагогический образовательный проект  «Куда девать мусор?»
Наведение порядка на земле, приведение территорий города в надлежащее санитарное состояние, их благоустройство, озеленение является одними из наиболее важных задач, для решения которых в нашей республике ежегодно целенаправленно ведется определенная организационная и практическая работа. Каждый гражданин должен осознавать свою ответственность за обеспечение комфортной среды жизнедеятельности и принимать активное участие в благоустройстве, озеленении территорий населенных пунктов, обеспечении порядка и поддержании в надлежащем состоянии внешнего вида территорий, мест общественного пользования и назначения.
проект.doc

       Педагогический образовательный проект

«Куда девать мусор?»

 

1. Актуальность проекта

2.Цели и задачи

3.Этапы реализации

4.Ожидаемые результаты

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок и охрана природы

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста – педагоги – родители

По количеству участников: коллективный

Описание: Похожее изображениеПо продолжительности реализации проекта: сентябрь 2022 – май 2023

Проблема: охрана природы, попытка решить “мусорную проблему”

Если что-то нам не жалко,

То несём скорей на свалку.

Загрязняют землю, воду

Бытовые все отходы.

 

Авторы проекта: Вагапова И.В., старший воспитатель, Романова С.В., воспитатель

 

 

Актуальность

 

Наведение порядка на земле, приведение территорий города в надлежащее санитарное состояние, их благоустройство, озеленение является одними из наиболее важных задач, для решения которых в нашей республике ежегодно целенаправленно ведется определенная организационная и практическая работа. Каждый гражданин должен осознавать свою ответственность за обеспечение комфортной среды жизнедеятельности и  принимать активное участие в благоустройстве, озеленении территорий населенных пунктов, обеспечении порядка и поддержании в надлежащем  состоянии внешнего вида территорий,  мест общественного пользования и назначения.

Мусор-проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники МДОУ №29 не исключение.

Описание: Похожее изображениеБольшинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Путешествуя с родителями в разные страны, дети обращают внимание на чистоту вокруг, различные приспособления для мусора в зарубежных городах и сравнивают с улицами родного города. Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора? », «Откуда он берётся? », «Как он влияет на здоровье человека и всего живого? » привели к идее создании проекта «Куда девать мусор?», тему предложили дети с родителями.

Описание: Похожее изображениеПроблема, которая обозначена в проекте, не новая. Лозунг «Отходы – в доходы» также всем хорошо известен. Было время, когда на школьных тетрадях ставилась надпись: «Изготовлено из вторичного сырья». Дети, видя это, понимали, что собранная ими макулатура, была потом переработана в бумагу. Возобновлять эту работу, конечно же, надо. Тем более что сегодня проблема сбора мусора особенно актуальна.

Воспитывая детей, мы будем воспитывать и взрослых. Дети, участвуя в поиске разных способов использования бытового мусора вместе с родителями не только сами узнают и научатся многому (что это такое, свойства и качества материала, что можно сделать, как можно использовать придуманные предметы в игре), но и заинтересуют взрослых, тем самым вовлекая и их в процесс обучения раздельного сбора мусора и рационального его использования.

Определить цель совместной деятельности взрослых и детей по реализации проекта – значит выяснить, зачем мы его проводим. Мы задали себе такие вопросы: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят в мусорных баках, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?»

Проблемы экологического образования дошкольников находят отражение в комплексной программе «Детство» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной, которую реализует наш детский сад.

Цель проекта:

Научиться сортировать бытовые отходы; определить, как можно использовать бытовые отходы второй раз, проследить путь бытовых отходов.

 

Задачи исследования:

1.   Изучить сформированность экологических представлений у старших дошкольников и компетентность в вопросах экологии у родителей воспитанников.

2.   Подвести детей и родителей к пониманию важности проблемы  взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

3.   Выяснить влияние отходов на окружающую среду;

4.   Описание: Похожее изображениеДоказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;

5.   Выявить основные способы утилизации бытового мусора в городе, перспективы решения этой проблемы

6.   Раскрыть сущность понятия «отходы и вторсырьё» (пластик, разнообразные упаковки, детали бытовой техники и пр ).

7.   Подвести детей к самостоятельному пониманию того, что из вторсырья можно изготовить нужные, функциональные и практичные вещи.

8.   Формировать на доступном уровне нравственные качества детей: желание и умения сохранить окружающий мир природы.

9.   Способствовать формированию детского чувства ответственности за состояние окружающей среды.

     10. Экологизировать различные виды деятельности воспитанников    (условия для самостоятельных игр с бросовым материалом, использование бросового материала в игровой и непосредственной образовательной деятельности).

Методы исследования:

·       изучение литературных источников и информации в Интернете;

·       социологический опрос детей детского сада;                                            

·       наблюдение за мусором на улицах города.

Гипотеза: предположим, что бытовой мусор загрязняет землю и наносит вред природе.

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Формы и методы работы с родителями:

·       Анкетирование, проведение опросов.

