Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29»
Папка по самообразованию
Тема: «Приобщение детей к мордовской национальной культуре»
Саранск 2017-2018
Актуальность:
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цель: приобщать детей к традициям, истории мордовской национальной культуры. Развивать личностную культуру ребенка как основу его любви к Родине.
В процессе работы должны быть решены задачи:
1. Формировать патриотическое воспитание детей;
2. Формировать уважение к культуре своей страны;
3. Знакомить детей с мордовским народным костюмом;
4. Знакомить детей с народными традициями и праздниками мордовского народа;
5. Знакомить детей с предметами обихода и быта мордвы;
6. Широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) во всех видах деятельности;
7. Обогащать опыт детей через посещение выставок, памятников архитектуры, краеведческих музеев.
Формы проведения:
1. Подгрупповая и индивидуальная деятельность;
2. Дидактическая игра;
3. Театрализация;
4. Беседа;
5. Рассматривание иллюстраций;
6. Решение проблемных ситуаций.
Методы проведения:
1. Словесные;
2. Наглядные;
3. Практические;
4. Игровые.
Приемы проведения:
1. Игра, которая является основным видом деятельности детей;
2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает отправиться в путешествие;
3. Музыкальное сопровождение;
4. Создание игровой ситуации;
5. Показ воспитателя;
Принципы работы с детьми:
1. Доступность материала;
2. Постепенное усложнение программного содержания;
3. Индивидуальный подход к детям.
Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Перспективный план работы по самообразованию:
1. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы, анализ интернет- ресурсов по выбранной теме :
1) Брыжинский В. С. Сиянь рисьминеть-Серебрянные цепочки. -Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.
2) Валдоня (Светлячок).Программа и методические рекомендации. -Саранск, Типография «Красный Октябрь».2001
3) Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005
4) Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
5) Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6) Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.
7) Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд. -во: «Учитель», 2010.
2. Разработка конспектов и проведений занятий, подготовка консультаций для воспитателей и родителей.
1) Проведение ООД в соответствии с программой
2) Консультация для воспитателей «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания».
3. Внедрение в практику.
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Месяц |
Тема |
Цели и задачи |
Формы работы |
|
с детьми |
с родителями |
|||
Сентябрь |
«Кто мы, откуда? Где наши корни?
«Путешествуем в прошлое Мордовии и России»
|
Знакомство детей с предметом «Народная культура», с мордовским и русским народами, корнями. На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского и мордовского народов, народных героев.
|
Беседа с детьми на тему: «Родина большая – Родина малая». Рассматривание фотографий; Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»; Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, и других; Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи) «К нам гости пришли» с/р игра
|
Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»
|
Октябрь |
«Заповедная Мордовия». |
Продолжить знакомить детей с природой Мордовии, ее климатическими особенностями, с животным и растительным миром. |
Презентация «Мордовский заповедник». Беседа с детьми «Животные и растения нашей Республики». Разучивание песни «В солнечной Мордовии» муз. Г. Сураева – Королева, сл. А. Громыхина Заучивание наизусть прибаутки «Ах ты, кошка, кошечка» («А, катоня, катоня» мокш.) |
Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» |
Ноябрь |
«Мордовские узоры» |
Познакомить с мордовским декоративно – прикладным искусством. Воспитывать любовь к прекрасному. |
Презентация «Основные элементы мордовского орнамента». Рассматривание иллюстраций к мордовским сказкам» Аппликация «Украшение салфетки мордовским узором».
|
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края». |
Декабрь |
«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные»
|
Познакомить детей с мордовскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.
|
Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз); Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. Выставка поделок. |
Посиделки с участием родителей и детей «Цвети мой край – Мордовия моя!» |
Январь |
«Мордовский народный костюм»
|
Познакомить детей с женскими и мужскими мордовскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.
|
Рисование элементов мордовского костюма. Выставка рисунков. |
Консультация «Роль народной музыки в воспитательном процессе». |
Февраль |
«Сошью Алдуне сарафан» |
Продолжить знакомство детей с мордовским народным костюмом, его деталями. |
Презентация «Мордовский костюм». Аппликация «Сошью Алдуне сарафан» (создание мордовского костюма) Выставка.
|
Консультация «Что предметы рассказывает о себе» (о предметах национальной одежды) |
Март |
«Цвет – язык народа» |
Продолжить знакомить с достопримечательностями республики Мордовия, с гербом, флагом и гимном Мордовии. Воспитывать гордость за достижения земляков. Мероприятие: Игра-путешествие по историческим местам Саранска. |
Презентация «Моя республика». Рисование «Цвет – язык народа» (рисование мордовского флага) Выставка.
|
Проведение совместно с родителями кулинарного конкурса «Семья талантами богата». |
Апрель |
«Мордовская игрушка» |
Дать представление о мордовской национальной игрушке, её характерных особенностях. |
Рассматривание мордовских народных игрушек (птичка – свистулька, матрешка – мордовочка) иллюстраций к произведению мордовской детской литературе. Презентация «Тавлинское чудо». Лепка «Мордовская игрушка» |
Подготовка совместно с родителями выставки детских рисунков «Моя любимая мордовская сказка». |
Май |
«Национальные праздники и традиции мордовского народа». |
Познакомить детей с культурой мордовского народа. |
Презентация «Традиции и обычаи мордовского народа». Экскурсия в Краеведческий музей. Слушание песен мордовских композиторов. Развлечение «У бабушки в гостях» |
Консультация для родителей «Традиции семьи» |
|
|
|
|
Подведение итогов работы.
|
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Консультация для воспитателей
«Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания».
