Педагогический проект "Игра как образовательное событие и ресурс активизации читательской деятельности ребенка"
Оценка 4.7

Педагогический проект "Игра как образовательное событие и ресурс активизации читательской деятельности ребенка"

Оценка 4.7
docx
24.04.2020
Педагогический проект "Игра как образовательное событие и ресурс активизации читательской деятельности ребенка"
Проект игра.docx

Игра как образовательное событие и ресурс активизации читательской деятельности ребенка

 

Сегодня в школу приходит поколение детей, которое овладевают компьютером раньше, чем учатся читать.

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» опубликованы аналитические материалы социологов: число постоянно читающих в нашей стране уменьшилось с 49%  до 26%. Утратились традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.

21 ноября 2013 года, выступая на Российском литературном собрании, Владимир Путин заявил, что Россия утратила статус самой читающей в мире страны.

Эти факты нам позволяют сделать вывод: в России стали читать меньше. А ведь «Чтение в жизни человека - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования и самообразования», считает Шалва Амонашвили.

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» сказано:

1.     активизация читательской деятельности детей возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи;

2.     обозначена необходимость разработки специальных проектов и программ, ориентированных на повышение уровня читательской активности.

Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию форм и методов обучения литературному чтению в  целях активизации читательской деятельности младшего школьника.

Положительное отношение к чтению, по мнению критика, философа Юрия Федоровича Карякина, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

Поэтому решение этой проблемы вижу в создании и насыщении пространства учебной  и внеурочной деятельности яркими литературными образовательными играми.

Отсюда вытекает

Цель (конечный результат): активизация читательской деятельности младшего школьника через реализацию в учебно-воспитательном пространстве класса литературных игр как образовательных событий.

Определили объект, предмет и гипотезу.

Объект (что рассматривается):

процесс активизации читательской деятельности младших школьников.

Предмет (что изучается):

образовательное событие как ресурс активизации читательской деятельности ребенка.

Гипотеза (предполагаемое решение проблемы):

создание и насыщение пространства учебной  и внеурочной деятельности яркими литературными образовательными событиями приведет к активизации читательской деятельности детей.

Для достижения цели поставили следующие

Задачи:

- освоить технологию образовательного события;

- создать и насытить пространство учебной  и внеурочной деятельности яркими литературными образовательными играми;

- изучить влияние литературной игры на активизацию читательской деятельности ребенка;

- развивать отношения сотрудничества  школы, библиотеки, семьи;

- формировать коммуникативные универсальные учебные действия у младшего школьника;

- возрождать традиции семейного чтения.

В чем же состоит Новизна для участников проекта:

Определено понятие образовательного события, рассмотрены методические особенности проектирования и организации событий.

Итак, основным средством решения проблемы выступает образовательное событие. Изучив литературу, за основу взяли определение Алексея Воронцова: «образовательное событие - способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности».                                       

Достигнуть эффективных результатов в читательской деятельности ребенка возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Таким образом, обозначился кадровый ресурс: родители, учитель, библиотекарь, педагог-психолог.

Работу по реализации проекта построили в 3 этапа.

Подготовительный этап  (сентябрь 2016 г. - май 2017 г.), где заложены следующие шаги:

Теоретический анализ заявленной проблемы

Изучение существующих методик измерения уровня сформированности коммуникативных УУД

Основной этап (сентябрь 2017 г. - январь 2019 г.) -деятельностный

Организация литературных игр (1раз в полугодие)

Организация работы с родителями учащихся 

Проведение диагностик

Аналитический этап (январь-апрель 2020г.)

Итоговые диагностики

Анализ результатов реализации проекта и формулирование выводов.

Оценка эффективности реализации проекта будет производиться дважды в год (январь, апрель). Исходя из каждой задачи,  прописали ожидаемый результат, критерии оценки и показатели.

    Практическая значимость  проекта заключается в том, что работу можно использовать при разработке перспективной программы развития класса  на 4 года. Будет создан банк литературных образовательных событий, которыми сможет воспользоваться другой педагог. Реализация проекта позволит создать те условия, при которых будет достигнут ожидаемый результат. Стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений станут одними из показателей эффективности использования образовательного события.

Управление будет осуществляться руководителем проекта по следующим принципам:

- следование разработанному плану его реализации;

- организация взаимодействия между участниками проекта;

- подведение итогов промежуточных результатов (2 раза в год);

- представление опыта на методическом объединении.

В чем мы видим риски проекта?

Риски

Пути минимизации их влияния

Большие затраты труда учителя при подготовке к событию (подбор литературных произведений, их адаптация к учебной ситуации; разноуровневое восприятие   материала или невыполнение   домашнего задания  требуют продуманной  дифференцированной работы и др.)

Постепенность внедрения, разделение обязанностей среди всех участников проекта

Нежелание родителей участвовать в реализации проекта

Родительские собрания, лектории, встречи, мастер-классы…

Значительный процент учащихся, не достигших планируемого результата

Пошаговое сопровождение каждого ученика.

