Педагогический проект "Работа с музыкограммами"
Оценка 4.8

Педагогический проект "Работа с музыкограммами"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
музыка
Взрослым
15.06.2022
Педагогический проект "Работа с музыкограммами"
Цель проекта: повышение профессионального мастерства в процессе освоения опыта работы с применением нетрадиционных музыкальных технологий на уроках в ДШИ. Музыкограмма - технология, созданная бельгийским учителем музыки и композитором Йос Вуйтак. Это графические схемы, отображающие музыкальное развитие в музыкальном произведении. В основе - рисунок, который графически отображает звуки, а ребёнок водит по нему пальцем в такт музыке.
ПРОЕКТ Работа с музыкограммами.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«ПОДПОРОЖСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

187780, Ленинградская обл., г. Подпорожье, пр. Ленина, дом 1, т.ф.8(81365)22047, muzlira1@yandex.ru, https://muzicpod.jimdo.com/

филиал «Никольское музыкальное отделение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Введение

Глава I. Характеристика технологии «Музыкограмма»

1.1. История создания, принципы, положительные аспекты

1.2. Использование в музыкальном образовании

1.3. Музыкограммы и новые форматы

1.4. Музыкально - педагогическая  актуальность  «активного прослушивания музыки»

Глава II.  Описание деятельности в ходе проекта

2.1.Принципы реализации проекта, методы и приёмы, предполагаемые результаты.

2.2. Этапы работы над проектом

2.3. Анализ проделанной работы

Заключение

Литература, интернет- ресурсы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     

         Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики  свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребёнка. Исходя из этого, необходимо выстроить систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе разных видов искусства и художественной деятельности.

Из всего вышесказанного, в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно - эстетического развития в образовательных учреждениях дополнительного образования.

Проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных, художественно-творческих способностей.

В практике преподавания музыки большое внимание отводится анализу того или иного музыкального произведения. Существуют разработанные схемы, планы и концепции такого анализа. Однако есть гипотеза, что для учащихся  такие схемы сложны, а порой даже скучны. Мы учим, что каждое музыкальное произведение уникально и неповторимо, а ведь схемы для анализа очень типичны. Чтобы преодолеть этот парадокс, я пользуюсь одним секретом. Это  технология  создания «музыкограммы». Она  заключается в следующем: обучающимся  предлагается   создать некую  картинку, схему, изображение  музыки. Первый видеоролик с использованием этой технологии мне попался на глаза случайно . Я стала целенаправленно искать аналогичные видео. Оказалось, их не так уж и мало! Показала своим ученикам, вызвав их неподдельный      интерес.  Тогда я решила изучить эту технологию подробней.

Актуальность темы проекта  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности.

Проблема: недостаточно развитое чувство ритма и  фразировки у некоторых обучающихся в классах хореографии.

 

Цель: повышение профессионального мастерства  в процессе освоения опыта работы с  применением  нетрадиционных  музыкальных  технологий на уроках в ДШИ.

Задачи:

- сформировать представление о возможностях применения игровых технологий при организации образовательного процесса;

- обучить приемам применения игровых музыкальных технологий;

-показать практическую значимость  применения нетрадиционных  игровых технологий в работе по музыкальному развитию.

           Объект -   процесс формирования музыкально-творческих способностей обучающихся.

           Предмет – использование технологии музыкограммы, как средства реализации творческого потенциала обучающихся .

           В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкограмм на уроках в ДШИ и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей.

 

Вид проекта: творческий, долгосрочный.

Сроки проведения: январь 2022 - май 2022 г.г..

Участники проекта:  обучающиеся (7 человек), осваивающие  ДОП «Хореографическое искусство» и ДОП «Мир танца» в рамках предмета «Основы игры на фортепиано», а так-же преподаватель данного предмета.  Возраст обучающихся 8-13 лет.

Итоговый продукт: методическое пособие «Сборник музыкограмм» (папка с нарисованными музыкограммами).

 

 

 

Глава I. Характеристика технологии «Музыкограмма»

1.1. История создания, принципы, положительные аспекты 

Музыкограмма - технология, созданная бельгийским учителем музыки и композитором Йос  Вуйтак. Термин, впервые появившийся в 1965 году, произошел от греческого: musikе (музыка) и gramma (письмо, живопись, справочник). Сам термин «музыкограмма» означает следующее: это графические схемы, отображающие музыкальное развитие в музыкальном произведении. Это  метод активного слушания, который  в последнее время получил большее распространение.

