МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 56 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
(МОУ СШ № 56)
Тема педагогического опыта:
«Психологический комфорт на уроке
как условие развития личности младшего школьника»
Ф.И.О. участника, должность:
Соколова Ксения Александровна,
учитель начальных классов,
педагог - психолог
Волгоград, 2020
Сведения об авторе
Ф.И.О. участника: Соколова Ксения Александровна,
Образование: среднее - профессиональное,
Название учебного заведения: Волгоградский социально- педагогический колледж,
Год окончания: 2015 год,
Специальность по диплому: преподавание в начальных классах, педагог-психолог,
Место работы: МОУ СШ №56,
Занимаемая должность: педагог- психолог,
Стаж работы: 4 года,
Стаж работы в занимаемой должности: 4 года.
Описание передового педагогического опыта
Cоздание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
Одной из проблем в обучении современного младшего школьника, с которой мне, как молодому учителю, пришлось столкнуться на практике, это психологический дискомфорт учащихся на уроке, связанный с
· неуверенностью в себе – 48%
· повышенной утомляемостью на уроках – 26%
· замедленностью темпа деятельности – 32%
· повышенной потребностью во внимании – 12%
· повышенной двигательной активностью – 12%
· трудностью в переключении с одной деятельности на другую – 14%
Это мотивировало меня на работу над психологическим комфортом на уроке.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит...
Тема сохранения, и в особенности, повышения психологической комфортности необычайно актуальна. Ведь дети познают мир через эмоции, через эмоциональную память, а значит, именно эмоции играют одну из самых важных ролей в формировании личности. На уроке именно преподаватель является для учащихся источником эмоций. Очень важно, чтобы эти эмоции были исключительно положительными. Только положительные эмоции стимулируют познавательную деятельность учащихся, их желание участвовать в ходе урока, активно вовлекаться в работу и взаимодействовать с преподавателем и одноклассниками. Эмоции формируют и могут изменить отношения учащихся как к преподавателю и учебному предмету, так и к собственным силам, а значит, от положительного настроя зависит и производительность учебной деятельности учащегося.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Новизна моего опыта состоит в том, что для создания положительного настроя, благоприятного комфорта, я использую различные формы, которые скоротечно обновляются, совершенствуются: разминки, мотивирующие и настраивающие стихотворения, биологически активные точки лица, рефлексия.
На мой взгляд, мой опыт будет полезен как начинающим учителям, так и педагогам с высокой планкой мастерства.
Положительно-эмоциональный настрой следует начать закладывать в начале урока, в ходе организационного этапа: приветствие, готовность, посадка. Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с организационного этапа. Он нужен для создания у учащихся доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. И продолжить в ходе всего урока. Использую рифмованные стихи, психологические настрои, различные установки на урок, девизы, разминки (смайлики, кружки, карандаши, ладошки, пальчики). Благодаря этому дети становятся более раскованными, открытыми, у них возникает положительный эмоциональный настрой на весь урок. Хочу поделиться тем материалом, который я собрала из различных источников и благополучно использую в ходе своих уроков. Используя данные методы и приемы игровой деятельности для формирования психологического комфорта, можно сделать следующие выводы: спустя полгода работы результаты психологического комфорта на уроках следующие:
* Отсутствие усталости у детей и учителя – 86%
* Положительный эмоциональный настрой – 100%
* Удовлетворение от сделанной работы – 92%
* Желание продолжать работу – 92%
- Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по литературному чтению – два первых места и одно третье
Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку – три первых и одно второе
Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по математике – шесть первых, два вторых, одно третье.
Международный детский конкурс «ПОНИ в гостях у Пифагора! – четыре призера
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.