Проектирование индивидуальных возможностей для учеников, не достигших планируемого результата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

 

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Показатели

Освоить технологию образовательного события

Повышение информационной культуры педагогов, родителей, участвующих в реализации проекта

Возможность переноса элементов опыта на другие виды деятельности или другого педагога

* Создание модели организации образовательного события

* Наличие банка литературных образовательных событий

 

Создать и насытить пространство учебной  и внеурочной деятельности яркими литературными образовательными событиями

Погружение всех участников проекта в разработку, организацию, участие и оценку образовательного события

Количество заинтересованных участников проекта (положительная динамика)

величение количества заинтересованных участников проекта в разработке, организации, участии и оценке  образовательного события на

2класс – 10-15%

3класс – 15-20%

4класс - 20-25%

 

Изучить влияние литературной игры на активизацию читательской деятельности ребенка

Активизация читательской деятельности ребенка

Устойчивый познавательный интерес к чтению

(положительная динамика)

*Охват школьников библиотечным обслуживанием

1класс –30-40%

2класс –40-50%

3класс –50-70%

4класс – 70-85%

*Увеличение количества обучающихся как активных участников образовательных игр на

2класс – 10-15%

3класс – 15-20%

4класс - 20-25%

Развивать отношения сотрудничества  школы, библиотеки, семьи

Оказание поддержки в целях активизации читательской деятельности младшего школьника

Возможность и удовлетворенность получения поддержки

*Отзывы родителей и детей о поддержке библиотекаря, психолога при организации образовательных событий, родительских собраний, индивидуальных консультаций…

*Количество совместных событий

Формировать коммуникативные УУД

Формирование умения взаимодействия (коммуникативно- речевые действия, направленные на учет позиции собеседника)

 

Кооперация (согласованность усилий по достижению общей цели)

 

 

Интериоризация (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)

Положительная динамика

 

 

 

 

 

 

 

Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман)

Высокий уровень

1класс –5-10%

2класс –10-15%

3класс –15-20%

4класс – 20-25%

 

Задание «Рукавички» (методика Г.А.Цукерман)

Высокий уровень

1класс –5-10%

2класс –10-15%

3класс –15-20%

4класс – 20-25%

 

Задание «Дорога к дому»(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Высокий уровень

1класс –5-10%

2класс –10-15%

3класс –15-20%

4класс – 20-25%

Возрождать традиции семейного чтения

Развитие семейного чтения

Количество семей, где практикуется семейное чтение (положительная динамика)

*Увеличение количества семей, где  практикуется семейное чтение на

2класс – 10-15%

3класс – 15-20%

4класс - 20-25%

 

Ресурсное обеспечение

Ресурсы

 

Описание ресурсов

Кадровые

Учитель начальных классов, школьный психолог, библиотекарь, родители

Мотивационные

Возможность педагогу  реализовать свой потенциал. Воспитывать грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Материально-технические

Набор помещений, оборудования, позволяющие реализовывать проект: актовый зал, учебные кабинеты, оснащенные мультимедийным оборудованием. Интернет- ресурсы.

Методические

УМК Школа России

Технология смыслового чтения

Технология образовательного события

Финансовые

Финансируются из бюджета родителей класса

-копировальные услуги

- сертификаты участников, грамоты победителям

- призы

-книги в подарок

 

 

Роль и функциональные обязанности каждого участника проекта

Ф.И.О.

Должность

Функции в реализации проекта

1

Сергеева Е.Е.

классный руководитель

Руководитель проекта

2

Учащиеся класса

 

Участники проекта

3

Родители учащихся

 

Участники проекта

4

Корепанова А.О.

школьный психолог

Педагогическая поддержка

5

Балабанова М.Н.

школьный библиотекарь

 

 


 

Игра как образовательное событие и ресурс активизации читательской деятельности ребенка

Игра как образовательное событие и ресурс активизации читательской деятельности ребенка

Определили объект, предмет и гипотезу

Определили объект, предмет и гипотезу

Подготовительный этап ( сентябрь 2016 г

Подготовительный этап ( сентябрь 2016 г

Большие затраты труда учителя при подготовке к событию (подбор литературных произведений, их адаптация к учебной ситуации; разноуровневое восприятие материала или невыполнение домашнего задания требуют продуманной…

Большие затраты труда учителя при подготовке к событию (подбор литературных произведений, их адаптация к учебной ситуации; разноуровневое восприятие материала или невыполнение домашнего задания требуют продуманной…

Задачи Ожидаемый результатКритерии оценкиПоказатели

Задачи Ожидаемый результатКритерии оценкиПоказатели

Кооперация (согласованность усилий по достижению общей цели)

Кооперация (согласованность усилий по достижению общей цели)

Финансовые Финансируются из бюджета родителей класса -копировальные услуги - сертификаты участников, грамоты победителям - призы -книги в подарок

Финансовые Финансируются из бюджета родителей класса -копировальные услуги - сертификаты участников, грамоты победителям - призы -книги в подарок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020