Педагогический потенциал музыки в духовно-нравственном воспитание дошкольников
Оценка 4.9

Педагогический потенциал музыки в духовно-нравственном воспитание дошкольников

Оценка 4.9
docx
06.02.2023
Педагогический потенциал музыки в духовно-нравственном воспитание дошкольников
Из всех видов искусств именно музыка наиболее непосредственно действует на человека, вызывая в нем те или иные эмоции. Музыка обладает способностью влиять на область наших чувств и разума на подсознательном уровне. Именно благодаря общности звуковой природной среды музыка способна устанавливать связь со звуковой природой нашей речи, с нашим эмоциональным миром, психикой и физиологией. Известно, что ритмическая пульсация характерна не только для человеческого сердца, но и для всех органов нашего организма, имеющих каждый свою частоту вибрации.Влияние музыки на духовно-нравственное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира. Один из выдающихся советских педагогов Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Музыка является чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
з.docx

Педагогический потенциал  музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

 

          Из всех видов искусств именно музыка наиболее непосредственно действует на человека, вызывая в нем те или иные эмоции. Музыка обладает способностью влиять на область наших чувств и разума на подсознательном уровне.

          Именно благодаря общности звуковой природной среды музыка способна устанавливать связь со звуковой природой нашей речи, с нашим эмоциональным миром, психикой и физиологией. Известно, что ритмическая пульсация характерна не только для человеческого сердца, но и для всех органов нашего организма, имеющих каждый свою частоту вибрации.
Влияние музыки на духовно-нравственное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира. Один из выдающихся советских педагогов Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Музыка является чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душучеловека». Музыка является одним из сильнейших средств, способных воздействовать на духовно-нравственную сферу личности человека, его чувственную и эмоциональную сферы. Музыка, особенно классическая, «воспитывает» душу человека, пробуждает в нём возвышенные чувства, способствует формированию системы ценностей, на основе которой человек строит свою дальнейшую жизнь.

          Музыка является неотъемлемым компонентом художественно-творческого воспитания ребёнка. В работах известных психологов и педагогов  Л. С.Выготского,  А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова говорилось о важности формирования музыкального слуха и творческого воображения на ранних стадиях развития ребёнка. В противном случае, восполнение этого недостатка на более поздних этапах его развития может быть затруднено или, в некоторых случаях, невозможно. Музыка способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка – посредством сопереживания музыке у него воспитываются такие качества, как доброта, сочувствие, иными словами, формируется способность к эмоциональному отклику. Эмоциональная сфера выступает в качестве наиболее тонкого уровня психической организации человека, то есть тем, что в первую очередь затрагивается при каком-либо психологическом воздействии на него. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок воспитывался в эмоционально-комфортной для него среде [4].

В зависимости от того, что лежит в основе содержания музыки, она может побудить человека к совершению каких-либо добрых дел и поступков, научить его сопереживать, сочувствовать чужому горю, быть терпимым к окружающим его людям или, наоборот, пробудить в нём самые низменные чувства, спровоцировать вспышку гнева, ярости, вызвать страх. Большинство из современных музыкальных направлений оказывают негативное и даже разрушительное влияние на личностное развитие ребёнка, если ему изначально не привита соответствующая музыкальная культура. Особое внимание этому следует уделять в подростковом возрасте, когда происходит окончательное физиологическое и личностное становление человека, переосмысление всей существующей у него системы ценностей и, как следствие, появление новых идеалов и стремлений.

          Из всех существующих музыкальных направлений наиболее деструктивное влияние оказывает рок-музыка: тяжёлый ритм в сочетании с оглушительной громкостью и мрачным текстовым содержанием негативно сказывается и на физическом, и на духовном здоровье человека. Одной из наиболее опасных музыкальных характеристик такой музыки являются сверхгромкие звуки, определённое сочетание которых может спровоцировать человека на совершение не контролируемых им самим действий, следствием чего может быть суицидальный исход. Музыка такого рода оказывает негативное влияние на развитие живых организмов – это подтверждают опыты с растениями и животными, во время которых было замечено, что при воздействии такой музыки приостанавливается их рост, а иногда происходит гибель самого организма. Такое же влияние она оказывает на людей – было доказано, что проведя около получаса в различных общественных местах, сопровождаемых пронзительной, громкой и хаотичной музыкой, например, на дискотеках, подростки становятся неконтролируемыми, вследствие чего даже самый спокойный и воспитанный человек в подобной обстановке способен на агрессивное поведение [5].

