Педагогический проект «Народные фольклорные праздники и традиции в жизни дошкольников».

  • docx
  • 24.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала приложение5 6.docx

Приложение №

 

Педагогический проект

«Народные фольклорные праздники и традиции в жизни дошкольников».

Тема: «Народные фольклорные праздники и традиции в жизни дошкольников».

Актуальность:

     Незнание подрастающим поколением отечественной культуры— одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать понимание культурного наследия у детей и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Сегодня дети не проявляют интереса к героям русских народных сказок, народной музыке, а воспитываются на диснеевских мультфильмах и иностранных комиксах.

     Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, памяти, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Для нас это особенно актуально, так как работаем мы в группах логопедической направленности.

     Народные праздники и традиции, к сожалению, забылись новым поколением. Это произошло в связи с тем, что была потеряна нить передачи традиций из поколения в поколение. У детей сегодня поверхностные знания о народных праздниках, если мы говорим о празднике Масленица, то для многих это только угощение блинами. А как же хороводы, песни, игры, проводы Зимы и встреча Весны? Роль дошкольного образования заключается в том, чтобы ответить на эти вопросы и привлечь детей, родителей к возобновлению забытых традиций.

     Для того чтобы воспитать у ребенка любовь к своей стране, необходимо поддержать интерес к народной культуре и истории, помочь узнать свои истоки культуры своего народа. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ.

Цель: создание условий для приобщения дошкольников к истокам русской культуры путем знакомства с народными праздниками и традициями.

Задачи:

Ø    Активизировать представления детей о народных праздниках, традициях и обычаях русского народа.

Ø    Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание познакомиться с разнообразными жанрами русского фольклора и традициями.

Ø    Воспитывать патриотические чувства гордости за великую державу.

Ø    Развивать коммуникативные навыки путем организации экскурсий, мини-музея, мастер-классов и т.п. в совместной деятельности по реализации проекта.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

Нормативно-правовые

Ø  ФГОС

Ø   СанПин.

Материально-технические

Ø  Бюджет проекта.

Кадровые

Ø  Воспитатели,

Ø  учитель-логопед,

Ø  педагог-психолог,

Ø  музыкальный руководитель,

Ø  учитель по ИЗО,

Ø  инструктор по физической культуре.

Информационно-методические

Ø  Методическая литература,

Ø  Наглядный материал,

Ø  Игровой материал,

Ø  ИКТ.

Состав участников проекта: дети, воспитатели, узкие специалисты, родители.

Основные шаги по реализации проекта

Этап

Содержание

Срок реализации

1

Подготовительный

(Диагностико-организационный)

1.                   Анкетирование родителей.

2.                   Мониторинг индивидуального развития детей.

3.                   Подбор методической литературы по данной теме (подбор детской художественной литературы; разработка конспектов занятий, бесед; подбор дидактических игр, подвижных игр, пальчиковой гимнастики), информирование родителей.

Определение форм и методов реализации проекта.

4.                   Разработка Примерного планирования организации педагогического процесса по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

5.                   Разработка годового плана мероприятий.

6.                   Анализ РППС в группе.

Сентябрь

2

Основной

(Деятельностный)

1.                   Непосредственно образовательная деятельность.

2.                   Совместная  и индивидуальная деятельность с детьми.

3.                   Проведение цикла консультаций для воспитателей.

Октябрь-Март

3

Заключительный

(Аналитико-презентационный)

1.                   Презентация проекта

2.                   Анкетирование родителей.

3.                   Мониторинг индивидуального развития детей, мониторинг РППС

4.                   Обобщение результатов.

5.                   Анализ деятельности.

Апрель

Описание продукта, полученного в результате реализации проекта

В результате реализации проекта была разработана технология нравственно – патриотического воспитания детей посредством приобщения дошкольников к русской народной культуре в ходе реализации которой были получены следующие продукты:

Ø  мини-музей «Истоки русского быта», включающий  фотоальбомы, коллекции и выставки детских работ в русско-народном стиле.

Ожидаемые результаты.

     При условии успешной реализации проекта, мы рассчитывали получить следующие результаты:

Ø  устойчивый интерес у детей к культуре русского народа;

Ø    знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства;

Ø  обогащение и пополнение РППС.

Оценка эффективности проекта.

Может быть проведена по следующим показателям:

1.      Активность детей в совместных мероприятиях, проявление личной инициативы и творчества. Повышение личностных показателей в развитии каждого ребенка по образовательным областям.

