муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Обдорская гимназия»
ул. Губкина, 4а, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008
тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru
ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕБАТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнил: Головачева Ирина Витальевна, учитель английского языка МАОУ «Обдорская гимназия»
Руководитель проекта: Засорина Марина Евгеньевна, зам. директора по научно-методической работе МАОУ «Обдорская гимназия»
г. Салехард
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………….8
2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………………..10
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА………….….11
4. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ…………………………………………………12
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………13
6. СМЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..17
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………..18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Утвержденный министерством просвещения новый федеральный государственный образовательный стандарт от 31 мая 2021 г. № 287, с 1 сентября 2022 года начнет действовать в каждой школе и определяет основное назначение образовательной дисциплины «Иностранный язык» в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.
В системе российского школьного образования, ввиду повышающихся требований к уровню языковой подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, развитие коммуникативных универсальных учебных действий (далее КУУД) считается одним из приоритетных направлений в языковой подготовке. Согласно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования от 31 мая 2021 г. результатом развития КУУД должно являться овладение видами как монологической, так и диалогической речи, где последнее выражается в способности точно и правильно формулировать свои вопросы и идеи согласно задачам и условиям коммуникации, а также регулировать процесс коммуникации.
В методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года, описан переход контрольных измерительных материалов ГИА по иностранным языкам к новым моделям, а именно включение идеи проектной работы, что усиливает когнитивную и личностно-ориентированную направленность КИМ и в дальнейшем приводит к включению проблемно-поисковых, конкретно-практических, учебно-исследовательских и творческих заданий в учебный процесс. Данное задание изменено так, чтобы избежать «натаскивания» обучающихся на определенный шаблон. Используемые в этом задании темы проектных работ и иллюстрирующие их фотографии индивидуальны, к ним неприменим один и тот же заученный текст.
Актуальность проекта.
Актуальность выбранной темы определена тем, что в современном мире важно сформировать коммуникативные компетенции для эффективного взаимодействия в профессионально значимых ситуациях делового общения.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение английскому языку приобретает особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком.
Предлагаемый проект направлен на формирование основных навыков ведения живой дискуссии на иностранном языке и развитие коммуникативной компетенции у обучающихся 8 классов с помощью педагогической технологии «Дебаты», которая предполагается эффективным средством подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
Управленческая проблема.
Анализ основной образовательной программы по английскому языку МАОУ “Обдорская гимназия” показал, что согласно методическим рекомендациям в структуре урока должны быть реализованы все 4 вида речевой деятельности, а именно чтение, аудирование, говорение и письмо. Но для развития коммуникативной компетенции у обучающихся, недостаточно времени, отведенного на говорение, для качественного овладения коммуникативными умениями и языковыми навыками, и как следствие, отсутствие достаточной устной практики каждого ученика на уроке. Используемый в МАОУ “Обдорская гимназия” учебно-методический комплекс “Starlight” ориентирует обучающихся на подготовленную устную речь, которая понимается как создание текста и заучивание его наизусть, что не является целью иноязычного образования. Как следствие, возникает проблема управления качеством реализации образования, направленного на повышения уровня коммуникативной компетенции.
Исследовательская проблема.
Проанализировав и сравнив средние показатели успешности выполнения устной части всероссийской проверочной работы по английскому языку в МАОУ «Обдорская гимназия» за 2020/2021 учебный год в разрезе параллели 7, 8 и 11 классов, мы увидели, что средний показатель результата выполнения устной части в 7 классах составил 45,3 %, в 8 классах 39,4 %, в 11 классах 33 %. (Приложение 1). Результат показывает, что динамика сдачи устной части проверочной работы снижается с переходом в последующий класс и появляется необходимость совершенствования уровня коммуникативной компетенции учащихся. Кроме того, нами был проанализирован результат сдачи ГИА в 9 и 11 классах за 2018-2021 год и на графике 1 отображен сравнительный анализ среднего балла (Приложение 2). Динамика среднего балла возрастает. Однако весной 2021 года на сайте ФГБНУ “Федеральный институт педагогических измерений” была опубликована перспективная модель ЕГЭ, содержащая значительные изменения в формате заданий в части «Говорение» и которая после апробации в некоторых регионах уже с 2022 года будет применена повсеместно. Следовательно, для поддержания стабильной динамики сдачи устной части ГИА по новым моделям появляется необходимость овладения различными стратегиями говорения посредством использования такой универсальной педагогической технологии, как технология «Дебаты». Использование педагогической технологии «Дебаты» целесообразно применять в рамках курса внеурочной деятельности.
