Педагогический проект «Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Педагогический проект «Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
дефектология
21.02.2020
Педагогический проект «Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи»
Использование мнемотехники на занятиях облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
Проект Мнемотехника.doc

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

                           «Новоарбанский детский сад «Радуга»

 

 

 

 

Педагогический проект

«Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

 

 

 

 

 

                                                                  

 

 

 

 

Подготовила:

 Таныгина Ольга Александровна,

                                                                                 учитель-логопед

 

 

 

 

 

                                                  п.Новый

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.  А главное – изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые вызовы, новые ситуации. Это заставляет нас перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому. Именно поэтому во всем мире в дошкольном образовании реализуются идеи образования для устойчивого развития ребенка.

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления.  Поэтому крайне важно, что образовательный раздел «Познание», согласно ФГТ, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

  Речь ребенка становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В то же время у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Мы хотим поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе мнемотехники, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

– мнемотехника облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
 запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Цель проекта– развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

 

Реализуя проект, мы поставили перед собой следующие

 задачи:

1. Определить место мнемотехники в системе работы дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее развитие личности ребенка, сохранение его здоровья и комфортной образовательной среды, проверить теоретические данные на практике;

2.  Снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
3.  Развивать связную речь, разные виды памяти, внимание, мелкую моторику рук
. Разработать и апробировать методическое обеспечение в работе логопеда по развитию слоговой структуры слова.

            Методы исследования: анализ психологической,  педагогической литературы по исследуемой проблеме с позиций  системного и комплексного подходов, наблюдение, экспертиза непосредственной образовательной деятельности, проведение контрольного, формирующего,  и констатирующего экспериментов.

Практическая значимость состоит в разработке перспективного плана занятий по развитию речи, мнемотаблиц, конспектов занятий, консультаций для педагогов и родителей по развитию связной речи детей с использованием мнемотехники, творческих заданий и дидактических игр, направленных на усвоение детьми навыков связной речи. Разработанная методика способствует развитию связной речи детей и может применяться в практике дошкольных образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Правильная организация обучения детей с общим недоразвитием речи является очень сложным делом. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик. В ходе работы по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи пришла к выводу, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи детей с ОНР можно использовать приемы мнемотехники. К тому же исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Однако при имеющихся трудностях у данной категории детей остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе мнемотехники лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

 Мнемоника, или мнемотехника- система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. В ходе использования приема мнемотехники дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – символом. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера   символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы). Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Мнемотехника – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Работа началась с проведения констатирующего эксперимента: обследование уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного П.Глухова и включало в себя 3 задания:                            

                              Уровень сформированности связной речи

                                                                                                            

 

 Результаты экспериментальной   группы

Уровень сформированности навыка

%

баллы

        Низкий

                 25%

               1,7

        Средний

                 75%

               2,7

        Высокий 

                 -

               -

 

Низкий уровень – от 1 до 5 баллов

Средний уровень – от 6 до 8 баллов

Высокий уровень – от 9 до 12 баллов

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, можно отметить:

1. Что у детей с ОНР старшего дошкольного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы. Это проявлялось в ошибках и неточностях при выполнении заданий и необходимости помощи педагога.

2. При пересказе сказки отмечались нарушения связности и последовательности изложения, пропуски частей текста, смысловые ошибки, бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Многие дети не соблюдали логическую последовательность изложения, нарушали смысловую и синтаксическую связь между предложениями, частями рассказа, отмечались смысловые пропуски и неполнота передачи содержания текста.

3. Наибольшие трудности возникли при составлении рассказа-описания. При составлении рассказа-описания отмечались необходимость в наводящих вопросах, указаний на детали предмета, отсутствие описания многих его существенных свойств и признаков, лексико-грамматические нарушения. В высказываниях детей часто была слабо выражена логико-смысловая организация сообщения, неполнота отражения основных свойств, недостаточная детализация и игнорирование языковых средств словесной характеристики (сравнения, определения). Часто дети ограничивались лишь перечислением частей предмета, не связывая их в рассказ.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости коррекционной работы по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Формирующий эксперимент включал разработку перспективного плана работы, (куда включены приемы мнемотехники в различные мероприятия, среди которых значительное место заняли тематические развивающие занятия, дидактические игры. Все они опирались на принципы системности, наглядности, постепенного усложнения заданий.

В I периоде обучения (сентябрь-октябрь) дети должны были овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов по лексическим темам, заучивание стихов, загадок с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек.

Во II периоде (ноябрь-февраль) вводилось обучение детей составлению простого описания предмета, рассказов-описаний, простых пересказов с использованием мнемотаблиц.

 В III периоде (март-апрель), наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривалось обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей.