В основе - рисунок, который графически отображает звуки, а ребёнок водит по нему пальцем  в такт музыке.

https://i.ytimg.com/vi/Ro6v-UfoXEs/maxresdefault.jpghttps://i.ytimg.com/vi/mpcAeJFG_kM/maxresdefault.jpg

 

 

 

 

 

Даже самое короткое такое занятие позитивно влияет на настроение. А регулярные и осмысленные занятия помогают в более серьёзных проблемах. Это фантастический инструмент для работы с детьми, причем не только в изучении музыки вообще, но и для улучшения ловкости рук, развития зрительно-слуховой и моторной координации, музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, фразировки, воображения и   креативности. Использование данной технологии помогает закрепить такие математические понятия как круг, линия прямая, ломаная, извилистая, треугольник и т.д. Важным принципом музыкограммы является то, что музыкальное содержание никогда не должно быть представлено конкретными рисунками.

Музыкограмма   сначала использовалась только в музыкальных школах  для развития чувства ритма и слуха. Но, со временем, оценив пользу этого метода,  музыкограмму стали использовать и в музыкотерапии.

В музыкограмме условная нотная запись заменена более простыми и доступными для немузыкальных слушателей обозначениями, которыми она призвана помочь восприятию общей структуры произведения.

Поскольку большая трудность слушания музыки заключается в том, что, слушая произведение, мы не можем видеть его структуру (в отличие от того, что происходит с изобразительными искусствами, которые представлены в пространстве и их полное зрительное восприятие происходит в определенный момент),  музыкограмма — это графическое представление того, что мы можем воспринимать на слух из музыкального произведения. Это позволяет вам подчеркивать и работать над музыкальным аспектом, который вас больше всего интересует в любой момент времени, например, формой и музыкальными элементами (ритм, мелодия, текстура, тембр, динамика, время). Это преимущество визуального восприятия может быть использовано для поддержки восприятия музыки в целом. Это графическая запись музыкальных событий, визуальное представление динамического развития музыкального произведения.

С помощью музыкограммы слушатель слышит, понимает и получает больше удовольствия от музыки при использовании активных стратегий, чем при пассивном прослушивании. Активность до и во время прослушивания повышает внимание и концентрацию на музыке. Важно то, что графика помогает понять и заставляет слушателя вовлечься в слушание.

Еще одним привлекательным аспектом являются отношения, которые создаются между музыкальными и визуальными элементами, например, звуки могут быть связаны между собой. Важная особенность заключается и  в том, что эта технология  требует участия слушателя до и во время прослушивания (что полностью соответствует характеристикам активного слушания) с использованием визуального восприятия для повышения музыкального интереса учащихся к классической музыке.

1.2. Использование в музыкальном образовании

Прослушивания являются важной частью, если не обязательной, музыкальных занятий и способствуют как получению удовольствия от музыки, так и ее изучению. Облегчение музыкального понимания с помощью визуальных элементов, рисунков и/или диаграмм – это предмет, который всегда интересовал педагогов и учителей музыки. Чтобы составить музыкограмму в музыкальном классе, это должен сделать учитель, но в сотрудничестве с учеником (поскольку есть параметры, которые можно изучать с точки зрения учеников), таким же образом было проверено, что есть имеют несколько уровней сложности, а глубина, с которой проводится анализ, должна быть адаптирована к характеристикам и подготовке адресата. Важной особенностью музыкограммы, как образовательного ресурса является то, что она доступна на любом уровне. С помощью одного и того же прослушивания мы можем создавать разные музыкограммы, чтобы сосредоточиться на музыкальной теме и уровне, которые нас интересуют больше всего. Это также отличный ресурс, который дает учащимся возможность создавать свои собственные рисунки на основе музыкальных элементов прослушивания.

1.3. Музыкограммы и новые форматы

Новая идея, возникшая в результате использования ИКТ на уроках, состоит в том, чтобы учитывать включение аудиовизуального материала в стратегии обучения аудированию, так как через образы легче понимать слышание и участвовать в нем. Новые форматы и возможности визуализации и интерактивности. Раньше было обычным делом найти музыкограмму, нарисованную на бумаге или картоне, а сейчас в Интернете выложено множество видео-музыкограмм, флеш-анимаций, power-point и т.д. По всем этим причинам основной целью музыкограмм с использованием ИКТ является вклад в заметное обновление их внешнего вида и облегчение их распространения.

