Актуальность проекта:
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей.
С самого раннего детства многие ребята общаются (контактируют) с
домашними животными – кошками, собаками и другими животными.
Животные становятся не только неотъемлемой частью их детства, как и любимые игрушки, но даже «членами» семьи. Через заботу о питомцах в детях нередко пробуждаются такие чувства, как ласка, ответственность, сострадание.
И разнообразные ситуации общения с домашними животными дают
большой запас представлений об их особенностях, повадках,
пробуждают интерес, любознательность, формируют навык
взаимодействия с ними.
Следовательно, интерес и активное поведение детей (отклик) побудило создать проект (познавательный, краткосрочный, тематический)
«домашние животные и птицы»
Цель проекта:
1) знакомить детей с домашними животными и птицами, особенностями
их строения, средой обитания;
2) сформировать у детей осознанно – правильное отношение к
представителям животного мира;
3) побудить интерес, любознательность детей в познании окружающего
мира.
Задачи проекта:
• Расширить знания детей о домашних животных и птицах.
• Развивать поисковую деятельность детей с помощью родителей:
способствовать к определению задач на основе поставленной
проблемы, а также умение планировать этапы своих действий,
аргументировать свой выбор.
Вид проекта: групповой, познавательно – творческий.Время реализации проекта: две недели: 08.11.2021г. – 19.11.2021г.Участники проекта: дети подготовительной к школе группы "Знайка", родители воспитанников, воспитатели.Предполагаемый результат:В результате проектной деятельности у детей:- сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.Продукт проектной деятельности:Книжка малышка «Наши любимцы» (совместно с родителями)Ресурсное обеспечение проекта:Литература о животных (энциклопедии, книги, журналы)Наглядный материал (открытки, фотографии, иллюстрации)Оформление уголка детских работ.Рекомендации для родителей.Этапы реализации проекта:1. Подготовительный.2. Основной (практический)- работа с детьми и родителями3. Заключительный.
I этап – подготовительный.Подбор информации по теме, дидактический материал.Подбор художественной литературы для чтения с детьми, заучивания.Разработка конспектов занятий.Создание необходимых условий для реализации проекта.II этап – основной (практический)Работа с детьмиПознавательное развитие:Беседы «Зачем держать в доме животных?», «Каких животных можно назвать домашними животными», «Какова роль домашних животных в жизни людей», «Что мы можем дать домашним животным», «Как получают пряжу», «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?», рассматривание иллюстраций, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за домашними животными (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха, конюха, телятницы).Рассматривание картин с домашними животными из серии «Домашние животные и их детеныши», книг, энциклопедий, иллюстраций о животных, серии журналов «животные на ферме». Художественно-эстетическое развитие:Рисование : «Мордочка собачки», «Птичий двор».Лепка: «Кошка», «Петушок»Оригами «Собачка»Аппликация: «Барашек», «Петушок».
Подборка художественной литературы, произведений фольклора:«Первая охота» В. Бианки, «Кошка, гулявшая сама по себе» Р. Киплинг, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеев, «Про кошку» В. Приходько, «Котенок» В. Берестов, «Спор животных» К. Ушинский, «Щенок» И. Логерев.Сказки: «Кот – серый лоб, козел да баран», «Кот, петух и лиса».Потешки: «Наши уточки с утра», «Кошкин дом».Считалки: «Кто как считает?» М. Карем, «Шла коза по мостику».Загадки о домашних питомцах.Подборка игр на тему «Домашние питомцы»:Дидактические игры: «Я знаю 5 названий домашних питомцев», «Кто у кого?», «Кто чем питается?», «Чего не хватает?», «Закончи предложение».Пазлы: «Кошки», «Собаки», «Детеныши».Подвижные игры: «Мыши и кот», «Кто сказал «мяу»?», «Мышеловка».Конструктивные игры: «Будка для собаки».Образные упражнения: «Кто я, угадай?».
