Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №93»
Утверждаю
етский сад №93» о мм.
бря 2023 год
Проект по речевому развитию
«ГОВОРУШКИ»
(во второй младшей группе)
Воспитатель Везденева Л.А.
Севастополь, 2023 г.
Проект по речевому развитию «ГОВОРУШКИ»
(во второй младшей группе)
«Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках»
Анде сен Ганс Х истиан
Тип п оекга Ин о мационно- актико-о иен ованный
ГБДОУ «детский сад №9З»
Место реализации а МЗ «Цветики»
[о вид деятельности Тво ческий
[о о ме еализации Г овой
Возраст детей 3-4 года
Дети второй младшей группы, воспитатели,
Исполнители одители
Средней продолжительности родолжительность 10.09.2023 27.12.2023
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Области интеграции
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое азвитие», «И овая деятельность»
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Возраст от З до 4 лет имеет особое значение для речевого развития бенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего школьного возраста — помочь им в освоении разговорной речи, овладеть дным языком. Важнейшими источниками развития выразительности тской речи являются произведения устного народного творчества, в том сле малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, азки, загадки), пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. »спитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора ромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей йствительности, развивает умения тонко чувствовать художественную рму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и льцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему надобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, гаюке выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, ижения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. енировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе воря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он ся без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с льчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в коление передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые ры, пальчиковый театр
Практическая значимость проекта
Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, оступной и безопасной предметно - пространственной среды (п.З.З. ФГОС Р) для обобщения материала по формированию основ речевого развития у ладших дошкольников; методической копилки по сказкам, потешкам, альчиковой гимнастики и артикулящюнной гимнастики.
Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию тез организацию НОД и совместной деятельности детей, педагогов и эдителей.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по риобщеншо дошкольников к речевому воспитанию через проектную зятельность.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Цель проекта звитие интереса к сказкам, создание условий для активного пользования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную чевую работу.
Задачи проекта бразовательные:
Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
Обогащать, активизировать речь детей.
Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. Учить подражать движениям взрослых. ввивающие:
Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
Развивать интерес к народному творчеству.
Развивать чувство ритма, образное мышление детей. Развивать согласованность движений обеих рук. оспитательные:
Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
Воспитывать любовь к окружающему.
Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы.
Ожидаемый результат
дошкольников - развитие речевого потенциала через приобщение детей к сказкам, потешкам, пальчиков(Ј и артикуляционной гимнастики;
- развитие личности ребенка, как активного участника проекта;
- формирование умения характеризовать поступки, поведение, выражать эмоции, понимать чувства других через имитацию образа героев сказок; - использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изоб азительной, овой, ком никативной).
воспитателей - повышение педагогической компетентности по теме проекта;
- внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями;
- организация воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции всех видов детской деятельности;
- создание картотеки игр и упражнений по развитию речи, пальчиковой и артикуляционной гимнастике; - проведение родительского собрания, семинара
- проведение анкетирования;
- организация выставок и конкурсов;
- организация итогового развлечения «Приключения Колобка»по ез льтатам оектной деятельности!
родителей - активное участие в реализации проекта; - оказание помощи в пополнении предметноразвивающей среды группы;
- принятие участия в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах;
- принятие участия в мастер-классе, семинаре и родительском собрании;
- создание дома условий для воспитания и развития детей.
Принципы
)оект способствует объединению интересов семьи и ДОУ в вопросах учения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, учитывает их ихофизиологические особенности и строится на следующих принципах: принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку; принцип учета индивидуальных особенностей детей; принцип системного подхода в организации образовательной ятельности с детьми; инцип интегративности;
эрмы сотрудничества
С детьми - Беседы, НОД, рассматривание иллюстраций, картинок, книг, чтение сказок, потешек, заучивание потешек, пальчиковой гимнастики, идактические и сюжетно-ролевые игры, инсценировки сказок и потешек, игры-драматизации, рисование, лепка сказочных героев, развлечения
родителями Анкетирование, беседы, консультации, папки-передвижки, буклеты,
выставки книг, конкурсы рисунков, изготовление стенгазеты, родительское
собрание, семинар-практикум, мастер-класс, развлечение, изготовление
книжек-малышек, настольного театра, театра теней, почта доверия
С педагогами - Семинар-практикум, презентация, консультации, папкипередвижки, картотека игр и упражнений, методический материал
Ресурсное обеспечение проекта
Информационное: методическая и художественная литература страши, картотека игр и учебно-методических пособий, настольнозчатные игры, материалы мероприятий.