1.4. Музыкально - педагогическая  актуальность  «активного прослушивания музыки»

Активное прослушивание музыки с музыкограммами представляет собой новый вклад в музыкальное образование. С одной стороны, при таком подходе Вайтак соответствует постулату Карла Орфа о том, чтобы дети могли активно знакомиться с музыкой на уроках музыки, поскольку Орф требует: «Элементарная музыка никогда не бывает музыкой. Сама по себе она связана с движением, танцем и языком, это музыка, которую ты должен делать сам, в которую ты вовлечен не как слушатель, а как игрок ». С другой стороны, работа с музыкограммами соответствует требованию ориентации на компетентность в отношении передачи культурных ценностей и основных музыкальных навыков: дети понимают структуру музыкального произведения. В единстве произведения они ощущают разнообразие композиции. Воспроизведение музыкального произведения, которое выполняется с музыкограммой перед прослушиванием, способствует ощущению формы, ритма и динамики.

Сравнительное исследование показывает эффективность обучения работе с музыкограммами: в Австралии, Бельгии и Португалии дети брали уроки музыки у одного и  того же учителя. Затем их спросили о музыкальных параметрах формы, инструментовки и темпа. В классах, которые работали с музыкограммой, правильно ответили значительно больше детей. На вопрос, как им понравилась музыка, чуть больше детей, которые участвовали в уроке музыкограммы, ответили положительно.

 

Глава II.  Описание деятельности в ходе проекта

        2.1.Принципы реализации проекта, методы и приёмы, предполагаемые результаты. 

         Для участия в проекте я выбрала обучающихся классов хореографии, которые получают предмет по выбору «Основы игры на фортепиано». Приоритетной  задачей освоения этого предмета является развитие чувства ритма и чувства музыки в целом. На уроках, помимо непосредственной игры на фортепиано,  стараюсь применять различные виды деятельности. А использование технологии «музыкограммы» как нельзя лучше способствует выполнению данных задач нетрадиционным способом, что повышает интерес к занятиям музыкой.

Приступая к реализации проекта,  учитывались следующие основные принципы:

-         развивающего образования;

-         сочетания научной обоснованности и практической применимости;

-         соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

-         обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования;

-         обеспечение интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-         решение программных образовательных задач при проведении  совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности ей;

-         построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

-          

 

Методы и приёмы

-         поисковые  методы: поиск, изучение и анализ видеоматериала;

-         словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы;

-         практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём точных установок, приём мысленного создания собственной «картины».

-         наглядные методы: демонстрация видео.

 

Предполагаемые итоги реализации проекта

1)    Повышение  собственных профессиональных компетенций.

2)    Применение полученного опыта в работе.

3)    Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.

4)    Умение детей через работу с музыкограммами  понять и представить развитие музыкальной темы, слышать ритмические акценты.

5)    Умение узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.

6)    Умение создавать свои собственные музыкограммы.

7)    Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.

 

В соответствии с поставленной целью и задачами проекта были определены основные этапы.

2.2. Этапы работы над проектом

1-й этап.  Подготовительный (январь  - первая половина февраля),

реализуется преподавателем:

-          анализ интернет-ресурсов по данной теме;

-         донесение до участников проекта важность данной проблемы;

-          подбор необходимых материалов: видео с готовыми музограммами;

 

2 этап. Основной (вторая половина февраля -апрель), реализуется обучающимися с сопровождением преподавателя:

     - демонстрация процесса работы с музыкограммой;

- продуктивная деятельность – оформление  уже готовых музыкальных схем на бумаге (перерисовывание с видео);

- работа по нарисованным схемам, достижение наиболее точного ритмического «попадания»;

- создание каждым учеником своей собственной музыкограммы.

 

На этом этапе преподаватель включает музыкальное произведение и показывает несколько раз упражнение на собственном примере. Затем ребёнок сам обводит пальцем графические  символы, пытаясь сопоставить рисунок и мелодию. После уверенной работы по готовым схемам каждому участнику проекта преподаватель подбирает музыкальное произведение и  ребёнок самостоятельно придумывает свою музыкограмму, т.е. «рисует» музыку различными   символами (кружочки, палочки, зигзаги и т.д. - кто как чувствует).

