Педагогический проект по теме: «Формирование у учащихся толерантного сознания и поведения» Творческое название: «Доброта и милосердие»
Оценка 4.7

Педагогический проект по теме: «Формирование у учащихся толерантного сознания и поведения» Творческое название: «Доброта и милосердие»

Оценка 4.7
doc
08.05.2020
Педагогический проект по теме:  «Формирование у учащихся толерантного сознания и поведения»  Творческое название: «Доброта и милосердие»
Титенко_ПРОЕКТ _ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

по теме:

 «Формирование у учащихся толерантного сознания и поведения»

 

Творческое название:

«Доброта и милосердие»

 

 

 

Автор:

Титенко Галина Георгиевна,

учитель  начальных классов   МОУ СОШ №7,

Россия, г. Сургут Тюменской области  

ХМАО-Югры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут

 

 

 

2.Краткая аннотация проекта

Только воспитание делает человека человеком. Воспитание—это процесс преодоления инстинктивного поведения. Оно способствует укреплению духовного и физического здоровья человека. Тема проекта связана с приобщением учащихся к неизменным нравственным человеческим ценностям: добро, доброта, дружба, любовь, радость, милосердие, толерентность.

Толерантность не означает терпимого отношения к несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Принятие других не подразумевает, что человек должен раствориться в окружающих, забыв о себе. Уважая других, человек должен сохранить свое достоинство, жить своей, а не чужой жизнью.

Необходимость развития толерантного сознания у людей вызвана событиями, происходящими в мире. Формирование установок толерантного сознания и поведения – очень актуальная тема на сегодняшний день.

Проект рассчитан на два учебных года.

Проект представлен в виде презентации учителя и презентации учащихся 4 класса.

Основополагающий вопрос проекта: «Говорят: скромность украшает человека, а доброта…?»

Проблемные вопросы:

Что такое добро и зло? Что такое родительская доброта?

Что такое милосердие? Нужно ли милосердие? Почему люди становятся злыми? Что такое толерантность? Как сделать людей добрее?

С чего начинается дружба?

Педагогический проект предполагает:

1. Выполнение творческих работ учащимися: сочинения, рефераты, творческие работы, презентации с использованием  компьютерных технологий.

2.Проведение классных часов по теме. Практические занятия.

3. Посещение музеев, театра, кино, выставок.

4.Проведение анкетирования среди учащихся 4-ых классов. Составления диаграмм.

5. Проведение акции « Помоги животным»

6.Встреча с ветеранами труда и Великой отечественной войны.

7.Активное участие детей в классных и школьных мероприятиях.

8.Подготовка и показ кукольных спектаклей для первоклассников.

9.Проведение родительского собрания совместно с детьми «Талантливые дети бывают у счастливых родителей».

10.Применение в работе информационно-коммуникационных технологий.

 

3.Обоснование необходимости проекта

Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ всегда был и остается актуальным. Значение психологических факторов в регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующихся международных контактов. Ситуация вынужденной миграции - это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурный шок, потому что мигрант теряет свою обычную среду - нажитые вещи, свой дом, привычный круг друзей, соседей. Вынужденный мигрант попадает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни. Мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они выросли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них выработались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят нелепо, что они делают что-то не так, что на них обращают излишнее внимание. Это проявления культурного шока, который может длиться очень долго. По мере усвоения новой культуры человек преодолевает этот кризис и становится способным принять чужую культуру. В 2001 году Правительством РФ была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Она ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических и интернационалистских традиций воспитания подрастающего поколения в стране. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования. В этом смысле воспитание толерантности можно считать одной из частей модернизации образования. Зачастую у детей наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, духовными запросами развивается чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности.

В данном классе необходимость проекта вызвана наличием:

-социальной напряженности в обществе;

-многонационального характера жителей города Сургута;

детей мигрантов в классе, школе;

слабость нравственных устоев семьи;

-результаты психологической диагностики учащихся

 

4.Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи проекта;

1. Показать значение толерантного поведения в формировании положительного психологического климата класса..

