Педагогический опыт Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников
Оценка 4.7

Педагогический опыт Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
24.01.2024
Педагогический опыт Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников
Педагогический опыт Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников.docx

 

Педагогический опыт работы:

«Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС»

Введение.

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости. Самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Теоретическая база опыта.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу.

Согласно словарю русского языка под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.  

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками,   установками, она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно-правовых документах: Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательных актах о правах ребенка.

Научно - педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах    Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы  Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

По рекомендации ЮНЕСКО обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать  в дошкольном возрасте.

Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков: Дороновой Т.Н., Козловой С.А., Голубевой Л.Г., Князевой О.Л., Соловьевой Е.В., Смагиной Л.И., Соловей  С.А., Щегловой С.Н.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают своим поведением ориентироваться на принятие нравственных норм, а в старшем дошкольном возрасте дети способны следовать им.

В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, симпатии, признательности, уважения.

В три-четыре года ему доступны некоторые несложные формы организованного поведения. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстниками, способны поделиться игрушкой, проявить заботу.

Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Они испытывают стыд за то, что плохо себя вели,  что обидели или подвели кого - то, не выполнили обещание. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам.

В старшем дошкольном возрасте возникают психологические предпосылки (Ж.Пиаже, С.Г.Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В.Булатова, Т.А.Маркова), о милосердии (И.А.Княжева, Т.В.Черник), о чувстве долга и справедливости (Р.Н.Ибрагимова, А.М.Виноградова). В этот период понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, поэтому необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. В этом возрасте у ребенка формируется ответственность за собственное поведение, чувство товарищества, доброжелательность, т.е. качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Особое внимание уделяется развитию навыков общественного поведения, умению считаться с мнением окружающих, при необходимости отстаивать свои взгляды без ссор и капризов.

Детские дошкольные учреждения должны сформировать у ребенка такие нравственные качества, как вежливость, деликатность, дисциплинированность, на  основе которых и вырабатывается культура правового поведения.

Опыт детских дошкольных учреждений убедительно показывает, что методов формирования у детей правового поведения очень много. Нужна только инициатива и творчество со стороны воспитателей.

Успех работы по формированию у дошкольников нравственных качеств во многом зависит от примера воспитателя, от его умения создавать вокруг ребенка жизнерадостную обстановку, обращать его внимание на факты окружающей действительности, укрепляющие веру в торжество добра и справедливости. Воспитатель должен поддерживать в ребенке уверенность в защищенности его от зла и несправедливости.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.

Исследователь Федотова С.В. считает, что для правового воспитания дошкольников необходимы следующие условия:  четкое планирование воспитательно-образовательного процесса,  систематичность предусмотренных мероприятий,  хорошая теоретическая подготовка педагога.

  Другой исследователь этой в области, Пименова Л,В., обращает внимание на то, что, что одной из задач правового воспитания является знакомство детей с их правами и обязанностями.  К семи годам дети могут оценивать поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей.

Вопросы усвоения  дошкольниками знаний о принадлежности человека к разным расам, о сходстве и различии людей, живущих на Земле, имеющих равные права и одинаковые обязанности перед собой и окружающей социальной действительностью рассматривала в своих работах исследователь Н.Г. Капустина. 
  Ган Н.Ю., по результатам своих исследований, был сделан вывод: процесс правового воспитания осуществляется через формирование трех компонентов: информационно-познавательного (знания детей о правах, знания детей об обязанностях), эмоционально-оценочного (оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права) и поведенческо-деятельностного (владение умениями и навыками по реализации правового поведения и умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности).

 Правовое воспитание дошкольников исследователи рассматривают в контексте решения задач нравственного воспитания. Они считают, что правовые нормы вырастают из нравственных норм. Если у человека не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование правовых норм будет носить формальный характер, то есть это будет на уровне запоминания, а не на уровне понимания. Нравственные и правовые нормы имеют много общего: они регулируют взаимоотношения людей на основе уважения друг к другу, способствуют формированию таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, чувство собственного достоинства и др.