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Главным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее.
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Саранску должны передаваться детям.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для родителей.
«Роль народной музыки в воспитательном процессе».
Самосознание и самоидентификация ребенка закладываются на раннем этапе его развития. Этот тот стержень духовного воспитания, который должен присутствовать в каждом малыше, позволяя ему приобщиться к истокам национальной культуры, традициям и мировоззрению своего народа.
Именно поэтому с незапамятных времен на Руси основу воспитательного процесса детей в возрасте до 10 лет составляли народные сказки и предания, песни и танцы, игры и обряды. Ребенок, воспитываясь в привычной для него языковой среде, без труда запоминал не только специфические речевые обороты, но и постигал красоту народной музыки, которая ассоциировалась у него с родным домом, природой, окружающими его людьми и общественными устоями.
К сожалению, этническим связям в воспитательном процессе сегодня придается второстепенное значение. Исследования показывают, что лишь в 20% детских дошкольных учреждений России сегодня на уроках и в игре присутствуют элементы народного творчества, и лишь 7% детских садов вводят в образовательные программы музыку, имеющую ярко выраженную этническую окраску.
Между тем, именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у ребенка так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость. Народная музыка является основой патриотического воспитания ребенка, позволяя привить ему любовь к своей стране, проникнуться национальным колоритом и выкристаллизовать чувство собственного достоинства. Поэтому уже с первого года жизни малыша ему необходимо прививать любовь к народной музыке, которая отвечает за нравственный и духовный аспекты его развития.
Народная музыка достаточно легка для понимания детей и при этом имеет богатую эмоциональную окраску, передавая различные чувства. Слушая ее, ребенок учится сопереживать, проникаясь радостью либо грустью, а также безошибочно определяя, какой именно информационный посыл содержится в том или ином музыкальном произведении.
Народная музыка включает в себя несколько основных категорий, о каждой из которых в дошкольном возрасте ребенок должен иметь четкое представление. В первую очередь, это обрядовые песни, связанные с традициями того или иного народа, которые представляют собой старейший и самый обширный пласт национальной культуры. Кроме этого, малышу необходимо на примере показать, что представляют собой частушки, сельский и городской фольклор.
Огромное значение при развитии ребенка играют детские народные песни – колыбельные, потешки, пестушки и прибаутки. Они обладают не только удивительной образностью, но и выполняют воспитательную функцию, готовя малыша ко взрослой жизни, прививая ему правильное мировосприятие, уча и предостерегая, а также формируя его личностные качества.
На начальном этапе развития ребенка народные песни можно исполнять самостоятельно либо давать их слушать малышу в аудиозаписях. Впоследствии очень важно, чтобы ребенок, овладевший техникой пения, освоил некоторые из них. Это позволит малышу научиться правильно строить музыкальные фразы, улавливая песенные интонации, расширить свой кругозор и пополнить словарный запас.
При этом очень важно, чтобы ребенок понимал, о чем поет. Поэтому перед тем, как разучить с ним народную песню, необходимо рассказать малышу, чему она посвящена. Яркая и интересная история способна надолго врезаться в память ребенку и повысить его интерес к народному творчеству.
Консультация для родителей
«Традиции семьи».
Традиции семьи - предмет особой гордости Вашей семьи или Вы только задумываетесь об их возрождении? К сожалению, сегодня все чаще можно услышать мнение, что соблюдение семейных традиций – пережиток прошлого, который себя исчерпал, подобно институту брака. Ускоренный ритм и образ нашей жизни зачастую почти не оставляют места даже ежевечерним семейным ужинам. Современные дети чувствуют себя помехой для «вечно занятых», а потом и «вечно уставших»родителей. К счастью, так происходит не у всех и не всегда. В семьях, где есть место традициям, дети не испытывают дефицита внимания взрослых, так как большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность. Роль семейных традиций в воспитании детей сложно переоценить. Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи. Он испытывает чувство причастности. Соблюдение семейных традиций дает подрастающему поколению ощущение стабильности, защищенности и безопасности. Самые маленькие учатся уважать старших. Старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших. Пребывая поначалу в роли пассивного наблюдателя, ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни, с каждым разом все больше включаясь в совместную деятельность. Особо стоит отметить, что благодаря такому вовлечению, овладение многими навыками происходит в форме игры. Не стоит обделять своих детей радостью участия во «взрослых делах», прячась за фразой «я все равно сделаю быстрее». Малыши обрадуются самым нехитрым, но при этом «ответственным» поручениям, например, вырезке печенья формочками. Рутинные для нас хлопоты подарят любимому чаду много радости. Самые незабываемые моменты ребенок сохранит в памяти на всю жизнь и продолжит в своей семье. Создавая новые семейные традиции, важно помнить об уже существующих. Семейные традиции помогают сохранить «домашнюю погоду»солнечной и ясной. Несколько примеров того, какими могут быть традиции и обычаи семьи.
