ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 20.docx

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него. Детям дошкольного возраста при чрезвычайных ситуациях свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха они прячутся в укромные уголки, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. В условиях современного общества, проблемы безопасности жизнедеятельности стали особенно актуальными, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория граждан, зачастую совершенно беззащитных. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению в быту, на улицах, дорогах, в транспорте. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам безопасного поведения в быту и правилам дорожного движения. Целью данной работы является: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности. Задачи. 1. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни. 2. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. 3. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка- дошкольника. Вводная диагностика Педагогическая оценка уровня знаний проводилась на основании диагностических карт по методике Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» В основном, дети проявляют заинтересованность к вопросам, но знания детей отрывочны, часто дети не могли вспомнить правила пожарной безопасности, правила личной безопасности: не могли вспомнить свой адрес, фамилию имя отчество родителей и т.д., имеют расплывчатое представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. К сожалению дети затруднялись ответить, чтобы они делали в неожиданных ситуациях. Но все хорошо усвоили, что не знакомым людям нельзя доверять, а это говорит о недостаточном уровне знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, и необходимости усиленной работы над пробелами в этой области знаний. Анкетирование среди родителей по обучению детей ОБЖ показало, что все родители (100%) считают необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту. По степени значимости подготовки детей к встрече с опасностями указали на роль воспитателей (56%), родителей (44%). Из чего можно сделать вывод, что родители хорошо представляют значимость работы по формированию у детей ОБЖ и стремятся познакомить ребенка с правилами безопасного поведения, но главенствующую роль в этом воспитании, всё-таки относят детскому саду. Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении комплекса педагогических условий: 1. Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения. 2. Применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка. 3. Осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление в тесном сотрудничестве. Содержание образования В своей работе я опиралась на содержании программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам: • Дети на дороге • Огонь – друг, огонь – враг • Здоровый ребенок • Один дома • В мире природы Основываясь на содержание программы, мною был разработан перспективный план, который предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса: 1) Организованная деятельность; 2) Совместная деятельность; 3) Самостоятельная деятельность. Что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, стимулирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности. Данная программа, была мною успешно реализована в детских видах деятельности: игре, рисовании, рассматривании картин, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, развлечения. Данный материал был отобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато. На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года. Одновременно, мною, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности и выявлению запросов родителей.. На 2 этапе я вводила правила в жизнь детей, показывала разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила. На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями. Содержание программы изучения правил безопасной жизнедеятельности «Дети на дороге» На занятиях по правилам дорожного движения «Знакомство с правилами дорожного движения», «Наблюдения за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», «Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика» и другие, мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Закрепляют представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности». Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности. Расширяется круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Знакомимся со специальными автомобилями: «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», их назначение и особыми правилами движения по улице. В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде - регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять, каждый ребёнок выступает в роли регулировщика и запоминает правила через игру: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком - можно идти на зелёный сигнал светофора. Через сюжетно-ролевую игру «Автобус», расширяется круг правил поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя. В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дошкольники с желанием обыгрывают, различные дорожные ситуации тем самым закрепляются правила дорожного движения. Большой популярностью пользуется дидактическая игра «Наш городок», которую мы изготовили совместно с детьми и родителями. Благодаря ней закрепляются многие изученные правила и знаки дорожного движения. Так же с ребятами проводились беседы «Кто есть кто на дороге », «История светофора», «Когда и где появились дорожные знаки », «Езда на велосипеде. Совместно с музыкальным работником мы разучивали песни, одна из любимых «Запрещается – разрешается (музыка М, Парцхаладзе, слова В. Семерница), Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. Через собрания, совместные с детьми и родителями развлечения мы стараемся убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в МДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию. Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения. Проделанная работа дала положительный результат. «Огонь – друг, огонь - враг» В ходе занятий «Тили – бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом!». «О правилах важных - пожаробезопасных ». «Спички - причина пожара», «Детские шалости с огнём и их последствия», «Осторожно, огонь» и другие, дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. Посещали пожарную часть города, беседовали с пожарными и диспетчерами. У детей развилось понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Нам удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнём. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара, на практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким как: «Анализ спичечного коробка», «Осторожно огонь!» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается, - спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды. Во время опыта с горящей бумагой, дети выяснили, чего же боится, огонь и научились тушить возгорание. На занятие «Тили - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом!», отработали последовательность действий в случае возникновения пожара. Проводились беседы: «Правила обращения с огнем», «Пожар в лифте», «Что делать, если загорелся телевизор». В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, например: когда проходишь мимо кухонной плиты, нужно следить за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Не пытаться самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверь, не слишком ли горячая вода, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах. Формирование валеологической культуры «Здоровый ребенок» Одним из направлений работы по укреплению здоровья детей является, формирование валеологической культуры, начиная уже с дошкольного возраста. Однако в группы дошкольного учреждения поступают дети, отнесённые к разным группам здоровья, с разным уровнем развития культурно-гигиенических навыков, уровнем сформированности валеологической культуры в семье. Была проделана следующая работа: 1.Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов. На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях внутренних органов (сердца, мозга, костей) и о влиянии различных форм поведения на работу этих органов. Например, на занятии: «Изучаем свой организм» дети узнали, чем они похожи и, чем они отличаются (рост, цвет и длина волос, цвет глаз, вес, пол). Искали где расположено сердце, слушали пульс в разные моменты своей деятельности. Разобрались в игровой форме, в том, что происходит у них в организме. 2.