         Исходя из этого работа по развитию связной речи детей включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

Использование приемов мнемотехники в формировании высказываний, заучивании скороговорок, стихотворений, загадок.

Работа по развитию связной речи осуществлялась во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы на данном этапе служили мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемодорожки, в которые заложена определенная информация. В качестве условных заместителей выступали символы разнообразного характера: силуэтные и предметные картинки; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема мнемотехники состоит из нескольких этапов. Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа (первый период обучения).

 Цель этой работы — достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий. 

         Реализация указанных задач осуществлялась на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов. При проведении подготовительных упражнений (1-2 периоды обучения) основное внимание уделялось развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога. Для упражнений использовался материал лексических тем в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР старшей возрастной группы («Овощи и фрукты», «Игрушки», «Осень» и др.). Такие задания проводились с использованием настольных игр и пособий (тематические лото, дидактические игры «Какой это предмет?», «Сделай правильно», «Различай предлоги», мнемоквадраты «Слова-признаки», «Слова-действия», «Слова-предметы»).

Учитывая особенности детей с ОНР: повышенную утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому напряжению, детям предлагались доступные по сложности и объему задания и упражнения с использованием графических символов (мнемоквадратов).

Такой прием, как графические символы в основном использовался при проведении работы на этапе построения простого предложения, формирования предложно – падежных конструкций.

Работа проводилась поэтапно:

  1. Выполнение действий педагогом, интонационное выделение предлогов. Выполнение совместных действий с детьми по словесной инструкции. На этом этапе происходило знакомство со схемами, символами.

2. Самостоятельное выполнение действий, вербальное их обозначение.

3. Составление простого высказывания по демонстрации действия с опорой на графическую схему.

4. Составление словосочетаний по схеме. (Игровое упражнение «Что ты видишь? Что ты слышишь?»).

5. Добавление зависимых слов к главному (упр. «К нам пришел Петрушка»).

6. Чтение фразы по графической схеме (игровое упражнение «Кто? Где?»)

7. Работа с предлогами: ребенок выставляет схему предлога (упражнение «Найди…»  «Исправь…»)

8. Самостоятельное составление предложения по соответствующим схемам. 9. Декодирование связного высказывания.

Работая с детьми с ОНР на логопункте и сталкиваясь с проблемами закрепления звукопроизношения в связной речи, приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у детей правильного произношения, поскольку большинству детей недоступны такие виды упражнений как скороговорка, стихотворение без наглядной опоры. На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практиковалось образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволило детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносило в занятие игровой момент и пробуждало интерес к выполнению задания.

         Скороговорка, построенная на сочетании звуков, трудных для произношения – отличное средство закрепления звукопроизношения. Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке чёткой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас. При работе со скороговоркой ребёнку требуется не только понять её, но и запомнить.      Была сделана картотека мнемодорожек по скороговоркам (из книги Кодолбенко Е.А. «Зашифрованные скороговорки»). Содержание скороговорок записано с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий. При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия.

Этапы обучения:

1.Знакомство со скороговоркой

На этапе знакомства со скороговоркой логопед заполняет пустую таблицу, обговаривая с ребёнком значение каждого изображения.

2.Ребёнок самостоятельно воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемодорожку.

Варианты работы с мнемодорожками:

- срисовывание скороговорки,

- зарисовывание по памяти,

- проговаривание скороговорки с различной интонацией, высотой и силой голоса, с изменение темпа речи.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагалась готовая план - схема, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывалась и составлялась своя мнемотаблица, подбирались рисунки к выбранному стихотворению. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводилась словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставлялась возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы с детьми с общим недоразвитием речи была создана картотека мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Ели» И.Токмакова, «Береза» С.Есенина, «Наша Армия» О.Высотская», «Мамин день» Г Виеру и многие другие. Основой мнемотаблиц послужили известные стихи, загадки.

Таким образом, овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сократило время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекало детей, превращало занятие в игру.  Дети активно стали пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы педагога. Также дети научились правильно расшифровывать графические символы, стали сами их зарисовывать. При ответах на вопросы дети грамматически правильно формулировали связные высказывания.

 

 

Занятия по пересказу. Составление описательных рассказов.

 Коррекционно-логопедическая работа по пересказу начиналась после проведения серии подготовительных занятий, включающих обучение составлению фраз-высказываний по отдельным картинкам с изображением действий; демонстрации действий детьми, а также элементарному описанию предметов по основным признакам. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиналась работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц: 
Этап №1  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап №2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания.
Этап №4  - зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

В структуру занятий по обучению пересказу входили:

- организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений;

-    чтение и разбор текста детьми;

-   рассматривание мнемотаблицы;

-   перекодирование информации;

-   пересказ;

-   анализ детских рассказов.

Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период обучения) использовались небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивался по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить «Умей обождать» К.Д. Ушинского, «Скучная шуба» Л.Е. Улицкой, сказка «Рукавичка» и др.Дети овладевали навыками воспроизведения текста с опорой на мнемотаблицы и помощь педагога.

К концу года (третий период обучения) они учились составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Составление такой схеме позволило детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев, рассказа, сказки. Для этого в работе используется картинно – схематический план смысловой последовательности частей, прослушанных текстов, художественных произведений. Проведены следующие занятия: пересказ сказок «Лиса и козёл», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть».

Описание — особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

-  подготовительные упражнения к описанию предметов;

-  формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

-  описание предметов по основным признакам;

- обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков);

- закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

-  усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Во втором и третьем периодах обучения у детей формировались навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью педагога (по схеме), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям. На занятиях необходимо учились не только рассказывать по картинному плану, но учились обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:

• цвет - дети рисуют цветовые пятна;

• форма - дети называют какую форму имеет сам предмет или его части;

• величина - дети рисуют два предмета контрастной величины;

• человек - для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится;

• контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета;

• рука - какие действия совершают с этим предметом.

После серии таких занятий перешли к развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме. Дети усвоили определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь — кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следовало перечисление признаков предмета в указанной последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду), приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая обобщенная схема наполнялась конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы.

Постепенно мы перешли к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему описания. Вначале проводилось коллективное составление плана. В последующем перед составлением описания ребенку предлагалось сказать, о чем он будет говорить, используя ранее усвоенную схему. Далее предлагались новые виды работ: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в различные игровые ситуации. В последующем высказывания детей строились с опорой только на образец, даваемый логопедом. Приемы описания предмета по выполненному рисунку, игровые приемы являлись эффективными для усвоения детьми навыков самостоятельного высказывания.

 Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевали языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделялось формированию языковых (прежде всего, грамматических) обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. У детей сформировались представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Значительное место отводилось работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. В качестве дидактического материала использовались мнемотаблицы по составлению описательных рассказов по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Транспорт», «Одежда», «Дикие животные», «Комнатные растения» и др.

Сотрудничество с педагогами.

            Интегрированный характер дошкольного коррекционного воздействия реализуется  объединением  усилий специалистов разного профиля, направленных на изучение и обучение детей с отклонениями в развитии, комплексностью решения образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью посредством проведения интегрированных, комплексных занятий. Интеграция в обучении детей с общим недоразвитием речи является средством, обеспечивающим социальную адаптацию таких детей в дальнейшем.

Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. Воспитателем может проводиться подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда (беседы и чтение литературы по теме, проведение экскурсий и т.д.). На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной речи (словарная работа, закрепление правильного употребления словоформ, синтаксических конструкций и т.д.).

При планировании логопедической работы учитывался принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики (в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР). Например, по теме «Домашние животные», обучение пересказу по серии рассказов Ю.Д. Дмитриева («Дети всякие бывают») целесообразно сочетать с занятиями по описанию животных — по муляжам, игрушкам, а также с рассказом воспитателя по картине «На птицеферме». Занятие по пересказу на материале произведения Л.Е. Улицкой «Скучная шуба» может предшествовать составлению рассказа по картине «Зимние забавы» и т.п.

Детям с общим недоразвитием речи достаточно сложно усваивать материал на обычных занятиях, им необходима постоянная смена деятельности, а также закрепление материала. В ходе работы эффективным является использование приемов мнемотехники при разучивании речевых подвижных игр. Подготовлена картотека подвижных игр с мнемодорожками.

 

Работа с родителями

Решая проблему развития речи детей, пришла к выводу, что без помощи родителей мне не удастся достичь хороших результатов, так как развитие речи детей полностью зависит от взрослых, которые его окружают.  Прежде чем начать работу с родителями были разработаны мероприятия по просвещению родителей, в которые вошли беседы, консультации, обмен опытом работы, вечер вопросов и ответов, подготовка к праздникам и развлечениям, родительский лекторий. В течение всего учебного года проводили ряд консультаций для родителей на темы:

«Нарушение связной речи у дошкольников и пути их преодоления»;

«Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников»;

«Читайте детям сказки. Учите пересказу»;

«Как научить ребенка быстро запоминать стихи». В работе с родителями мы используем беседы, в ходе которых отвечаем на возникающие их вопросы, знакомим с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Приглашаем родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. На открытых занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например по формированию составления рассказа по серии сюжетных картин, пересказа рассказа с опорой и без опоры на графические символы и др.

Развитие как монологической, так и диалогической речи у детей старшей группы происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения (Новый год, 8 марта). Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений и инсценировок с помощью приемов мнемотехники.          

