Педагогический проект «Космос».
Автор: Е.В. Белова
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом
и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Обоснование выбора темы «Космос»
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек и девчонок не хотел стать космонавтом, как теперь бизнесменами и топ-моделями. Сегодня эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.Вернуть детям ощущение романтики и необыкновенной привлекательности Космоса – вот главная задача. А одновременно помочь узнать много нового, уточнить известное, практиковаться в счете, копировании, рисовании, конструировании, строительстве.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
2. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу,
гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Мотивация для выбора темы
Для детей сделала макет «Космодром». Поставила в группе в уголке конструирования. Утром, я сказала детям, что приготовила сегодня для них подарок, который надо найти, если они внимательно посмотрят, что изменилось у них в игровых уголках. Что это такое? Для чего нужно это сооружение? Хотите узнать, как взлетают ракеты? Что такое космос? Каким образом мы можем узнать об этом?
Заполнили модель трех вопросов:
Что мы знаем?
§ Люди летают в космос (Инна)
§ Есть много планет, я знаю планеты – Сатурн, Марс, Венера (Маша)
§ В космосе есть звезды и созвездия (Яна)
§ В космосе летают ракеты, спутники, летающие тарелки (Никита)
§ Есть фильмы о звездных войнах (Артем)
§ Самый первый космонавт это Юрий Гагарин (Антон А.)
§ В космосе живут лунатики (Дима), монстры (Матвей)
§ Я смотрел мультфильм Тайна третьей планеты (Антон С.)
Что мы хотим узнать?
§ Кто живет в космосе (Саша)
§ Как они разговаривают (Маша)
§ На кого они похожи (Даша)
§ Чем занимаются (Артем)
§ Сколько звезд на небе (Соня)
§ Почему звезды блестят (Катя)
§ Зачем люди летают в космос (Кирилл)
§ Что космонавты кушают, как готовят еду (Настя)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
§ Надо прочитать много книг (Леша)
§ Посмотреть энциклопедии, они у нас есть (Женя)
§ Принести новые книги и энциклопедии (Савелий)
§ Можно спросить у взрослых (Никита)
§ Я думаю, посмотреть мультфильмы (Настя)
§ Спросим у мамы или у папы (Оля)
§ Спросить у вас (Таня)
На основе ситуативных высказываний детей, на основе записей, сделанных в модели трех вопросов, исходя, из своего профессионального опыта, мы создали план темы проекта.
ПЛАНИРОВАНИЕ:
КОСМИЧЕСКАЯ ГОСТИННАЯ: |
|
План: |
В результате: |
Дети: Прочитать книги о космосе (Леша); Придумать рассказы (Инна); Выучить стихи (Кристина); Загадать загадки (Антон); Придумать интересные названия животным и растениям других планет (Катя); Написать письмо инопланетянам (Тимофей). Воспитатель: Придумать синквейн; Оформить альбом и папку-передвижку Родители: Подобрать литературу, фотографии, наглядный материал о планетах, кометах, космических кораблях. |
1. Составили загадки о космосе и космических объектах; 2. С детьми сделали альбом «Я в космосе»; 3. Составили рассказы: «Мой сон», «Ракета», «Инопланетянин»; 4. Придумали интересные названия растениям и животным с другой планеты; 5. Написали письмо инопланетянам «Приглашение в гости»; 6. Придумали синквейн «Космос»; 7. Прошел конкурс стихов о космосе; 8. Прочитали: Я.К. Головаков «Дорога на космодром», П.О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», О.А. Скоролупова «Покорение космоса», Н. Носов «Незнайка на Луне». 9. Для родителей оформили папку-передвижку «Космос». |
ШКОЛА МУДРОГО ЗВЕЗДОЧЕТА: |
|
Дети: Просмотр и чтение энциклопедий (Женя); Узнать, кто летал в космос (Ярослав); Узнать все о космосе (Таня). Воспитатель: Создать лабораторию и провести опыты Родители: Сконструировать макет. |
1. Провели образовательную деятельность: «Хочу быть космонавтом», «Здравствуй, Космос!»; 2. Провели с детьми беседы: «Неизвестная вселенная», «Животные в космосе», «Первый космонавт на Земле», «К мечтам»; 3. С детьми собрали лабораторию «Завтрак космонавта»; 4. Провели опыты«На солнце – в тени», «Испарение воды», «Где есть воздух?»; 5. Родители сконструировали макет «Звездное небо». |
ТВОРЧЕСКАЯ КОСМОМАСТЕРСКАЯ: |
|
Дети: Нарисовать (Кристина); Вылепить (Ксюша); Сделать аппликацию (Савелий); Сконструировать ракету (Расул). Воспитатель: Сделать коллективную работу и изготовить солнечные очки Родители: Выставка поделок «Космос». |
1. Образовательная деятельность: Рисование – «Звездное небо», «Летающая тарелка», «Рисуем крутую ракету»; Лепка – «Быстрые ракеты», «Космонавты»; Коллективная аппликация – «Космонавты»; Коллективная работа – «Космос»; Конструирование – «Ракета» (большой конструктор). 2. Изготовили с детьми солнечные очки; 3. Прошла выставка-конкурс поделок «Космос» |
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА: |
|
Дети (логика и мышление) Отгадать ребусы и кроссворды (Расул); Собрать ракету из геометрических фигур (Дима); Воспитатель: Составить задачи на космическую тему; Выложить ракету из блоков Дьенеша и палочек Кьюизенера Дети: Поиграть в настольные игры (Ян); Поиграть в сюжетные игры (Таня); Воспитатель Родители: Помочь сделать атрибуты к играм; Подобрать ребусы и кроссворды. |
1. С детьми отгадывали ребусы и кроссворды; 2. Составили задачи на космическую тематику; 3. Сюжетные игры – «Космонавты», «Космическое путешествие»; 4. Дидактические и настольные игры – «Найди лишнее», «Собери картинку», «Сложи пазлы» и др. 5. Родители сделали атрибуты к сюжетным играм |
КОСМИЧЕСКИЙ СПОРТЗАЛ: |
|
Дети: Провести подвижные игры (Саша); Провести физминутки (Катя); Провести эстафеты (Ярослав). Воспитатель Провести соревнования с участием представителей из вертолетной части Родители: Оформить зал к празднику «День Космонавтики».
|
1. Провели игры-аттракционы «Космические эстафеты»; 2. Были проведены подвижные игры – «Ждут нас быстрые ракеты», «Ракетодром», «Невесомость». 3. Игра-развлечение «Путешествие в космос» с приглашением представителей ве ртолетной части. |
КОСМОЗАЛ |
|
Дети: Посмотреть мультфильмы (Ксюша); Слушать песни и музыку (Рита). Воспитатель Родители: Подобрать музыкальный репертуар. |
1. Прослушали: ансамбль «Земляне» - «Земля в иллюминаторе», О. Фельцман«Четырнадцать минут до старта», П. И. Чайковский «Голубая планета», ансамбль «Спейс» - «Космическая музыка»; 2. Выучили танец «Космонавт», «Инопланетяне»; 3. Просмотрели мультфильмы: «Тайна 3 планеты», «Белка и стрелка», «День космонавтики» (смешарики), «Фиксики в космосе». |
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НАПИСАЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ:
ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Мы хотим стать космонавтами, но для этого надо многое узнать о космосе вместе с Вами и Надеждой Викторовной. Мы приготовили план. Помогите нам собрать нужный материал. СПАСИБО!
Мониторинг по теме проекта проводился в начале и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.
Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летал в Космос?
• Назовите космические объекты, транспорт и предполагаемых обитателей?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.