Исследовательский вопрос / гипотеза. Предполагается, что применение педагогической технологии «Дебаты» через реализацию программы курса внеурочной деятельности позволит повысить уровень иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся 8 классов.
Объект исследования. Образовательный процесс формирования коммуникативного взаимодействия у обучающихся 8 классов.
Предмет исследования. Условия формирования коммуникативной компетенции у обучающихся 8 классов в рамках курса внеурочной деятельности.
Цель исследования. Повысить уровень коммуникативной компетенции у обучающихся 8 классов с применением педагогической технологии “Дебаты” на курсе внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2. Разработать и организовать мероприятия, направленные на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся 8 классов на внеурочной деятельности;
3. Разработать критерии и показатели результативности проектной деятельности;
4. Разработать методические рекомендации к сценарию занятия “Дебаты на тему: экологические проблемы; запрет на въезд личного транспорта в центр города”;
5. Предоставить результаты работы над проектом.
Методы исследования:
· Изучение учебно-методической литературы по теме;
· Метод анализа и синтеза;
· Метод систематизации и обобщения материала;
· Метод моделирования
Материал исследования:
· результаты выполнения ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по английскому языку за 2018-2021 г;
· Методические материалы по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2022 года
Целевая группа – обучающиеся 8 класса
Теоретическая значимость исследования заключается в том, в том, что в работе была выявлена и описана эффективность педагогической технологии «Дебаты» для формирования коммуникативной компетенции.
Практическая значимость исследования. Педагогическую технологию «Дебаты» можно применять на уроках английского языка и на курсе внеурочной деятельности для более качественной подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в том, что учащиеся 8 классов, включенные в реализацию проекта в рамках курса внеурочной деятельности, используя планшеты и радиосистему с головным микрофоном смогут полностью погрузится в языковую среду, которая позволит добиться качественного формирования коммуникативной компетенции, совершенствования монологической и диалогической речи, что послужит показателем эффективной реализации педагогической технологии.
Кроме того, с помощью педагогической технологии «Дебаты» преодолеваются чувства неуверенности и страха при коммуникативном взаимодействии с аудиторией на английском языке, а также страха при взаимодействии с микрофоном.
Таблица 1
Название этапа |
Содержание проектной деятельности |
Сроки |
Результат |
Подготовительный |
1. Проанализировать результаты ВПР в 7, 8, 11 классах 2021 г., а также ГИА в 9 и 11 классах за 2018-2021гг. по английскому языку на предмет результативности сдачи проверочных работ и экзаменов; 2. Выявить проблему в МАОУ «Обдорская гимназия», обосновать её актуальность, определить тему проекта. 3. Изучить научно-методическую литературу по проблемам формирования коммуникативных навыков учащихся 8 классов; |
Сентябрь 2021 года – декабрь 2021 года |
Проект |
Основной |
1. Разработка мероприятий, направленных на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся 8 классов на внеурочной деятельности (Приложение 5); 2. Разработка критериев и показателей результативности проектной деятельности, диагностических материалов для проведения входной, промежуточной и итоговой диагностики (Приложение 3). 3. Разработка методических рекомендации для педагогов к сценарию занятия “Дебаты на тему: экологические проблемы; запрет на въезд личного транспорта в центр города” (Приложение 4).