• Ежевечерняя встреча всех домочадцев с обсуждением всего хорошего, что случилось за день;
• Уникальный семейный сленг или рукопожатие;
• Совместное проведение досуга (это могут быть как загородные поездки каждые выходные, так и посещение всей семьей культурных мероприятий, мастер-классов; зимой – катание на коньках и лыжах, летом - катание на велосипедах, роликах, сбор грибов);
• Подготовка к праздникам. В изготовлении подарков родственникам могут принять участие все члены семьи. Можно весело провести время, наряжая елку, сервируя стол;
• Домашняя выпечка и праздничное чаепитие по выходным. Задумайтесь, что может стать самым лучшим вкладом в «копилку традиций» Вашей семьи? Кроме этого, Вы можете соблюдать и народные традиции в семье. Следуя им, Вы заложите в детях чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу. Обогатить жизнь своей семьи новыми традициями никогда не поздно. Главное, соблюдать регулярность и привлекать к участию всех домашних. В этом случае, традиции и обычаи наполнят новым смыслом привычный уклад жизни и подарят ощущение праздника каждый день.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование с применением нетрадиционных техник рисования (акварель + трафарет)
«Флаг Мордовии»
Цель занятия: Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с символикой: герб, флаг, гимн; с функциональным назначением флага Мордовии, о символичном значении цвета, что означают цвета на мордовском флаге; учить детей изображать мордовского флага нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели.
Развивающие: Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление.
Воспитательные: Формировать патриотические чувства, воспитывать аккуратность в работе; сформировать эстетическое отношение к флагу Мордовии.
Материалы и оборудование: Карта Мордовии, герб Мордовии, мордовский флаг
для детей: трафареты, акварель, кисти, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: «Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Ребята,а как называется наша республика? «Мордовия»
Воспитатель: «Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
. Вот её граница (показываем на карте границу Мордовии). Мы гордимся нашей республикой. А в каком городе мы живем, как он называется?» «Саранск».
Воспитатель: «Давайте найдем на карте. А вот дети из другого детского сада прислали нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней: вот кукла, письмо, давайте прочитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы прислали вам куклу, на неё одет народный костюм. И мы хотим знать, узнаете ли вы какого народа этот костюм». (Рассматривание мордовского костюма, ответы детей)
Воспитатель: «Рассмотрим дальше посылку. Смотрите вот герб и флаг, какой республики?» «Мордовии».
Воспитатель: «Ребята, флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище. В середине располагается восьмиконечная розетка темно-красного цвета – символ солнца, тепла и доброты.
Воспитатель: Ребята, из скольких полос состоит наш флаг?
Воспитатель: Правильно, флаг состоит из 3х полос. Верхней - темно-красной, средней – белой, нижняя – темно-синяя.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает красный цвет?
Воспитатель: Да, красный – мужество, смелость.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает белый цвет?
Воспитатель: Молодцы, белый цвет означает – мир, чистоту.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает синий цвет?
Воспитатель: Правильно, синий – верность, честность;
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня нарисовать мордовский флаг необычным способом. Перед вами лежит лист, разделенный на 3 части. Каждая часть означает цвет флага. Но сначала нужно посередине листа, посмотрите, пожалуйста, где, обвести при помощи трафарета восьмиконечную розетку и закрасить ее темно-красным цветом акварели. Затем верхнюю полоску закрашиваем темно-красным цветом, середину вокруг розетки оставляем белым, и нижнюю полоску - темно-синим. Готовы? Приступаем к работе.
Воспитатель: Пока наша восьмиконечная розетка подсохнет, дайте отдохнем.
Физкультминутка «По Саранску мы идем»
По Саранску мы идем (маршируют,
Звонко песню мы поем (покачивают головой вправо, влево).
Мы по улице шагаем (маршируют,
Ноги выше поднимаем.
Делай шаг – раз, два.
Взмах руками – три, четыре.
Повертели головой (повороты головой)
Влево – вправо. Хорошо!
Прыгнем вместе высоко.
И побегаем легко.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжаем работать.
Воспитатель: Вот какие флаги у нас получились. Теперь повторим, что означает каждый цвет на мордовском флаге.