           Классическая музыка является наиболее благотворно влияющим видом музыкального искусства. По своей структуре любое крупное классическое произведение делится на определённые части, состоящие из тем и фрагментов, более мелкими единицами которых являются музыкальные фразы и мотивы. Она оказывает благотворное влияние не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Опыты с растениями и животными показали, что классическая музыка является эталоном музыки в целом. Эксперимент, проведённый в Японии с кормящими мамами, показал, что у группы, которая слушала классические произведения, повысилось количество молока на 20%, в то время как у другой группы, слушавшей современные мелодии, оно понизилось почти наполовину. Логичность и структурированность классических произведений в сочетании с гармонией создаёт эффект, который не оказывает ни одно из современных музыкальных направлений. Немецкий поэт, философ и мыслитель Гёте утверждал, что его работа идёт наиболее продуктивно после музыки Бетховена, в частности, после его скрипичного концерта [4]. Было доказано, что при прослушивании произведений Чайковского, Шопена, Листа человек быстрее успокаивается, восстанавливаются его душевные силы и равновесие [6].

           Одно из самых загадочных влияний на организм человека оказывает музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Этот феномен получил название «эффект Моцарта». Было доказано, что благодаря его музыке усиливается мозговая активность, а систематическое прослушивание его произведений значительно повышает интеллект. Нейробиологическим центром города Ирвин было проведено исследование, в центре которого находилось влияние музыки Моцарта на уровень пространственного интеллекта, в результате которого выяснилось, что показатели учащихся, слушавших «Сонату для фортепиано ре мажор» оказались на порядок выше, чем у остальных учащихся. После того, как результаты данного исследования были опубликованы в одном из крупных американских городов, записи с музыкальными произведениями австрийского композитора были распроданы за несколько дней.

           Один из известных французских актёров Жерар Депардье с детства страдал заиканием, и музыка Моцарта помогла ему справиться с этим недугом. По совету врача, он каждый день по два часа слушал произведения композитора, спустя некоторое время он почувствовал улучшение, а затем полностью излечился от этого недуга. Таким образом, музыка Моцарта оказывает положительное влияние не только на развитие интеллектуальной сферы человека, но и помогает в лечении болезней, в том числе повышает стрессоустойчивость, снимает головную боль и депрессию, улучшает настроение. Данный эффект музыки Моцарта можно объяснить тем, что композитор воспитывался в музыкальной среде: Леопольд Моцарт – отец композитора, играл на скрипке и занимал пост зальцбургскогокапельмейстера, а его мать – Анна Мария Моцарт, была дочерью музыканта и прекрасно пела [5].

          Дина Кирнарская, доктор искусствоведения и психолог, занимающаяся изучением музыкального таланта уже в течение 20 лет, в одной из своих книг «Музыкальные способности» говорит о связи музыки и человека. Она пишет, что «Homo Musicus, Человек  Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий её, старше чем HomoSapiens, Человек Разумный….Древнейший человек мыслил с помощью музыки ещё до того, как открыл абстрактное мышление и научился пользоваться понятиями. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки с тем, чтобы потом отделиться от неё» [7].
          Дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом человеческого внимания, заботой и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Здесь имеет место состояние постоянного напряжения, незащищенность, повышенный уровень тревожности и ожидания возможной опасности. Поэтому на этой почве легко возникают вторичные поведенческие отклонения, низкое нравственное ориентирование детей, их социальная беспомощность, не эффективные способы поведения, нарушения учебной, игровой и трудовой видов деятельности. Музыкальная культура развивает такие нравственные чувства, как любовь к людям, совесть, благоговение перед святыней. Будучи сильным средством эмоционального воздействия, она способна пробудить в душе ребенка даже чувство стыда и желание исправиться, стремление пожалеть, совершить доброе дело, учиться быть внимательным к людям и окружающему миру, то есть ориентировать не на потребление, а на желание служения людям и окружающему миру, а это служит явным сигналом начала пробуждения самосознания.   Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому она играет огромную роль в формировании нравственных представлений детей. Возможность формирования нравственных представлений детей средствами музыки объясняется нравственной сущностью музыкального искусства, которая выражается в преобразовании, познании, оценке, общении. Слушая то или иное музыкальное произведение, ребенок проникается тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор, и, соответственно, это настроение отражается на его повседневной жизни. Восприятие музыки — это вид музыкальной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, организуемый музыкальным педагогом, предполагающий не созерцание, а активную деятельность, где сначала происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого — формирование оценочного отношения к услышанной музыке. Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами. Вопрос о влиянии восприятия музыки на личность умственно отсталого ребенка давно привлекает внимание дефектологов. Умственно отсталые дети младшего школьного возраста живо реагируют на музыкальное звучание. Дети с умственной отсталостью являются особой категорией, в работе с которыми музыка является не только одним из способов профилактики и коррекции отклонений в развитии, но и используется как средство их нравственного развития и формирования нравственных представлений. Регулярные коллективные занятия по слушанию музыки дисциплинируют и сплачивают детей, воспитывают организованность.

