Педагогический проект "Словарь неологизмов"
Оценка 4.9

Педагогический проект "Словарь неологизмов"

Оценка 4.9
Домашнее обучение
docx
русский язык
6 кл—11 кл
12.03.2024
Педагогический проект "Словарь неологизмов"
Документ содержит план работы над проектом, по которому можно работать в любом классе.
Задание 2.2_Мой педагогический проект.docx

Пояснительная записка

Тема «Неологизмы» изучается в 6 классе в разделе  «Лексика. Культура речи» учебника М. Т. Баранова, в конце раздела происходит знакомство со словарями, и в разделе «Язык и культура» учебника О. М. Александровой.

После изучения содержания темы «Неологизмы» можно сделать вывод, что школьная программа на данный момент содержит достаточно сведений о неологизмах, которые позволят ребятам на уроках получить необходимые знания для начала реализации проектной деятельности. По этой причине есть основания погрузиться в исследовательскую работу, организованную в форме проекта.   

Проект «Словарь неологизмов» расширит представление учащихся об этих словах, позволит им побыть исследователями, получить ценный опыт работы со словом, написать статьи, увидеть продукт своей деятельности.

Позиция педагога с началом проектной деятельности остается прежней по отношению к деятельности учащихся, что является важным условием для самостоятельности учеников во время работы. Учитель обеспечивает необходимый мотивационный момент и после этого начинает «наблюдать со стороны» за процессом, включаясь при необходимости помочь или направить учеников в их деятельности.  В данном виде проекта учащиеся индивидуально выполняют работу, в которой они также могут помогать друг другу при желании. Работа по своему виду является для всех аналогичной, что дает возможность учащимся помочь друг другу.

Этапы планирования и моделирования в данном случае проходят в виде работы одной группы (всего класса). Этап исследования неологизмов проходит в виде индивидуальной работы каждого ученика.

В группах назначаются организаторы, которые:

 определяют направление движения работы группы;

 ведут контроль за процедурой работы.

Таким образом процесс обучения обретает форму проектной деятельности для 6 класса, которая позволяет сделать этот процесс интереснее и эффективнее.

 

Описание работы над проектом «Словарь неологизмов» для 6 класса

1.     Определение цели работы учебной группы

На одном из уроков русского языка раздела «Лексика» по теме «Неологизмы» учитель показывает ученикам словари неологизмов разных лет, например, «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», составленный по указанию Петра I (можно показать слайды со страницами из словаря), «Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения» (под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 1998; 2-е изд. СПб., 2000.), словарь Ожегова Сергея Ивановича. Далее педагог говорит учащимся, что у нас постоянно появляются новые слова, но они не все есть в словарях и каждый год характеризуется своими словами-неологизмами.

- Вы часто слышите какое-то новое слово, значение которого еще не знаете? (Предположительный ответ «да»). Какие, например, это слова? (Ответы).

- Какое слово-неологизм, по вашему мнению, является словом 2022 года? (Ответы).

- Давайте посмотрим, какие слова называют главными в 2022 году.

Исследователи:

Улыбнуло, зашло, доставило, эщкере, кек, зашквар, варик норм, мякиш, уютыш, годнота, кайфолом, поясните за шмот, бесит, мем, хайп, хэйтер, вкусняшки, спасибки, жиза, позитив, печеньки, обнимашки, каваиться, тян, биткоин, телега (телеграмм), байтить, вайпать (вайпить), банить, флексить, рофл, я с тебя ржу, дис, ОТП. (Данные примеры лучше использовать частично, чтобы у школьников был интерес дополнить список и будущий словарь другим словом)

- Значение этих новых слов вам известны? (Ответы).

- А откуда вам известны значения слов, которые вы назвали?

- Что делать, когда мы не знаем, что означает новое слово? (Посмотреть в интернете, спросить у родителей, у учителя и т.д.).

- Что нам еще помогает узнать значение слова? Конечно, словарь! И мы можем составить его сами! Давайте поможем ученым! (Спросить нескольких учеников, какие слова они бы включили в словарь).

Цель: составить «Словарь неологизмов».