Воспитатель: Послушайте стихотворение о флаге:
Белый цвет – берёзка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска – Солнечный рассвет.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Все вы сегодня потрудились хорошо. Молодцы!
НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование)
«Мордовский костюм»
Программное содержание.
o Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о мордовском национальном костюме.
o Познакомить детей с историей национального костюма.
o Развивать творческие способности детей.
Материал: куклы в старинных национальных одеждах и в современных, разрезные картинки с национальным орнаментом.
Предварительная работа.
Словарь: панго, пулай, панар.
Ход занятия.
В.: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим мордовский национальный костюм. Посмотрите. В нашем национальном уголке кукла девочка в национальном костюме. Давайте рассмотрим её костюм. Какой на ней интересный костюм!
«Если мы рассмотрим что-то, это что-то для
чего-то…»
- Для чего нужен девочке такой костюм?
- Можно сказать, нарядный?
- Что она будет делать в таком костюме?
- «Это что-то из чего-то»
Из чего состоит костюм девочки?
На голове – платок - панго.
На девочке что еще надето?
- Рубаха - панар.
- Поверх нее надевается пояс, который называется пулай
Одежда расписана орнаментом, который
включает в себя растительные элементы. Почему все такое красивое?
- Да, наряд праздничный.
- «Это что-то часть чего-то»?
- «Чем-то было раньше что-то»?
Раньше, когда люди не умели ткать ткани, они надевали на себя куски кожи животных, которая их спасала от холода и жары. А потом они научились ткать ткани и сшить из них себе одежду. Но вернемся к мордовскому национальному костюму.
Мужчины носили свободные рубахи и шаровары
(штаны) с широким шагом.
- Ребята, а сейчас на улице можно встретить человека в таком одеянии?
- Так люди одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют. Ребята,
почему же изменилась одежда людей?
- Что такое мода?
- Давайте посмотрим внимательно костюм мальчика и девочки. А лучше представьте,
что вы надели такие костюмы. Сыграем в игру «Хорошо – плохо» и обнаружим, что
же в них нас может не устраивать.
- А теперь придумаем такой костюм, который будут носить в 21 веке, а может быть
и в 22 веке. Он должен быть удобным, красивым, прочным и еще каким? (Общие
обсуждения).
- Представьте, что вы – модельеры, кутюрье и вам на конкурс танцоров от
Мордовии нужно придумать костюмы.
Нарисуйте, какие же будут эти костюмы. В своих работах не забудьте отразить элементы национального орнамента.
НОД по художественно - эстетическому развитию (аппликация)
«Сошьем Алдуне сарафан».
Программное содержание:
-Продолжать учить детей конструировать игрушку на основе конуса, самостоятельно вырезать и соединять детали между собой в указанной последовательности и по образцу.
-Упражнять в рисовании мордовских узоров фломастерами, красиво размещая их на деталях одежды: подолу платья, рукавах. Закреплять знания о смысловой стороне элементов вышивки мордовских узоров.
-Развивать художественно-конструктивные способности детей, эстетическое восприятие.
-Воспитывать интерес к мордовскому национальному искусству.
Материал: Образцы узоров мордовской вышивки с последовательностью их изображения, образцы кукол, заготовки для вырезывания деталей, готовые формы (части для наклеивания лица, кружочки из фольги), фломастеры, ножницы, клей ПВА, кисть, клеенка, тряпочка.
Предшествующая работа: Изготовление игрушек на основе конуса, в том числе куклы в русском народном костюме, рисование и выполнение аппликации узоров мордовской вышивки, рассматривание иллюстраций книги о мордовском народном искусстве.
Словарь: панго, пулай, панар
Ход занятия.
- Здравствуйте, дети. Вот и растаял белый снежок, ожил, зазеленел лужок, пригретый весенним солнышком. Собралась за околицей вся деревенская молодежь – парни и девушки. Они водили хороводы, пели мордовские песни, танцевали. Такова традиция мордовского народа – встречать весну весельем и трудовым настроем.
Мордовский край наш, расцветай,
Весна пришла в родной наш край,
И все звенит, поет, играет,
В хоровод нас приглашает.
- Сегодня, ребята, к нам в гости пришла вот эта кукла в мордовском народном костюме, её зовут красиво Алдуня.
Воспитатель предлагает рассмотреть куклу, во что она одета:
- На голове у Алдуни панго – праздничный головной убор замужней женщины. А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха. Рукава рубашки и подол украшены вышивкой.
- Ребята, а хотите сами смастерить кукол в мордовском костюме в подарок своим друзьям или близким?
Педагог предлагает для рассматривания образцы кукол.
- Из чего сделаны эти куклы?
- Что у них на голове?
- Чем украшена одежда?
