Игра как образовательное событие и ресурс активизации читательской деятельности ребенка
Сегодня в школу приходит поколение детей, которое овладевают компьютером раньше, чем учатся читать.
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» опубликованы аналитические материалы социологов: число постоянно читающих в нашей стране уменьшилось с 49% до 26%. Утратились традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.
21 ноября 2013 года, выступая на Российском литературном собрании, Владимир Путин заявил, что Россия утратила статус самой читающей в мире страны.
Эти факты нам позволяют сделать вывод: в России стали читать меньше. А ведь «Чтение в жизни человека - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования и самообразования», считает Шалва Амонашвили.
В «Национальной программе поддержки и развития чтения» сказано:
1. активизация читательской деятельности детей возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи;
2. обозначена необходимость разработки специальных проектов и программ, ориентированных на повышение уровня читательской активности.
Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию форм и методов обучения литературному чтению в целях активизации читательской деятельности младшего школьника.
Положительное отношение к чтению, по мнению критика, философа Юрия Федоровича Карякина, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.
Поэтому решение этой проблемы вижу в создании и насыщении пространства учебной и внеурочной деятельности яркими литературными образовательными играми.
Отсюда вытекает
Цель (конечный результат): активизация читательской деятельности младшего школьника через реализацию в учебно-воспитательном пространстве класса литературных игр как образовательных событий.
Определили объект, предмет и гипотезу.
Объект (что рассматривается):
процесс активизации читательской деятельности младших школьников.
Предмет (что изучается):
образовательное событие как ресурс активизации читательской деятельности ребенка.
Гипотеза (предполагаемое решение проблемы):
создание и насыщение пространства учебной и внеурочной деятельности яркими литературными образовательными событиями приведет к активизации читательской деятельности детей.
Для достижения цели поставили следующие
Задачи:
- освоить технологию образовательного события;
- создать и насытить пространство учебной и внеурочной деятельности яркими литературными образовательными играми;
- изучить влияние литературной игры на активизацию читательской деятельности ребенка;
- развивать отношения сотрудничества школы, библиотеки, семьи;
- формировать коммуникативные универсальные учебные действия у младшего школьника;
- возрождать традиции семейного чтения.
В чем же состоит Новизна для участников проекта:
Определено понятие образовательного события, рассмотрены методические особенности проектирования и организации событий.
Итак, основным средством решения проблемы выступает образовательное событие. Изучив литературу, за основу взяли определение Алексея Воронцова: «образовательное событие - способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности».
Достигнуть эффективных результатов в читательской деятельности ребенка возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Таким образом, обозначился кадровый ресурс: родители, учитель, библиотекарь, педагог-психолог.
Работу по реализации проекта построили в 3 этапа.
Подготовительный этап (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.), где заложены следующие шаги:
Теоретический анализ заявленной проблемы
Изучение существующих методик измерения уровня сформированности коммуникативных УУД
Основной этап (сентябрь 2017 г. - январь 2019 г.) -деятельностный
Организация литературных игр (1раз в полугодие)
Организация работы с родителями учащихся
Проведение диагностик
Аналитический этап (январь-апрель 2020г.)
Итоговые диагностики
Анализ результатов реализации проекта и формулирование выводов.
Оценка эффективности реализации проекта будет производиться дважды в год (январь, апрель). Исходя из каждой задачи, прописали ожидаемый результат, критерии оценки и показатели.
Практическая значимость проекта заключается в том, что работу можно использовать при разработке перспективной программы развития класса на 4 года. Будет создан банк литературных образовательных событий, которыми сможет воспользоваться другой педагог. Реализация проекта позволит создать те условия, при которых будет достигнут ожидаемый результат. Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений станут одними из показателей эффективности использования образовательного события.
Управление будет осуществляться руководителем проекта по следующим принципам:
- следование разработанному плану его реализации;
- организация взаимодействия между участниками проекта;
- подведение итогов промежуточных результатов (2 раза в год);
- представление опыта на методическом объединении.
В чем мы видим риски проекта?