После постановки цели проводится мозговой штурм для сбора идей и их структурирования в группах по 3-4 человека. На листе в центре пишется название проекта. В процессе мозгового штурма аспекты реализации проекта записываются вокруг центра и соединяются стрелочками

Результаты мозгового штурма  выглядели примерно так:

2.     Разработка задания

Задачи:

1. Выбор каждым учеником своего слова-неологизма для исследования.

2. Определение источников информации для исследования неологизмов (словари, интернет).

3. Изучение литературы:

 Интернет – источники:

 https://godliteratury.ru/events/renovaciya-bitkoin-i-khayp;

 http://wordsonline.ru/dicts/neologisms.

4. Определение критериев словарной статьи для «Словаря неологизмов». Такими будут:

 значение слова;

 происхождение;

 примеры употребления.

5. Установление сроков выполнения задач и сроков достижения цели (до конца учебного года).

6. Создание плана-графика выполнения работ по проекту.

7. Изучение каждым учеником своего слова-неологизма в разных источниках.

8. Разработка структуры и композиции справочника (статьи лучше располагать в алфавитном порядке).

9. Составление и оформление «Словаря неологизмов».

3. Разработка содержания самостоятельной подготовки учащихся

Каждый ученик, выбрав себе для исследования слово-неологизм, начинает поиск в источниках нужного слова и информации о нём. Для наглядности процесса выполнения работы и контроля своей исследовательской деятельности юные исследователи заполняют таблицу.

Что сделать?

Как выполнить?

С кем взаимодействую? (если появляется необходимость)

До какого времени?

1. …

2. …

3. …

 

4.     Разработка дидактических материалов

Для осуществления работы над проектом учащимся были рекомендованы:

1.     Следующая литература:

«Современный словарь иностранных слов» Л. П. Крысина.

Интернет – источники:

https://godliteratury.ru/events/renovaciya-bitkoin-i-khayp;

http://wordsonline.ru/dicts/neologisms;

gramota.ru;

2. Инструкция для планирования.

3. Схемы, таблицы, которые необходимо будет заполнять по мере прохождения этапов работы над проектом.

 

5.     Представление задания

Результат, полученный в ходе работы над проектом, был представлен в виде

 Презентации (с докладом).

 Самого продукта: «Словаря неологизмов».

 

Доклад представлялся организаторами, которые определяли направление движения работы группы, вели контроль за процедурой работы. Доклад включал в себя:

- информацию о количестве статей;

- информацию об использованных источниках, литературе (дополнительной литературе, если была использована);

- информацию об авторах словаря (учащиеся 6-го класса).

 

Примеров словарных статей может быть несколько; если учащиеся самостоятельно придумывают примеры для словарной статьи, то это нужно указать пометой «авт.», чтобы читающий это знал.

 

6.     Определение критериев и способов оценки

После представления проекта происходило его оценивание по следующим критериям, которые были известны учащимся с самого начала:

 Соответствие цели и результата проектно-исследовательской деятельности (адекватности).

 Обоснование актуальности (научность).

 Оригинальность решений (креативность).

 Выделение этапов и распределение отдельных частей заданий (организация).

 Представление работы.

 

Учащимся были выставлены оценки в журнал по теме «Неологизмы».

В оценивании участвовали: 1) педагоги, 2) учащиеся других классов.

 

7.     Распределение времени на представление результата

Данный проект по времени исполнения является долгосрочным. Представление его результата может занять 10-20 минут.

Результат проекта представляли два человека, выбранные общегрупповым решением. Время между докладчиками было распределено поровну.

 

 

          

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Тема «Неологизмы» изучается в 6 классе в разделе «Лексика

Пояснительная записка Тема «Неологизмы» изучается в 6 классе в разделе «Лексика

Петра I (можно показать слайды со страницами из словаря), «Толковый словарь русского языка конца

Петра I (можно показать слайды со страницами из словаря), «Толковый словарь русского языка конца

Разработка задания Задачи: 1

Разработка задания Задачи: 1

Изучение каждым учеником своего слова-неологизма в разных источниках

Изучение каждым учеником своего слова-неологизма в разных источниках

Примеров словарных статей может быть несколько; если учащиеся самостоятельно придумывают примеры для словарной статьи, то это нужно указать пометой «авт

Примеров словарных статей может быть несколько; если учащиеся самостоятельно придумывают примеры для словарной статьи, то это нужно указать пометой «авт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024