Затем педагог показывает и объясняет последовательность изготовления куклы:
1) Вырезывание всех деталей (у педагога они заранее вырезаны);
2) Частичный показ рисования лица и узоров на одежде с объяснением того, как лучше разместить узоры на деталях одежды;
3) Рисование узора вышивки и наклеивание кружков из фольги – «монетки»;
4) Склеивание деталей для получения куклы.
Далее педагог напоминает о том, какие узоры мордовской вышивки можно использовать для украшения деталей одежды.
Дети проходят к столам и приступают к самостоятельной работе. Педагог оказывает помощь в выборе узоров для рисования вышивки, цветового решения, места расположения узоров на деталях.
В конце занятия дети выбирают понравившуюся куклу, мотивируя свой выбор. Можно предложить детям рассказать о своей кукле.
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края».
Педагогическая идея: Правильно подобранные материал позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений.
Применяемые средства являются оптимальными и эффективными.
Внедрением проекта педагог добивается следующих результатов:
- повышение мотивации ребенка к образовательной деятельности;
- активизация познавательной сферы ребенка;
- повышение качества усвоения программного материала;
- развитие наблюдательности, внимания, речи;
-формирование в ребенке инициативности, ответственности, самостоятельности.
Содержание проекта состоит из 4-х разделов (краеведение, бытовая культура, традиции, искусство).
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Этапы
1. Подготовительный
Содержание работы: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.
2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.
3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.
Методы: Анализ научной литературы, опыта педагогов дошкольного образования своего и других регионов РФ.
Прогнозируемые результаты: Создание проекта
Средства контроля: Диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдение, опрос.
2. Констатирующий.
Содержание работы: 1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы.
2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.
4. Проведение констатирующего среза или анализ полученных данных.
5. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента.
6. Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к национально-региональной культуре Республики Мордовия.
Методы: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
Прогнозируемые результаты: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
Средства контроля: Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.
3. Обучающий
Содержание работы: 1. Обобщение информационных условий для приобщения к национально-региональной культуре Республике Мордовия детей дошкольного возраста.
2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Мой родной край»
3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
4. Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.
5. Накопление методического материала.
6. Реализация плана работы с детьми
9. Анализ контрольного среза.
10. Сравнительный анализ
Методы: Изучение нормативно-правовой литературы.
Прогнозируемые результаты: Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
Средства контроля: Анализ контрольного среза.
Сравнительный анализ.
4. 3аключительный
Содержание работы: 1. Проведение контрольного среза;
2. Сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза;
3. Издание программы и методических рекомендаций по приобщению к национально-региональной культуре детей дошкольного возраста.
Методы: Обобщение и систематизация материалов по опытно-экспериментальной деятельности.
Прогнозируемые результаты: Публикация методических материалов.
Средства контроля: Проведение контрольного среза;
Сравнительный количественно-качественный анализ результатов.
В последние годы повышается значимость дошкольного образования как института социализации, что обусловлено объективными потребностями современного общества и государства. Спектр проблем, решение которых опосредовано модернизацией дошкольного образования, широк: от демографических, связанных с созданием условий для повышения рождаемости, до проблем воспроизводства человеческого и интеллектуального потенциалов общества. В контексте усиливающейся социальной дифференциации, плюрализации современного российского социума и, как следствие, актуализации проблем социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах, возрастает роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности.
Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования.
Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного к нему отношения, начиная с самого раннего детства.
Цель проекта: создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии. Задачи проекта:
- создание системы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии ;
- обобщение, распространение и тиражирование опыта по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии.
Принципы организации работы:
1. Личностно-ориентированный принцип. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры, уникальности личности, ее интеллектуальной и творческой свободы, права на уважение, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий.
2. Этнопедагогический принцип. Единство интернациональных (общечеловеческого, национальных и индивидуальных элементов воспитания.
3. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать любой материал, соответствующий возрастным возможностям детей, способствующий развитию личности ребенка, его коммуникативных умений, представлению о региональной культуре.
Теоретической базой для разработки проекта являлись:
- «Валдоня», региональная программа;
- примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Авторы: О. В. Бурляева и др. - Саранск 2011г.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», 2002
Тематическое планирование по направлениям работы
Первое направление: «Краеведение»
Цель: дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае.
Задачи:
1. Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, с символикой и населенными пунктами Мордовского края;
2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
3. Воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края.
Второе направление: «Традиции и обычаи»
Цель: познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях.
Задачи:
1. Познакомить с обычаями и праздниками мордовского народа, обогатить представление детей о народных играх;
2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение;
3. Воспитывать уважение к самобытности национально - региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии.
Третье направление: «Бытовая культура»
Цель: познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа.
Задачи:
1. Расширять представления об одежде, жилище, пище народов Мордовии, дать понятие о ремеслах и промыслах;
2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение;
3. Воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством.
Четвертое направление: «Искусство»
Цель: дать первоначальные представления о различных видах искусства и их представителях.
Задачи:
1. Углублять и расширять знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа;
2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение;
3. Воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.