·       Семейный клуб, родительские собрания, педагогическая гостиная, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

·       Совместные развлечения, праздники, КВН, викторины  и т. д.

·       Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

·       Совместная трудовая деятельность с детьми («Экологический десант», экологические акции).

·       Совместные экологические экскурсии.

·       Описание: Похожее изображениеВыпуск плакатов, листовок, буклетов.

·       Мастер – классы.

Материально-техническое обеспечение

·       Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения

·       Природные уголки в группах

·       Методический инструментарий по работе с детьми (картотека экологических игр, конспекты бесед, занятий, сценарии экологических

·       развлечений и т.д.) и родителями (сценарии родительских собраний, активных форм работы по проблеме экологического образования).

·       Подборка методической литературы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста».

·       Аудио, теле и видео аппаратура, канцтовары (компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон,  канцелярские принадлежности и т.д)

Шаг 1. «Создание общества «Друзья природы»

Экологическая культура это культура личности, предполагающая наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе.

Работа в нашем детском саду по экологическому образованию детей строится по четырём взаимосвязанным блокам:

1. Природа – человеку (где заостряется внимание детей на эстетической и оздоровительной значимости природы).

2. Человек – природе (где показывается положительная и отрицательная деятельность человека).

3. Береги природу! (где дети знакомятся с правилами охраны природы).

4. Друзья природы (участие в природоохранных мероприятиях).

Для внедрения данной работы было создано экологическое общество, куда вошли родители, воспитатель, дети.

Описание: Похожее изображениеШаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации»

  Теоретическая часть включает в себя постановку целей и задач проекта, выбрана гипотеза и изучена проблема «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?». Изучая проблему в ходе  ОД на тему «Что такое мусор?», «Про город и про мусор», дети узнали, что мусор-это отходы человеческой деятельности, они бывают разных видов: бытовыми, строительными, промышленными. Чтение художественной литературы, Описание: Похожее изображениедидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры экскурсии помогли детям осознать серьёзность проблемы мусора и необходимость соблюдения культуры и правил поведения на природе. В рамках ОД дети выяснили, откуда берётся мусор и куда он девается. Так, было решено в практической части исследования проследить путь его движения. Воспитанники вместе с родителями выбросили мусор в пакет.

Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит мусор на специальную свалку (полигон). Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, так как там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Всё это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор, где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоёмах и полях.

Возник очередной вопрос «Если никто не будет сорить - это очень хорошо, но мусор всё равно надо куда-то девать?». Поиск собственных вариантов решения проблемы стал основой практической части проекта. Перед детьми был поставлен вопрос «Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество мусора?» В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» дети узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.

  Таким образом, первым вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его переработки. Дети вместе с родителями сортировали мусор и выбрасывали его в самостоятельно сконструированные коробки. Воспитатели нашли адреса соответствующих пунктов приёма мусора в городе  и стали сдавать туда макулатуру, стекло, пластик и другие опасные отходы. Были проведены акции по сбору макулатуры и сбора батареек.

  Второй вариант решения проблемы было предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, делиться с друзьями книгами, игрушками, бережно относиться к игрушкам и книгам. Это поможет уменьшить количество выбрасываемых вещей.

Описание: Похожее изображение  Следующий вариант решения проблемы мы назвали «Покупай с умом». Можно идя в магазин, брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки.

  И самое творческое решение проблемы - «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться – выбросить. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки, предметы для интерьера. Мы с детьми открыли творческую мастерскую «Вторая жизнь ненужных материалов».

В рамках данного проекта дети участвовали в конкурсе рисунков «Сохраним нашу планету», организованным в нашем детском саду.

 

Шаг 3. Разработка плана действий и реализация проекта.

Подготовительный (сентябрь – октябрь)

·       Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;

·       Составление перспективного плана работы над проектом «Куда девать мусор?»;

·       Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

·       Создать презентации «Жалобная книга природы»; «Что такое бытовые отходы»

·       Разработки консультаций и наглядного материала  для родителей «Мусор – глобальная проблема человечества»;

·       Подготовка родителей к работе;

·       Проведение дней открытых дверей;

·       Обсуждение первых результатов, опыты, ошибок, недоработок – круглый стол “Наши результаты”.

Реализация проекта (ноябрь – апрель)

Перспективный план реализации проекта «Куда девать мусор?»

СЕНТЯБРЬ

Ø   Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте.

Ø   Анкетирование на тему «Куда вы выбрасываете мусор?».

Ø   Участие в городско конкурсе плакатов «Берегите мордовские леса!»

Ø   Презентация «Жалобная книга природы».

Ø   Экскурсия по экологической тропе.

Описание: Похожее изображение 

ОКТЯБРЬ

Ø   Описание: Похожее изображениеПрезентация для родителей «Мусор - глобальная проблема человечества». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.

Ø   Участие в городской акции «Сохраним мордовские леса». Сбор макулатуры в рамках данной акции.

Ø   Презентация «Что такое бытовые отходы».