2. Обучить участников образовательного процесса конкретным приёмам, позволяющим развивать качества, характеризующие толерантную личность.

3. Развивать коммуникативные умения, умение слушать, вести диалог.

4. Содействовать созданию положительного эмоционального фона в классе.

5. Научить распознавать конфликты, находить варианты их конструктивного разрешения.

6.Повышение роли семьи в воспитании у детей толерантности.

7. Познакомить обучающихся с культурой, историей этносов, представленных в классе.

5.Основное содержание проекта

Совместно с психологом школы был проведен контрольный опрос по определению уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность», у учащихся 4 класса Б. Детям предлагались следующие вопросы:

1.Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

2.У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

3.Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?

4.Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?

5.Кто в твоей семье главный?

6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?

7.Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?

8.Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?

9.В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?

10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:

-полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень;

-достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – средний уровень;

-неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – низкий уровень;

-неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы –  группа риска.

Процентное соотношение данных опроса следующее:

Количество учащихся, имеющих

Группа риска

высокий уровень знаний

средний уровень знаний

низкий уровень знаний

30%

47%

20%

3%

При анализе результатов опроса выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы, связанные с определением учащимися таких понятий, как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», «семья», «зло», «жестокость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с нравственно-этическими понятиями, составляющими семантическое поле понятия «толерантность». Таким образом, определилась главная цель - создание определенных педагогических условий для эффективного формирования толерантности учащихся:

-повышение уровня информированности учащихся о сущностных и содержательных аспектах понятия «толерантность», его составляющих, его проявлениях;

-формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия;

-формирование установки на толерантность, состоящей в способности и эмоционально-волевой готовности учащегося к равноправному диалогу с другими учениками, их доброжелательному пониманию как партнеров в общении;

-личностно-ориентированное взаимодействие «ученик – учитель».

Для достижения цели необходимо создать коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт ребенка. При переходе от знаниевой парадигмы к компетентностной особое внимание уделяется социальной адаптации учащихся. Компетентности и в целом компетентного человека не формирует ни один из учебных предметов в отдельности. Поэтому необходим метапредметный подход к проблеме формирования компетентностей. Он дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке», о чем говорили и Ш. Амонашвили, и В. Сухомлинский, когда урок не только готовит к жизни, но и является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни.

Используемые  формы и методы-опросник, элементы дискуссии, обучающие развивающие упражнения, ролевое проигрывание, рефлексия.

Принципы реализации проекта:

-комплексный и системный подход;

-учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка;

-опора на положительные качества  в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;

-выполнение основных принципов толерантности:

1.Соперничество, дух партнерства.

2.Готовность мириться с чужим мнением.

3.Уважение человеческого достоинства.

4.Уважение прав других.

5.Принятие другого таким, каков он есть.

6.Способность поставить себя на место другого.

7.Уважение права быть иным.

8.Признание многообразия.

9.Признание равенства других.

10.Терпимость к чужим мнениям, вероисповеданию и поведению.

11.Отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Направления обучения толерантности:

1.Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2.Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3.Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4.Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5.И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Механизм реализации проекта:

-комплексный подход к реализации проектных мероприятий, предусматривающих их взаимосвязь;

-последовательность осуществления мероприятий, создание методической базы;

-активно вовлекать учащихся  в классные и школьные мероприятия, развивать познавательную активность через участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня, соревнованиях, интеллектуальных играх.

-привлекать к поисковой и исследовательской деятельности по сбору материала по краеведению, выполнению творческих работ о своей семье и профессии своих родителей.

-занятость учащихся в спортивных секциях, творческих кружках.

-привлечение родителей к воспитанию толерантного поведения у учащихся .

6.Ресурсы

Проект рассчитан на 2 учебных года.

Информационные ресурсы: телевидение, радио, ресурсы интернет, справочники, энциклопедии.

Интеллектуальные ресурсы: анкетирование, тестирование.

Кадровые ресурсы: администрация школы, классный руководитель, социальный педагог школы, школьный психолог.

