Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "Юный финансист"
Оценка 4.7

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "Юный финансист"

Оценка 4.7
Документация
docx
другое
Детсад
11.11.2021
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "Юный финансист"
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Обучение основам финансовой грамотности поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, сформирует стимулы к приобретению знаний. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Юный финансист».
проект Юный финансист _Рудик ЛС.docx

 

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Варьеганский  детский сад комбинированного вида «Олененок»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ  ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ  У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  

«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»

Рудик Лариса Станиславовна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варьеган, 2020 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Паспорт проекта

3

 

Актуальность проекта

 

4

 

Этапы работы над проектом

 

5

 

Ресурсное обеспечение проекта

 

6

 

Факторы, способствующие реализации проекта

 

6

 

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта

 

6

 

Ожидаемые результаты

 

6

 

Возраст детей

 

7

 

Продолжительность проекта

 

7

 

Методы реализации проекта

 

7

 

Формы проведения проектных мероприятий

 

7

 

Основные этапы реализации проекта «Юный финансист»

 

7

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по реализации проекта

 

8

 

Ожидаемые результаты проекта

 

9

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

 

9

 

Список литературы

10

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Юный финансист»

Организация

заявитель

адрес

МБДОУ «Варьеганский ДСКВ «Олененок», село Варьеган

Разработчик проекта

Рудик Лариса Станиславовна

Вид проекта

познавательный, групповой, краткосрочный 

 

Тип проекта

Информационно – практико - ориентированный

Проект направлен:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических         понятиях: деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностям.

Нормативная

база

Реализация проекта  осуществляется с учётом требований ФГОС ДО в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральные законы:

-       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);

-       Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

-       Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г.

Цель проект

-       Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков, понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека.

-       Формировать представления детей о деньгах, как средстве осуществления торгово - экономических отношений в социуме.

-       Формировать представления о внешнем виде денег.

Задачи проекта

-       Развивать интерес и желание знать прошлое предмета: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления); с процессом их преобразования человеком.

-       Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности.

-       Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами).

-       Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление, честный бизнес-это хорошо, надо уметь жить на то, что зарабатывает семья.

-       Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др.

-       Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.

Сроки реализации проекта

 один месяц - октябрь 2020 год

Ожидаемые результаты

-       Дошкольники будут  использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

-       дошкольники приобретают первичный экономический опыт, формируется умение устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

-       родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

-       педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

Участники

проекта

дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители  (законные представители)

Трансляция проекта

Сайт МБДОУ «Варьеганский  ДСКВ «Олененок»

Публикация на сайтах педагогических сообществ

Продукты

проекта

 

Совместная деятельность детей и родителей «Изготовление копилки»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; Методическая разработка мероприятия для детей и родителей по теме проекта.

 

Актуальность проекта

 

Актуальность  проекта  по формированию  основ финансовой грамотности  дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь.

В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.

Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

  На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания – нравственное, трудовое и экономическое. Таким образом, необходима работа педагогов, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом.

Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать финансиста.

                Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта

«Юный финансист».

Цель проект:        Формирование у детей представлений о разнообразии денежных знаков, понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека. Формировать представления детей о деньгах, как средстве осуществления торгово - экономических отношений в социуме. Формировать представления о внешнем виде денег.

Задачи проекта:

·       Развивать интерес и желание знать прошлое предмета: познакомить детей с историей возникновения денег (что стало причиной их появления); с процессом их преобразования человеком.

·       Познакомить с денежными знаками разных народов, с монетами разного достоинства и разной ценности.

·       Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности (бюджет семьи и государства, денежный оборот, знание о бартере как операции взаимообмена товарами).

·       Довести до сознания детей понятия, что деньги - это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление, честный бизнес-это хорошо, надо уметь жить на то, что зарабатывает семья.

·       Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др.