Ø   Социологический опрос родителей «Сколько пластиковой тары вы выбрасываете за месяц?»

Ø   Опытно-исследовательская деятельность «Как разлагается мусор»

Ø   Экологический субботник на участке детского сада.

НОЯБРЬ

Ø   Изготовить совместно с детьми памятки и листовки для родителей «Долой мусор!», «Не сжигайте мусор!»

Ø   Беседа «Мусор надо разделять».

Ø   Разработка с детьми сценария видеоклипа «Мусор – проблема № 1!»

Ø   Выпуск буклета для родителей: «Куда деть мусор?» (цель: информирование взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки).

ДЕКАБРЬ

Ø   Консультация для родителей « Как можно использовать бросовый материал с пользой».

Ø   Акция «Поможем зимующим птицам» (изготовление совместно с детьми и родителями кормушек для птиц из вторичного материала, размещение их на участке и территории дошкольного учреждения).

Ø    Тематическое развлечение со старшими дошкольниками «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети!»

Ø    Мастер – класс для детей и родителей «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

 

ЯНВАРЬ

Ø   Описание: Похожее изображениеКонкурс для родителей с детьми на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Ø   КВН для семейных команд – старших дошкольников и их родителей «Что мы знаем о природе и ее охране».

Ø   Выставка рисунков « Сохраним нашу планету».

ФЕВРАЛЬ

Ø   Дефиле в нарядах из бросовых материалов

Ø    «Зимняя прогулка» - совместное развлечение с родителями и детьми.

Ø   Подготовка буклета «А знаете ли вы что…» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

Ø   Участие в акции «Спаси ёжика, сдай батарейку!»

МАРТ

Ø   Консультация для родителей «Вторая жизнь мусора».

Ø   Фотогалерея «Мусорный вернисаж».

Ø   Прогулка-наблюдение с детьми на тему «Весна пришла. А город чистый?»

АПРЕЛЬ

Ø   Экологический праздник «День Земли».

Ø   Акция «Чистый город» – совместно с детьми провести субботник по уборке территории детского сада.

Ø   Проведение мастер-класса для детей и родителей «Волшебный дракончик» (тренажер для дыхательных упражнений).

МАЙ

Ø   Выставка «Вторая жизнь ненужных материалов».

Ø   Описание: Похожее изображениеСоздать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.

Ø    «Экологический десант» – провести субботник с родителями и детьми по озеленению территории дошкольного учреждения.

 

Шаг 4. Ожидаемые результаты.

·       посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

·       непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий (акций);

·       повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

·       придумать  вторую жизнь бытовому мусору.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами

встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

 

Описание: Похожее изображениеСписок литературы:

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2019.

3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2015.

4. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах / пер. с анг. М. Беньковская и другие. – М.: МАХАОН, 2015.

5. Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2017.

6. Кацура А.В. Отарашвили З.А. Экологический вызов: выживет ли человечество. – М.: МЗ Пресс, 2018.

7. Масленникова О.М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. ФГОС ДО – СПБ.: Детство-Пресс, 2020.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2015.

9. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.


Педагогический образовательный проект «Куда девать мусор?» 1

Педагогический образовательный проект «Куда девать мусор?» 1

Актуальность Н аведение порядка на земле, приведение территорий города в надлежащее санитарное состояние, их благоустройство, озеленение является одними из наиболее важных задач, для решения которых…

Актуальность Н аведение порядка на земле, приведение территорий города в надлежащее санитарное состояние, их благоустройство, озеленение является одними из наиболее важных задач, для решения которых…

Проблема, которая обозначена в проекте, не новая

Проблема, которая обозначена в проекте, не новая

Задачи исследования: 1.

Задачи исследования: 1.

Гипотеза: предположим, что бытовой мусор загрязняет землю и наносит вред природе

Гипотеза: предположим, что бытовой мусор загрязняет землю и наносит вред природе

Аудио, теле и видео аппаратура, канцтовары (компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, канцелярские принадлежности и т

Аудио, теле и видео аппаратура, канцтовары (компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, канцелярские принадлежности и т

Теоретическая часть включает в себя постановку целей и задач проекта, выбрана гипотеза и изучена проблема «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?»

Теоретическая часть включает в себя постановку целей и задач проекта, выбрана гипотеза и изучена проблема «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?»

Таким образом, первым вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его переработки

Таким образом, первым вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его переработки

Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции; ·

Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции; ·

Презентация для родителей «Мусор - глобальная проблема человечества»

Презентация для родителей «Мусор - глобальная проблема человечества»

Тематическое развлечение со старшими дошкольниками «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети!» Ø

Тематическое развлечение со старшими дошкольниками «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети!» Ø

Проведение мастер-класса для детей и родителей «Волшебный дракончик» (тренажер для дыхательных упражнений)

Проведение мастер-класса для детей и родителей «Волшебный дракончик» (тренажер для дыхательных упражнений)

Список литературы: 1. Аксенова,

Список литературы: 1. Аксенова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2023