|
Январь - май 2022 года |
Учебно- методическое обеспечение для проведения учебных занятий |
Практический |
1. Внедрение проекта в образовательное пространство школы. 2. Отслеживание, корректировка и обобщение результатов внедрения проекта. |
Сентябрь 2022 – май 2024 года |
Выступление на заседаниях ШМО |
Заключительный |
Подведение итогов по результатам реализации педагогического проекта. |
Май-июнь 2024 года |
Определение эффективности педагогической технологии. |
2.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 2
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Анализ результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. (Приложение 1,2). Определение темы проекта. |
сентябрь 2021 г. - |
2. |
Изучение методической литературы по данной теме. |
октябрь 2021 г. -ноябрь 2021 г. |
3. |
Поиск и приобретение необходимого оборудования. |
ноябрь 2022 г. - декабрь 2021 г. |
4. |
Составление плана работы над проектом. |
декабрь 2021 г. |
5. |
Разработка мероприятия, направленного на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся 8 классов на внеурочной деятельности (Приложение 5) |
февраль 2022 г.- март 2022 г. |
6. |
Разработка критериев оценивания коммуникативной сформированности учащихся 8 классов. (Приложение 3). |
март 2022 г. - апрель 2022 г. |
7. |
Разработка методических рекомендаций к сценарию занятия “Дебаты на тему: экологические проблемы; запрет на въезд личного транспорта в центр города” (Приложение 4).
|
апрель 2022 г. - май 2022 г. |
8. |
Проведение входной диагностики сформированности коммуникативных компетенций у учащихся 8 классов (Приложение 3). |
сентябрь 2022 г. – октябрь 2022 г. |
9. |
Организация мероприятий, направленных на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся 8 классов на внеурочной деятельности.
|
сентябрь 2022 г. - май 2024 г. |
10. |
Проведение промежуточной диагностики сформированности коммуникативных компетенций у учащихся 8 классов (Приложение 3). |
май 2023 г. |
11. |
Итоговая диагностика сформированности коммуникативных компетенций у учащихся 8 классов (Приложение 3). |
май 2024 г. |
12. |
Анализ результатов проекта. |
май 2024 г. |
13. |
Составление итогового отчета о реализации проекта. |
июнь 2024 г. |
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Таблица 3
Критерии и показатели эффективности реализации образовательного проекта
Критерии |
Показатели |
Повышение показателей уровня сформированности коммуникативных компетенций по английскому языку |
Процентная доля учащихся с высоким показателем уровня сформированности коммуникативной компетенции. |
Улучшение результатов проверочных работ и экзаменов по английскому языку |
Показатель увеличения доли обучающихся, продемонстрировавших высокие результаты по итогам сдачи государственного экзамена при выполнении заданий с развернутым ответом по английскому языку. |
Повышение мотивации детей к обучению |
1. Увеличение качества успеваемости учащихся по английскому языку; 2. Увеличение количества обучающихся, изъявивших желание сдавать государственный экзамен по дисциплине «Английский язык». |
4. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Таблица 4
План мер по минимизации рисков при внедрении проекта в образовательное пространство школы
Риски |
Меры для их минимизации |
Низкий уровень мотивации учащихся при реализации проекта. |
Информационно - просветительская работа на общешкольных и классных собраниях, конференциях. |
Языковой барьер. Страх выступления перед аудиторией. Сложность в объяснении своей позиции. |
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
За счёт обновления материально-технической базы школы (приобретения планшетных компьютеров и головных микрофонов) ожидается:
· Повышение показателей уровня сформированности коммуникативных навыков по английскому языку;
· Увеличение количества обучающихся, изъявивших желание сдавать государственный экзамен по дисциплине «Английский язык»;
· Улучшение результатов проверочных работ и государственных экзаменов по английскому языку;
· Повышение мотивации учащихся к обучению.
Дальнейшее развитие проекта может быть осуществлено в таком направлении: расширение целевой группы в последующие года и проведение коммуникативной игры «Дебаты» между группами.
5. СМЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 5
Перечень материально-технических средств, приобретенных для реализации индивидуального проекта грантополучателя
Вид оборудования |
Количество |
Стоимость
каждого предмета |
Общая
стоимость |
Обоснование для приобретения |
|
Радиосистема Xline MD-272B |
6 |
8 950 |
53 700 |
Данное оборудование поможет учащимся в формировании навыков публичных выступлений, повышению уверенности в себе и обеспечит качественное акустическое сопровождение мероприятия.
|
|
Планшет 10.4” Huawei Matepad 128 ГБ |
6 |
28 500 |
171 000 |
Данное оборудование необходимо для учащихся для использования электронного словаря, приложения “Quizlet”, в котором учащиеся готовят выступления к мероприятию “Дебаты” и приложения “Диктофон” для записи выступления, прослушивания, анализа и исправления ошибок. |
|
Ноутбук Huawei Matebook D15 15.6” |
1 |
75 300 |
75 300 |
Ноутбук необходим для учителя для разработки проекта и для подготовки материалов к проведению дебатов. |
|
ИТОГО |
300 000 |
||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2022 году новый ФГОС и изменения в КИМ в устной части ОГЭ и ЕГЭ в учебной дисциплине “Английский язык” ориентированы на развитие коммуникативной компетенции, которая подразумевает формирование и развитие в первую очередь коммуникативных умений обучающихся в говорении. Новый формат заданий, в частности, задания с развернутым ответом оказываются не только деятельностными по своему результату, но и практически ориентированными, так как базируются на различных проектных работах.
Включение идеи проектной работы, занимающей большое место во ФГОС, в перспективную модель усиливает когнитивную и личностно-ориентированную направленность, что в дальнейшем приводит к усилению данной направленности в учебном процессе и обеспечивает включение проблемно-поисковых, конкретно-практических, учебно-исследовательских и творческих заданий в учебный процесс.
Педагогическая технология «Дебаты» – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка в 8 классах и к подготовке учащихся к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, в частности. Кроме того, данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях.
ГЛОССАРИЙ
Компетенция
|
Совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений.
|
Коммуникативная компетенция
|
Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. |
Педагогическая технология
|
Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. |
Дебаты
|
Структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. |
Технология дебаты
|
Современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 126 с.
2. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года. от ФИПИ по повышению уровня информационно-коммуникативной компетенции обучающихся / Составитель: Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трешина И.В. – Москва 2021. – 45 с.
3. Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2021 года / Составитель: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Е.А. Колесникова, Н.Н. Трубанева - Москва 2021. – 91 с.
4. Приказ МАОУ «Обдорская гимназия» № 525 от 18 октября 2021 года «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Обдорская гимназия» на 2021-2026 годы».
5. Концепция модернизации общего образования. Без лозунгов, призывов и на-
ставлений, но с ответами на вопросы: что надо делать? Почему это надо делать? Как это можно сделать? / Л. Л. Любимов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020 — 80 с. —200 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (32)).
6. Обвинцев, Г. Е. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников / Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 6
Реестр затруднений по результатам ВПР по английскому языку учащихся 7-х классов в разрезе параллели, 2020-2021 уч. год
Проверяемые элементы содержания |
Требования к уровню подготовки выпускников |
Уровень сложности |
7а класс |
7б класс |
7в класс |
7г класс |
Навыки оперирования языковыми средствами в коммуникативно Значимом контексте |
Проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки |
П |
57% |
57,3% |
34% |
33% |
Таблица 7
Реестр затруднений по результатам ВПР по английскому языку учащихся 8-х классов в разрезе параллели, 2020-2021 уч. год
Проверяемые элементы содержания |
Требования к уровню подготовки выпускников |
Уровень сложности |
8а класс |
8б класс |
8в класс |
8г класс |
Говорение: монологическое высказывание на основе плана и визуальной информации. |
Проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки |
П |
45% |
42,4% |
27,3% |
42,5% |
Таблица 8
Реестр затруднений по результатам ВПР по английскому языку учащихся 11-х классов в разрезе параллели, 2020-2021 уч. год
Проверяемые элементы содержания |
Требования к уровню подготовки выпускников |
Уровень сложности |
11а класс |
11б класс |
11в класс |
Тематическое монологическое высказывание (описание выбранной фотографии) |
Проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию, а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки |
Б |
52% |
28% |
11% |
Сравнительный анализ сдачи устной части ВПР в 7, 8 и 11 классах 2020-2021
График 1
Приложение 2
Таблица 9
Результаты сдачи устной части ОГЭ в 9 классах в 2018-2021 г.