·       Воспитывать у детей осознанную регуляцию своего поведения (умение сдерживать свои потребности в соответствии с семейным бюджетом), бережливость к предметам одежды, игрушкам, пособиям и др.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

         В основу проекта положены следующие принципы:

·       от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

·       принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

·       принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

·       реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

 

Этапы работы над проектом:

 

I. этап Подготовительный  Срок реализации: 1неделя октября 2020год.

II. этап Основной  Срок реализации: 2- 3 неделя октября 2020год.

III. этап Заключительный  Срок реализации: 4 неделя октября 2020год.

 

Ресурсное обеспечение проекта:

ü программно-методическое обеспечение;

ü развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

ü взаимодействие всех участников педагогического процесса;

ü система взаимодействия с родителями;

ü система мониторинга.

 

Факторы, способствующие реализации проекта:

ü необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;

ü наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;

ü специально оборудованная развивающая среда в группе.

 

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:

-       проведение открытого мероприятия;

 

 

Ожидаемые результаты:

-       Дошкольники будут  использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

-       дошкольники приобретают первичный экономический опыт, формируется умение устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

-       родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

-       педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

 

Возраст детей

В реализации проекта участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 5-7 лет

 

Продолжительность проекта:

 

Продолжительность проекта составляет 1 месяц

 

Методы реализации проекта:

-       игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные

-       театральные мини-постановки и др.);

-       словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

-       наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

-       практические (исследование, моделирование др.)

 

Формы проведения проектных мероприятий

-       групповые занятия;

-       индивидуальная работа.

 

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

 

Основные этапы реализации проекта «Юный финансист»

 

I. этап – Подготовительный: Срок реализации: 1 неделя октября 2020год

1.     Изучение справочной, методической, литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

2.     Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист», анкетирование родителей.

3.     Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

4.     Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

5.     Создание развивающей среды по теме.

 

 

II этап – Основной, практический: Срок реализации: 2 - 3 неделя октября 2020год.

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности

воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

 

Мероприятия, реализуемые в рамках проекта:

 Мероприятия для дошкольников:

-       ООД «Что мы знаем о деньгах».

-       Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».

Мероприятия для родителей:

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по реализации проекта

 

Эффективная педагогическая деятельность ОО по изучению основ

финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс

активно включаются родители.

Перед родителями поставлена задача - помогать  ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ  финансовой грамотности.

Проект предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Цель: повышение компетентности родителей вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:

1.     познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

2.     расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

 

Формы работы с родителями

1.     Онлайн- встречи с родителями, беседы, анкетирование.

2.     Оформление информационных стендов, памяток.

3.     Консультация для родителей  «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».

 

III. этап Заключительный  Срок реализации: 4 неделя октября 2020год.

 

Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; Методическая разработка мероприятия для детей и родителей по теме проекта.

 

Ожидаемые результаты проекта:

-       Дошкольники будут  использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

-       дошкольники приобретают первичный экономический опыт, формируется умение устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

-       родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

педагоги получат систему работы по формированию экономического   опыта детей.

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

 

В дальнейшем будет  организована  работа с детьми по следующим направлениям:

-       деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

-       авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

-       правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.     Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.     Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.     Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4.     Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.     Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6.     Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7.     Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8.     Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9.     Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

 

Интернет ресурсы

11. https://dohcolonoc.ru/  

12. http://e.stvospitatel.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Нижневартовский район муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок»

Нижневартовский район муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок»

ОГЛАВЛЕНИЕ Паспорт проекта 3

ОГЛАВЛЕНИЕ Паспорт проекта 3

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта «Юный финансист»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта «Юный финансист»

Задачи проекта -

Задачи проекта -

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний…

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний…

Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др

Активизировать словарь детей новыми словами: монетный двор, деньги, купюры, денежные знаки, валюта, бартер, товарообмен, семейный бюджет и др

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта: - проведение открытого мероприятия;

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта: - проведение открытого мероприятия;

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование

Перед родителями поставлена задача - помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития

Перед родителями поставлена задача - помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития

Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспективы дальнейшего развития проекта

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021