Календарно-тематический план:
Октябрь:
1. Я живу в Мордовии.
Цель: дать детям понятие о том, что мы живем в Мордовии.
Форма работы: беседа
Материал: карта Мордовии.
2. Эрзя и мокша – коренные жители Мордовии.
Цель: Дать дошкольникам сведения о том, что в Мордовии проживают народы –эрзя и мокша.
Форма работы: беседа
Материал: Куклы в национальных мордовских костюмах.
3. Национальный костюм мордвы- эрзи.
Цель: Познакомить с национальным эрзянским костюмом, элементами одежды.
Форма работы: презентация
4. Устное народное творчество мордовского народа –потешки.
Цель: Знакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа, побуждать у детей желание слушать потешку.
Форма работы: чтение произведения, беседа по содержанию
Ноябрь:
1. Царство животных
Цель: Знакомить детей с дикими животными Мордовии.
Форма работы: Занятие
Материал: Картинки с изображением диких животных.
2. Моя семья
Цель: Дать представления о том, что такое семья.
Форма работы: Создание семейного фотоальбома.
Материал: Семейные фотографии.
3. Национальная кухня мордовского народа
Цель: Познакомить с мордовской национальной кухней.
Форма работы: Беседа.
Материал: Календарь «Мордовская национальная кухня»
4. Устное народное творчество мордовского народа – загадки
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа.
Форма работы: Беседа, чтение загадок.
Материал: Загадки, кукла в мордовском костюме.
Декабрь:
1. Царство растений.
Цель: Продолжить знакомить детей с природой родного края
Форма работы: Беседа.
Материал: Картинки с изображением деревьев, цветов и др. растений.
2. Мордовские народные игры.
Цель: Знакомить детей с мордовскими народными играми.
Форма работы: Беседа, игры.
Материал: Платочек, аудиозапись с мордовской музыкой
3. Жилище
Цель: Познакомить детей с тем, в чем мордва жили в давние времена.
Форма работы: Экскурсия в мини музей «Мордовская изба»
4. Устное народное творчество мордовского народа – заклички.
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа, побуждать у детей желание слушать заклички.
Форма работы: Беседа, чтение
Материал: Заклички, кукла в мордовском костюме
Январь:
1. Реки и озера Мордовии.
Цель: Продолжить знакомить детей с природой родного края. Воспитывать бережное к природе родного края.
Форма работы: Беседа.
Материал: Картинки с изображением рек и озер, рыб
2. Мордовский праздник – Роштува.
\Цель: В доступной форме знакомить детей с народными праздниками мордвы.
Форма работы: Беседа
Материал: Календарь «Традиции и обычаи мордовского народа»
3. Тавлинская деревянная игрушка
Цель: Познакомить с Тавлинской деревянной игрушкой, вызвать эмоциональный отклик на яркость образов и своеобразия форм изделий.
Форма работы: Презентация
Материал: Тавлинские деревянные игрушки.
4. Мордовские народные сказки.
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа.
Развивать умение детей слушать мордовские сказки.
Форма работы: Беседа, чтение.
Материал: Сказки, кукла в мордовском костюме.
Февраль:
1. Заповедники Мордовии.
Цель: Дать детям сведения о том, что такое заповедник.
Познакомить с заповедниками Мордовии.
Форма работы: Беседа
Материал: Картинки с изображением природы мордовских заповедников
2. Мордовские народные зимние игры и забавы.
Цель: Пополнить знания детей о зимних играх и забавах.
Форма работы: Беседа
Материал: Иллюстрация картины Ф. Сычкова «Катание с горы»
3. Урусовские валенки.
Цель: Продолжать знакомить детей с ремеслами мордовского народа.
Форма работы: Рисование «Мордовские валенки»
Материал: Силуэты валенок, краски, кисточки
4. Мордовские народные песни.
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного поэтического творчества мордовского народа.
Форма работы: Беседа, слушание
Материал: аудиозапись с мордовскими песнями.
Март:
1. Красная книга Мордовии.
Цель: Дать детям сведения о том, что такое «Красная книга», воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Форма работы: Занятие
Материал: «Красная книга Мордовии»
2. Мордовский праздник – Мастя
Цель: Продолжать знакомить детей с мордовскими народными праздниками.
Форма работы: Беседа
Материал: Календарь «Традиции и обычаи мордовского народа»
3. Мордовская вышивка.
Цель: Познакомить детей с особенностями мордовской национальной вышивки
Форма работы: Презентация, аппликация «Икельга паця (фартук)
Материал: Эрзянский национальный костюм,
Бумага, клей, салфетки
4. Мордовская музыка
Цель: Познакомить детей с особенностями мордовской музыки.
Форма работы: Беседа.
Материал: Аудиозапись
Апрель:
1. Достопримечательности Мордовии.
Цель: Познакомить детей с достопримечательностями Мордовии и города Саранска. Привить чувство любви к родному краю.