Работа дошкольных учреждений по  правовому воспитанию детей должна быть направлена, во-первых, на обеспечение всесторонней воспитательно-образовательной работы с детьми; во вторых, на поддержание постоянной связи с родителями в целях установления единства воздействия на ребенка; в третьих, на оказание помощи родителям в целях повышения их педагогической культуры.

Актуальность и перспективность опыта.

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

Новизна опыта

состоит в создании системы работы детского сада по правовому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, детьми и родителями – нацеленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе усвоенных ими норм и ценностей, принятых в обществе.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании условий для организации правового воспитания старших дошкольников в детском саду, способствующих формированию у детей способности осознавать свои права и обязанности, привычки действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения, а родителям и педагогам, вовлеченным в этот процесс, поможет изменить стиль взаимоотношений с детьми.

 Цель работы – формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

1.                     Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2.                     Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

3.                     Воспитание уважения к достоинству и  личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

 

Адресность опыта.

В опыте описывается система работы по правовому воспитанию, способствующая формированию самостоятельного и ответственного поведения у старших дошкольников, расширению знаний по данной проблеме среди педагогов и родителей. Опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Трудоёмкость опыта.

Трудности были связаны с вовлечением родителей в процесс реализации опыта в начале проведения работы. Формирование активной социальной позиции родителей, заинтересованности семьи в роли партнёра дошкольной организации. Затруднения, в привлечении семей обучающихся к совместной деятельности в рамках данного направления работы.  

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм в опыте работы показало следующие результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч, создана атмосфера взаимоуважения.

Технология опыта.

Мною изучена и адаптирована программа по ознакомлению дошкольников с правами: «Защити меня» Н.Г. Зеленовой , которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию мною учитываются возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе, разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными: 1. Праксиологический (деятельностный) подход. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;

2. Интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;

3. Принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города;

4. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях: "Я и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область «Социализация». Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности, музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Я и мое имя. Индивидуальность.», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Это мой ребенок», «Моя большая дружная семья», направленные на элементарное ознакомление  с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

Проводила беседы на этические темы: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали». Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п., дидактические игры: "Я имею право», Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика, «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п.

Организовывала проблемно-поисковую деятельность (разрешение различных ситуаций), предлагала решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:..., если бы я поймал золотую рыбку:..., если бы я вдруг превратился в:...; отгадывание загадок.

При организации самостоятельной деятельности детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Продуктивными видами деятельности стали  альбомы: «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»;  «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем.

В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста я разработала анкету для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.

Результативность опыта.

Индивидуальность дошкольника способна развиваться лишь в русле правового сознания. Осваивая обязанности и права в дошкольные годы, накапливая о них определенные знания, ребенок получает возможность использовать свои права и обязанности как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми. Знание детьми своих прав и свобод имеет огромное значение для веры в свои силы, жизнерадостности, самоуважения.

Критерием результативности опыта является степень овладения навыками правовой культуры старшими дошкольниками, включающей в себя: имеющиеся у детей представления о правах ребенка, знания о нормах нравственно – правового поведения в разных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в постоянном общении с другими детьми и взрослыми, а также умения решать проблемные ситуации, отражающие действия людей, нарушающих права детей.

Рассматривая отношение родителей к организации правового воспитания с дошкольниками в детском саду, можно сказать, что большинство родителей повысили свой уровень при ознакомлении с правовыми документами, предлагают свою помощь ДОУ в процессе правового воспитания дошкольников. Тем не менее, отмечаются лишь небольшие изменения в сторону повышения количества родителей, которые считают, что дети должны знать свои права с дошкольного возраста, права указаны в документах объективно, что нужно обязательно соблюдать все права без исключения. Данное положение допустимо, т.к. наряду с недостаточным ростом количества родителей, тем не менее, отмечается положительная динамика в изменении взглядов на взаимоотношения с ребенком в лучшую сторону, что является, несомненно, позитивным моментом.