2.      Удовлетворенность детей и родителей по итогам проводимых мероприятий.

3.      Продуктивное изменение в развивающей среде группы.

4.      Оценка эффективности проводимых мероприятий по проекту будет проводиться на основании социологических исследований, мониторинга по картам индивидуального развития ребенка,  анкетирования, бесед с педагогами и родителями. Степень активности детей будет отслеживаться в ходе проводимых мероприятий.

Функционал участников образовательного процесса.

Участники образовательного процесса

 

Выполняемые функции

Творческая группа ДОУ

( воспитатели,

узкие специалисты)

Создание РППС, разработка  сценариев и конспектов мероприятий, организация ННОД, развлечений, творческих мастерских, организация экскурсий в ДОУ, участие в реализации детско-родительских проектов, мониторинг и анализ деятельности по направлению проекта.

Родители

Семейное воспитание, участие в создание РППС, разработка и реализация детско-родительских проектов, участие в мероприятиях ДОУ, посещение клубов и мастер-классов, участие в организации выездных экскурсий.

Воспитанники

Являются активными участниками всех организованных мероприятий на основании собственных желаний и возможностей. Представляют центральное звено образовательных отношений.

 

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап (информационно-аналитический).

Ø  Подбор методической литературы по данной теме (подбор детской художественной литературы; разработка конспектов занятий, бесед; подбор дидактических игр, подвижных игр, пальчиковой гимнастики).

Ø  Мониторинг индивидуального развития детей.(Приложение 1)

Ø  Анкетирование и  информирование родителей.(Приложение5)

Определение форм и методов реализации проекта.

Ø    Разработка Примерного планирования организации педагогического процесса по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 3)

Ø  Разработка годового плана мероприятий. (Приложение 4)

Ø  Анализ РППС в группе.(Приложение 2)

Основной этап (деятельностный).

Реализация проекта через образовательные области.

Познавательное развитие:

Ø  экскурсия в музыкальную школу;

Ø  беседы «Что такое фольклор?», «Культура и традиции русского народа», «Русская народная одежда», «Быт русской семьи», «Русские народные праздники», «Народы России»;

Ø  посиделки «Как бывало в старину»;

Ø  Мастер-класс «Игрушки наших прабабушек и прадедушек».

 

Социально-коммуникативное развитие (сюжетно-ролевые игры):

Ø  Театрализация р.н.сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».

Ø  Сюжетно-ролевая игра «Семья» (с использованием старинных предметов быта).

Ø  «Посиделки в русской избе» (Приложение 10)

Речевое развитие:

Ø  чтение художественной литературы; (Приложение7)

Ø  речевые игры; (Приложение 6)

Ø  разгадывание  и придумывание загадок;

Ø  разучивание потешек, дразнилок, считалок, пестушек, скороговорок;

Ø  составление рассказов по картинкам, мнемотаблицам,  схемам.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование:

Ø  -роспись предметов по различным мотивам: тарелочек, ложек, самоваров, матрешек, кухонных дощечек, игрушек;

Ø  -«Русский сарафан»;

Ø  -«Русская рубаха»;

Ø  -«Русская изба»;

Аппликация:

Ø  «Русский народный костюм»;

Ø  «Красавица матрешка»;

Ø  коллективная «Русские забавы»;

Ø  из крупы «русские народные инструменты»;

Ø  из бросового материала «Барыня»;

 

Лепка:

Ø  из глины, пластилина «Русская игрушка», «Посуда»;

Ø  пластилинография «Узоры на посуде»;

Ø  коллективная работа «Хоровод»;

Праздники:

Ø  «Коляда» (Приложение 9);

Ø  «Масленица» (Приложение 10);

Ø  «Пасха».

Слушание колыбельных и русских народных песен.(Приложение 8)

 Физическое развитие:

Подвижные игры:

Ø  «Бирюльки», «Золотые ворота», «Поймай рыбку», «Горячее место», «Гуси-лебеди», «Салки», «Жмурки», « Плетень», «Два Мороза», «Кошки-мышки», «Волк и овцы», «Змейка», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Ручеек», «Каравай», «Лапта»;

Ø  -эстафеты «Собери урожай», «Чехарда», «Русские забавы»;

Ø  спортивное развлечение «Мы богатыри».

Пальчиковая гимнастика:

Ø  «Дом и ворота», «Маланья», «Репка», «Этот пальчик хочет спать», «Дождик», «Пальчик-мальчик», «Соня-пастушок», «Лакомка», «Банька», «Сорока-белобока», «Гости».