Развивающий потенциал музыки зависит от того, какая конкретно музыка употребляется преподавателем и каким образом исполняется процесс ее восприятия ребенком. Хорошими аспектами к отбору музыкальных произведений, развивающих эмоциональную чуткость к музыке, будут: ‒ яркость, насыщенность музыкального вида и музыкального повествования, очень интересная малыша, вызывающая у него энтузиазм;

‒ богатство эмоционально переживаемых цветов музыкальной интонации;

 ‒ педагогическая разработка развития эмоциональной сочувственности ‒ подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (присутствие эксперимента переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни);

 ‒ инструментальные творения, как верховодило, не связанные с текстом и с буквально определённым сюжетом музыкального повествования;

 ‒ особое хитросплетение средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темп и ритм, выкройка музыкального творения и др.;

‒ наличие солирующего прибора (фортепиано, скрипка, рожок, окарина, гобой, хоть какой иной аппарат), выделяющего четкость мелодии музыкального творения;

‒ музыкальная драматургия творения сочиняет ныряние в одно эмоциональное положение, его цвета (такие жанры, как этюд, прелюдия, инструментальные пьесы 18 века, инновационные эстрадные композиции);

‒ произведения с многократной повторяемостью мелодии (в этом случае у малыша возникает вероятность наиболее буквально найти эмоциональное положение вида;

‒ длительность звучания музыкального творения (по 7, время от времени 10 минут); художественность выполнения музыкального творения учителем музыки [2].

Музыкальное искусство является важнейшим средством духовно-нравственного воспитания. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. 


 

Педагогический потенциал музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Педагогический потенциал музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

В противном случае, восполнение этого недостатка на более поздних этапах его развития может быть затруднено или, в некоторых случаях, невозможно

В противном случае, восполнение этого недостатка на более поздних этапах его развития может быть затруднено или, в некоторых случаях, невозможно

Музыка такого рода оказывает негативное влияние на развитие живых организмов – это подтверждают опыты с растениями и животными, во время которых было замечено, что при…

Музыка такого рода оказывает негативное влияние на развитие живых организмов – это подтверждают опыты с растениями и животными, во время которых было замечено, что при…

Было доказано, что при прослушивании произведений

Было доказано, что при прослушивании произведений

Дина Кирнарская, доктор искусствоведения и психолог, занимающаяся изучением музыкального таланта уже в течение 20 лет, в одной из своих книг «Музыкальные способности» говорит о связи…

Дина Кирнарская, доктор искусствоведения и психолог, занимающаяся изучением музыкального таланта уже в течение 20 лет, в одной из своих книг «Музыкальные способности» говорит о связи…

Слушая то или иное музыкальное произведение, ребенок проникается тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор, и, соответственно, это настроение отражается на его повседневной жизни

Слушая то или иное музыкальное произведение, ребенок проникается тем настроением, той эмоцией, которую хотел передать композитор, и, соответственно, это настроение отражается на его повседневной жизни

Музыкальное искусство является важнейшим средством духовно-нравственного воспитания

Музыкальное искусство является важнейшим средством духовно-нравственного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2023