Нижневартовский район
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»
Рудик Лариса Станиславовна
воспитатель
Варьеган, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
Паспорт проекта |
3 |
|
Актуальность проекта
|
4 |
|
Этапы работы над проектом
|
5 |
|
Ресурсное обеспечение проекта
|
6 |
|
Факторы, способствующие реализации проекта
|
6 |
|
Формы подведения итогов в конце года реализации проекта
|
6 |
|
Ожидаемые результаты
|
6 |
|
Возраст детей
|
7 |
|
Продолжительность проекта
|
7 |
|
Методы реализации проекта
|
7 |
|
Формы проведения проектных мероприятий
|
7 |
|
Основные этапы реализации проекта «Юный финансист»
|
7 |
|
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по реализации проекта
|
8 |
|
Ожидаемые результаты проекта
|
9 |
|
Перспективы дальнейшего развития проекта
|
9 |
|
Список литературы |
10 |
|
Приложения |
|
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
«Юный финансист» |
Организация заявитель адрес |
МБДОУ «Варьеганский ДСКВ «Олененок», село Варьеган |
Разработчик проекта |
Рудик Лариса Станиславовна |
Вид проекта |
познавательный, групповой, краткосрочный
|
Тип проекта |
Информационно – практико - ориентированный |
Проект направлен: |
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностям. |
Нормативная база |
Реализация проекта осуществляется с учётом требований ФГОС ДО в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральные законы: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». - Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г. |
Цель проект |
- Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков, понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека. - Формировать представления детей о деньгах, как средстве осуществления торгово - экономических отношений в социуме. - Формировать представления о внешнем виде денег. |
Задачи проекта |
- Развивать интерес и желание знать прошлое предмета: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления); с процессом их преобразования человеком. - Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности. - Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами). - Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление, честный бизнес-это хорошо, надо уметь жить на то, что зарабатывает семья. - Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др. - Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др. |
Сроки реализации проекта |
один месяц - октябрь 2020 год |
Ожидаемые результаты |
- Дошкольники будут использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). - дошкольники приобретают первичный экономический опыт, формируется умение устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности; - родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей; - педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей. |
Участники проекта |
дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители (законные представители) |
Трансляция проекта |
Сайт МБДОУ «Варьеганский ДСКВ «Олененок» Публикация на сайтах педагогических сообществ |
Продукты проекта
|
Совместная деятельность детей и родителей «Изготовление копилки»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; Методическая разработка мероприятия для детей и родителей по теме проекта. |
Актуальность проекта
Актуальность проекта по формированию основ финансовой грамотности дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.
В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания – нравственное, трудовое и экономическое. Таким образом, необходима работа педагогов, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом.
Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать финансиста.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта
«Юный финансист».
Цель проект: Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков, понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека. Формировать представления детей о деньгах, как средстве осуществления торгово - экономических отношений в социуме. Формировать представления о внешнем виде денег.
Задачи проекта:
· Развивать интерес и желание знать прошлое предмета: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления); с процессом их преобразования человеком.
· Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности.
· Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами).
· Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление, честный бизнес-это хорошо, надо уметь жить на то, что зарабатывает семья.
· Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др.
· Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
В основу проекта положены следующие принципы:
· от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
· принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
· принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
· реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
Этапы работы над проектом:
I. этап Подготовительный Срок реализации: 1неделя октября 2020год.
II. этап Основной Срок реализации: 2- 3 неделя октября 2020год.
III. этап Заключительный Срок реализации: 4 неделя октября 2020год.
Ресурсное обеспечение проекта:
ü программно-методическое обеспечение;
ü развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
ü взаимодействие всех участников педагогического процесса;
ü система взаимодействия с родителями;
ü система мониторинга.
Факторы, способствующие реализации проекта:
ü необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
ü наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
ü специально оборудованная развивающая среда в группе.
Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:
- проведение открытого мероприятия;
Ожидаемые результаты:
- Дошкольники будут использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, формируется умение устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
- педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
Возраст детей
В реализации проекта участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 5-7 лет
Продолжительность проекта:
Продолжительность проекта составляет 1 месяц
Методы реализации проекта:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные
- театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование др.)
Формы проведения проектных мероприятий
- групповые занятия;
- индивидуальная работа.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Основные этапы реализации проекта «Юный финансист»
I. этап – Подготовительный: Срок реализации: 1 неделя октября 2020год
1. Изучение справочной, методической, литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист», анкетирование родителей.
3. Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
5. Создание развивающей среды по теме.
II этап – Основной, практический: Срок реализации: 2 - 3 неделя октября 2020год.
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности
воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Мероприятия, реализуемые в рамках проекта:
Мероприятия для дошкольников:
- ООД «Что мы знаем о деньгах».
- Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».
Мероприятия для родителей:
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по реализации проекта
Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ
финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс
активно включаются родители.
Перед родителями поставлена задача - помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
1. познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
2. расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Формы работы с родителями
1. Онлайн- встречи с родителями, беседы, анкетирование.
2. Оформление информационных стендов, памяток.
3. Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».
III. этап Заключительный Срок реализации: 4 неделя октября 2020год.
Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; Методическая разработка мероприятия для детей и родителей по теме проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
- Дошкольники будут использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, формируется умение устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем будет организована работа с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Список литературы
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
11. https://dohcolonoc.ru/
12. http://e.stvospitatel.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.