Анализ литературы и практический опыт работы показывают, что одним из возможных способов формирования у детей старшего дошкольного возраста самостоятельного и ответственного поведения в обществе взрослых и сверстников, является организация правового воспитания в условиях ДОУ, которое включает в себя не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально – оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Работа по правовому воспитанию, осуществляющаяся целенаправленно и систематически, помогла нам установить более доверительные отношения с семьями детей, что дает достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;

•​ мы смогли оказывать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;

•​ родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что способствовало во многих случаях выработке единых требований к воспитанию детей в семье и детском саду;

•​ взаимодействие большинства родителей с детьми все больше стало приобретать личностно-ориентированный характер;

•​ дети стали комфортно чувствовать себя дома и в детском саду, т.к. они стали более организованны, у них стало проявляться чувство товарищества, взаимопомощи, ответственность за собственное поведение, т.е. те качества, которые помогают взаимодействовать в обществе людей.

Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных:

·  знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 50 %;

·  согласны со всеми перечисленными правами – 20%;

·  45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;

·   40% считают это необязательным;

·  в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.

      Для того чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала  план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями по «Я имею право».     Для родителей я создала папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки, консультации на темы:

·  Конвенция о правах ребёнка

·  «Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)

·  «Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для мальчиков)»

·  «Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)

·  «Как развивать у ребёнка чувство ответственности»

·  «Игрушки для мальчиков» (какими должны быть игрушки)

·  «Пять рецептов избавления от родительского гнева»

·  «Четыре заповеди мудрого родителя».

·  «Почитайте детям о правах» (подбор литературы, дети без прав - Россия без будущего)

Мною в группе были проведены  родительские собрания на тему: «Права ребенка», «Новогодние традиции семьи», организован долгосрочный проект «Семь-Я».

  Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. Популярной и интересной формой стали фотоколлаж «Я рядом с папой», «Мой дедушка лучший», « Ласковое слово для мамы» и др.      

Настоящим открытием стали совместные детско-родительские проекты и их презентации. Подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего».

 

 

 

 

 

 


 

Педагогический опыт работы: «

Педагогический опыт работы: «

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают своим поведением ориентироваться на принятие нравственных норм, а в старшем дошкольном…

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают своим поведением ориентироваться на принятие нравственных норм, а в старшем дошкольном…

Опыт детских дошкольных учреждений убедительно показывает, что методов формирования у детей правового поведения очень много

Опыт детских дошкольных учреждений убедительно показывает, что методов формирования у детей правового поведения очень много

Правовое воспитание дошкольников исследователи рассматривают в контексте решения задач нравственного воспитания

Правовое воспитание дошкольников исследователи рассматривают в контексте решения задач нравственного воспитания

Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации

Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации

Адресность опыта. В опыте описывается система работы по правовому воспитанию, способствующая формированию самостоятельного и ответственного поведения у старших дошкольников, расширению знаний по данной проблеме среди…

Адресность опыта. В опыте описывается система работы по правовому воспитанию, способствующая формированию самостоятельного и ответственного поведения у старших дошкольников, расширению знаний по данной проблеме среди…

Праксиологический (деятельностный) подход

Праксиологический (деятельностный) подход

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Я и мое имя

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Я и мое имя

Мои друзья, мои родственники», «Поможем

Мои друзья, мои родственники», «Поможем

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности

Тем не менее, отмечаются лишь небольшие изменения в сторону повышения количества родителей, которые считают, что дети должны знать свои права с дошкольного возраста, права указаны…

Тем не менее, отмечаются лишь небольшие изменения в сторону повышения количества родителей, которые считают, что дети должны знать свои права с дошкольного возраста, права указаны…

Для того чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями по «Я имею право»

Для того чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями по «Я имею право»

Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето»

Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2024