Материально-технические  ресурсы: компьютер, проекционная система, DVD проигрыватель, телевизор, цифровая камера, доступ к интернету.

Программное обеспечение: программы обработки изображений, программы работы с мультимедиа, мультимедийные энциклопедии.

 

7.Партнеры

Родители учащихся.

8.Целевая аудитория

Педагогический проект рассчитан на учащихся младшего школьного возраста.

Обучающиеся начальной школы: 4 Б класс.

9.План реализации проекта

Этапы реализации:

1 этап. Подготовительный.

-Комплектование фонда справочной, научно-популярной, художественной литературой, фильмотекой по вопросам толерантности.

-Подбор методик для диагностики психологического климата класса и уровня развития толерантности.

-Подготовка программ по формированию основ толерантного сознания и поведения учащихся.

-Разработка методических материалов.

-Подбор правовых  документов по теме.

Срок реализации: октябрь-ноябрь 2009 года.

II  этап. Основной.

-Знакомство учащихся, родителей с правовыми аспектами по теме толерантности.

-Первый этап диагностики, направленный на изучение психологического климата класса и уровня развития толерантности учащихся и родителей.

-Семинары с родителями с целью знакомства с основными методами и приемами формирования толерантности.

-Организация дискуссий на темы толерантности между:

учащимися,

учащимися и родителями

родителями

-Решение задач толерантности на каждом уроке.

-Обсуждение и разбор фильмов, литературных произведений с точки зрения толерантности.

-Проведение циклов тематических классных часов (разрабатываются и реализуются классным руководителем).

-Организация в библиотеке выставок литературы по теме толерантности.

Сроки реализации: декабрь 2009 по ноябрь 2010 года

III этап. Заключительный.

-Проведение повторной диагностики (по тем же показателям), с целью изучения эффективности работы и выявление результативности программы.

-Обобщение результатов, выводы и анализ трудностей.

-Внедрение опыта работы (возможно частично) в других классах..

-Обобщение результатов.

Сроки реализации: ноябрь 2010- май 2011 года.

Ответственный за мероприятия классный руководитель

Октябрь-ноябрь

Сбор материала по теме (справочники, литература, ресурсы Интернет), разработка методических материалов.

Декабрь

Классный час «Что такое дружба?»

Январь

Диагностика учащихся. Классный час "Культура мира. Человек среди людей".

Февраль

История национального костюма (познавательная экскурсия в краеведческий музей). Конкурс "Сильные, смелые, ловкие, умелые". Участники конкурса: мальчики и папы класса.

Март

Праздник "Масленица". Праздник для мам и девочек "Дорогие и любимые".

Апрель

Читательская конференция по сказкам народов мира.

Май

Классный час "Учимся договариваться".

Сентябрь

Диагностика (Социометрия, методика "Наши отношения"). Классный час "О правах и обязанностях ребенка" (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Устава школы).

Октябрь

Психологическая игра "Необитаемый остров".

Ноябрь

Диспут "Легко ли быть настоящим другом? "

Декабрь

Как встречают Новый год в разных странах? (Игра - путешествие). Новогодний праздник "Святки".

Январь

Психологический тренинг "Научись управлять собой".

Февраль

Праздник "Мама, папа, я - спортивная семья".

Март

Родительское собрание проведенное  совместно с детьми «Талантливые дети бывают у счастливых родителей»

Апрель

Классный час "Улыбка и смех приятны для всех".

Май

Праздник "Я, ты, он, она - вместе дружная семья".

 

10.Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ожидаемые результаты-успешная адаптация обучающихся, повышение уровня сплоченности классного коллектива, отсутствие конфликтов на межнациональной почве.

Уровень сформированности толерантности учащихся выявлялся с помощью диагностического инструментария - методик из «Практикума по исследованию и диагностики толерантности личности». Для отслеживания динамики формирования качеств толерантной личности были отобраны вопросники, в которых почти нет возрастной специфики. Поэтому каждый из них применялся к изучению учащихся класса в течение учебного года.