Родители регулярно получают задания дома, например, выучить стихотворение, придумать загадку и нарисовать сказку на основе приемов мнемотехники. Совместно с родителями дети составляли мнемотаблицы к сказкам: «Гуси-лебеди», «Три поросенка» и другие. Тесный контакт с семьёй позволил создать соответствующую обучающую и развивающую среду (приобрели обучающие игры, детскую, художественную и познавательную литературу).

    В конце работы над развитием речи с использованием приемов мнемотехники был проведен контрольный эксперимент. Результаты приведены в таблице 2.

                                                                                     Таблица 2.

                      Уровень сформированности связной речи      

 

 Результаты экспериментальной   группы

Уровень сформированности навыка

%

баллы

        Низкий

                12,5 %

               1,7

        Средний

                37,5 %

               2,7

        Высокий 

                 50 %

               4

 

Низкий уровень – от 1 до 5 баллов

Средний уровень – от 6 до 8 баллов

Высокий уровень – от 9 до 12 баллов

 Таким образом, на контрольном этапе эксперимента мы выяснили, что в результате формирующего этапа увеличился общий уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Четверо детей имеют высокий уровень развития связной речи, три– средний, и один - низкий уровень развития связной речи. Анализируя полученные данные, мы увидели, что большинство детей в старшей группе научились самостоятельно составлять рассказ, видеть и устанавливать существенные связи между действующими лицами, предметами. Дети научились точно формулировать свои мысли и выражать их в предложении (четыре человека), трое детей могут самостоятельно составить рассказ, но при этом не устанавливают все существенные связи, изображенные на картинке. И один ребенок так и не научился в ходе проведения формирующего этапа эксперимента связно, последовательно излагать свои мысли, устанавливать связи между предметами, явлениями.

 

 

 

Мониторинг

 коррекционной работы по развитию связной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты:

Таким образом, использование метода мнемотехники в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Введение наглядных символов в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостности речевого высказывания.

Применение данного метода позволило развить у детей следующие умения и навыки:

-добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать выводы;                                - использование мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления;

        - дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволило достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.

   

  

Овладение приемами методики позволяет значительно сократить время обучения, развить у ребенка творческое, нетрадиционное видение мира, подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники . Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир!/  Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Москва “Баласс”, 2000 — 21с.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. // Глухов В.П.  Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

5. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет  /Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005.  - с. 59

6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

9. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Кудрова Т.И.  Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

10. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи./ Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.  - с.102 -115.

11. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. /  Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

13. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память. / Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2. -  с.59-62.

                                                                        

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Новоарбанский детский сад «Радуга»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Новоарбанский детский сад «Радуга»

ВВЕДЕНИЕ В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком

ВВЕДЕНИЕ В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком

ОНР овладение связной речью, т

ОНР овладение связной речью, т

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ

Средний 75% 2,7

Средний 75% 2,7

Во II периоде (ноябрь-февраль) вводилось обучение детей составлению простого описания предмета, рассказов-описаний, простых пересказов с использованием мнемотаблиц

Во II периоде (ноябрь-февраль) вводилось обучение детей составлению простого описания предмета, рассказов-описаний, простых пересказов с использованием мнемотаблиц

Какой это предмет?», «Сделай правильно», «Различай предлоги», мнемоквадраты «Слова-признаки», «Слова-действия», «Слова-предметы»)

Какой это предмет?», «Сделай правильно», «Различай предлоги», мнемоквадраты «Слова-признаки», «Слова-действия», «Слова-предметы»)

Этапы обучения: 1.Знакомство со скороговоркой

Этапы обучения: 1.Знакомство со скороговоркой

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному

Лиса и козёл», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Лиса и козёл», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

После серии таких занятий перешли к развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме

После серии таких занятий перешли к развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме

Интеграция в обучении детей с общим недоразвитием речи является средством, обеспечивающим социальную адаптацию таких детей в дальнейшем

Интеграция в обучении детей с общим недоразвитием речи является средством, обеспечивающим социальную адаптацию таких детей в дальнейшем

Приглашаем родителей на дни открытых дверей и открытые занятия

Приглашаем родителей на дни открытых дверей и открытые занятия

И один ребенок так и не научился в ходе проведения формирующего этапа эксперимента связно, последовательно излагать свои мысли, устанавливать связи между предметами, явлениями

И один ребенок так и не научился в ходе проведения формирующего этапа эксперимента связно, последовательно излагать свои мысли, устанавливать связи между предметами, явлениями

Результаты: Таким образом, использование метода мнемотехники в коррекции

Результаты: Таким образом, использование метода мнемотехники в коррекции

Список литературы : 1. Большова,

Список литературы : 1. Большова,
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.