Дыхательная гимнастика:

Ø  «Ветер шумит» , «Идём по лужам» ,«Вода в лужах»,«Собираем цветы»,«Проснулся жук» ,«Листочки» ,«Весна» ,«Ручеек журчит» ,«Ручеек звенит» ,«Капель стучит по крыше». 

 

Заключительный этап:

1.      Презентация проекта в виде открытого занятия «Посиделки в русской избе.

2.      Была проведена экскурсия в мини-музей «Истоки русского быта» для детей других групп. «Экскурсоводами» дети были сами, с большим удовольствием рассказывали об экспонатах, которые размещены в музее (по выбору ребенка).

3.      В результате деятельности по проекту произошло преобразование предметно-пространственной среды в группе. Кроме создания мини-музея, также пополнились постоянные центры активности и игровые уголки в группе: в уголке уединения появились семейные альбомы с фотографиями, на которых запечатленные семейные традиции наших бабушек и прабабушек. Уголок ряженья пополнился русскими народными костюмами. Литературный центр пополнился книжками-малышками, которые дети изготавливали совместно с родителями и в группе вместе с воспитателями. Центр ИЗО-деятельности пополнился альбомами с иллюстрациями, а также детскими индивидуальными творческими альбомами. В группе и приемной группы были организованны выставки творческих работ.

4.      По результатам мониторинга мы заметили, что у детей:

Ø  активизировался познавательный интерес к народному творчеству, появился интерес продолжать знакомиться с разнообразными жанрами русского фольклора и традициями;

Ø  сформировались представления о народных праздниках, традициях и обычаях русского народа;

Ø  сформировались знания устного народного творчества, песен, декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

 

Результативность.

     В процессе реализации проекта были достигнуты планируемые результаты:

Ø  повысились личностные достижения детей на основе мониторинга карт индивидуального развития;

Ø  дети познакомились с культурой и традициями русского народа;

Ø  у детей сформировались знания устно народного творчества, народных песен, декоративно- прикладного искусства;

Ø  в группе совместно с детьми, родителями и воспитателями был создан мини-музей «Истоки русского быта»;

Ø  дети и воспитатели совместно изготовили кроссворды «Народные куклы», «Русские музыкальные инструменты», «Народное творчество», мнемотаблицы;

     Пространство группы разделено на отдельные мобильные центры активности, все материалы подписаны детьми. В группе используется ширма для зонирования и гибкого планирования пространства. Во всех центрах активности имеются развивающие материалы в соответствии с реализацией проекта (мини-музей «Истоки русского быта», уголок «Русская изба», составлены мнемотаблицы, кроссворды, настольные  и дидактические игры, а также атрибуты для театрализации и сюжетно-ролевых игр). Были организованы выставки «Народное творчество», «Обрядовые куклы». Организовывались «Персональные выставки» детского творчества.

Взаимодействие с родителями.

Ø  Анкетирование.

Ø  Участие родителей в оснащении РППС (создание мини-музея «Истоки русского быта»).

Ø  Участие родителей в культурно - досуговых мероприятиях, оказания помощи в изготовлении атрибутов и костюмов.

Ø  Консультация для родителей «Роль фольклора в жизни детей дошкольного возраста».

Ø  Участие родителей на открытом занятии «Посиделки в русской избе».

Выводы: Проект «Народные фольклорные праздники и традиции в жизни дошкольников» является эффективным средством в формирования у детей приобщения к истокам русской культуре. Реализация проекта прошла успешно.

 

Перечень нормативно-правовых и учебно-методических источников.

1.      Конституция Российской Федерации. Высший нормативный акт РФ от 25.12.1993г.

2.      Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, статья 64

3.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы», утвержденный правительством РФ постановлением от 30.12.2015г.№493, Москва.

4.      Закон «О патриотическом воспитании в Новосибирской области» от 01.07.2015г. №568-ОЗ.

5.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

6.      Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора// - М.:Музыка,1966.

7.      Возвращение к истокам: народное исскуство и детское творчество, Ред.Т.Шпикалова, Г.А.Поровская.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2000.-272

8.      КнязеваО.И., МаханёваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб.: Детство-Пресс,2000г.

9.      Знакомство детей с русским народным творчеством. Авт.-сост. А.С.Куприна, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова.-СПб, ООО «Издательство ДетствоПресс»,2015

10.  М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада.-Ство Пб ООО «Издательство Детство Пресс»,2017