ГИА |
Год сдачи экзамена |
Количество человек |
Учащийся/оценка |
ОГЭ |
2021 г. |
34 |
16 уч. – 5 14 уч. – 4 3 уч. – 3 1 уч. – 2 |
ОГЭ |
2019 г. |
48 |
21 уч. – 5 20 уч. – 4 5 уч. – 3 2 уч. – 2 |
ОГЭ |
2018 г. |
48 |
19 уч. – 5 19 уч. – 4 4 уч. – 3 6 уч. – 2 |
Таблица 10
Результаты сдачи устной части ЕГЭ в 11 классах в 2018-2021г.
ГИА |
Год сдачи экзамена |
Количество человек |
Учащийся/оценка |
ЕГЭ |
2021 г. |
33 |
13 уч. – 5 13 уч. – 4 4 уч. – 3 3 уч. – 2 |
ЕГЭ |
2019 г. |
26 |
9 уч. – 5 9 уч. – 4 5 уч. – 3 3 уч. – 2 |
ЕГЭ |
2018 г. |
23 |
7 уч. – 5 7 уч. – 4 5 уч. – 3 4 уч. – 2 |
Сравнительный анализ среднего балла по результатам сдачи устной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку за 2018-2021 год
График 2
Приложение 3
Критерии оценивания коммуникативной сформированности учащихся 8 классов. Входная диагностика
Таблица 11
Условный диалог-расспрос
|
Баллы (максимум 6 баллов) |
|
Ответ на вопросы 1–6 |
1 балл. Дан полный ответ на поставленный вопрос; допущенные отдельные фонетические, лексические и грамматические погрешности не затрудняют понимания |
0 баллов. Ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетические и лексические и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа |
Таблица 12
Тематическое монологическое высказывание
Критерии оценки выполнения задания |
|
||
Решение коммуникативной задачи |
Организация высказывания |
Языковое оформление высказывания |
Балл (максимум 3 баллов) |
Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме (полно, точно и развернуто раскрыты все четыре аспекта, указанные в задании) Объем высказывания – 10–12 фраз |
|
|
3 |
Задание выполнено: цель общения достигнута, НО тема раскрыта не в полном объеме (один аспект раскрыт не полностью). Объем высказывания – 8–9 фраз |
Высказывание логично и имеет завершенный характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно |
Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетических ошибок) |
2 |
Задание выполнено частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объеме (один-два аспекта не раскрыт, ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объеме, остальные аспекты раскрыты полно и точно). Объем высказывания – 6–7 фраз |
Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершенный характер, НО отсутствует вступительная ИЛИ заключительная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи |
Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонетических ошибок) |
1 |
|
|
|
|
Задание не выполнено: цель общения не достигнута: три аспекта содержания не раскрыты*. Объем высказывания – 5 и менее фраз |
Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершенного характера, вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются или допущены многочисленные ошибки в их использовании |
Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок |
0 |
Критерии оценивания коммуникативной сформированности учащихся 8 классов на промежуточной и итоговой диагностике при применении педагогической технологии «Дебаты»
Таблица 13
Критерий оценивания учащегося |
Показатели |
Балл |
1. Отзывчивость
|
Готовность учащегося принять вопрос и ответить на него |
2 |
2. Организация высказывания |
Высказывание логично и имеет завершенный характер |
1 |
3. Обоснование и приведение примеров
|
Приведение учащимся примеров в подтверждение своих аргументов |
2 |
4. Убедительность
|
Степень убедительности участника в период коммуникации с оппонентом |
1 |
5. Соблюдение временного регламента |
Способность эффективно распределять время ответа. |
1 |
6. Активное участие в обсуждении внутри группы |
Участие в распределении обязанностей в группе и выполнение своих обязанностей. Предложение и обобщение идей, информации |
2 |
Таблица 14
Итог по результатам коммуникативной сформированности учащихся по английскому языку 2022-2024 г.
Фамилия, имя учащегося |
Баллы |
||
|
Входная диагностика 8 класс (макс. 9 баллов) |
Промежуточная Диагностика 8 класс (макс. 9 баллов) |
Итоговая диагностика 9 класс (макс. 9 баллов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Методические рекомендации для педагогов к сценарию занятия
“Дебаты на тему: экологические проблемы.
