Педагогический проект "Эколята-дошколята"
Оценка 4.7

Педагогический проект "Эколята-дошколята"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
6 кл
11.07.2024
Педагогический проект "Эколята-дошколята"
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
эколог. проект НАШ.docx

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Старомайнский д/с № 5

 

 

 

Экологический практико-ориентированный проект

«Эколята - дошколята»

hello_html_m365ee47e.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-2025г.г.

1. Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема проекта

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»

Сроки реализации проекта

1 год

Автор проекта

Старший воспитатель Титова С.А.

Участники проекта

Дети разновозрастной старшей-подготовительной группы, педагоги, родители

Особенности проекта

Социально-познавательный, долгосрочный

Актуальность  и социальная значимость проекта

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

  Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Анализ ситуации

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята–дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Постановка проблемы

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.  Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя.  Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Аннотация проекта

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность  с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

На торжественной церемонии воспитанника ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

Цель проекта

Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи проекта

  • дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Принципы, лежащие в основе проекта

- реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости;

- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

- создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска;

- наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения;

- создание условий для практического экспериментирования с разными материалами;

- простота и доступность изучаемого материала;

- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы;

- безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;

- наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка

- принцип системности и наглядности

- принцип доступности изучаемого материала

- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий

- проблемно – исследовательский характер заданий

- вариативно – дифференцированное содержание заданий

- опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения

- привлекательность, занимательность и образность содержания заданий

- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий

- принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений 

- принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города,  к природе Отечества, природоохранная деятельность

- принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности

- принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный.

  • внедрение в проект образов сказочных героев
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту

II этап - основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
  • включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
  • активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы

III этап - заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по экологическому воспитанию
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- компьютер,

- фотоаппарат,

- видеокамера смартфона.

Информационное обеспечение:

- интернет-ресурсы,

- тематические книги;

- хрестоматии;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- дидактический материал: схемы, таблицы, д/ игры по краеведению;

 - наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

- семейные фотографии общения с природой,

- тематические альбомы и фотоальбомы,

- аудио и видеоносители информации;

- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

 

Предполагаемые результаты:

- повышение общей культуры ребенка;

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

-  формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Продукт деятельности детей:

- Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;

-  Модели и схемы,

- Творческие работы

    Продукт деятельности педагогов:

 - Разработка и оформление проекта;

 - Разработка конспектов ООД по тематике проекта

 - Презентация итогов проекта

 - Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.)

- Тематические стенды и выставки,

- Сценарии и конспекты  музыкальных, спортивных,  тематических мероприятий.

Перспективы распространения

Использование  данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений

 

2. Этапы работы над проектом.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1 этап - подготовительный

Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и разбивка на веер задач. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала

Предварительная работа с детьми, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику.

январь

Педагоги

Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта;

февраль-май

          Педагоги

Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», эмблемы эколят.

апрель

Старший воспитатель

педагоги

Создание стендов (уголков) «Эколята – дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми.

август

 

Педагоги

2 этап - основной

1Создание гербария «Лекарственные  травы»- знакомство детей с пользой растений.

2.Что мы сажаем, сажая леса.

  Акция  «Живи дерево»  дети, с раздачей буклетов « Берегите природу»

3Экологический субботник  ( совместно с родителями)

« Страна моей мечты»

сентябрь

 

Педагоги

1.Тематический вечер «Удивительный мир растений и животных Ульяновской области» -  презентация «Животные, растения  занесенные в Красную книгу».- познакомить детей с природоохранными мероприятиями;

2Выставка поделок из природного материала

  «Старичок - лесовичок», « Осенние фантазии» 

3. Организация уголка – островка безопасности « Безопасность детей в природе» - сбор материала по закреплению правил поведения в природе.

октябрь

 

1.Жизнь птиц зимой. «Птичья столовая».  «Покормите птиц зимой» - акция по изготовлению кормушек совместно с родителями ,  изготовление кормушек и развешивания по территории ДОУ.  

2. Создание «Красной книги» -знакомство с  птицы занесённые в красную книгу.

 

ноябрь

 

1.Проведение Новогодей «Ёлки  Эколят»

2. Выставка «Новогодняя красавица» - совместное творчество детей и родителей. Изготовление поделок  из бросового материала.

декабрь

 

 

 

 

1.Парад чтецов  «Мой край родной»   2.Тематические занятия экологической направленности 

«Уроки Природолюбия» «Мы друзья природы»

·         3. Выставка детских рисунков:   « Природа – это сказка»

февраль

 

1. Выпуск плаката   «Берегите первоцветы»

2Акция « Правила поведения в лесу»   с раздачей буклетов « Берегите первоцвет»

3.  « Огород на подоконнике»

март

 

1. Акция «Птицеград» - совместно с родителями –.привлечение детей и родителей в совместной трудовой деятельности по изготовлению скворечников.

2Игра - путешествие : "Наш дом родной - Земля!" (приурочена к Всемирному дню Земли) - Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала.

3.  Всероссийский день Эколят (25 апреля)

апрель

 

1.Развлечение « Солнце , воздух и вода наши лучшие друзья» 

май

 

1.Экологическая  квест - игра  «Спасём природу!»

 2Создание  фотоальбома «Самый красивый уголок»

июнь

 

1.Тематический  Праздник  «Эколят-  любителей природы» 

2.Уход за растениями на цветнике.  "Расцвели цветы небывалой красоты"(оформление клумб )

июль

 

1.Развлечение « Царица –водица»  2. Виртуальное путешествие по страницам  "Красной" книги.

·         3. Фотовыставка детей и родителей  «Сохраним  это чудо»

август

 

3 этап – заключительный

Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята»

август

Педагоги

Презентация проекта «Эколята-дошколята-2024»

август

Педагоги

                                                             3. Работа с родителями

Название мероприятий

Срок проведения

Экологическая акция «Добрые крышечки»

в течение года

Экологическая акция «Сдай батарейку – спаси планету»

в течение года

Участие в акции «Посади дерево»

апрель

Буклет для родителей "Куда деть мусор?"

февраль

Экологические субботники «Каждую соринку в корзинку»

апрель-сентябрь

Консультация для родителей "Экологическое

воспитание детей в семье".

июль

Выставка поделок из природного материала «Золотая осень»

октябрь

Зимняя прогулка в парк

январь

Выставка поделок из бросового материала «Эко-

превращения в мастерской Деда Мороза»

декабрь

Пятиминутки для родителей «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня»

в течение года

Организация выставки художественной литературы

по экологическому воспитанию для семейного чтения

в течение года

 

       Участие в совместных мероприятиях, развлечениях, конкурсах рисунков, фотовыставках.

 

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Паспорт проекта Структура

Паспорт проекта Структура

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической…

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической…

Эколят» – друзей и защитников Природы

Эколят» – друзей и защитников Природы

Отечества, природоохранная деятельность - принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной…

Отечества, природоохранная деятельность - принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной…

III этап - заключительный подведение итогов деятельности в рамках проекта результаты мониторинга по экологическому воспитанию создание фотовыставки в рамках проекта

III этап - заключительный подведение итогов деятельности в рамках проекта результаты мониторинга по экологическому воспитанию создание фотовыставки в рамках проекта

Перспективы распространения

Перспективы распространения

Проведение Новогодей «Ёлки

Проведение Новогодей «Ёлки

Участие в акции «Посади дерево» апрель

Участие в акции «Посади дерево» апрель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024