Уровень формирования  самооценки у человека является одним из факторов формирования толерантной личности.

По результатам анкетирования обучающихся (методика Дембо - Рубинштейн) выявлено повышение уровня самооценки учащихся

 

Уровень самооценки учащихся.

Средний

уровень

Высокий

уровень

 

1 Учебный год

40%

60%

2 Учебный год

25%

75%

 

 

 

 

 

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Поэтому для оценки уровня сформированности у учащихся компетентности социального взаимодействия мной была использована методика оценки уровня конфликтности личности.

Уровень

конфликтности

1

2

Ниже среднего

-

10%

Чуть ниже среднего

9%

34%

Средний

53%

52%

Чуть выше среднего

24%

4%

Выше среднего

14%

-

 

Полученные данные свидетельствуют о снижении уровня конфликтности как отдельных учащихся, так и всего класса в целом. Полученные данные показали, что в классе произошли значительные изменения и подтвердили эффективность  работы по формированию толерантного сознания и поведения у учащихся младшего школьного возраста.

В результате работы над проектом собран материал по краеведению, из которого создается альбом, творческие работы учащихся о профессиях родителей, рисунки о профессиях.

Работа над проектом способствовала активному включению детей в классные и школьные мероприятия.

11.Перспективы дальнейшего развития проекта

Работа над проектом может продолжаться и дальше, усложняя содержание проекта и самостоятельную работу учащихся, а также коллективную и групповую работу детей. На данный момент планируется провести с детьми исследовательские проекты на выбранные ими темы.

12.Литература

1.Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. С. 8-18.

2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3.Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2002.- №7.- С.3-10.

4.Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой. – М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003.

5.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

6.Солдатова Г. Кодекс толерантности: Как жить в мире с собой и  другими / Г.Солдатова // Учит. газ. – 2003. – 9 янв.(№1). – С.16.

7.Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? / П.Степанов // Нар. Образование. –2001. - №6. – С.152-156.

8.Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. / П.В. Степанов // Классный руководитель.- 2002.- №2.- С.18 - 20.

9.Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7

Краткая аннотация проекта Только воспитание делает человека человеком

Краткая аннотация проекта Только воспитание делает человека человеком

Выполнение творческих работ учащимися: сочинения, рефераты, творческие работы, презентации с использованием компьютерных технологий

Выполнение творческих работ учащимися: сочинения, рефераты, творческие работы, презентации с использованием компьютерных технологий

Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни

Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни

Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности

Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности

Научить распознавать конфликты, находить варианты их конструктивного разрешения

Научить распознавать конфликты, находить варианты их конструктивного разрешения

Оценка знаниям давалась по следующим параметрам: -полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень; -достаточно полный ответ на вопросы…

Оценка знаниям давалась по следующим параметрам: -полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень; -достаточно полный ответ на вопросы…

Для достижения цели необходимо создать коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт ребенка

Для достижения цели необходимо создать коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт ребенка

Уважение человеческого достоинства

Уважение человеческого достоинства

Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии

Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии

Кадровые ресурсы: администрация школы, классный руководитель, социальный педагог школы, школьный психолог

Кадровые ресурсы: администрация школы, классный руководитель, социальный педагог школы, школьный психолог

Срок реализации: октябрь-ноябрь 2009 года

Срок реализации: октябрь-ноябрь 2009 года

Проведение повторной диагностики (по тем же показателям), с целью изучения эффективности работы и выявление результативности программы

Проведение повторной диагностики (по тем же показателям), с целью изучения эффективности работы и выявление результативности программы

Октябрь Психологическая игра "Необитаемый остров"

Октябрь Психологическая игра "Необитаемый остров"

Уровень самооценки учащихся

Уровень самооценки учащихся

В результате работы над проектом собран материал по краеведению, из которого создается альбом, творческие работы учащихся о профессиях родителей, рисунки о профессиях

В результате работы над проектом собран материал по краеведению, из которого создается альбом, творческие работы учащихся о профессиях родителей, рисунки о профессиях

Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? /

Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020