Форма работы: Беседа
Материал: Открытки с достопримечательностями города Саранска.
2. Мордовский праздник – Инечи.
Цель: Продолжать знакомить детей с мордовскими народными праздниками.
Форма работы: Развлечение
3. Гончарное мастерство мордовского народа.
Цель: Продолжать знакомить детей с ремеслами мордовского народа.
Форма работы: Презентация, лепка «Кувшин».
Материал: Пластелин, доски, салфетки.
4. С. Люлякина. «Стихи»
Цель: Познакомить детей с произведениями С. М. Люлякиной. Привить чувство любви к произведениям мордовских писателей
Форма работы: Беседа, чтение.
Материал: Сборник стихотворений С. М. Люлякиной
Май:
Контрольный срез
НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование)
«Украшение салфетки мордовским орнаментом»
Цель: Приобщение к истокам мордовской народной культуре.
Задачи:
Учить детей симметрично располагать элементы на салфетке.
Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы.
Воспитывать любовь к малой Родине
Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Ход занятия
Орг. момент
Вводная беседа
В.: Ребята, в какой республике мы живем? Правильно, в Мордовии.
В.: Как называется столица Мордовии?
Дети: Саранск.
В.: А какие города вы еще знаете?
Дети: Инсар, Рузаевка, Краснослободск, Темников, Ардатов, Ковылкино.
В.: Вместе со мной к вам приехала, девочка Алдуня. Вы хотите с ней познакомиться?
Дети: Да.
В.: Давайте пригласим ее.
(звучит мордовская национальная песня, заходит девочка).
Основная часть
В.: Здравствуй, Алдуня, мы рады тебя видеть.
Алдуня: Здравствуйте
В.: Что привело тебя к нам?
Я хочу вас пригласить на выставку.
В.: Ребята, знаете ли вы, что такое выставка?
Дети: Это место, где выставляются самые лучшие предметы, сделанные человеком.
По этим предметам мы можем узнать, как жили наши предки, какому народу принадлежат эти изделия, во что оделись, какие соблюдали обычаи.
В.: Алдуня, что же ты нам привезла?
Алдуня: Я привезла изделия народных мастеров.
В.: Посмотрите, какие интересные изделия нам привезла Алдуня. Обратите внимание, как украшены эти изделия. У каждого народа есть своя особенность в изображении орнаментов. Среди этих предметов есть изделия гжельских, хохломских и мордовских мастеров.
В.: Послушайте загадки, и скажите, о каких изделиях в них говорится.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют …. Хохломой!
В.: Найдите среди предметов декоративно - прикладного искусства изделия хохломских мастеров.
Какие цвета преобладают в хохломской росписи?
Дети: Красный, золотой, черный.
В.: А что в своей росписи отразили хохломские мастера?
Дети: Красоту родной природы.
В.: А теперь послушайте следующую загадку, и скажите, о каком промысле говорится в ней.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её название – Гжель.
В.: Кто мне найдет изделие гжельских мастеров? Какие цвета преобладают в гжельской росписи?
Дети: Синий, голубой, белый.
В.: А что изображали гжельские мастера?
Дети: Сказочных птиц, животных, растений.
В.: Скажите, а из чего делали мастера свои изделия?
Дети: Хохломские мастера – из дерева, а гжельские из глины.
В.: Правильно. А как вы думаете остальные изделия какие мастера изготовили?
Дети: Мордовские мастера.
(Алдуня обращается к воспитателю).
В.: Алдуня просит, что бы вы для ее выставки расписали салфетки. Выполним ее просьбу?
Дети: Да.
В.: Я думаю, что нам это будет сделать не сложно, потому как сама Алдуня нам поможет. У каждого народа есть свой национальный костюм, язык, орнаменты, которыми они украшали свою одежду. Вот и у нас в Мордовии есть свои национальные орнаменты. Алдуня привезла не только изделия, но и образцы элементов мордовской вышивки. Давайте рассмотрим некоторые из них. Посмотрите, какие они красивые. Все они выполнены из геометрических фигур. Вот такой орнаментальной каймой украшали полотенца, передники. Какие цвета мы видим на узорах?
Дети: Красный, черный, желтый, зеленый.
В.: Я вам предлагаю украсить наши салфетки вот таким орнаментом. (Показ) Из каких геометрических фигур состоит орнамент?
Дети: Из квадратов, ромбов, крестиков.
В.: Для работы перед вами лежат следующие материалы: это ткань – канва, гуашь двух цветов: красный и черный, кисточки и т.д.
В.: А теперь посмотрите на схему. Какую форму имеет наша салфетка?
Дети: Квадрат.
В.: На I этапе мы будем украшать края салфетки. На II этапе – середину.
