Актуальность
Анализ ситуации в стране показывает, что падение уровня жизни многих россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи, привели,
во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и,
во-вторых, к низкой ответственности родителей за воспитание детей,
в-третьих, проявлению жестокости по отношению к своим детям.
Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема, решение которой лежит на стыке семейной и социальной политики.
Правительство РФ причисляет проблему социального сиротства к приоритетным задачам, требующим немедленного решения
В. В. Путин
«Но все-таки главная задача, и я думаю, все вы со мной в этом согласитесь, — возвратить ребенка в родную семью… Нужно сделать все возможное, чтобы помочь семье, помочь людям, помочь родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в трудные обстоятельства, вернуться к нормальной жизни»
На заседании президиума Госсовета
"О государственной политике в сфере
семьи, материнства и детства".17.02.2014
Возникшие противоречия
Между потребностью ребенка жить и воспитываться в семье и самоустранением родителей от выполнения своих обязанностей
Между стремительным развитием детей и низкой педагогической культурой родителей
Цель:
создание благоприятных условий для проживания детей в кровных семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сокращение числа лишений родительских прав.
Задачи:
Психолого-педагогические
Социально-экономические
Социально-правовые
Социально-бытовые
Социально- оздоровительные
Социально-трудовые
Психолого-педагогические
вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс;
развитие гармоничной личности;
психодиагностика внутрисемейных и личностных проблем;
разработка индивидуальных планов реабилитации по результатам диагностирования;
создание целостной системы психолого-педагогического диагностирования и сопровождения семей.
Социально-экономические:
консультирование по вопросам оказания всех возможных видов денежных выплат для максимального обеспечения семьи дополнительными материальными ресурсами.
Социально-правовые:
знакомство родителей с законодательством и разъяснение им их прав и обязанностей по надлежащему воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей;
развитие и поддержка системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению факторов нарушения прав и законных интересов детей и оказанию комплексной профилактической помощи семьям «группы риска»
Социально-бытовые:
создание активной поведенческой установки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
наблюдение за условиями проживания и воспитания детей в семье;
формирование у родителей навыков ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенических норм.
Социально-трудовые:
содействие в трудоустройстве или постановке на учёт в Центр занятости населения родителей, нуждающихся в работе;
регулярные запросы об обновлениях состояния на рынке труда;
совместное рассмотрение предложенных вакансий.
Новизна проекта
Создание многоуровневой системы профилактики социального сиротства, реабилитация семей «группы риска».
Выработка новых стратегических подходов в работе с семьей в рамках раннего выявления семейного неблагополучия.
Ожидаемые результаты проекта:
сокращение числа лишений родительских прав;
сокращение количества детей, подвергающихся жестокому обращению в семье;
снижение количества семей, состоящих на учёте в КДН;
повышение уровня родительской компетентности, навыков ведения домашнего хозяйства;
повышение материального состояния семей, находящихся на реабилитации в Центре путём взаимодействия с Центром социальных услуг;
повышение уровня трудовой занятости родителей;
сокращение роста детской и подростковой преступности; снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей;
снижение уровня алкогольной зависимости среди родителей, укрепление физического, психологического и духовного здоровья молодого поколения.
Подготовительный этап:
Изучение нормативно-правовой документации социального педагога;
Анкетирование, интервьюирование родителей с целью анализа семейно-родительских взаимоотношений;
Проведение мониторингового исследования трудовой мотивации, родительской компетентности;
Разработка плана мероприятий проекта;
Разработка планов реабилитации на каждую семью;
Разработка критерий эффективности проекта.
Критерии эффективности
Диагностическое исследование совместно с психологом;
Ребенок остается жить в семье;
Повышение уровня родительской компетентности;
Повышение уровня трудовой мотивации;
Повышение количества родителей, отказавшихся от употребления спиртных напитков;
Участие в областных и региональных конкурсах и семинарах.
Заключительный этап
Анализ достигнутых результатов показал:
сокращение числа лишений родительских прав;
увеличение количества семей снятых с реабилитационного учета с положительным результатом;
повысилась родительская компетентность;
повысилась активность родителей в преодолении трудностей;
увеличение количества родителей, отказавшихся от употребления алкоголя.
Вывод
Поставленная цель достигнута: реализация данного проекта содействует созданию благоприятных условий для проживания детей в кровных семьях, сокращению числа лишений родительских прав, также уменьшению числа семей, состоящих на учёте в КДН и ЗП.
Задачи решены.
Проект является эффективным. Он оптимизирует профилактическую работу с семьями «группы риска», выполним без дополнительных материальных затрат.
Востребованность проекта
Опыт работы по данной теме был обобщен на заседании рабочей группы по фактам пренебрежительного отношения родителей к интересам и нуждам своих детей.
Данный проект может быть реализован Центрами по профилактике социального сиротства, а также образовательными учреждениями, где воспитываются дети из семей «группы риска»
Используемые источники
Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье Москва 2005
Проблемы детской беспризорности и безнадзорности Москва 2005
Пособие «Организация работы по технологии раннего выявления детей и семей группы риска» Тамбов 2010
Райкус Д, Р.Хьюз «Социально-психологическая помощь семьям и детям «группы риска» Москва 2009
Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Москва 2011
Селявина Л.К. «Социальная защита детства» Москва 2005
Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической работы в семье. Москва 2005
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00179616_0.html Статья «Социально-педагогическая деятельность с ребенком из семьи группы риска»
http://5psy.ru/obrazovanie/deti-gruppi-riska.html
http://festival.1september.ru/articles/577144/
http://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2014/04/08/plan-raboty-s-semyami-gruppy-riska-na-2012-2013-uchg
http://www.menobr.ru/materials/47/40410/Социально-педагогическая поддержка семей группы риска
http://rl-online.ru/articles/3-03/157.html Статья «Основы психолого-педагогической работы с детьми группы риска»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.