Педагогический проект «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
Оценка 4.8

Педагогический проект «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
06.04.2020
Педагогический проект «Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Все это и обусловило актуальность темы проекта. Тип проекта – методический Цель проекта: выявление и апробирование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления процесса управления проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
Проект_Сечко_О_М.docx

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

 

 

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, 
но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г.Э. Лессинг

 

 

 

Автор-составитель проекта:

                                                                     учитель начальных классов

МКОУ Мыскаменская школа-интернат»

Сечко Ольга Михайловна

 

 

2016 г

Введение

 

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Все это и обусловило актуальность темы проекта.

Тип проекта – методический

Цель проекта: выявление и апробирование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления процесса управления проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.

 В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:

-  выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;

 - составить план работы НОУ «Поиск»;

- привлечь коллег к участию в проектно-исследовательской деятельности;

- разработать и выпустить образовательные продукты по организации проектно-исследовательской деятельности;

- проанализировать деятельность НОУ «Поиск», сделать выводы..

Решаемая проблема: несмотря на свою уже «долгую» историю пребывания в современной школе, проектно-исследовательская деятельность в обучении продолжает оставаться элементом инноватики. Происходит это оттого, что проекты и исследования по-прежнему кажутся многим педагогам неким размытым и непреодолимым аспектом современного обучения.  

Исполнители: учителя начальных классов, учащиеся начальных классов, родители.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.

В настоящее время деятельность НОУ «Поиск» продолжается по апробированному в проекте плану работы.

Место реализации: МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»

Целевая группа – учащиеся начальных классов

Партнеры проекта – педагоги начальных классов, родители

Степень реализации проекта на момент подачи - завершение проекта.

Практическая значимость инновационного опыта обусловлена тем, что спрос на инновационный продукт обеспечивается повышенным вниманием образовательных учреждений к целенаправленному и комплексному формированию у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и универсальных способов действий.

 

Этапы проекта

 

Содержание деятельности

Срок

исполнения

Результат

1

Экспертиза рабочих программ учителей начальных классов: наличие проектной и исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе.

сентябрь

Утверждение программ

 

Привлечение педагогов к научно- исследовательской деятельности; вовлечение их в работу НОУ «Поиск».

 

сентябрь

Создание списка учителей – руководителей проектных и научно – исследовательских работ

2

Выявление учащихся, мотивированных на участие в проектной и исследовательской деятельности (диагностика интеллектуального потенциала).

сентябрь

Формирование списка учащихся – членов НОУ «Поиск»

3

Открытие нового сезона работы НОУ «Поиск».

 

сентябрь-октябрь

Привлечение к работе учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров.

4

Организационное собрание членов НОУ «Поиск».

сентябрь-октябрь

Утверждение плана работы; выбор актива.

5

Создание страницы НОУ «Поиск» на сайте школы.

сентябрь

Создание творческой группы, ответственной за работу сайта.

6

Проведение учебного семинара для педагогов-руководителей членов НОУ «Проект и исследование как средство развития творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время».

ноябрь

Обобщение опыта работы.

7

Работа учителей и учащихся по подбору тем для исследовательских и проектных работ

октябрь-ноябрь

Выбор тем

8

Совместные заседания, обучающие семинары и тренинги для членов НОУ «Поиск» (1 раз в четверть)

в течение года

График занятий

9

Организация групповых и индивидуальных консультаций с членами НОУ по исследуемым проблемам, обобщению результатов исследования.

в течение года

По плану работы руководителей

10

Участие в конкурсах проектных работ и научно-исследовательских конференциях различного уровня

в течение года

«Копилка достижений». Справки, приказы.

11

Пополнение медиатеки для информационной поддержки проектно-исследовательской деятельности учащихся. Публикация материалов в сети Интернет и периодической печати об организации научно-исследовательской деятельности в школе-интернате.

в течение года

Каталог информационных ресурсов.

 

12

Организация и проведение школьного конкурса проектов «Мы – читающая семья».

декабрь

Выпуск альманаха и сборника лучших работ, публикация на сайте

13

Обсуждение и обобщение опыта научно-методической, проектной, исследовательской работы учителей на заседаниях МО.

в течение года

Диссеминация опыта работы через публикации, выступления

14

Проведение школьных научно-практических и исследовательских конференций учащихся и педагогов

март-апрель

Выпуск сборника лучших работ

15

Выпуск сборника «По страницам школьных   конференций...» (лучшие работы)

май

Выпуск сборника

16.

Участие в районных конференциях проектных и научно-исследовательских работ.

март-апрель

Справки, приказы.

17

Мониторинговые исследования работы педагогического коллектива и учащихся по проектной деятельности

апрель-май

Результаты мониторинга

18

Выставка работ учащихся

май

Выпуск альманаха

19

Анализ работы НОУ

май-июнь

Аналитическая справка

 

Планируемые результаты:

 - организация работы НОУ будет способствовать формированию и совершенствованию исследовательских навыков, научно-поисковой деятельности как среди учащихся, так и педагогов;

- увеличение количества победителей и призеров в исследовательских и проектных мероприятиях разного уровня.