Материально-техническое: компьютер, телевизор, музыкальный центр. отоаппарат.
Кадровое: взаимосвязь с музыкальным руководителем, инструктором пс изической культуре.
Механизмы реализации проекта пап — организационно — диагностический, сроки реализации 09 — 30 сентября 2023 года.
ль: определение содержания проекта, постановка мотивации, цели, ) организации проекта, определение перспектив. деление темы проекта; улировка цели и определение задач; шовка цели и задач, определение продуктов проекта; ор методической литературы; ор наглядно-дидактических пособий, методического и рационного материала, музыкальных произведений; форм, методов и приемов взаимодействия между участниками
вление перспективного плана, разработка циклов НОД; вация родителей на совместную деятельность;
ше реализации проекта поставленная цель достигнута: делили актуальность темы; вели диагностику, анкетироваш•те; рмулировали цель и задачи проекта; или методическую, психолого-педагогическую литературу;
)али формы, методы и приемы взаимодействия между участниками
авили перспективное планирование; низовали пополнение развивающей предметно-развивающей среды. мы:
мотивированность родителей на сотрудничество с детским садом. • основной, сроки реализации с 1 октября по 30 ноября 2023 года. ты. поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, дственно реализация самого проекта, в рамках которого велась [10 трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и ей, работа педагогов и родителей. та по перспективному плану; ведение организованной деятельности с детьми;
»льзование методической и художественной литературы, нагляднонеского, аудио- и видеоматериала по теме проекта; ведение родительского собрания; товление книжек-малышек со сказками и потешками родителями; ещение информации для родителей.
Плани ование поп ое
есяц Неделя Дни недели
тябрь 1 понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
2 понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
З понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Планирование работы с детьми по образовательным областям азвития ООПР -НОД: «В гостях у осени», Дыхательная гимнастика: «Листопад» ООСКР -Рассматривание картины по теме «Осень»; Пальчиковая • «Осень» ООХЭР -Лепка «Колобок»,
Физм а: « етский сад». ООРР Знакомство с русскими народными сказками Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка»
ООФР -Беседа «Для чего нужен язык» Физми тка: «Листопад» ООПР -НОД: «овощи с огорода» Дыхательная гимнастика: «Се дитый еж» ООФР - Инсценировка «Репка» Пальчиковая игра: «Вышли пальчики лять» ООХЭР -Аппликация «Зайчик»
Сюжетно — ролевая игра
«П им те мок»
ООРР Знакомство с потешкам. Показ настольного театра «Курочка Ряба» Артикуляционная гимнастика:
«Хоботок»
ООХЭР -Рисование «Сказочный домик», Наблюдения на прогулке Лото «Собери сказку» (из частей
ООПР - НОД: «Мои любимые сказки». Дыхательная гимнастика: «Слабый и сильный вете к» ОСКР -Инсценировка
«Теремок» Пальчиковая игра:
«Апельсин»
ООХЭР -Лепка «Репка»
Пальчиковый театр «Теремок», Пальчиковая игра: «Сидит белки на тележке» ООРР -Рассматривание иллюстраций к сказкам Показ настольного театра «Три медведя»
ООСКР -Беседа «Моя любимая
Работа с родителями
Анкетирование « Как говорит ваш ребенок»
Информация для родителей по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» с привлечением логопеда
Разговор о важном по теме: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» Изготовление книжекмалышек «Мои любимые сказки»
эти сказки», Сюжетно — ролевые е родителей по ы « етсю,1й сад» теме: «Роль вторник ООХЭР -Конструирование книги в жизни
«Дорога к дому бабушки» Лото ребенка»
«Разноцветный сундучок»
Пальчиковая а: «К ста» среда ООХЭР Аппликация «Теремок», Наблюдения на п лке четверг ООРР -Рассматривание иллюстраций к потешкам. Показ настольного театра «Маша и медведь».
Артикуляционная гимнастика:
«В сное ва нье» пятница ООСКР Дидактическая игра:
«Помоги герою сказки»,
«Узнай, чья тень» Физминутка:
«Нам сегодня не с
5 понедельник ООСКР Дидактическая игра: Консультировани
«Помоги герою сказки», е родителей по
Дыхательная гимнастика: теме: «Развитие
«Насос» мелкой моторики вторник ООФР -Лото «Встань в круг», в домашних Физминутки: «Мишка вышел условиях» из бе лом».