3 этап. Заключительный (май),реализуется совместно преподавателем и обучающимися:

- анализ созданной каждым учеником музыкограммы;

- эстетическое оформление авторских музыкограмм;

- формирование папки «Сборник музыкограмм»;

- подведение итогов работы по проекту.

Работа над проектом, требующая совместной деятельности  преподавателя и обучающихся,  велась частично за счёт аудиторного времени уроков «Основы игры на фортепиано» и во внеурочное время индивидуально. А так -же,  за счёт самостоятельной работы  участников проекта.

2.3. Анализ проделанной работы

-         Изучен опыт коллег по созданию музыкограмм.

-         Проведён анализ выявленных музыкальных и творческих возможностей детей.

-         Создана новаторская система по художественно-эстетическому развитию детей.

-         Оформлено новое методитческое пособие.

 

         Предполагается, что проект «Работа с музыкограммами» продолжит свою деятельность через:

-распространение педагогического опыта на различных уровнях;

-использование данной формы работы на других предметах в ДШИ;

-пополнение папки новыми  музыкограммами.

 

 

Заключение

Современная концепция образования строится, на мой взгляд, на двух взаимообразующих понятиях: эффективность – деятельность и деятельность – эффективность.

Эффективность урока (применение различных приемов, мотивационная сторона урока, разнообразие содержания образования) напрямую связана с возможностью и желанием каждого ученика наиболее ярко реализовывать чувства, возможности и умения в своих действиях и в своей деятельности: рефлексия, сопереживание, самовыражение.

Творческая деятельность учеников (активная познавательная позиция на каждом уроке) – это эффективное преобразование полученных знаний в предметной и социальной областях.

Каждый урок в ДШИ, имея четкую ориентацию на творческое начало и необходимость приобретения собственного опыта творческой деятельности – это не только новое знание, новый результат, это еще и новый личный опыт каждого ученика. Таким образом, эффективность работы преподавателя на уроках позволяет его ученикам освоить универсальные учебные действия, которые делают каждого ребенка потенциально успешной, социализированной и адаптированной личностью в будущем.

 

 

 

 

 

 

Литература

Делегат Азорин, JM (2012). Прослушивания и музыкограммы. Концепция, выбор и анализ. Бубок Паблишинг С.Л.

Уайт Ривас, Э. (2011). Детский стишок в младенческом и начальном образовании. ИКТ как учебный ресурс в музыкальном классе. Саламанка: Коллекция Vítor Editions Университет Саламанки.

Джос Вуйтак, Граса Боал Палейрос. (июль 2009 г.). Активный музыкальный слух с Musicogram. благозвучие. Дидактика музыки, 43-55.

Wuytack, Jos / Schollaert, Paul: Actief muziek beluisteren. Левен 1972.

Wuytack, Jos / Schollaert, Paul: Audicion Musicale Active. Лёвен 1974.

Wuytack, Jos: Musicalia I - Musicogrammes (28 музыкограмм, 1982) и Musicalia II - Musicogrammes (30 музыкограмм, 1984). Уитгеверий де Гарве, Брюгге.

Wuytack, Jos / Boal-Palheiros, Graça: Audición music activa. Porto: Associação Wuytack de Pedagogia Musical, 1996. (Буклет для учащихся и руководство для учителя) - https://deru.abcdef.wiki/wiki/Musikogramm

Интернет- ресурсы

Шабарина И.Ю. Деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/publications/id3555/Dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovanii 

http://www.awpm.pt/ (справочный адрес для упомянутой литературы, а также музыкограмм в формате PDF и соответствующей музыки на компакт-диске) - https://deru.abcdef.wiki/wiki/Musikogramm.

https://www.youtube.com/results?search_query=музыкограммы

 

 

 

 

Приложение 1.

Освоение технологии  «Музыкограмма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Участники проекта  со своими  авторскими  музыкограммами

            

       Ева П.                              Марха М.                            Настя М.               

                                                 

           Настя П.                          Евлалия Р.                           Алина Г.

                                                                                                                            

 

Люда Д.

Приложение 3.