 

В соответствии с планом работы была проведена экспертиза рабочих программ учителей – предметников на выявление наличия запланированной проектной и исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе.

 Проверка показала, что практически все учителя-предметники планируют работу по проектной деятельности, но мало кто включил элементы исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность. Были даны рекомендации по корректировке учебных программ. 

Совместно с психологической службой школы-интерната продиагностированы интеллектуальные способности учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. В качестве диагностического инструментария был использован «Тест интеллектуального потенциала» (П. Ржичан). Получены следующие результаты: уровень интеллекта очень высокий –у 8 % учащихся; высокий –у 32 %; достаточный – у 56 %; сниженный – у 4 %;очень низкий – 0 %.

В зависимости от результатов диагностирования педагоги-руководители планировали формы и методы работы с различными категориями учащихся, помогали в выборе тем исследования.

Проведена просветительская работа по привлечению учащихся и педагогов к участию в НОУ «Поиск» и составлен список членов. Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно для таких ребят научное общество является надежной опорой и средством самоутверждения.

Организовано торжественное открытие сезона 2016-21017 учебного года. На торжественном открытии присутствовали не только члены НОУ «Поиск», но и все учащиеся начальных классов, педагоги. Были подведены итоги работы прошлого года, вручены призы, дипломы и грамоты победителям и призёрам VIII районной научно-исследовательской конференции 2016 года.

Проведено организационное собрание членов НОУ «Поиск», где был утвержден план работы; выбран актив.

Создана страница НОУ «Поиск» на сайте школы, где размещается материал о деятельности школьного научного общества.

 Учебная работа в НОУ проводилась в форме лекций, обучающих семинаров, практических занятий, занятий-тренингов с психологом, библиотечных уроков, поисковой работе в сети Интернет, индивидуальных консультаций.

Работа НОУ велась по следующим направлениям: филология, точные науки, естественные науки и современный мир, социальные науки, краеведение и здоровье человека. Работая в сотрудничестве, педагоги-руководители и учащихся выбирали темы исследования, составляли план работы над темой, работали с первоисточниками и дополнительной литературой, оформляли практическую часть в виде брошюр, буклетов, советов, рекомендаций.

Массовой работой в НОУ можно считать проведение общих собраний, конференций, участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, участие в предметных декадах, проведение обзоров научной и научно-популярной литературы.

Проведена VIII школьная научно-практическая конференция учащихся и педагогов. На суд жюри были представлены 9 работ учащихся 1-4х классов.

По итогам исследовательской деятельности обучающихся Мыскаменской школы-интерната выпущен сборник, в который включены работы всех учащихся, выступавших на научно-практической конференции. Палитра тем и направлений представленных изысканий свидетельствует о расширении актуальной проблематики и творческом поиске начинающих исследователей. А также выпущен сборник «По страницам школьных конференций» (лучшие работы прошлых лет).

В VIII районном заочном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь» призёрами стали обучающиеся 2а класса: Барладина Карина и Абросимова Ника («Тюльпаны на севере - миф или реальность?») и Наумов Семён («Всемогущая температура»).

4 члена НОУ «Поиск» стали призерами и победителями во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ «Грани науки-2016».

О ходе и результатах работы периодически публиковался материал на сайте школы-интерната, сайте Департамента образования Ямальский район, в информационно-методической газете ДО АМО Ямальский район «Вести образования» № 6, апрель 2016; газете «Время Ямала» № 16 от 22 апреля 2016.

Дважды была организована выставка творческих проектов учащихся. Это был отчёт педагогов и учащихся о проделанной работе.

В конце учебного года на заседаниях методических объедений прошло обсуждение и обобщение опыта научно-методической, проектной, исследовательской работы учителей и учащихся. Подведены итоги работы НОУ «Поиск»: сделан анализ работы за текущий год, проанализирована деятельность за два учебных года. Отмечен рост участия учащихся и педагогов в исследовательской деятельности.

Цель проекта достигнута. Было принято решение по продолжению работы в следующем учебном году по апробированному плану.    


 

Скачано с www.znanio.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу

Введение Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире

Введение Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире

Этапы проекта №

Этапы проекта №

Организация групповых и индивидуальных консультаций с членами

Организация групповых и индивидуальных консультаций с членами

В соответствии с планом работы была проведена экспертиза рабочих программ учителей – предметников на выявление наличия запланированной проектной и исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе

В соответствии с планом работы была проведена экспертиза рабочих программ учителей – предметников на выявление наличия запланированной проектной и исследовательской деятельности в учебно- воспитательном процессе

Работа НОУ велась по следующим направлениям: филология, точные науки, естественные науки и современный мир, социальные науки, краеведение и здоровье человека

Работа НОУ велась по следующим направлениям: филология, точные науки, естественные науки и современный мир, социальные науки, краеведение и здоровье человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020