запрет на въезд личного транспорта в центр города”
Формат технология «Дебаты» предусматривает:
Порядок проведения дебатов
Порядок выступ-лений |
Спикер |
Время выступ-ления |
Деятельность спикера |
1 |
Первый спикер утверждающей команды. (Р1) |
4 мин. |
– Представляет утверждающую команду; – формулирует тему дебатов; – объясняет ключевые понятия; – заявляет позицию своей команды; – представляет все аргументы команды; – заканчивает четкой формулировкой общей линии. |
2 |
Третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) (1 раунд вопросов). |
1,5 мин. |
ОЗ задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов Р1; Р1 отвечает. |
3 |
Третий спикер отрицающей команды (О1) |
4 мин. |
– представляет команду; – отрицает тему, формулирует тезис отрицания; – принимает определение, предложенное утверждающей командой; – опровергает аргументы и выдвигает контраргументы; – заканчивает четкой формулировкой общей линии команды. |
4 |
Третий спикер утверждающей команды (Р3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) (2 раунд вопросов). |
1,5 мин. |
Р3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1; О1 отвечает. |
5 |
Второй спикер утверждающей команды (Р2). |
3 мин. |
– опровергает аргументы, выдвинутые О1; – приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит). |
6 |
Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (Р2) (3 раунд вопросов) |
1,5 мин. |
О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2; Р2 отвечает на вопросы. |
7 |
Второй спикер отрицающей команды (О2) |
3 мин. |
– опровергает аргументы, представленные утверждающей командой; – восстанавливает аргументы своей команды; – представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся). |
8 |
Первый спикер утверждающей команды (Р1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) (4 раунд вопросов). |
1,5 мин |
Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств; О2 отвечает. |
9 |
Третий спикер утверждающей команды (Р3) |
3 мин. |
– акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам; – проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам; – объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны; – не приводит новых аргументов; – делает эффектное заключение. |
10 |
Третий спикер отрицающей команды (О3). |
3 мин. |
– акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса; – проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам; – объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны; – делает эффектное заключение. |
Приложение 5
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Обдорская гимназия»
ул. Губкина, 4а, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008
тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru
ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
“ДЕБАТЫ НА ТЕМУ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
ЗАПРЕТ НА ВЪЕЗД ЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА В ЦЕНТР ГОРОДА”
г. Салехард
2022
Пояснительная записка
Класс: 8
Тема: Экологические проблемы. Запрет на въезд личного транспорта в центр города
Цель: Повышение коммуникативной компетенции учащихся с применением педагогической технологии “Дебаты”.
Задачи:
Образовательные:
· совершенствование лексического материала по теме «Экологические проблемы»;
· развитие умений и навыков во всех видах речевой деятельности;
· развитие коммуникативных компетенций;
Развивающие:
· развитие способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов;
· развитие познавательных умений и навыков через межпредметные связи (с экологией);
Воспитательные:
· Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс;
· Создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции;
· Формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.
Планируемые результаты:
Предметные:
· знать и употреблять в устной речи лексические единицы и речевые структуры;
· уметь представлять аргументы в защиту своего мнения, подбирать контраргумент мнению оппонента;
Метапредметные:
Основные понятия: pollution, to ban, human health, to negatively impact
Межпредметные связи: английский язык, экология
Ресурсы:
1.Starlight 8 (Звездный английский. 8 класс). Учебник - Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В.
2. http://debatewise.org/debates/3521-cars-should-be-banned-from-city-centres/
3. https://www.theguardian.com/cities/2014/jul/10/live-debate-ban-cars-city-centres-pedestrianisation
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Технология: дебаты
Таблица 1 Структура занятия
Этап занятия |
Содержание занятия |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
1. Организационный этап
|
Организация пространства для проведения мероприятия
|
Приветствуют учителя, отвечают на вопросы учителя |
Приветствует обучающихся
|
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний
|
Речевая разминка Определение темы, цели и основных задач. Введение в дискуссию |
Работа в парах, обсуждение «Экологические проблемы. Запрет на въезд личного транспорта в центр города».