Риски |
Пути минимизации их влияния |
Большие затраты труда учителя при подготовке к событию (подбор литературных произведений, их адаптация к учебной ситуации; разноуровневое восприятие материала или невыполнение домашнего задания требуют продуманной дифференцированной работы и др.) |
Постепенность внедрения, разделение обязанностей среди всех участников проекта |
Нежелание родителей участвовать в реализации проекта |
Родительские собрания, лектории, встречи, мастер-классы… |
Значительный процент учащихся, не достигших планируемого результата |
Пошаговое сопровождение каждого ученика. Проектирование индивидуальных возможностей для учеников, не достигших планируемого результата |
Задачи
|
Ожидаемый результат |
Критерии оценки |
Показатели |
Освоить технологию образовательного события |
Повышение информационной культуры педагогов, родителей, участвующих в реализации проекта |
Возможность переноса элементов опыта на другие виды деятельности или другого педагога |
* Создание модели организации образовательного события * Наличие банка литературных образовательных событий
|
Создать и насытить пространство учебной и внеурочной деятельности яркими литературными образовательными событиями |
Погружение всех участников проекта в разработку, организацию, участие и оценку образовательного события |
Количество заинтересованных участников проекта (положительная динамика) |
*Увеличение количества заинтересованных участников проекта в разработке, организации, участии и оценке образовательного события на 2класс – 10-15% 3класс – 15-20% 4класс - 20-25%
|
Изучить влияние литературной игры на активизацию читательской деятельности ребенка |
Активизация читательской деятельности ребенка |
Устойчивый познавательный интерес к чтению (положительная динамика) |
*Охват школьников библиотечным обслуживанием 1класс –30-40% 2класс –40-50% 3класс –50-70% 4класс – 70-85% *Увеличение количества обучающихся как активных участников образовательных игр на 2класс – 10-15% 3класс – 15-20% 4класс - 20-25% |
Развивать отношения сотрудничества школы, библиотеки, семьи |
Оказание поддержки в целях активизации читательской деятельности младшего школьника |
Возможность и удовлетворенность получения поддержки |
*Отзывы родителей и детей о поддержке библиотекаря, психолога при организации образовательных событий, родительских собраний, индивидуальных консультаций… *Количество совместных событий |
Формировать коммуникативные УУД |
Формирование умения взаимодействия (коммуникативно- речевые действия, направленные на учет позиции собеседника)
Кооперация (согласованность усилий по достижению общей цели)
Интериоризация (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям) |
Положительная динамика
|
Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже) Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман) Высокий уровень 1класс –5-10% 2класс –10-15% 3класс –15-20% 4класс – 20-25%
Задание «Рукавички» (методика Г.А.Цукерман) Высокий уровень 1класс –5-10% 2класс –10-15% 3класс –15-20% 4класс – 20-25%
Задание «Дорога к дому»(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») Высокий уровень 1класс –5-10% 2класс –10-15% 3класс –15-20% 4класс – 20-25% |
Возрождать традиции семейного чтения |
Развитие семейного чтения |
Количество семей, где практикуется семейное чтение (положительная динамика) |
*Увеличение количества семей, где практикуется семейное чтение на 2класс – 10-15% 3класс – 15-20% 4класс - 20-25% |
Ресурсное обеспечение
Ресурсы
|
Описание ресурсов |
Кадровые |
Учитель начальных классов, школьный психолог, библиотекарь, родители |
Мотивационные |
Возможность педагогу реализовать свой потенциал. Воспитывать грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. |
Материально-технические |
Набор помещений, оборудования, позволяющие реализовывать проект: актовый зал, учебные кабинеты, оснащенные мультимедийным оборудованием. Интернет- ресурсы. |
Методические |
УМК Школа России Технология смыслового чтения Технология образовательного события |
Финансовые |
Финансируются из бюджета родителей класса -копировальные услуги - сертификаты участников, грамоты победителям - призы -книги в подарок
|
Роль и функциональные обязанности каждого участника проекта
№ |
Ф.И.О. |
Должность |
Функции в реализации проекта |
1 |
Сергеева Е.Е. |
классный руководитель |
Руководитель проекта |
2 |
Учащиеся класса |
|
Участники проекта |
3 |
Родители учащихся |
|
Участники проекта |
4 |
Корепанова А.О. |
школьный психолог |
Педагогическая поддержка |
5 |
Балабанова М.Н. |
школьный библиотекарь |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.