Итоговый продукт – папка «Сборник музыкограмм»
(все музыкограммы в наличие как в бумажном, так и в электронном формате)

        

 

 

 

 

 

                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

I. Репродукции (из интернета):

1. И. Штраус-полька «Трик-трак»

2. А. Понкьелли- «Танец часов»

3. А. Вивальди- концерт «Весна» 1 часть

4. К. Сен-Санс - «Аквариум»

5. В.А. Моцарт- «Турецкий марш»

6. Л.В.Бетховен – «Контрданс» № 3

7. А. Вивальди - концерт «Зима» 1 часть

8. Л. Боккерини - «Менуэт»

9. Л.В.Бетховен – симфония № 5 1 часть

10. И. Брамс – «Венгерский танец» № 5

 

1.

 

 

2.

     

3.                                                          4.

           

5.                                          6.

        

  7.                                                 8.

 

 

 

9.

          

10.   

II. Авторские  музыкограммы:

1. Полоухова Ева – П.И.Чайковский  «Зимнее утро»

2. Максудова Марха – П.И.Чайковский  «Старинная французская песня»

3. Рогоза Евлалия - И. Дунаевский «Полька»

4. Маркова Анастасия- П.И.Чайковский  «Нянина сказка»

 5. Позмогова Анастасия -  Г. Манчини   «Розовая пантера»

6. Гусева Алина-  П.И.Чайковский  «Мазурка»

7. Деревенькина Людмила- П.И.Чайковский  «Баба Яга»

 

1.                                  2.                               3.

                      

4.

              

                             

 5. 6.

 

 

7.  

       

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ПОДПОРОЖСКАЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ПОДПОРОЖСКАЯ

Содержание Введение Глава

Содержание Введение Глава

Введение

Введение

Проблема: недостаточно развитое чувство ритма и фразировки у некоторых обучающихся в классах хореографии

Проблема: недостаточно развитое чувство ритма и фразировки у некоторых обучающихся в классах хореографии

Глава I . Характеристика технологии «Музыкограмма» 1

Глава I . Характеристика технологии «Музыкограмма» 1

Поскольку большая трудность слушания музыки заключается в том, что, слушая произведение, мы не можем видеть его структуру (в отличие от того, что происходит с изобразительными…

Поскольку большая трудность слушания музыки заключается в том, что, слушая произведение, мы не можем видеть его структуру (в отличие от того, что происходит с изобразительными…

С помощью одного и того же прослушивания мы можем создавать разные музыкограммы, чтобы сосредоточиться на музыкальной теме и уровне, которые нас интересуют больше всего

С помощью одного и того же прослушивания мы можем создавать разные музыкограммы, чтобы сосредоточиться на музыкальной теме и уровне, которые нас интересуют больше всего

В классах, которые работали с музыкограммой, правильно ответили значительно больше детей

В классах, которые работали с музыкограммой, правильно ответили значительно больше детей

Методы и приёмы - поисковые методы: поиск, изучение и анализ видеоматериала; - словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы; - практические методы: метод вызывания адекватных…

Методы и приёмы - поисковые методы: поиск, изучение и анализ видеоматериала; - словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы; - практические методы: метод вызывания адекватных…

На этом этапе преподаватель включает музыкальное произведение и показывает несколько раз упражнение на собственном примере

На этом этапе преподаватель включает музыкальное произведение и показывает несколько раз упражнение на собственном примере

Предполагается, что проект «Работа с музыкограммами» продолжит свою деятельность через: -распространение педагогического опыта на различных уровнях; -использование данной формы работы на других предметах в

Предполагается, что проект «Работа с музыкограммами» продолжит свою деятельность через: -распространение педагогического опыта на различных уровнях; -использование данной формы работы на других предметах в

Литература Делегат Азорин, JM (2012)

Литература Делегат Азорин, JM (2012)

Приложение 1. Освоение технологии «Музыкограмма»

Приложение 1. Освоение технологии «Музыкограмма»

Приложение 2. Участники проекта со своими авторскими музыкограммами

Приложение 2. Участники проекта со своими авторскими музыкограммами

Приложение 3. Итоговый продукт – папка «Сборник музыкограмм» (все музыкограммы в наличие как в бумажном, так и в электронном формате)

Приложение 3. Итоговый продукт – папка «Сборник музыкограмм» (все музыкограммы в наличие как в бумажном, так и в электронном формате)

Приложение 4. I . Репродукции (из интернета): 1

Приложение 4. I . Репродукции (из интернета): 1

3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

II . Авторские музыкограммы: 1

II . Авторские музыкограммы: 1

7.

7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.