Обучающиеся просматривают видеофрагмент/презентацию и формулируют тему, цель и основные задачи занятия. |
Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели занятия. |
3. Этап усвоения новых знаний Интеграция предметов: английский язык, экология
|
Дебаты
|
• Распределяют роли между членами группы (Приложение 1); • выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов и жюри (Таблица 2); • продумывают вопросы сторонам и ответы на возможные вопросы. • Выступающие аргументированно и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя планшеты и головные микрофоны. • Судьи заполняют оценочную таблицу групповой работы команды и каждого учащегося отдельно (приложение 2) и оценочный лист (приложение 3), оглашают результаты дебатов: команда победителей, лучший спикер, лучший вопрос.
|
Организует работу обучающихся в группах по 3-4 человека. Консультирует, направляет и при необходимости корректирует работу учащихся. Наблюдает за поведением участников, отмечает для себя трудности, которые они испытывают. |
4. Обобщение и систематизация |
Подведение итогов работы на занятии. Рефлексивное осмысление результатов урока. |
|
Предлагает учащимся подвести итоги учебной деятельности. |
Таблица 2
Ход дебатов
Chairman |
Good afternoon, Ladies and Gentlemen, Honourable Jury, Mass Media representatives! Let me open the debate. The motion is ____________________ It is proposed by the first team. So, the floor is given to the Proposition team.
|
P1 (Leader) |
Ladies and Gentlemen, Honourable Jury, Mr Chairman, Let me introduce myself and my team! I am ____ ,Speaker 1, this is ______, my 2nd Speaker . Last but not least, _________, my 3rd Speaker. So, __(introduction – relevance of the topic)__________________________ I strongly believe that _(repeats the MOTION)__ and I will explain why. _____________argument 1 +examples, reasons)_____________________ Now, I am ready to answer your questions.
|
Chairman |
Thank you. Now, the floor is given to the Opposition team. |
O1 (Leader) |
Ladies and Gentlemen, Mr Chairman and Jury, I represent the Opposition team, I am the first speaker and my name is ____, our 2nd speaker is_________ and 3rd speaker is _________ and our team believes that ___________(repeats the motion with NOT)_____________________________ the Leader of the Proposition team has made a sincere effort, but alas, has misunderstandings that I would like to clear up. She (He) has told that __repeats their argument ____. But I totally disagree as ___your counterargument______. I believe that ____________________ (repeats the motion with NOT)______ because _________ argument + examples, reasons____________ Now I am ready to answer your questions.
|
Chairman |
Thank you. Now, the floor is given to the Proposition team. |
P2 |
Ladies and Gentlemen, I am Speaker 2 of the Proposition team and I disagree with my opponent who has said that ______ repeats their argument_________ and I will explain why. ______ your counterargument ______ It seems to me that ____repeats the motion ______ as __argument + examples, reasons___ Now I am ready to answer your questions.
|
Chairman |
Thank you. Now, the floor is given to the Opposition team. |
O2 |
Ladies and Gentlemen, I am Speaker 2 of the Opposition team and I disagree with my opponent who has said that ______ repeats their argument_________ and I will explain why. _____________________ In my opinion, ____repeats the motion with NOT ______ as ____argument 2___ Now I am ready to answer your questions.
|
Chairman: |
Thank you. Now, the floor is given to the Proposition team. |
P3 |
Ladies and Gentlemen, I am Speaker 3 of the Proposition team and I disagree with my opponent who has said that ______ repeats their argument_________ and I will explain why. _____________________ Personally, I believe that ____repeats the motion ______ as ___ argument 3___ Therefore, I leave you with this thought: _MOTION______ Now I am ready to answer your questions.
|
Chairman |
Thank you. Now, the floor is given to the Opposition team.
|
O3 |
Ladies and gentlemen, I am Speaker 3 of the Opposition team and I disagree with my opponent who has said that ______ repeats their argument_________ and I will explain why. _____________________ Personally, I believe that ____repeats the motion ______ as ___ argument 3___ Therefore, I leave you with this thought: _MOTION with NOT______ Now I am ready to answer your questions.