Привитие стойких культурно - гигиенических навыков. На занятиях особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. В ходе занятий: «Чтобы глаза видели, а уши слышали», «Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже» и других, дети усвоили в процессе практического экспериментирования знания о коже, скелете, внутренних органах, зубах. Поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. Я подвела их к пониманию значения бережного отношения к внутренним органам и правильному уходу за ними (правильное дыхание, питание, необходимость ухода за зубами и так далее). Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения: прислушивались к работе сердца, определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения. На занятии «Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже » к ребятам приходила в гости кукла - грязнуля, и они на её примере закрепляли основные гигиенические навыки. Детям объясняла и показывала, как кожа защищает от перегрева, охлаждения. Ветра, сырости, учила, что здоровая и чистая кожа является барьером для проникновения микробов. Выучили вместе с детьми курс массажа для лица, который повышает иммунитет детей. Выполняли гимнастику для глаз, учили правила ухода за ними. 3.Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания первой элементарной помощи. В ходе занятий «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит», «Держи осанку», «Органы пищеварения» и других, дошкольники узнали о строении органов пищеварения, режиме питания, гигиене питания, закрепили знания о личной гигиене (мытьё рук, овощей, фруктов); в игровой форме, повторили и обговорили правила сервировки стола. Выучили правило: «Мойте овощи и фрукты - будут здоровыми желудки». На занятии «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит» дети получили телеграмму от королевы Простуды, чтобы прочитать её пришлось позвать в гости доктора Айболита. Доктор сообщил детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; научил детей не бояться врача, самим уметь оказывать первую помощь научились правильно обрабатывать рану и накладывать на неё простейшую повязку, при этом дети объясняли значение каждого действия. На занятии «Как беречь здоровье ребёнка», у детей сформировалось представление о профессии врача, узнали о солнечном ожоге и оказании первой помощи при нём. Доктор «Пилюлькин » сообщил детям элементарные сведения о лекарствах, и о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого. Нельзя брать лекарства самостоятельно. Старались дать представление о главной ценности жизни - здоровье. 4.Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. В работе по данному блоку совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). Структура работы по системе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ГБДОУ и родителей. 5.Формирование потребности семьи (родителей) ребёнка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья. Не остались в стороне и родители группы. В работе с ними использовала следующие формы работы: консультации, беседы, родительские собрания, настенные газеты по валеологической культуре, совместные праздники и развлечения, проведение которых дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-ребёнок и найти совместные пути их решения, через использование игровых и двигательных методик. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника создала фундамент, культуру здорового образа жизни. Организация работы с детьми строилась с учётом следующих санитарногигиенических требований: • Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении • Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям • Продолжительность занятий в старшей и подготовительной группе: 25 -30 минут • Частая смена видов деятельности • Учёт индивидуальных особенностей детей Таким образом, у детей по средствам занятий, бесед «Чем могут быть опасны грязные руки?», «Почему долго нельзя сидеть за компьютером? », «Почему нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой». Дидактические, театрализованные, сюжетно - ролевые игры, наблюдения за собой, трудовую деятельность сформировались определённые знания, представления и навыки по валеологической культуре, интерес к занятиям физическими упражнениями, появилось бережное отношение к телу, чистоплотность, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь. «Один дома» На занятии «Когда мамы нет дома», и других, дети изучали, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04 и 112. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. На занятии «Не каждый прохожий – друг пригожий», разъясняла детям, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого. Закрепили все правила в игре «Если…» - обыгрывали с детьми ситуации. Дети, что вы будете делать, если… (угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату). Благодаря этой игре закрепляли правила поведения детей во всех ситуациях. В ходе занятия «Опасные предметы», уточнила знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи, и потешки которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых опасных электроприборах опасных для жизни и здоровья. Об их значимости для людей. О правилах пользования ими. «В мире природы» Очень интересно проходили занятия по блоку «в мире природы», на занятие «Путешествие на природу», мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки), которые запрещали разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях. Мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В ходе занятий «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице, а именно что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. Совместно с инструктором по физ-ре, научили детей пользоваться санками, лыжами. На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. На занятии «Кошки и собаки – наши друзья», учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним. В ходе занятий и игр по всем блокам использовались видео уроки: «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности (смешарики) », флеш - игры на интерактивной доске это помогло мне добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали различные ситуации, происходящие с ними и способы и правила выхода из них. Большой популярностью у детей пользуются альбомы, лепбуки, самодельные мини-проекты по каждому блоку, ребята самостоятельно рассматривают и изучают их, тем самым запоминают правила безопасной жизнедеятельности. Особое внимание уделялось мной чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского, Г. Х. Андерсена, Л.Кэрролл, В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака и других. При организации образовательного процесса учитываются принцип интеграции образовательных областей. Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности. Большая роль в данной работе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Поэтому без активного участия родителей, мы не сможем решить поставленные задачи в полном объёме. Для систематизации работы с родителями, я использую формы взаимодействия для активных и малоактивных родителей. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям предметнопространственной развивающей среды. Методы и формы обучения В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, выступают: комплексные занятия; экскурсии; целевые прогулки; подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры; игры-соревнования; сочинение историй; наблюдения; беседы; чтение литературы; упражнения; рассматривание; анализ заданных ситуаций; выполнение поручений; экспериментирование; ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.) Создание условий по формированию у детей основ безопасного поведения Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая способна обеспечить социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития. В связи с эти пространство группы представляет собой разграниченные «центры», оснащенные развивающим материалом, с учетом возрастной группы детей и создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Мы создали пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте стенды для детей и их родителей, буклеты, альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетноролевым играм).В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов. Одной из основных задач - обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка), «Правила поведения на дороге». Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры и лепбуки «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Таким образом, организация развивающей предметно-пространственной среды, обогащенная дидактическими играми, атрибутами, пособиями, способствует формированию основ безопасности жизнедеятельности и является стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности детей