Лексическая тема: «Домашние животные»1.Артикуляционная гимнастика:«Кошка умывается» - повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.«Фырканье лошади» - вибрация губ.«Кошка лакает молоко» - высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.Пальчиковая гимнастика «Пять телят»: (загибать пальцы поочерёдно.)Этот телёнок пьёт молоко.Этот телёнок ушёл далеко.Этот телёнок травку жуёт.Этот телёнок копытцами бьёт.Этот телёнок мычит: -Почему-уВсе разошлись? Скучно мне одному! 3. Дидактические игры и упражнения:1. «Кто как ест?»: кошка – лакает; собака – грызёт; корова – жуёт и.д.2. Кто что делает?»:Сторожит, грызёт, лает - …Мяукает, лакает, царапается - …Хрюкает, роет - …Ржёт, скачет - …Блеет, бодается - …Мычит, жуёт - …4. Физкультминутка «Кошка»: (сопровождать стихотворение соответствующими движениями.)Осторожно, словно кошка, до дивана от окошка,На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться.Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну.А теперь крадусь, как кошка, спинку я прогну немножко.Я из блюдца молочко полакаю язычком.Лапкой грудку и животик я помою, словно котик.И опять свернусь колечком, словно кот у тёплой печки. 5. Дыхательная гимнастика: «Мычит корова на лугу»Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у].Приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить – вдох; на выдохе произносить «Му – му – му!»6. Речевая гимнастика – Скороговорка:Белые бараны били в барабаны.7. Задания для самокоррекции: «Клубочки для котят» - рисование клубочков карандашами, наматывание клубков из толстых ниток. Коллективная работа «Кто где живёт?» - обвести трафарет животного, вырезать его из бумаги и поместить на подворье, изображённое на большом листе.
2 Лексическая тема: «Домашние животные»1.Артикуляционная гимнастика:«Корова и теленок жуют жвачку» - имитировать жевание.«Бульдог сердится» - выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.«Киска сердится» - улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.2. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»: (Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)Довольна корова своими телятами,Овечка довольна своими ягнятами,Кошка довольна своими котятами,Кем же довольна свинья? Поросятами!Довольна коза своими козлятами,А я довольна своими ребятами!3. Дидактические игры и упражнения:1. «У кого – что?»: (цель: сравнение частей тела человека, животного и птицы).У животных – пасть, а у людей…(рот).Шерсть - ….(волосы), лапы – …, клыки – …, морда – …, когти – …, уши – …,глаза – …, хвост – …, нос – …. 2. «Найди маму» (цель: совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).3.«Один – много» (цель: согласование числительных ОДИН, МНОГО с существительными). 4. «Кто кем будет?»: Щенок будет (собакой). Котенок будет (кошкой). Жеребенок будет (лошадью). Ягненок будет (овцой). Теленок будет (коровой).4.Физкультминутка «Бегал по двору щеночек»:Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок) 5.Дыхательная гимнастика «Конь»:«Бить копытом» правой ноги – вдох;на выдохе произносить «Цок – цок – цок!» (так же для левой ноги).6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ»АН – АН – АН - на горе стоит баранТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные котыАКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки7. Задания для самокоррекции:«Собака Жучка с сыном – щенком Пушком» - лепка из пластилина.«Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка, поросёнка из готовых геометрических фигур.«Пластилиновые жгутики» - выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов животных.
Лексическая тема: «Домашние птицы»1.Артикуляционная гимнастика:«Цыплята клюют зернышки» - вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.«Индюк» - сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.«Широкий клюв утки и селезня» - вытянуть вперед сомкнутые губы.«Индюки «болбочут» - индюк из города идет, индюшку ,ш собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить; «Бл-бл-бл-бл-бл ».2. Пальчиковая гимнастика «Уточка»:Шла уточка бережочком,Шла серая по крутому. («идти» двумя пальчиками по столу переваливаясь)Вела детей за собою,И малого, и большого, (загибать безымянный палец, мизинец)И самого любимого. (загибать указательный палец)3. Дидактические игры и упражнения:1. «У кого – что?» (цель: сравнение частей тела человека, животного и птицы):У птицы – клюв, а у людей…(рот).Перья - ….(кожа), лапы – …, когти – …, глаза – …, хвост – …, крылья - …2. «Кто кем будет?» (цель: употреблять в речи имена существительные единственного и множественного числа в творительном падеже с предлогом «с»).«Курица— с цыпленком. А если птенцов много?» (С цыплятами.)«Гусь— с гусенком. А если птенцов много?» (С гусятами.)«Утка— с утенком. А если птенцов много?» (С утятами.)4.Физкультминутка «Утром встал гусак на лапки»:Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)Приготовился к зарядке. (рывки рук перед грудью.)Повернулся влево, вправо, (повороты влево - вправо.)Приседанье сделал справно, (приседания.)Клювиком почистил пух, (наклоны головы влево - вправо.)Поскорее в воду — плюх! (присели.)5.Дыхательная гимнастика «Петушок»:ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». 6. Психогимнастика «Домашние птицы»: Изобразите домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.7. Речевая гимнастика – Чистоговорки:КА – КА – КА - куры нашли червякаОВ – ОВ – ОВ - много кур и петуховЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплятаШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата8. Задания для самокоррекции:Игрушечное тесто» - лепка фигурок птиц из солёного теста.«Волшебные птицы» - выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.«Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом
2 Лексическая тема: «Домашние птицы»1.Артикуляционная гимнастика:«Клювы домашних птиц» - показать, какой острый клюв у петуха, какой широкий клюв у селезня и гуся.«Индюшонок учится «болботать» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам с наружной, а затем с внутренней стороны, произнося звук, похожий на звук л.«Индюк из города идет, индюшку за собой ведет» - быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл ».2. Пальчиковая гимнастика «Птенцы»: (большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.) Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок,У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок.У каждой мамы малыши – (перебирать пальцами по очереди.) Все красивы, хороши.3. Дидактические игры и упражнения:1. «Слова-антонимы» (цель: учить разбираться в смысловом значении слов; усваиватьконкретные пары антонимов):Яйца чистые— яйца... (грязные). Курица белая— курица... (черная).Хвост длинный — ... (короткий). Петух старый — ... (молодой).Кормушка новая — ... (старая). Птицы сытые — ... (голодные).Индюк слева, гусь— ... (справа); Петух тяжелый, цыпленок— ... (легкий).2. «Измени слово» (цель: учить употреблять имена существительные множественного числа в винительном и творительном падежах):Я вижу курицу — я вижу... (куриц). Я вижу петуха — я вижу... (петухов).Я вижу гуся — я вижу... (гусей). Я вижу утку — я вижу... (уток).Я вижу индюка— я вижу... (индюков). Я вижу яйцо— я вижу... (яйца).Я кормлю уток... (булкой). Я ухаживаю за... (цыплятами).4.Физкультминутка «Раз-два — шли утята»:Раз-два — шли утята, (шагаем на месте.)Три-четыре — шли домой. (прыжки на месте.)Вслед за ними плелся пятый, (хлопаем в ладоши.)Впереди бежал шестой, (топаем ногами.)А седьмой отстал от всех — (шагаем на месте.)Испугался, закричал: (хлопаем в ладоши.)— Где вы, где вы? (прыжки на месте.)— Не кричи, мы тут рядом, поищи! (топаем ногами.)5. Дыхательная гимнастика «Гуси»:Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произносим «го», «гы», «гу»…6. Речевая гимнастика – Чистоговорки:ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - забавные утятаКИ – КИ – КИ - важно ходят индюки ШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата7. Задания для самокоррекции: Накормим птиц» - сортировка гречневой и рисовой крупы. «Червячки для курочек» - лепка из пластилина. Пластилиновые пёрышки» - заполнение объёма трафарета птицы пластилиновыми пёрышками: комочек прижимается и слегка размазывается.
Третий этап – заключительный.Проведение беседы «Животные и их детеныши».Выставка детских работ.Книжка малышка «Наши любимцы» (совместно с родителями)Оценка результатов деятельности:В результате проведенной работы по данной теме дошкольники обогатили свой внутренний мир о домашних животных, какую роль играют они в жизни человека и как ухаживать за ними.Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.Выводы:Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальные навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.Таким образом, ознакомление дошкольников с домашними животными занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Задание 1. Родителям рекомендуется:— рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашнихживотных и их детенышей, картинки на тему «Скотный двор»;— вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешнийвид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользуони приносят, почему называются домашними;— рассказать о профессии пастуха, скотника.Задание 2. Вспомнить загадки о домашних животных.Задание 3. Прочитать стихи, обсудить их с ребенком, Назвать домашнихживотных и их детенышей.Недовольна мама-Жучка: дождик капает из тучки,И, наверно, весь промок где-то бегавший щенок.Мама-кошка на окошке моет с головы до пят непоседливых котят.Вот пасутся на лужайке и резвятся как хотятМама-козочка и с нею двое беленьких козлят.Знают, верно, все ребята: дети у коров — телята,И у лошади ребенок — тонконогий жеребенок.А у свинки есть хотят десять славных поросят.Кто что любит.Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,Кролику — листок капусты, а корове — травкиМышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.Кто как голос подает?Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,Прочирикал воробей песенку про сто червей.Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.