ябрь 1 среда ООПР Дидактическая игра: Ознакомительны «Узнай по описанию сказочного й стенд героя», Конструирование «Знакомитесь
«Ого д для пки» самомассаж рук с четверг ООРР -Пальчиковый театр использование, «Колобок» Артикуляционная су- джока» гимнастика: «Чистим з ы» пятница ООХЭР -Музыкально ритмические движения «Ладошки»
Наблюдения на лке
2 понедельник ООСКР Сюжетно — ролевые Консультировани игры «Семья». е родителей по Дыхательная гимнастика: теме «Ум на «Каша кипит» кончиках вторник ООХЭР Конструирование пальцев»;
«Домик для зверят» Физминутка: «Прилетели во бьишки в ого д» среда ООФР -Лото «Кто знает, пусть продолжит»,
Наблюдения на п лке четверг ООРР -Пересказ сказки с опорой на схемы. Артикуляционная гимнастика: «Ша ик» пятница ООФР -Физ а: «Самолет»
З понедельник ООПР -Беседа «Правила Памятка для
:ывод: на 2 этапе проводились все запланированные мероприятия.
пап — заключительный, сроки реализации 1 - 27декабря 2023 года. ель: анализ и подведение итогов работы.
диагностика уровня сформированности речевых знаний детей; презентация проекта; сбор накопленного материала.
Сравнительная диаграмма обследования речевого развития дошкольников на начало и конец реализации проекта.
результатам диагностики прослеживается положительная динамика в витии речи детей. Этот факт доказывает, что при систематической работе помощью условий, способствующих развитию речи детей, к концу эекта произошли значительные изменения.
Результатами осуществления проекта «Говорушки» стали:
Показатели
- познакомились с русскими народными сказками и потешками;
- научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
-
![]() |
||
![]() |
- повысилась речевая активность, эмоциональный отклик дошкольнико на фольклорные произведения;
- научились применять полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;
- сформировался интерес любознательность ко всему окружающему.
У родителей стали больше времени уделять чтению с детьми - стала более высокой активность в сотрудничестве с доу
Показатели
- Произведена подборка литературы по
вопросам проекта;
- постоянно идет обновление РППС группы;
- произведена подборка консультаций,
Методическое информации для детей и родителей по тематике; обеспечение процесса - создана картотека игр и упражнений по социализации у детей развитию речи, пальчиковой и артикулягщонной
гимнастике;
тематике.
- Проведено родительское собрание «Связная речь-главное достижение в развитии речи детей 3-4 лет»;
- проведен семинар-практикум
- организована выставка книг «Сказки, которые мне читают дома»;
Практический
- выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»;
- изготовление книжек-малышек «Мои любимые сказки»:
- проведено развлечение «Приключения Колобка».
ввод: на З этапе реализации проекта все поставленные задачи выполнены.
Дети с увлечением
научились слушать сказки, научились пересказывать (ержание сказок, научились
сами сочинять сказки, сопереживать героям, одить пути выхода из трудных
ситуаций. Детям нравится рассматривать пострации к любимым сказкам, что
развивает эстетическое восприятие и рческие навыки. У детей появился интерес к
играм-драматизациям. чакомление со сказками способствовало развитию продуктивной
тельности. Родители с большим удовольствием стали принимать участие зовместной
деятельности. Повысился уровень культуры родителей по блеме приобщения детей к
литературе. Родители перешли из ;людателей в активных участников
педагогического процесса. Итоги »екта показали, что привлечение сказки в
педагогический процесс является снейшим источником успешного развития
дошкольников. Для меня очень то, что моя работа не прошла даром, цель
достигнута. В дальнейшем ую продолжать работу в этом направлении. шользуемая
литература
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, ТС. ларовой, М.А. Васильевой.
«Методика развития речи детей»- ЕИ. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. юдич.
(Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина.
(Словесные игры в детском саду» - А К. Бондаренко.
'борник потешек «Прилетели гули» - К.М. Скопцов.
Лорник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - Н. Френкель, <арасева.
(Учите детей отгадывать загадки» - ЮГ. Илларионова.
«Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
„Савельева.
гочник
»s://sch2025.mskobr.ru/f11es/borodich metodika razvitiya rechi.pdf
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.