|
Chairman |
We have finished with the speaking of the teams and now our Jury is going to decide on the winning team, the best speaker and the best question. |
Jury |
We came to the conclusion that the team that __ (had solid, convincing arguments, supported their ideas with examples, asked and answered questions,… ) Is the _______ team. Their score is ______ against _______ that _____ have. We also came to the conclusion that the best speaker is Speaker ___ of the ____ team. As for the best question, it was about ___________ and it was from Speaker ___ of the ________ team.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки с ролями для обучающихся
PROPOSITION TEAM SPEAKER 1 Greeting Introduce the MOTION, its topicality Introduce your team line Present your own argument and support with reasons/ideas/examples Answer possible questions
|
OPPOSITION TEAM SPEAKER 1 Greeting Comment on the MOTION given by the proposition team (say that you disagree) Introduce your team line Present your counterargument, show why it is unacceptable Give your argument and support with reasons/ideas/examples Answer possible questions
|
PROPOSITION TEAM SPEAKER 2 Present your counterargument, show why it is unacceptable Give your argument and support with reasons/ideas/examples Answer possible questions |
OPPOSITION TEAM SPEAKER 2 Present your counterargument, show why it is unacceptable Give your argument and support with reasons/ideas/examples Answer possible questions
|
PROPOSITION TEAM SPEAKER 3 Present your counterargument, show why it is unacceptable Give your argument and support with reasons/ideas/examples Answer possible questions |
OPPOSITION TEAM SPEAKER 3 Present your counterargument, show why it is unacceptable Give your argument and support with reasons/ideas/examples Answer possible questions
|
JURY Score sheet Decide on: winner/best speaker/best question Announce your decision
|
Newsmakers Ask questions Summarize and make a report
|
TIMEKEEPER Give the floor to each speaker/Jury Call on the next speaker |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Критерии оценивания групповой работы
Группа |
Сотрудничество (распределение и выполнение обязанностей) |
Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать) |
Раскрытие материала, задания, темы |
Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы |
Общий балл |
Proposition |
|
|
|
|
|
Opposition |
|
|
|
|
|
Newsmakers |
|
|
|
|
|
Критерии оценивания деятельности каждого учащегося
Имя обучающегося |
Участвует в распределении обязан- ностей в группе и выполняет свои обязанности |
Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) |
Внимательно слушает и задает вопросы |
Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) |
Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оценочный лист
TEAM
________________ |
S 1 _______________ |
S 2 ______________ |
S 3 _______________ |
Score |
Argument (strong/convincing/ logical) Max 3 points |
|
|
|
|
Examples, reasons, factual information (supportive) Max 3 points |
|
|
|
|
Counterargument Max 2 points |
|
|
|
|
Questions 1 question – 1 point
|
|
|
|
|
Response Full answer – max 2 points |
|
|
|
|
Presentation skills
Max 3 points |
|
|
|
|
Total score
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Оценочная карта для учащегося
|
I know… |
Level reached |
|||
excellent |
very good |
good |
bad |
||
1. |
why it is suggested to ban cars from the city centre |
|
|
|
|
2. |
how to give arguments FOR |
|
|
|
|
3. |
how to give arguments AGAINST |
|
|
|
|
4. |
how to perform well in a debate |
|
|
|
|
|
Self-assessment |
|
|
|
|
My partner: (name) ____________________________ |
|||||
1. |
took an active part in group work (suggested ideas/arguments/questions) |
|
|
|
|
2. |
speaking skills |
|
|
|
|
3. |
used new vocabulary |
|
|
|
|
|
My assessment |
|
|
|
|
My partner: (name) ____________________________ |
|||||
1. |
took an active part in group work (suggested ideas/arguments/questions) |
|
|
|
|
2. |
speaking skills |
|
|
|
|
3. |
used new vocabulary |
|
|
|
|
|
My assessment |
|
|
|
|
It was difficult/easy for me to… |
difficult L |
easy J |
use new vocabulary |
|
|
remember facts and information |
|
|
make arguments strong and convincing |
|
|
give a counterargument |
|
|
ask questions |
|
|
answer questions |
|
|
speak in public |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.