В.: Сначала мы проведем красным цветом вертикальные линии с двух сторон, отступив немного от края. У нас получились две параллельные полосы. Далее мы должны разделить их на квадраты, для этого проводим горизонтальные линии. После того как нарисовали квадраты, черной гуашью рисуем крестики в квадратах. Теперь мы должны украсить середину салфетки. Какую фигуру мы для этого нарисуем?
Дети: Ромб.
В.: Ромб мы рисуем красным цветом, далее делим ромб на четыре части. У нас получилось четыре ромба.
В.: Теперь черной краской мы нарисуем четыре ромбика, так, чтобы наша белая основа была видна. Перед каждым из вас на столе стоят образцы. Прежде чем мы приступим к работе, давайте приготовим наши пальчики.
Физ. минутка
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту жмем, жмем.
Мы капусту солим, солим
Мы морковку трем, трем.
В.: Давайте закрепим все этапы работы:
В.: Что мы будем делать на I этапе?
Дети: Украшать края салфетки.
В.: Что мы будем делать на II этапе?
Дети: Украшать середину салфетки.
В.: Молодцы. А теперь приступим к работе.
(В ходе занятия воспитатель помогает детям индивидуально).
Итог
В.: Ребята, все ваши салфетки очень красивые и веселые. Покажите свои салфетки Алдуне.
Молодцы.
А теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?
Смотрели выставку и расписывали салфетку.
Что запомнилось больше всего вам на занятии?
А был ли момент, когда вам немного было скучно?
Я хочу сказать вам, что вы были активны, мне было интересно с вами работать. За совместную работу спасибо.
Список литературы
1. Алексеев, Э. С. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни / Э. С. Алексеев. ВНИИ искусствознания. -М. : Наука, 1988. - 36 с
2. . Алешкина, С. А. Песни и думы земли Тюштяна / С. А. Алешкина, А. В. Алешкин // Поволжские финны: (краткий очерк истории и развития мордовского народа). М. : Наука, 1991. - С. 59-60.
3. Алешкина, С. А. Художественность литературы и творческий мир писателя / С. А. Алешкина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. - С. 55-56.
4. Аникин, В. П. Плодная осень : рассказы. Сказки / сост. А. В. Алешкин; вступ. ст. С. А. Алешкиной ; прил. и примеч.
5. A. С. Аникиной. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. — 256 с.
6. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки : в 3 т. / А. Н. Афанасьев.- М.: Наука, 1985. Т. 2. - 464 с.
7. Воронин, И. Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. / И. Д. Воронин. Саранск. : Мордов. кн. изд-во, 1976. - 335 с.
8. Горбунов, В. В. Мордовская литература / В. В. Горбунов, Б. Е. Кирюшкин // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1967. Т. 4. — С. 967-970.
9. Мордовия. Саранск, 1950. - № 3. - С. 261-271.155
10. Маскаев, А. И. Мордовская народная сказка / А. И. Маскаев. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1947. 430 с.
11. Мокшин, Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — 160 с.
12. Мокшин, Н. Ф. Этническая история мордвы / Н. Ф. Мокшин. Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1977. - 280 с.
13. Мордовские народные сказки. Изд. 2-е / Сост. К. Т. Самородов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. 416 с.
14. Мордовский этнографический сборник / А. А. Шахматов. СПб.: Тип. Императ. АН, 1910. - 848 с.
15. Мордовская литература: учеб. хрестоматия для факультатив, занятий в общеобразоват. шк. Мордовской АССР. Ч: 1 / Сост. А. И. Брыжинский, Е. И. Чернов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во 1989: 352 с.
16. Мордовская история // Живая старина. 1909. Кн. 70-71, вып. 2-3. -С. 166-167.
17. Осовский, Е. Г. Эрзянь букваренть текцязо / Е. Г. Осовский // Чилисема. 1991, - № 4. - С! 2 - 3.
18. Очерки истории мордовской советской литературы / редкол. : В. В. Горбунов и др., — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1956. 226 с.
19. Смирнов К. А. Русский элемент в культуре мордвы / К. А. Смирнов. — Ульяновск: Тип. обл. управления культуры, 1957, 22 с.
20. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1963. - 400 с.
21. Феоктистов, А. П. Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных языков / А. П. Феоктистов. — М.: Наука, 1967. — 260 с.
22.
23. Черапкин, Н. И. Введение // Проблемы современной мордовской литературы / Н. И. Черапкин. — Саранск. : изд-во Мордов. ун-та, 1980. С. 3-26.203 .Черапкин, Н. И. Подвигсь и морось = Подвиг и песня // Мокша. — 1964. -№ 1.С. 87-93.
24. Чернов, Е. И. История мордовской литературы. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 91 с.
25. Шахматов, А. А. Мордовский этнографический сборник. — СПб.: Тип. Имп. АН, 1910. IX. 848 с.
26. Яницкий, О. Н. Методологические вопросы исследования социально-экологических проблем О. Н. Яницкий // Вопр. филос. 1982. - № 3. -С. 91-99.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.